02.06.2008

Почтовый ящик. Единоналожник покупает и продает товары: что с документами?

Ответы на вопросы

Единоналожник покупает и продает товары: что с документами?

 

ВОПРОС. Я, предприниматель на едином налоге (неплательщик НДС), приобретаю у поставщиков товары. Обязательно ли оформлять накладные на эти товары? Если да, то как долго их хранить и какая ответственность предусмотрена за их отсутствие?

Если товар отгружается заказчикам по накладным, нужно ли иметь и хранить документы, показывающие, у кого он был приобретен?

Имею ли я право покупать для предпринимательской деятельности технику без приходных документов (с рук) за счет средств, которые снимаю с расчетного счета?

 

ОТВЕТ. Начнем с того, что накладная (не путать с налоговой накладной по НДС, которая к нашей ситуации отношения не имеет) — это первичный бухгалтерский документ. А физлица-предприниматели бухгалтерский учет вести не обязаны. Следовательно, составлять накладную ни при покупке ТМЦ, ни при их продаже у предпринимателя, с одной стороны, необходимости нет.

Вместе с тем статья 19 ХКУ документ 1 требует ото всех субъектов хозяйствования (в том числе и физлиц-предпринимателей) ведения первичного учета, т. е. подтверждать документами операции, осуществленные в рамкахоздеятельности, нужно. Но для этого не стоит составлять специальные бухгалтерские документы — достаточно только тех, которые автоматически возникают при оформлении отношений купли-продажи. К тому же, хотя в ХКУ требование о документах содержится, ответственность за их отсутствие для предпринимателя не установлена.

Теперь рассмотрим, могут ли налоговики к единоналожнику предъявить претензии по поводу отсутствия документов? Поскольку ставка единого налога фиксированная, она не зависит ни от суммы дохода, ни от суммы расходов. Значит, недоплаты единого налога из-за отсутствия подтверждающих документов возникнуть не может. Это первое.

Далее, покупка ТМЦ. Налоговики настаивают на том, чтобы расходы по приобретенным товарам записывались в Книгу ф. № 10 только тогда, когда есть расчетные документы об уплате за них денежных средств. Но следует заметить:

— накладная не является расчетным документом (к расчетным документам относятся чеки, расчетные квитанции и т. п.);

— даже если на какой-то товар у единоналожника нет расчетных документов, ничего страшного. Просто эти расходы он в Книге ф. № 10 не будет учитывать. Ведь если таких документов нет, то можно в графе расходов вообще ничего не писать (пускай сумма чистого дохода будет равна сумме валового дохода, от этого ведь ставка единого налога не изменится).

Получается, что единоналожнику никакие документы о приобретении товара вроде бы и не нужны. Но здесь есть несколько оговорок:

1. Если предприниматель торгует с населением (гражданами-непредпринимателями), то наличие документов на товар (накладных) обязательно, особенно если этот товар подлежит обязательной сертификации — пункт 17 Порядка № 833 документ 2.

2. Если торговля ведется с субъектами хозяйствования, то формально документы не нужны. Однако здесь к предпринимателю в случае проверки могут придраться правоохранительные органы, посчитав, что «бездокументный» товар является бесхозным, и его нужно конфисковать. Конечно, такая позиция неправомерна и предприниматель может оспаривать свое право собственности, ссылаясь на статью 47 ХКУ, статью 392 ГКУ документ 3. Но доказать это, вероятнее всего, можно будет разве что в суде. Поэтому тот, кто рисковать своим товаром не желает, хоть какие-то документы на него все же должен иметь. Это могут быть договоры, квитанции, счета об оплате, товарно-транспортные накладные (ТТН) и т. п.

3. В любом случае нужно обращать внимание, что

при перевозке товара автомобилем (пусть даже собственным) лучше попросить у поставщика ТТН, особенно при использовании грузового автомобиля (статья 48 Закона об автотранспорте документ 4). Иначе есть риск возникновения проблем с представителями органов ГАИ.

Теперь о

продаже ТМЦ. Для того чтобы записать доход от реализации в Книгу ф. № 10, вообще документы не нужны (письмо ГНАУ от 04.11.2004 г. № 21434/7/17-3117). Если же заказчик желает получить накладную, предприниматель не имеет права запретить ее составлять.

Документы, которые уже имеются, нужно хранить в течение сроков, указанных в

Перечне № 41 документ 5 (основные документы и сроки ихранения мы приводили в «СД», 2008, № 3, с. 12). Причем избавляться от документов с истекшим сроком хранения нельзя до того, как придут налоговики с плановой проверкой того периода, к которому этот документ относится.

И наконец, о приобретении

техники с рук. В настоящее время Положение о кассовых операциях документ 6 не ограничивает предпринимателя в отношении цели использования денежных средств, снятых им с собственного расчетного счета. Поэтому денежные средства со своего текущего счета физлицо-предприниматель может использовать так, как ему заблагорассудится, в том числе и приобретать технику для собственной предпринимательской деятельности, даже без приходных документов на нее (в конце концов, можно приобрести ее для личных нужд, а затем принять решение об использовании в предпринимательской деятельности).

Расшифровка нормативных ссылок (документ)

1

Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

2

Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденный постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

3

Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

4

Закон Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 г. № 2344-III.

5

Перечень типовых документов, которые создаются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, организаций и предприятий, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41.

6

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденное постановлением Правления НБУ от 15.12.2004 г. № 637.