16.02.2009

На заметку

Новости

На заметку

 

Предприниматели-единоналожники могут быть плательщиками НДС

Постановление КМУ «Об отмене постановления Кабинета Министров Украины от 20.12.2008 г. № 1118» от 28.01.2009 г. № 45

 

Пресловутое

постановление КМУ от 20.12.2008 г. № 1118, которым лишили частных предпринимателей — плательщиков единого налога права на добровольную регистрацию в качестве плательщиков НДС (см. «СД», 2009, № 2, с. 2; № 3, с. 3), в конечном итоге все-таки официально отменено.

В то же время в

постановлении № 45 ни слова не сказано о том, как быть с восстановлением статуса плательщика НДС для единоналожников, уже аннулировавших свидетельства плательщиков НДС в период действия постановления № 1118. Соответственно этот вопрос остается неопределенным. Надеемся, что ГНАУ на местах будут всячески содействовать возврату таких предпринимателей в ряды единоналожников-НДС-ников.

 

Внимание! Изменения в налоговой отчетности по НДС

Приказ ГНАУ от 21.01.2009 г. № 8 (вступил в силу 10 февраля 2009 года)

 

В связи с законодательными изменениями, касающимися спецрежима по НДС, ГНАУ вынуждена была внести изменения в

Порядок заполнения и предоставления налоговой декларации по НДС, утвержденный приказом ГНАУ от 30.05.97 г. № 166 (далее — Порядок № 166), и в форму декларации по НДС. Изменения внесены также в форму общей налоговой декларации по НДС и в приложение № 1 к ней — расчет корректировки сумм НДС (с изложением его в новой редакции) (см. вкладку). Поэтому внесенные изменения относительно порядка составления и подачи НДС-отчетности фактически касаются всех плательщиков НДС. Перечислим основные изменения (изменений в форму сокращенной декларации по НДС и приложений к ней мы касаться не будем, поскольку частные предприниматели такие формы не подают).

1. Изменения в Порядке № 166

. В частности, приложение 3 к Порядку № 166, которое подавалось в случае исправления ошибки, допущенной в общей декларации, поданной по форме в редакции приказа ГНАУ от 30.09.2003 г. № 466, утратило силу.

2. Налоговая декларация по НДС (общая).

«Корректировочные» строки 8, 16

а) Из названий строк 8,16 исключены слова «на основі попередніх

».

Именно эти слова давали формальные основания не отражать в этой строке возвраты товаров (авансов), изменения цены, номенклатуры, если они произошли в одном периоде, хотя расчет корректировки к налоговой накладной выписывался в любом случае. Иными словами, в этой ситуации поставщик строку 8.3 не заполнял, а отражал общий объем поставки (за минусом стоимости возвращенных товаров) в строке 1 декларации, а покупатель, не заполняя строку 16.2, общую сумму приобретений показывал в строке 10.1 декларации. Именно так разъясняла ГНАУ в

письме от 05.06.2008 г. № 5658/6/16-1515-20. Теперь же не совсем понятно, как расценивать это изменение. Нельзя исключать, что такое обновление формулировки связано с введением строки 16.5, которая применяется в сельхоз-НДС-учете, хотя и простых плательщиков могут обязать корректировки одного периода показывать развернуто и в строке 1 (10.1), и в строке 8 (16). В общем, практика покажет.

б)

Теперь по строкам 8 и 16 надо будет заполнять не только сумму НДС в колонке Б, но и обороты поставки (приобретения), т. е. колонку А.

Строка 23.4

«зменшено/збільшено залишок від’ємного значення за результатами перевірки податкового органу»

До последних изменений код этой строки был

23.5 (нумерация изменилась ввиду упразднения строки 23.3).

В обновленном

подпункте 5.12.5, который появился в Порядке № 166, сказано, что в строке 23.4 отражаются выявленные проверяющими суммы завышения/занижения отрицательного значения (стр. 26). Причем обратите внимание: в Порядке указано, что строка 23.4 заполняется в следующем периоде после периода, в котором проведена проверка. Полагаем, что здесь надо ориентироваться на дату подписания акта проверки. Например, налоговики при проверке выявили завышение налогового кредита ноября 2008 года в размере 100 грн., которое не повлияло на расчеты с бюджетом вплоть до периода окончания проверки (января), и эта сумма продолжает «сидеть» в стр. 26 декларации за январь. Тогда плательщик в декларации за февраль заполняет строку 23.4, отразив в ней «-100».

Если проверкой будет выявлено занижение бюджетного возмещения

Вопросы вызывает новый

подпункт 5.12.6, а точнее, отраженный в нем алгоритм корректировки по следам выявления проверяющими сумм занижения бюджетного возмещения (заметьте, об отражении выявленных завышений речь вообще не идет). В этом случае ГНАУ предлагает сделать две вещи в отношении обнаруженной суммы:

1) учесть ее в уменьшение налоговых обязательств

будущих периодов на основании (внимание!) налогового уведомления . То есть эта сумма не отражается в последующих декларациях (ее приложениях) ни в увеличении налогового кредита (ни в стр. 10 — 17, ни в стр. 23.4), ни в уменьшении налоговых обязательств к уплате (как, например, это было предусмотрено раньше по стр. 10.1 старого приложения 2 «Розрахунок суми, що підлягає сплаті (перерахуванню) до бюджету» (к приказу ГНАУ от 17.03.2008 г. № 159)). Другими словами, мы эту сумму должны держать в уме и при появлении НДС к уплате по строке 27 уплатить меньше на эту обнаруженную налоговиками сумму. С этим правилом мы также можем согласиться (хотя и не совсем удобно держать в уме цифру);

2) занести эту обнаруженную сумму со знаком «-» в строку 23.4

декларации следующего периода (после периода проверки) для уменьшения строки 26 ошибочного периода. Вот здесь хотим добавить свое замечание в предложенный ГНАУ алгоритм. Дело в том, что он не работает в случае, когда ошибка связана с выявлением неучтенного налогового кредита и/или завышением налоговых обязательств (т. е. когда занижен уже показатель стр. 24), а работает лишь тогда, когда ошибка связана с неверным распределением отрицательного значения стр. 24 между строками 25 и 26, т. е. сама строка 24 сформирована верно (например, 100 грн.), а вот в стр. 25 попала заниженная сумма (например, 0 грн. — бухгалтер не учел оплаты), соответственно оставшиеся 100 грн. ушли в стр. 26. Тогда при выявлении такой ошибки налоговиками мы должны помнить, что эта сумма никогда не вернется нам через бюджетное возмещение, поэтому мы не должны ее показывать со знаком «+» в строке 23.4 следующего периода. Мало того, мы должны ее исключить из строки 26, для чего заполняем строку 23.4 следующего периода со знаком «-», но при появлении по итогам декларации суммы к уплате (стр. 27) мы имеем право уплатить на 100 грн. меньше.

Теперь рассмотрим ситуацию, когда сумма бюджетного возмещения занижена по причине «недоотражения» налогового кредита (100 грн.), тогда, как вы понимаете, стр. 26 тут ни при чем, и уменьшать ее в будущих декларациях через строку 23.4 неправильно, ведь мы исказим показатели. Единственное, что мы тут должны сделать, так это запомнить эти 100 грн. и при возникновении суммы к уплате (стр. 27) уплатить в бюджет на 100 грн. меньше.

Приложение

1 к декларации

В

приложении 1 «Расчет корректировки сумм НДС к налоговой декларации по НДС» теперь необходимо будет указывать не только сумму НДС, подлежащую корректировке (графа 10), но и объем поставки без НДС (графа 9). Изменены также названия итоговых строк I и II разделов приложения 1.

 

О расчетном периоде для расчета пособия по временной нетрудоспособности

Письмо Минтруда Украины от 16.12.2008 г. № 621/18/99-08

 

Ситуация:

работник принят на работу 02.06.2008 г. (01.06.2008 г. — воскресенье), а страховой случай наступил 3 декабря 2008 года. Как определить расчетный период для расчета пособия по временной нетрудоспособности работнику?

Минтруда указало, что в данном случае

расчетным периодом будет период с 1 июля по 30 ноября 2008 года.

При этом авторы письма ссылаются на пункт 5 Порядка исчисления средней заработной платы от 26.09.2001 г. № 1266, согласно которому, если застрахованное лицо уплачивало страховые взносы менее 6 календарных месяцев, средняя заработная плата (доход) исчисляется за фактически отработанные календарные месяцы (с 1-го по 1-е число), в которых уплачены страховые взносы.