17.03.2008

Сумма, полученная предпринимателем-единоналожником за услуги транспортного экспедирования, считается его выручкой

Письмо от 28.01.2008 г. № 1803/

Сумма, полученная предпринимателем-единоналожником за услуги транспортного экспедирования, считается его выручкой

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 28.01.2008 г. № 1803/Г/17-0415

 

Государственная налоговая администрация Украины рассмотрела письмо <...> о выполнении транспортно-экспедиционных услуг на упрощенной системе налогообложения физическим лицом — субъектом предпринимательской деятельности и в рамках компетенции сообщает.

Согласно

статье 42 Хозяйственного кодекса Украины предпринимательство — это самостоятельная, инициативная, систематическая, на собственный риск хозяйственная деятельность, осуществляемая субъектами хозяйствования (предпринимателями) с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли.

Вспомогательным видом деятельности, связанным с перевозкой груза, является транспортная экспедиция.

Положения транспортного экспедирования определены в

статье 316 Хозяйственного кодекса и в Гражданском кодексе Украины (статья 929), которыми предусмотрено, что по договору транспортного экспедирования одна сторона (экспедитор) обязуется за плату и за счет другой стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором услуг, связанных с перевозкой груза.

Согласно

Указу Президента Украины от 28 июня 1999 г. № 746/99 «О внесении изменений в Указ Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» (далее — Указ) физическое лицо — плательщик единого налога уплачивает единый налог в фиксированном размере, который устанавливается местными советами по месту государственной регистрации этого плательщика в зависимости от вида деятельности в пределах от 20 до 200 грн. в месяц, и размер единого налога не зависит от результатов предпринимательской деятельности, т. е. от размера чистого дохода при условии, что объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) не превышает 500 тыс. грн. за календарный год.

Указом (абзацем пятым статьи 1)

установлено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

Следовательно, сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности — плательщиком единого налога (экспедитором) на расчетный счет за осуществление операций по услугам транспортного экспедирования, включающая в себя и сумму вознаграждения, считается выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и, учитывая положения

Указа, не должна превышать в течение календарного года 500 тыс. грн.

Следует отметить, что согласно

статье 3 Указа Президента ставки налога и объем сумм единого налога для юридических лиц, в отличие от физических лиц — СХД, прямо зависят именно от суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и ставок налога, и указанные в вашем письме разъяснения ГНА Украины касаются суммы выручки именно для начисления единого налога плательщикам — юридическим лицам.

Ставки единого налога для субъектов малого предпринимательства — физических лиц устанавливаются местными советами в зависимости от вида деятельности, являются фиксированными и не зависят от объема выручки физического лица — плательщика единого налога в пределах ее разрешенного

Указом объема — 500 тыс. грн.

То есть

в данном случае годовой объем выручки (500 тыс. грн.) предпринимателя является только критерием определения возможности физического лица — СХД находиться на упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности, в отличие от юридических лиц, у которых объем выручки является объектом налогообложения.

В случае нарушения требований, установленных

статьей 1 Указа, в частности если в отчетном периоде (квартале, году) объем выручки СХД — плательщика единого налога от реализации продукции (товаров, работ, услуг) превысил 500 тыс. грн., то такой предприниматель начиная со следующего отчетного периода (квартала) должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности. При этом плательщик единого налога должен подать в налоговый орган по месту регистрации налоговую декларацию по результатам отчетного периода, следующего за тем, в котором возникло превышение объема выручки, и уплатить соответствующую сумму налога в порядке, установленном Декретом Кабинета Министров Украины «О подоходном налоге с граждан» от 26 декабря 1992 г. № 13-92, который действует в части налогообложения доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью. Соответствующие разъяснения по этому вопросу изложены в письме Министерства юстиции Украины от 15.08.2007 г. № 20-9-7599 (9.3).

Что касается других вопросов, связанных с осуществлением плательщиком единого налога экспедиторской деятельности, то сообщаем, что

статьей 3 Закона Украины от 01.07.2004 г. № 1955 «О транспортно-экспедиторской деятельности» предусмотрено, что отношения в области транспортно-экспедиторской деятельности регулируются Гражданским кодексом Украины, Хозяйственным кодексом Украины, законами Украины «О транспорте», «О внешнеэкономической деятельности», «О транзите грузов», другими законами, транспортными кодексами и уставами, а также другими нормативно-правовыми актами, издаваемыми в соответствии с ними.

 

Заместитель председателя С. Лекарь



комментарий редакции

Предприниматели-единоналожники, которые занимаются посреднической деятельностью, уже давно в курсе крайне негативной позиции налоговиков относительно учета выручки, полученной посредником на счет или в кассу. По убеждению налоговиков для сравнения с 500-тысячным пределом учитываются все денежные средства, которые проходят через единоналожника-посредника, а не только сумма вознаграждения. Официальная позиция ГНАУ в этом вопросе была изложена в

письме от 23.11.2006 г. № 13290/6/17-0416 , в котором речь шла о комиссионерах. И вот появилось еще одно письмо, которое касается уже экспедиторов.

Со своей стороны еще раз отметим, что считаем позицию ГНАУ в корне неправомерной. В то же время понимаем, что в данной ситуации предпринимателю свое право оставаться на едином налоге (в случае если «общая» сумма выручки посредника превысит 500 тыс. грн.) отстаивать придется не иначе как в суде. О том, какие аргументы можно использовать при судебном разбирательстве единоналожнику-комиссионеру, мы писали в «СД», 2007, № 21 с. 24. Поскольку у экспедиторов ситуация очень похожая, этот материал может пригодиться и им.