16.03.2009

Если к вам пришли с проверкой. Проверки налоговиков: основания, сроки, документы

Статья

Если к вам пришли с проверкой

Проверки налоговиков: основания, сроки, документы

 

К теме проверок предпринимателя мы обращаемся довольно часто, ведь эта тема актуальна для наших читателей всегда. А в последнее время вопросов, связанных с проверками, к нам поступает особенно много, поскольку проверяющие из всех инстанций активизировали свои контрольные функции и проверяют предпринимателей особенно активно.

В связи с этим мы подумали, что будет очень удобно, если все наши материалы о проверках предпринимателей мы будем излагать в одной рубрике, специально посвященной этой теме. На страницах этой рубрики мы будем отвечать на ваши вопросы, описывать разные ситуации, которые возникают при проверке, и способы выхода из них. Напоминаем, что вопросы в редакцию (и не только по вопросам проверок) можно направлять на наш электронный ящик: sd@id.factor.ua или на личный ящик главного редактора: e.savchenko@id.factor.ua, а также факсом по тел. (057) 714-93-52.

Будем считать, что презентация новой рубрики состоялась. Переходим к делу.

Сегодня рассмотрим ряд ключевых вопросов о проверках налоговиков.

 

Распространяются ли нормы проверочного Закона № 877 на проверки налоговиков?

Как ни странно, на такой простой вопрос сегодня нет однозначного ответа.

Сейчас объясним подробнее. Если мы откроем

Закон № 877, то в абзаце втором статьи 2 этого Закона указано, что его нормы не распространяются, в частности, на отношения, возникающие во время мероприятий по контролю за соблюдением налогового законодательства.

Но не все так однозначно. Дело в том, что вышеуказанная норма появилась в

Законе № 877 в результате изменений, внесенных Законом № 107. А эти изменения впоследствии были признаны неконституционными согласно Решению Конституционного Суда Украины от 22.05.2008 г. № 10-рп/2008.

То есть получается, что проверки налоговиков под действие

Закона № 877 все-таки подпадают. Но вот ВАСУ, например, с таким подходом не согласен. В своем письме от 31.07.2008 г. № 1331/100/13-08 ВАСУ указал, что, по его мнению, нормы Закона № 509 являются специальными по сравнению с нормами Закона № 877. То есть, по мнению ВАСУ, налоговики при проверках в первую очередь должны руководствоваться Законом № 509. Конечно, с таким выводом ВАСУ согласиться довольно сложно (подробнее об этом мы писали в «СД», 2008, № 17, с. 2). В то же время налоговики при проверке будут руководствоваться именно своими документами: Законом № 509 и подзаконными приказами ГНАУ. Суды, скорее всего, также будут придерживаться такой же правовой позиции, что и ВАСУ. Поэтому в дальнейших статьях на тему проверок налоговиков мы будем исходить из того, что в первую очередь при проведении проверок налоговые органы руководствуются Законом № 509.

 

Какие виды проверок могут проводить налоговики

Согласно

пункту 1 статьи 11 Закона № 509 у налоговиков есть право проводить:

1)

документальные невыездные проверки (на основании поданных налоговых деклараций, отчетов и других документов, связанных с начислением и уплатой налогов и сборов (обязательных платежей) независимо от способов их подачи). Такие проверки (их еще называют камеральными) проводятся налоговиками на основании данных, указанных в налоговых декларациях. При этом выявляются арифметические и методологические ошибки, которые привели к занижению или завышению суммы налогового обязательства;

2)

плановые и внеплановые выездные проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), соблюдения валютного законодательства. С этими видами проверок стоит разобраться подробнее.

Плановой выездной

(ее еще называют комплексной) проверкой считается проверка налогоплательщика своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты им налогов и сборов (обязательных платежей), которая предусмотрена в плане работы налогового органа (т. е. проводится по плану-графику).

Внеплановая выездная

проверка — это проверка, которая не предусмотрена в планах работы налогового органа и проводится при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в части шестой статьи 111 Закона № 509 (пункты 1 — 9). Ниже в таблице мы приведем эти основания.

 

Пункты части шестой статьи 111
Закона № 509

Пояснения

1

2

Пункт 1:
«По результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, которые свидетельствуют о нарушении налогоплательщиком законов Украины о налогообложении, валютного законодательства, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы на протяжении десяти рабочих дней со дня получения запроса»

Согласно этому пункту внеплановая проверка возможна в следующей ситуации:
— по результатам проверок других налогоплательщиков выявлены факты, свидетельствующие о нарушении налогоплательщиком законов Украины о налогообложении, валютного законодательства. При этом выявленные нарушения сами по себе еще не влекут проверку. Налоговики сначала должны сделать такому налогоплательщику письменный запрос с просьбой предоставить пояснения и документальные подтверждения по конкретной возникшей ситуации в ходе проверки, которую они проводили у другого налогоплательщика. И только в случае, если налогоплательщик не отвечает (не предоставляет пояснения и их документальные подтверждения), у налоговиков появляются основания для проверки. То есть в рассматриваемом случае внеплановой проверке обязательно должен предшествовать письменный запрос налоговиков, для ответа на который налогоплательщику
отводится 10 рабочих дней.
И еще момент. Поводом для письменного запроса с просьбой предоставить пояснения являются именно выявленные (при проверке другого налогоплательщика) факты нарушения не любого законодательства, а законов о налогообложении (т. е. законов, связанных с уплатой налогов и сборов (обязательных платежей), а также валютного законодательства)

Пункт 2:
«Налогоплательщиком не подано в установленный срок налоговую декларацию или расчеты, если их предоставление предусмотрено законом»

Основанием для внеплановой проверки в данном случае является неподача налогоплательщиком в установленный срок налоговой декларации или расчетов, предоставление которых предусмотрено законом. Что подразумевать под понятием «налоговая декларация (расчет)» в данном случае? Определение этого термина содержится в Законе № 2181. Под налоговой декларацией (расчетом) согласно этому Закону понимается документ, который подается налогоплательщиком в контролирующий орган в сроки, установленные законодательством, и на основании которого осуществляется начисление и/или уплата налога, сбора (обязательного платежа). Поэтому, к примеру, неподача налогоплательщиком таких форм отчетности, как отчет по форме № 1ДФ, № 1-ПП, валютной декларации (которые согласно Закону № 2181 не являются налоговыми декларациями), не может служить основанием для внеплановой проверки

Пункт 3:
«Выявлена недостоверность данных, которые содержатся в налоговой декларации, поданной налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы на протяжении десяти рабочих дней
со дня получения запроса
»

По этому основанию внеплановая проверка возможна, если выявлена недостоверность данных, содержащихся в поданной налоговой декларации. В этом случае налоговики должны опять-таки направить такому налогоплательщику письменный запрос, и, если в течение 10 рабочих дней налогоплательщик не предоставит пояснения и их документальные подтверждения на этот запрос налогового органа, тогда у налоговиков появляется право провести внеплановую проверку

Пункт 4:
«Налогоплательщик подал в установленном порядке жалобу о нарушении законодательства должностными лицами органа государственной налоговой службы во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки, в которой требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки»

В данном случае основанием для внеплановой проверки должна быть жалоба о нарушении во время проведения плановой или внеплановой выездной проверки законодательства должностными лицами налогового органа. При этом основанием для проведения внеплановой проверки в данном случае будет не любая жалоба, а жалоба, в которой проверяемый требует полной или частичной отмены результатов соответствующей проверки

Пункт 5:
«В случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с налогоплательщиком, если налогоплательщик не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа государственной налоговой службы на протяжении десяти рабочих дней со дня получения запроса»

В данном случае речь идет о так называемых встречных проверках. При этом внеплановая проверка налогоплательщика возможна в случае, если налогоплательщик в течение 10 рабочих дней не ответит (не предоставит пояснения и их документальные подтверждения) на обязательный письменный запрос налогового органа (т. е. проведению внеплановой проверки в данном случае в обязательном порядке должен предшествовать письменный запрос налоговиков)

Пункт 6:
«Проводится реорганизация (ликвидация) предприятия»

Основанием для внеплановой проверки может являться проведение реорганизации (ликвидации) предприятия, снятие с регистрации предпринимателя

Пункт 7:
«Относительно налогоплательщика (должностного лица налогоплательщика) в порядке, установленном законом, налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело, в связи с чем есть необходимость в проведении внеплановой выездной проверки финансово-хозяйственной деятельности такого
налогоплательщика
»

Проведение внеплановой проверки налогоплательщика возможно, если в отношении самого налогоплательщика (т. е. как юридического, так и физического лица) или должностного лица налогоплательщика налоговой милицией заведено оперативно-розыскное дело. Заметим, что ситуация, когда дело заведено в отношении контрагентов налогоплательщика, под это основание не подпадает

Пункт 8:
«В случае когда вышестоящий орган государственной налоговой службы в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа государственной налоговой службы осуществил проверку документов обязательной отчетности плательщика налогов или заключений акта проверки, составленного нижестоящим контролирующим органом, и выявил их несоответствие требованиям законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). Внеплановая выездная проверка в этом случае может инициироваться
вышестоящим органом государственной налоговой службы лишь в том случае, когда относительно должностных или служебных лиц нижестоящего органа государственной налоговой службы, которые проводили плановую или внеплановую выездную проверку указанного налогоплательщика, начато служебное расследование или возбуждено уголовное дело
»

Внеплановая проверка в данном случае возможна в следующей ситуации: вышестоящий налоговый орган в целях контроля осуществил проверку документов обязательной отчетности налогоплательщика или заключений акта проверки, составленного нижестоящим налоговым органом, и выявил их несоответствие нормам законов, что привело к непоступлению в бюджеты сумм налогов и сборов (обязательных платежей). При этом инициировать внеплановую проверку вышестоящий орган может только в том случае, если относительно должностных или служебных лиц нижестоящего налогового органа, проводивших плановую или внеплановую проверку налогоплательщика, возбуждено служебное расследование или уголовное дело

Пункт 9:
«Плательщиком подана декларация с отрицательным значением из налога на добавленную стоимость, которое составляет более 100 тыс. гривень»

Основанием для внеплановой проверки является подача налогоплательщиком декларации по НДС с отрицательным значением при условии, что размер такого задекларированного отрицательного значения составляет более 100 тыс. грн.

 

Сроки проведения проверки

В отношении частных предпринимателей срок проведения:

— плановых проверок не должен превышать 10 рабочих дней (

часть 9 статьи 111 Закона № 509);

— внеплановых не должен превышать 5 рабочих дней (

часть 10 статьи 111 Закона № 509).

Заметим, что

Закон № 509 допускает продление сроков проверок.

Так, продление плановой проверки для частных предпринимателей возможно на 5 рабочих дней, а внеплановых — на 2 рабочих дня.

 

Какие документы должны предъявить проверяющие

В последнее время участились случаи, когда проверяющие приходят на проверку без надлежащим образом оформленных документов, причем в направлении на проверку вместо конкретного адреса проверяемого указано, например, о том, что проверке подлежат субъекты хоздеятельности, расположенные на улице такой-то с такого-то по такой-то дом. Так что будьте внимательны. Ниже мы укажем, как должны быть оформлены документы проверяющих, какие документы они должны предъявить перед проверкой и кем эти документы должны быть подписаны.

Условия допуска должностных лиц налоговых органов к проведению плановых и внеплановых проверок оговорены в

статье 112 Закона № 509. Так, налоговики вправе приступить к проведению плановой или внеплановой проверки при наличии оснований для их проведения (эти основания мы рассмотрели выше) и при условии предоставления под роспись:

1)

направления на проверку. В направлении на проверку должны быть указаны:

— дата его выдачи;

— название органа государственной налоговой службы;

— цель;

— вид (плановая или внеплановая);

— основания;

— дата начала и дата окончания проверки;

— должности, звания и фамилии должностных лиц.

Направление на проверку должно быть подписано руководителем органа государственной налоговой службы и скреплено печатью налогового органа. В противном случае такое направление считается недействительным;

2)

копии приказа руководителя налогового органа о проведении внеплановой выездной проверки (для допуска к выездной внеплановой проверке). В этом документе указываются:

— основания проведения внеплановой выездной проверки;

— дата ее начала и дата окончания.

Непредоставление этих документов налогоплательщику или их предоставление с нарушением является

основанием для недопуска должностных лиц налогового органа к проведению плановой или внеплановой выездной проверки.

 

Должны ли налоговики расписываться в Журнале проверок

Если мы говорим о том, что налоговики при проверке должны руководствоваться

Законом № 509, а не Законом № 877, то в первую очередь мы должны найти упоминание о необходимости регистрироваться в Журнале посещения субъекта предпринимательской деятельности представителями контролирующих органов (далее — Журнал проверок) в Законе № 509.

В самом

Законе № 509 ни о Журнале проверок, ни о подписях проверяющих в Журнале проверок ничего не сказано. Но даже если мы не будем обращаться к Закону № 877 (в котором есть норма о необходимости расписаться в Журнале проверок проверяющими), такую норму мы найдем в Указе № 817, который по-прежнему действует (в части, не противоречащей Закону № 877). Так что у налогоплательщика есть все основания потребовать от представителей налоговых органов, пришедших на проверку, расписаться в Журнале проверок. К тому же налоговики сами в своих письмах указывали на то, что проверяющие должны расписаться в Журнале проверок (письмо ГНАУ от 09.09.2005 г. № 18041/7/23-1217/1117).

 

Данным материалом мы открыли рубрику, в которой будем рассматривать вопросы проведения проверок у предпринимателя, и в следующих номерах обязательно продолжим освещать эту тему.

 

Материал подготовила
Олеся Александрова, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы консультации

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 107

— Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2008 год и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 28.12.2007 г. № 107-VI.

Закон № 509

— Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине» от 04.12.90 г. № 509-XII.

Закон № 2181

— Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III.

Указ № 817

— Указ Президента Украины «О некоторых мерах по дерегулированию предпринимательской деятельности» от 23.07.98 г. № 817/98.