17.08.2009

Организация продаж через торговые автоматы

Статья

Организация продаж через торговые автоматы

 

Продажа товаров через торговые автоматы (вендинг) уже не редкость для наших граждан. Главные преимущества вендинга, привлекающие предпринимателей к этому бизнесу, — возможность ведения торговли без сложного оформления витрин, участия продавцов, в круглосуточном режиме и др.

В данной статье мы поговорим об организационных моментах, связанных с осуществлением торговой деятельности через торговые автоматы.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы консультации

Закон о системе налогообложения

— Закон Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII.

Закон № 1699

— Закон Украины «О планировании и застройке территорий» от 20.04.2000 г. № 1699-III.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон № 481

— Закон Украины «О Государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий» от 19.12.95 г. № 481/95-ВР.

Закон о патентовании

— Закон Украины «О патентовании некоторых видов предпринимательской деятельности» от 23.03.96 г. № 98/96-ВР.

Закон о разрешительной системе

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Декрет № 56-93

Декрет КМУ «О местных налогах и сборах» от 20.05.93 г. № 56-93.

КВЭД

— Классификация видов экономической деятельности ДК 009:2005, принятая приказом Госпотребстандарта Украины от 26.12.2005 г. № 375.

Правила № 369

— Правила работы мелкорозничной торговой сети, утвержденные приказом МВЭСторга Украины от 08.07.96 г. № 369.

Положение о патентовании

— Положение об изготовлении, хранении и реализации торговых патентов, утвержденное постановлением КМУ от 13.07.98 г. № 1077.

Приказ № 614

— приказ ГНАУ «Об утверждении нормативно-правовых актов к Закону Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 01.12.2000 г. № 614.

Фискальные требования № 13

— Требования по реализации фискальных функций автоматами по продаже дозированных и штучных товаров, утвержденные протокольным решением Государственной комиссии по вопросам внедрения электронных систем и средств контроля и управления товарным и денежным обращением от 27.06.2002 г. № 13.

Правила торговли продтоварами

— Правила розничной торговли продовольственными товарами, утвержденные приказом Минэкономики от 11.07.2003 г. № 185.

Правила непродовольственной торговли

— Правила розничной торговли непродовольственными товарами, утвержденные приказом Министерства экономики Украины от 19.04.2007 г. № 104.

Государственный реестр

— Государственный реестр регистраторов расчетных операций, утвержденный приказом ГНАУ от 21.01.2009 г. № 7.

Порядок № 833

— Порядок осуществления торговой деятельности и правила торгового обслуживания населения, утвержденные постановлением КМУ от 15.06.2006 г. № 833.

 

Организационно-разрешительные моменты

Торговые автоматы (далее — ТА) представляют собой розничные торговые точки, не требующие присутствия персонала (продавцов и т. д.) и самостоятельно производящие расчеты.

Так, продажа товаров через ТА согласно

КВЭД (код 52.63.0) представляет собой деятельность в сфере розничной торговли, а в соответствии с Правилами № 369 — это вид розничной торговли через мелкорозничную торговую сеть.

Для открытия и дальнейшего функционирования торговой точки предпринимателю нужно получить соответствующие разрешительные документы.

По своей конструкции ТА являются

передвижными малыми архитектурными формами (далее — МАФ). Основные вопросы, связанные с размещением МАФ, регулируются Законом № 1699 и местными правилами застройки. Размещение ТА необходимо согласовать с органами:

градостроительства и архитектуры справка 1;

пожарного надзора;

санэпидемстанции.

Как правило, предпринимателям не нужно получать разрешение органов градостроительства и архитектуры, если ТА размещается на территории рынка и проектная документация разрешает их размещение. Также это относится к размещению ТА на платформах инженерных сооружений, внутри помещений на части их площади. Однако окончательно уточнить данные нюансы предприниматели могут, обратившись в вышеназванные органы на местах.

Еще один момент: если предприниматель собирается размещать ТА вне помещения, то ему нужно иметь в виду, что заключение договора аренды так называемого твердого покрытия (асфальта, тротуарной плитки и т. д.) для размещения МАФ не освобождает от обязанности заключить договор аренды земельного участка (

письмо Госземинспекции Украины от 11.07.2008 г. № 6-8-2111). Чтобы разместить МАФ, субъекту предпринимательства необходимо:

— получить документ, удостоверяющий право на земельный участок (государственный акт на право собственности или договор аренды участка);

— провести государственную регистрацию полученного документа;

— получить разрешение на размещение передвижной МАФ. При этом к заявлению, в частности, должен прилагаться правоустанавливающий документ на земельный участок.

Кроме того, от предпринимателя, устанавливающего ТА, могут потребовать получить

разрешение на размещение объекта торговли, которое выдают местные органы самоуправления.

Однако со вступлением в силу

Закона о разрешительной системе (с 06.10.2006 г.) у предпринимателей появились основания не получать это разрешение. Так, доводы в пользу работы без разрешения высказывал Госкомпредпринимательства в своих письмах: от 14.08.2007 г. № 6048; от 10.10.2007 г. № 7703; от 28.08.2008 г. № 7426; от 30.04.2009 г. № 5022.

В то же время отстоять свою позицию предпринимателям нелегко. Можно

попробовать написать письмо председателю облгосадминистрации или направить жалобу в прокуратуру (см. «СД», 2008, № 11, с. 10).

Если же ответ со стороны местной власти все равно будет негативным, то можно обратиться в суд. Заметим, что ГНАУ придерживается противоположного мнения, считая, что существующих законов вполне достаточно для получения разрешения и уплаты сбора (

письма ГНАУ от 06.07.2007 г. № 13508/7/15-0717; от 22.04.2008 г. № 4888/5/15-0716, № 8374/7/15-0717).

Поэтому осторожным предпринимателям все-таки придется получить разрешение, если его наличия требуют местные органы власти. Отметим, что для целей получения разрешения на размещение объекта торговли ТА отнесены к пунктам некапитального строительства.

За выдачу разрешения на размещение объекта торговли нужно уплатить сбор согласно

статье 15 Закона о системе налогообложения. Механизм взимания и порядок уплаты таких платежей вправе определять местные советы в рамках предельных размеров ставок, которые установлены Декретом № 56-93. Сбор является платой за выдачу разрешений на торговлю в специально отведенных для этого местах (статья 17 Декрета № 56-93). Его сумма не должна превышать 340 грн. (20 ннмдг) при постоянной торговле в специально отведенных местах или 17 грн. (1 ннмдг) при разовой торговле. Субъекты хозяйственной деятельности, которые осуществляют постоянную торговлю в стационарных объектах, сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли уплачивают единоразово (статья 17 Декрета № 56-93).

Следует помнить, что предприниматели-единоналожники не являются плательщиками сбора, при этом разрешение на размещение объекта торговли они получают бесплатно.

 

Организация торговли через ТА

Отдельные правила именно для торговли через ТА в отечественном законодательстве отсутствуют. Поэтому предприниматели должны руководствоваться общими нормативными документами:

Правилами № 369, Порядком № 833, Правилами торговли продтоварами, Правилами непродовольственной торговли и т. д.

Кроме того, субъекты предпринимательства, которые продают в розницу товары через ТА, должны соблюдать законодательство о защите прав потребителей.

Что запрещено продавать через ТА.

Так, в вопросе запрета торговли отдельными товарами предпринимателям нужно ориентироваться на пункт 8 Правил № 369. В частности, запрет применительно к ТА наложен на:

— алкогольные напиткии табачные изделия;

— огнеопасные товары бытовой химии, пиротехнические игрушки, горюче-смазочные материалы;

— изделия, реализация которых запрещена законодательными актами;

— товары, которые не имеют сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество и безопасность товаров, наличие которых обусловлено нормативными актами.

Запрет на торговлю алкогольными напитками и табачными изделиями через ТА также прямо установлен в

статье 153 Закона № 481.

Отметим, что этот список запрещенных товаров может быть исчерпывающим для единоналожников. Так как товаров, которыми они не могут торговать в розницу и которые при этом не вошли в приведенный выше список, по сути нет.

Информация, размещаемая с ТА.

В соответствии с пунктом 20 Правил № 369 на видном месте мелкорозничной торговой точки размещается свидетельство о государственной регистрации, адрес и телефон субъекта, которому принадлежит этот ТА.

Кроме того, на ТА необходимо разместить информацию о ценах на продаваемый товар. Указатели цен должны иметь такие реквизиты:

1) для продовольственных товаров:

— для весовых товаров — название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов;

— для товаров или напитков, которые продаются наразлив, — название товара или напитка, сорт, цена за единицу емкости или единицу веса;

— для штучных товаров и напитков в бутылках — название товара или напитка, вес или емкость, сорт, цена за штуку;

— для расфасованных товаров — название товара, сорт, цена за один килограмм или за сто граммов, вес единицы расфасовки, цена за единицу расфасовки;

2) для непродовольственных товаров:

— для товаров, на которые цены установлены в зависимости от сортности, — название товара, сорт, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

— для товаров, на которые цены по сортам не установлены, — название товара, цена за один метр, килограмм, штуку или единицу расфасовки;

— для мелких штучных товаров (парфюмерные, галантерейные и др.) — название товара, вес или емкость, цена за штуку или единицу упаковки.

Информация о ценах должна быть подписана лицом, ответственным за это, и скреплена печатью субъекта (при наличии) с проставлением даты подписания.

Что касается Книги отзывов и предложений, то, по нашему мнению, размещать ее на ТА нет необходимости. В то же время субъект должен завести такую Книгу и хранить ее у себя, а при необходимости предъявлять потребителям и проверяющим. И еще один момент: на ТА нужно разместить табличку, которая содержит информацию с адресами и телефонами органов, которые обеспечивают защиту прав потребителей.

Также

пункт 26 Правил № 369 требует при размещении торговой точки на участках без твердого покрытия проводить необходимое благоустройство вдоль их фасадов.

Кроме того, запрещается продажа пищевых продуктов и напитков с применением одноразовой посуды без емкостей для ее сбора и дальнейшей утилизации (

пункт 27 Правил № 369). Это, в частности, касается автоматов по продаже кофе и чая, безалкогольных напитков наразлив.

 

Получение патента

Предприниматель на общей системе.

Для целей патентования ТА относятся к пунктам продажи товаров и требуют приобретения патента. Предприниматели на общей системе должны обратиться в налоговый орган для приобретения патента на каждый ТА. Обращаем внимание, что патент на стационарные пункты продажи приобретается в налоговом органе по местонахождению такого пункта продажи, а по передвижным пунктам продажи — по месту регистрации субъекта. В соответствии с пунктом 3 Правил № 369 (а именно на этот документ, на наш взгляд, следует ориентироваться в решении, стационарной или передвижной точкой является ТА) автоматы отнесены к пунктам некапитального строительства, а не передвижной торговой сети. Следовательно, приобретать патент на ТА нужно в налоговом органе по местонахождению торгового автомата. Причем в письме ГНАУ от 17.02.2005 г. № 1403/6/15-1216 отмечено, что субъекту хозяйственной деятельности торговый патент необходим на каждый торговый автомат.

Если рассматривать ситуацию размещения ТА в собственном помещении, то необходимость приобретения патента зависит от вида деятельности, осуществляемой субъектом в этом помещении. Если это торговая деятельность (неважно, оптовая или розничная) или общепит, то приобретать еще один торговый патент не нужно. Это обусловлено

пунктом 20 Положения о патентовании, согласно которому при осуществлении предпринимательской деятельности в одном пункте продажи товаров двух или трех видов торговой деятельности (розничная и оптовая торговля, общественное питание) будет приобретаться один торговый патент по максимальной стоимости, установленной местными органами исполнительной власти с учетом местонахождения данного пункта и ассортиментного перечня товаров. Таким образом, если предприниматель уже имеет торговый патент на торговую деятельность (по максимальной ставке, о которой было сказано выше), то новый ему получать не нужно.

Если предприниматель размещает ТА

в своем помещении, где не осуществляется торговая деятельность или деятельность по общепиту, то ему нужно будет приобретать торговый патент.

Статьей 6 Закона о патентовании

установлен перечень продукции, при продаже которой приобретать торговый патент не нужно. Это, в частности, хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молочная продукция (кроме сгущенного молока и сливок с добавками и без них), безалкогольные напитки, мороженое. Отметим, что чай и кофе не входят в группу безалкогольных напитков согласно УКТ ВЭД. Следовательно, на ТА, изготавливающий чай и кофе, нужно приобретать торговый патент.

Путем приобретения льготного торгового патента через ТА можно торговать, например:

— почтовыми марками, открытками, поздравительными открытками и конвертами;

периодическими изданиями печатных средств массовой информации, которые имеют регистрационные свидетельства, выданные уполномоченными органами Украины, книгами, брошюрами, альбомами, нотными изданиями, буклетами, плакатами, картографической продукцией, издаваемыми юридическими лицами — резидентами Украины.

Предприниматели-единоналожники.

Предприниматели — плательщики единого налога освобождены от обязанности приобретения торговых патентов, поэтому нюансы патентования их вообще не касаются, независимо от количества торговых точек и вида товара.

 

Применение ТА как РРО

Предприниматель на общей системе.

Предприниматели на общей системе при наличных расчетах должны применять регистраторы расчетных операций (далее — РРО).

В то же время

Закон об РРО относит ТА к разновидности РРО. При этом нужно иметь в виду, что согласно статье 3 Закона об РРО разрешается использовать только те РРО, которые включены в Государственный реестр.

На сегодняшний день в сфере фискализации автоматов по продаже товаров (услуг) используется модель

РВ3101 (версия внутреннего программного обеспечения 3101-01, изготовитель ООО «Экспотрейд» (г. Киев)). Такой РРО разрешается применять в режиме формирования и хранения контрольной ленты в виде электронного документа (без одновременной печати бумажной контрольной ленты), что соответствует положениям пункта 10 статьи 3 раздела II Закона об РРО.

Поскольку такие ТА являются РРО, то при его использовании нужно ориентироваться на установленные правила применения РРО: зарегистрировать ТА и книгу учета расчетных операций (далее — КУРО) на него в налоговом органе, опломбировать в центре сервисного обслуживания и т. д.

Отметим еще один нюанс. В соответствии с

пунктом 9 статьи 3 Закона об РРО на ТА не распространяется правило ежедневно печатать фискальные отчетные чеки и хранить их в КУРО. Однако в порядках применения РРО и КУРО, утвержденных приказом № 614 , никаких оговорок о ТА нет, в том числе и о правилах ведения КУРО на ТА, в частности подклеивании отчетов в КУРО.

Тем не менее если предприниматель использует ТА, занесенный в

Государственный реестр, то в соответствии с Фискальными требованиями № 13 в режиме отчетности ТА осуществляется формирование и выведение на устройство отображения фискальной информации суточных и периодических отчетов (за любой отрезок времени его эксплуатации) по форме: <код записи> < значения записи>. Это говорит о том, что отчеты ТА могут без распечатки выводится на специальные визуальные устройства, и тем самым обосновано исключение для ТА, предусмотренное пунктом 9 статьи 3 Закона об РРО.

Добавим, что согласно

Фискальным требования № 13 автоматы по продаже дозированных товаров или их дозирующие устройства должны быть включены в Государственный реестр средств измерительной техники, допущенных к применению в Украине, и иметь соответствующий сертификат утверждения типа средств измерительной техники.

Что касается предпринимателей на общей системе, которые по какой-то причине задействуют ТА, не включенный в

Государственный реестр, то единственно возможным вариантом для них является подключение к ТА РРО, внесенного в Государственный реестр. Однако вряд ли кто-нибудь решит осуществить его на практике, так как это технически сложно и вряд ли сможет сохраниться главный принцип работы ТА без продавца.

Поэтому получается, что ТА, не внесенные в

Государственный реестр, предприниматель на общей системе использовать не может.

Предприниматели-единоналожники.

Без применения РРО вести торговую деятельность имеют право физлица-предприниматели — плательщики единого налога. Следовательно, такие субъекты могут спокойно торговать через ТА, не включенные в Государственный реестр, и без подключения к нему РРО.

Единоналожникам сподручнее будет использовать ТА, содержащий блок фискальной памяти, посредством которой предприниматель будет снимать информацию о количестве проданного товара, сумме выручки и списанного сырья (например, по кофе-автоматам, снэк-автоматам). На основании полученной информации предприниматель может делать записи в

Книге учета доходов и расходов по форме № 10 (далее — Книга). Но, как уже было сказано, устанавливать фискальный ТА им необязательно, поэтому отсутствие в ТА обязательных фискальных элементов (блока памяти и т. д.) для них не считается нарушением.

Что касается

периодичности осуществления записей в Книге, то датой получения выручки логично считать выемку денег из ТА. На эту дату и нужно делать запись в Книге. Единоналожникам достаточно хронологического отражения сведений в Книге за отчетный период. При этом графа 1 Книги содержит название «Период учета (день, неделя, месяц, год)». Отсюда приходим к выводу, что записи в Книге можно делать не ежедневно, а за определенный период («с_ по _» за несколько дней или за неделю) в день, когда предприниматель изымает выручку из ТА.

 

ТА в учете

Приобретая ТА,

предприниматель на общей системе классифицирует его как объект основных фондов, поскольку срок эксплуатации превышает 365 дней, а стоимость 1000 грн. ТА относятся к группе 4 основных фондов, а значит амортизируются по норме 15 %.

 

Выводы

Торговый автомат согласно правилам торговли представляет собой розничную торговую точку, для открытия которой нужно получить разрешительные документы органов градостроительства и архитектуры, пожарного надзора, санэпидемстанции, а также разрешение на размещение объекта торговли.

Существует перечень товаров, которые запрещено продавать через торговые автоматы, в частности: алкогольные напитки и табачные изделия, опасные товары бытовой химии и некоторые другие.

Предприниматели на общей системе должны приобрести патент на каждый торговый автомат. Исключением может быть случай, когда торговый автомат расположен в другой торговой точке со сходным ассортиментом товаров и представляет собой отдельную секцию. Единоналожникам получать патент не нужно.

В соответствии с

Законом об РРО торговый автомат является регистратором расчетных операций. Однако это касается только тех торговых автоматов, которые занесены в Государственный реестр. Наличные расчеты при других моделях торговых автоматов не будут считаться проведенными через фискальный РРО, что важно для предпринимателей на общей системе. В то же время единоналожники могут не применять РРО, поэтому они в своей деятельности могут использовать любые модели торговых автоматов.

Справочная информация (справка)

1 С целью получения разрешения в органах градостроительства и архитектуры торговый автомат причислен к передвижной малой архитектурной форме.