16.03.2009
Если к вам пришли с проверкой
Проверки налоговиков: основания, сроки, документы
К теме проверок предпринимателя мы обращаемся довольно часто, ведь эта тема актуальна для наших читателей всегда. А в последнее время вопросов, связанных с проверками, к нам поступает особенно много, поскольку проверяющие из всех инстанций активизировали свои контрольные функции и проверяют предпринимателей особенно активно.
В связи с этим мы подумали, что будет очень удобно, если все наши материалы о проверках предпринимателей мы будем излагать в одной рубрике, специально посвященной этой теме. На страницах этой рубрики мы будем отвечать на ваши вопросы, описывать разные ситуации, которые возникают при проверке, и способы выхода из них. Напоминаем, что вопросы в редакцию (и не только по вопросам проверок) можно направлять на наш электронный ящик: sd@id.factor.ua или на личный ящик главного редактора: e.savchenko@id.factor.ua, а также факсом по тел. (057) 714-93-52.
Будем считать, что презентация новой рубрики состоялась. Переходим к делу.
Сегодня рассмотрим ряд ключевых вопросов о проверках налоговиков.
Распространяются ли нормы проверочного Закона № 877 на проверки налоговиков?
Как ни странно, на такой простой вопрос сегодня нет однозначного ответа.
Сейчас объясним подробнее. Если мы откроем
Закон № 877, то в абзаце втором статьи 2 этого Закона указано, что его нормы не распространяются, в частности, на отношения, возникающие во время мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства.Но не все так однозначно. Дело в том, что вышеуказанная норма появилась в
Законе № 877 в результате изменений, внесенных Законом № 107. А эти изменения впоследствии были признаны неконституционными согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008.То есть получается, что проверки налоговиков под действие
Закона № 877 все-таки подпадают. Но вот ВАСУ, например, с таким подходом не согласен. В своем письме от 31.07.2008 г. № 1331/100/13-08 ВАСУ указал, что, по его мнению, нормы Закона № 509 являются специальными по сравнению с нормами Закона № 877. То есть, по мнению ВАСУ, налоговики при проверках в первую очередь должны руководствоваться Законом № 509. Конечно, с таким выводом ВАСУ согласиться довольно сложно (подробнее об этом мы писали в «СД», 2008, № 17, с. 2). В то же время налоговики при проверке будут руководствоваться именно своими документами: Законом № 509 и подзаконными приказами ГНАУ. Суды, скорее всего, также будут придерживаться такой же правовой позиции, что и ВАСУ. Поэтому в дальнейших статьях на тему проверок налоговиков мы будем исходить из того, что в первую очередь при проведении проверок налоговые органы руководствуются Законом № 509.
Какие виды проверок могут проводить налоговики
Согласно
пункту 1 статьи 11 Закона № 509 у налоговиков есть право проводить:1)
документальные невыездные проверки (на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способов их подачи). Такие проверки (их еще называют камеральными) проводятся налоговиками на основании данных, указанных в налоговых декларациях. При этом выявляются арифметические и методологические ошибки, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства;2)
плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства. С этими видами проверок стоит разобраться подробнее.Плановой выездной
(ее еще называют комплексной) проверкой считается проверка налогоплательщика своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы налогового органа (т. е. проводится по плану-графику).Внеплановая выездная
проверка — это проверка, которая не предусмотрена в планах работы налогового органа и проводится при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в части шестой статьи 111 Закона № 509 (пункты 1 — 9). Ниже в таблице мы приведем эти основания.
Пункты части шестой статьи 111 | Пояснения |
1 | 2 |
Пункт 1: | Согласно этому пункту внеплановая проверка возможна в следующей ситуации:
|
Пункт 2: | Основанием для внеплановой проверки в данном случае является неподача налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации или расчетов, предоставление которых предусмотрено законом. Что подразумевать под понятием «налоговая декларация (расчет)» в данном случае? Определение этого термина содержится в Законе № 2181. Под налоговой декларацией (расчетом) согласно этому Закону понимается документ, который подается налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, и на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа). Поэтому, к примеру, неподача налогоплательщиком таких форм отчетности, как отчет по форме № 1ДФ, № 1-ПП, валютной декларации (которые согласно Закону № 2181 не являются налоговыми декларациями), не может служить основанием для внеплановой проверки
|
Пункт 3: | По этому основанию внеплановая проверка возможна, если выявлена недостоверность данных, содержащихся в поданной налоговой декларации. В этом случае налоговики должны опять-таки направить такому налогоплательщику письменный запрос, и, если в течение 10 рабочих дней налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на этот запрос налогового органа, тогда у налоговиков появляется право провести внеплановую проверку |
Пункт 4: | В данном случае основанием для внеплановой проверки должна быть жалоба о нарушении во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки законодательства должностными лицами налогового органа. При этом основанием для проведения внеплановой проверки в данном случае будет не любая жалоба, а жалоба, в которой проверяемый требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки |
Пункт 5: | В данном случае речь идет о так называемых встречных проверках. При этом внеплановая проверка налогоплательщика возможна в случае, если налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не ответит (не предоставит пояснения и их документальные подтверждения) на обязательный письменный запрос налогового органа (т. е. проведению внеплановой проверки в данном случае в обязательном порядке должен предшествовать письменный запрос налоговиков) |
Пункт 6: | Основанием для внеплановой проверки может являться проведение реорганизации (ликвидации) предприятия, снятие с регистрации предпринимателя |
Пункт 7: | Проведение внеплановой проверки налогоплательщика возможно, если в отношении самого налогоплательщика (т. е. как юридического, так и физического лица) или должностного лица налогоплательщика налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело. Заметим, что ситуация, когда дело заведено в отношении контрагентов налогоплательщика, под это основание не подпадает |
Пункт 8: | Внеплановая проверка в данном случае возможна в следующей ситуации: вышестоящий налоговый орган в целях контроля осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или заключений акта проверки, составленного нижестоящим налоговым органом, и выявил их несоответствие нормам законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). При этом инициировать внеплановую проверку вышестоящий орган может только в том случае, если относительно должностных или служебных лиц нижестоящего налогового органа, проводивших плановую или внеплановую проверку налогоплательщика, возбуждено служебное расследование или уголовное дело
|
Пункт 9: | Основанием для внеплановой проверки является подача налогоплательщиком декларации по НДС с отрицательным значением при условии, что размер такого задекларированного отрицательного значения составляет более 100 тыс. грн. |
Сроки проведения проверки
В отношении частных предпринимателей срок проведения:
— плановых проверок не должен превышать 10 рабочих дней (
часть 9 статьи 111 Закона № 509);— внеплановых не должен превышать 5 рабочих дней (
часть 10 статьи 111 Закона № 509).Заметим, что
Закон № 509 допускает продление сроков проверок.Так, продление плановой проверки для частных предпринимателей возможно на 5 рабочих дней, а внеплановых — на 2 рабочих дня.
Какие документы должны предъявить проверяющие
В последнее время участились случаи, когда проверяющие приходят на проверку без надлежащим образом оформленных документов, причем в направлении на проверку вместо конкретного адреса проверяемого указано, например, о том, что проверке подлежат субъекты хоздеятельности, расположенные на улице такой-то с такого-то по такой-то дом. Так что будьте внимательны. Ниже мы укажем, как должны быть оформлены документы проверяющих, какие документы они должны предъявить перед проверкой и кем эти документы должны быть подписаны.
Условия допуска должностных лиц налоговых органов к проведению плановых и внеплановых проверок оговорены в
статье 112 Закона № 509. Так, налоговики вправе приступить к проведению плановой или внеплановой проверки при наличии оснований для их проведения (эти основания мы рассмотрели выше) и при условии предоставления под роспись:1)
направления на проверку. В направлении на проверку должны быть указаны:— дата его выдачи;
— название органа государственной налоговой службы;
— цель;
— вид (плановая или внеплановая);
— основания;
— дата начала и дата окончания проверки;
— должности, звания и фамилии должностных лиц.
Направление на проверку должно быть подписано руководителем органа государственной налоговой службы и скреплено печатью налогового органа. В противном случае такое направление считается недействительным;
2)
копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки (для допуска к выездной внеплановой проверке). В этом документе указываются:— основания проведения внеплановой выездной проверки;
— дата ее начала и дата окончания.
Непредоставление этих документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением является
основанием для недопуска должностных лиц налогового органа к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.
Должны ли налоговики расписываться в Журнале проверок
Если мы говорим о том, что налоговики при проверке должны руководствоваться
Законом № 509, а не Законом № 877, то в первую очередь мы должны найти упоминание о необходимости регистрироваться в Журнале посещения субъекта предпринимательской деятельности представителями контролирующих органов (далее — Журнал проверок) в Законе № 509.В самом
Законе № 509 ни о Журнале проверок, ни о подписях проверяющих в Журнале проверок ничего не сказано. Но даже если мы не будем обращаться к Закону № 877 (в котором есть норма о необходимости расписаться в Журнале проверок проверяющими), такую норму мы найдем в Указе № 817, который по-прежнему действует (в части, не противоречащей Закону № 877). Так что у налогоплательщика есть все основания потребовать от представителей налоговых органов, пришедших на проверку, расписаться в Журнале проверок. К тому же налоговики сами в своих письмах указывали на то, что проверяющие должны расписаться в Журнале проверок (письмо ГНАУ от 09.09.2005 г. № 18041/7/23-1217/1117).
Данным материалом мы открыли рубрику, в которой будем рассматривать вопросы проведения проверок у предпринимателя, и в следующих номерах обязательно продолжим освещать эту тему.
Материал подготовила
Олеся Александрова, консультант газеты «Собственное Дело»
Документы консультации
Закон № 877
— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.Закон № 107
— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.Закон № 509
— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.Закон № 2181
— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.Указ № 817
— Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.