16.11.2009

На заметку

Новости

На заметку

 

Пенсионные доплаты единоналожников и фикспатентщиков: Президент вмешался, теперь решение вопроса за КСУ

Указ Президента Украины «О приостановлении действия отдельных постановлений Кабинета Министров Украины» от 02.11.2009 г. № 890/2009

 

Предприниматели на едином и фиксированном налоге наверняка уже наизусть знают историю вопроса пенсионных доплат и

постановления КМУ № 366 в частности. Пока Кабмин начал процедуру апелляционного обжалования постановления суда (см. «СД», 2009, № 21, с. 2), Президент решил вмешаться и своим Указом от 02.11.2009 г. № 890/2009 приостановил действие постановлений КМУ:

от 14.04.2009 г. № 366 и от 21.05.2009 г. № 505, которыми установлена обязательная доплата пенсионных взносов до минимального страхового взноса для предпринимателей — плательщиков единого и фиксированного налогов за себя и членов семей;

от 05.03.2009 г. № 236 и от 15.04.2009 г. № 454, которыми определен порядок уплаты единого налога и пенсионных взносов физлицами — предпринимателями, осуществляющими деятельность за пределами Украины без привлечения наемных работников и членов семей (см. «СД», 2009, № 12, с. 5).

Одновременно

Президент подал представление в Конституционный Суд Украины для решения вопроса о конституционности указанных постановлений.

По мнению Президента, урегулировав подзаконными актами вопрос о порядке уплаты единого налога и пенсионных взносов предпринимателями, работающими за границей, а также вопрос установления размеров пенсионных взносов для предпринимателей, избравших особый способ налогообложения,

Кабмин нарушил нормы Конституции Украины, согласно которым данные вопросы регулируются исключительно законами.

Теперь, несмотря ни на что,

с момента вступления в силу Указа (он вступает в силу с даты его официального опубликования) действие перечисленных выше постановлений КМУ приостанавливается. Согласно пункту 5 статьи 52 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины» от 16.05.2008 г. № 279-VI приостановление действия акта КМУ в таком случае имеет следствием приостановку совершения любыми органами, лицами действий, направленных на выполнение приостановленного акта Кабинета Министров Украины, осуществления полномочий, определенных этим актом.

Дальше уже дело за Конституционным Судом Украины.

Если последний станет на сторону Президента, то

постановления КМУ так и не возобновят своего действия (фактически произойдет их отмена с даты вступления в силу Указа). В противном случае постановления возобновят свое действия с даты вынесения КСУ негативного решения.

Возможен и такой вариант: Кабмин вместо приостановленных

постановлений вполне может принять новые, по сути такие же, и тогда начнется все сначала. Но надеемся, до этого дело не дойдет.

 

С ноября увеличены размеры минимальной зарплаты и прожиточного минимума

Закон Украины «Об установлении прожиточного минимума и минимальной заработной платы» от 20.10.2009 г. № 1646-VI (вступил в силу с 04.11.2009 г.)

 

Президент подписал

Закон № 1646, которым установлены следующие новые размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума:

 

Прожиточный минимум на одно лицо в расчете на месяц

Социальные и демографические группы населения

Период действия

01.11.2009 — 31.12.2009

01.01.2010 — 31.03.2010

01.04.2010 — 30.06.2010

01.07.2010 — 30.09.2010

01.10.2010 — 30.11.2010

01.12.2010 —

Размер прожиточного минимума, грн.

Общий показатель (без привязки к группам населения)

701

825

839

843

861

875

Дети в возрасте до 6 лет

632

755

767

771

787

799

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

776

901

917

921

941

957

ТРУДОСПОСОБНЫЕ ЛИЦА

744

869

884

888

907

922

Лица, утратившие трудоспособность

573

695

706

709

723

734

 

Минимальная зарплата

 

Срок действия

01.11.2009 — 31.12.2009

01.01.2010 — 31.03.2010

01.04.2010 — 30.06.2010

01.07.2010 — 30.09.2010

01.10.2010 — 30.11.2010

01.12.2010 —

Размер минзарплаты, грн.

744

869

884

888

907

922

 

Как видим, вышеуказанный

Закон предусматривает повышение минимальной зарплаты с 650 до 744 грн. и уравнивание новых размеров минзарплаты до прожиточного минимума для трудоспособных лиц. Таким образом, уже с месяца повышения ПМ для трудоспособных лиц с 669 до 744 грн. произойдет повышение:

1) размера заработной платы,

в пределах которого индексируют начисленную заработную плату наемным работникам (зарплату индексируют в пределах прожиточного минимума для трудоспособных лиц);

2) размера зарплаты, с которой удерживают

взнос «снизу» по ставке 0,5 % в Фонд соцстрахования по временной потере трудоспособности (из суммы начисленной зарплаты, превышающей прожиточный минимум, удерживают взнос по ставке 1%);

3) максимальной величины зарплаты, с которой взимают взносы в соцфонды (15 размеров прожиточного минимума для трудоспособных лиц).

Однако для расчета этих величин имеет принципиальное значение

дата вступления в силу этого Закона , а с ней не все однозначно. В самом Законе предусмотрено установление новых размеров прожиточного минимума и минимальной зарплаты с 1 ноября 2009 года. В то же время дата вступления в силу этого Закона предусмотрена — с 04.11.2009 г. Поэтому установленные в нем размеры прожиточного минимума и минимальной зарплаты, скорее всего, будут действовать не с 01.11.2009 г., а с более поздней даты — даты его опубликования*. По всей видимости, при определении размеров соцвзносов с ноябрьской зарплаты придется делать дополнительные расчеты. Надеемся, что официальные органы выскажут свою позицию по данному вопросу, а мы в свою очередь обязательно донесем ее до вас.

* Схожая ситуация была ранее с Законом Украины «Об утверждении прожиточного минимума на 2004 год» от 11.05.2004 г. № 1704-IV, который хоть и устанавливал размер ПМ

на 2004 года, но вступил в силу только с 27.05.2009 г., с этой же даты этот размер и применялся.

Кроме того, если на 1 января 2010 уровень прожиточного минимума для трудоспособного лица будет сохранен на уровне 869 грн., то предельный доход для применения НСЛ в 2010 году будет составлять

1220 грн. (869 х 1,4 = 1216,6 » до ближайших 10 грн. = 1220 грн.), а обычная НСЛ («01») составит 434,5 грн. (869 х 50 %).

 

Президент снова против КМУ: приостановлено действие распоряжения «Об Общем реестре налоговых накладных»

Указ Президента Украины от «О приостановлении действия распоряжения Кабинета Министров Украины от 23 сентября 2009 года № 1178-р» 29.10.2009 г. № 872/2009

 

Данным

Указом Президент приостановил действие очередного НДС-ного распоряжения КМУ от 23.09.2009 г. № 1178-р, которым Правительство обязало продавцов (поставщиков) товаров (работ, услуг) вносить сведения о налоговых накладных в Общий реестр налоговых накладных и только после этого передавать накладную покупателю (подробнее см. «СД», 2009, № 20, с. 2).

Одновременно

Президент подал представление в Конституционный Суд Украины для решения вопроса о конституционности указанного распоряжения.

Как считает Президент, указанное

распоряжение КМУ не отвечает Конституции Украины, поскольку:

— система налогообложения, налоги и сборы устанавливаются исключительно законами Украины. Согласно

пункту 1 Закона Украины «О системе налогообложения» от 25.06.91 г. № 1251-XII НДС относится к общегосударственным налогам и сборам (обязательным платежам). Следовательно, конституционные положения об обязательности закрепления в законе порядка уплаты налогов и сборов распространяются и на НДС;

— Кабмин, внедрив единый Общий реестр налоговых накладных, определив механизм регистрации налоговых накладных продавцов и основания для проведения органами ГНС проверок плательщиков НДС, основания для потери покупателями права на налоговый кредит по НДС,

вмешался в регулирование вопросов администрирования НДС, которое, как уже было указано выше, должно осуществляться исключительно законом;

— урегулировав подзаконным актом вопросы администрирования НДС,

Кабмин превысил свои полномочия.

 

«Зачет» части единого налога в счет уплаты страховых взносов переехавшему предпринимателю-единоналожнику

Письмо Пенсионного фонда Украины от 30.09.2009 г. № 17657/03-30

 

Пенсионный фонд (ПФУ) предоставил разъяснения для предпринимателей — плательщиков единого налога, которые в течение календарного года изменили место проживания, вследствие чего были поставлены на учет в другом органе ПФУ.

Дело касается предоставления копий платежных документов об уплате единого налога

, которые служат подтверждением перечисления единого налога вообще и 42 % процентов сидящей в нем доли ПФУ в частности. При этом, судя по всему, ПФУ рассмотрел ситуацию со взносами, которые поступают в актив самого предпринимателя (учитываются при назначении ему пенсии), а ситуацию со взносами за наемных работников не рассматривал.

ПФУ отмечает, что, для того чтобы орган ПФУ по новому месту регистрации предпринимателя зачислил часть уплаченного им единого налога в счет уплаты пенсионных взносов, предприниматель должен предоставить копии платежных документов об уплате единого налога за соответствующие периоды именно в «новый» орган ПФУ.

То есть отчитываясь перед «новым» органом ПФУ по итогам, например, 2009 года (для единоналожника это приложение 26 и комплект отчетности по персонификации), предприниматель именно ему должен предоставить копии платежек об уплате единого налога за весь 2009 год. «Старому» органу ПФУ подавать ничего не нужно.

Что касается ежемесячного предоставления копий платежек об уплате единого налога вместе с приложением 23 предпринимателями — единоналожниками с наемными работниками, то их тоже необходимо предоставлять «новому» органу ПФУ.

Напомним, что механизм зачета единого налога со взносами в ПФУ, в частности вопрос предоставления копий платежек об уплате единого налога, рассмотрен в

письме ПФУ от 19.03.2004 г. № 2645/04, которое актуально и по сей день.

 

Об уплате взносов в Фонд «временной нетрудоспособности» при смене места проживания предпринимателя-единоналожника

Письмо Фонда «временной нетрудоспособности» от 30.09.2009 г. № 02-24-2050

 

Предприниматель-единоналожник может быть поставлен на учет в Фонде «временной нетрудоспособности»

дважды: лично как плательщик единого налога и как работодатель, использующий наемный труд.

Снятие с учета физлица-предпринимателя (

лично) в органе Фонда по предыдущему месту проживания и постановка на учет по новому месту проживания осуществляются органами Фонда на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных госрегистратором в соответствии с Законом Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV. После смены места проживания предприниматель будет получать материальное обеспечение и социальные услуги по социальному страхованию в связи с временной потерей трудоспособности, а также предоставлять отчетность по форме Ф4-ФСС з ТВП по новому месту учета.

Уплата единого налога (и соответственно отчислений из него в Фонд) до конца года по предыдущему месту проживания не будет влиять на получение материального обеспечения и социальных услуг по новому месту учета.

Если предприниматель

использует наемный труд, то он обязан в 15-дневный срок осуществить расчеты по средствам Фонда и обратиться с заявлением в произвольной форме в орган Фонда по предыдущему месту учета для получения справки об отсутствии задолженности. Справка предоставляется в орган Фонда по новому месту проживания. Уплачивать страховые взносы в Фонд, удержанные из зарплаты наемных работников, и предоставлять отчетность по форме Ф4-ФСС з ТВП страхователи должны по новому месту учета.

Для подтверждения своего статуса страхователи — плательщики единого налога должны

предоставить в орган Фонда копию Свидетельства об уплате единого налога.

 

Нюансы постановки предпринимателей на учет в Фонде «несчастного случая» в нестандартных ситауциях

Письмо Фонда «несчастного случая» Украины от 24.09.2009 г. № 1070-06-2

 

Как разъясняет Фонд «несчастного случая», в соответствии со

статьей 10 Закона Украины «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 23.09.99 г. № 1105-XIV взятие на учет предпринимателей Фондом осуществляется на основании сведений из регистрационной карточки, предоставленных госрегистратором, не позднее следующего рабочего дня со дня получения Фондом указанных сведений. При этом предприниматели статуса страхователей еще не приобретают.

Статус страхователей предприниматели, использующие наемный труд, приобретают в день получения Фондом из центра занятости уведомления о регистрации трудового договора (контракта) между предпринимателем и наемным работником.

На следующий рабочий день со дня получения Фондом такого уведомления Фонд письмом с уведомлением о вручении направляет предпринимателю уведомление о взятии его на учет и страховое свидетельство (в соответствии с

пунктом 3.8 Инструкции от 12.07.2007 г. № 36).

В нестандартной ситуации, когда в Фонде отсутствует информация о проведении госрегистрации предпринимателя (предприниматель зарегистрирован до 01.07.2005 г.), Фондом при получении из центра занятости уведомления о регистрации трудового договора между таким предпринимателем и наемным работником не позднее следующего рабочего дня предпринимателю направляется письмо (в произвольной форме) о необходимости встать на учет в Фонде в качестве плательщика страховых взносов.

В соответствующем заявлении о взятии предпринимателя на учет (по форме согласно

приложению 4 к Инструкции) такой предприниматель должен указать свой основной вид экономической деятельности. На основании этого заявления страхователю устанавливаются соответствующий класс профессионального риска и размер страхового тарифа и выдаются страховое свидетельство и уведомление о взятии на учет.

 

Смена места проживания предпринимателя-едноналожника и уплата взносов в Фонд «безработицы»

Письмо Государственного центра занятости от 17.09.2009 г. № ДЦ-03-7855/0/6-09

 

Предприниматели-единоналожники уплачивают взносы в Фонд «безработицы» по ставке 0,6 %, удержанные с зарплаты наемных работников. Кроме того, на счета центров занятости органами Госказначейства перечисляется 4 % суммы единого налога.

Если предприниматель в середине года

меняет место жительства, то после постановки на учет в центре занятости по новому месту жительства он уплачивает страховые взносы, удержанные с наемных работников, уже по новому месту постановки на учет. Что касается части взносов в Фонд «безработицы», перечисляемой из суммы единого налога, то она до конца года перечисляется по предыдущему месту проживания.

 

ГНАУ рассказала о камеральных проверках правильности начисления земельного налога

Письмо ГНАУ от 28.09.2009 г. № 21042/7/15-0717

 

Правильность начисления налогоплательщиком суммы земельного налога определяется

при проведении камеральной проверки. При такой проверке используются только данные налоговых деклараций, в нашем случае — данные налоговых расчетов по земельному налогу.

В то же время согласно

статье 13 Закона Украины «О плате за землю» от 03.07.92 г. № 2535-XII основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, который ведется уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

В связи с этим ГНАУ в данном случае считает возможным проводить

невыездную документальную проверку, в процессе которой определение сумм налогового обязательства по земельному налогу будет проводиться на основании поданных плательщиками деклараций (расчетов), а также полученной от землеустроительных органов информации о суммах нормативно-денежной оценки земли.

Если по результатам проведенной проверки будет

выявлено занижение суммы налоговых обязательств налогоплательщика, заявленных в налоговых расчетах, на основании подпункта 4.2.2 «б» Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III контролирующий орган обязан самостоятельно определить сумму налогового обязательства налогоплательщика.

Кроме того, согласно

подпункту 17.1.3 Закона № 2181 такой налогоплательщик обязан уплатить штраф в размере 10 % от суммы недоплаты за каждый налоговый период, установленный для этого налога , начиная с налогового периода, на который приходится такая недоплата, и заканчивая налоговым периодом, в котором налогоплательщик получит налоговое уведомление, но не более 50 % такой суммы и не менее 170 грн. совокупно за весь срок недоплаты, независимо от количества прошедших налоговых периодов.

 

Вниманию предпринимателей, которые занимаются торговлей ювелирными изделиями: копии лицензий для филиалов получать не нужно

Разъяснение Госкомпредпринимательства от 07.09.2009 г. № 10673

 

По сложившейся ранее практике предприниматели (речь идет только о тех, кто занимается торговлей ювелирными изделиями), которые имели несколько мест торговли, получали на второе, третье и т. д. место торговли копии лицензии (как для филиалов). Однако с августа этого года у таких предпринимателей стали возникать сложности: Минфин больше не давал копии лицензии на каждое место торговли, аргументируя это тем, что представительства и филиалы могут открывать только юрлица, а значит, копии лицензии физлицам выдаваться не должны. Получалось так, что предприниматель-физлицо не мог иметь несколько торговых точек, а должен был довольствоваться только одной.

Данную проблему разрешает вышеуказанное

письмо Госкомпредпринимательства. Как отмечает Комитет, исходя из требований статьи 14 Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» 01.06.2000 г. № 1775-III субъект хозяйствования получает заверенные органом лицензирования копии лицензии только в случае наличия у него филиалов, обособленных подразделений.

При этом из анализа норм

статьи 95 Гражданского кодекса Украины и статьи 55 Хозяйственного кодекса Украины следует, что филиалы, представительства, другие обособленные подразделения без создания юрлица имеют право открывать только юрлица, зарегистрированные в установленном порядке.

Исходя из указанного выше Комитет пришел к выводу, что

физлица-предприниматели на основании лицензии, выданной центральным (!) органом исполнительной власти, имеют право работать на всей территории Украины и не должны получать копии лицензии на каждый филиал.

 

Ипотечный жилищный кредит: ГНАУ о нюансах реализации права на налоговый кредит

Письмо ГНАУ от 12.08.2009 г. № 3601/к/17-0714

 

Согласно

подпункту 5.3.1 Закона Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV налогоплательщик имеет право включить в состав налогового кредита отчетного года часть суммы процентов по ипотечному кредиту, уплаченных налогоплательщиком, которая рассчитывается по правилам, определенным статьей 10 этого Закона.

При этом

одним из условий возникновения у налогоплательщика в данном случае права на налоговый кредит является строительство или приобретение за счет ипотечного жилищного кредита жилого дома (квартиры, комнаты), определенного таким налогоплательщиком как основное место его проживания (пункт 10.1 Закона о налоге с доходов).

В соответствии с нормами

Закона Украины «О свободе передвижения и свободном выборе места жительства в Украине» от 11.12.2003 г. № 1382-IV определение объекта жилищной ипотеки основным местом проживания должно осуществляться налогоплательщиком самостоятельно, в частности путем регистрации (внесения сведений в паспорт) объекта жилищной ипотеки его местом проживания.

Исходя из указанного выше и учитывая то, что предоставление налогового кредита осуществляется по итогам отчетного налогового года (

подпункт 5.1.1 Закона о налоге с доходов), ГНАУ указала следующее.

Если налогоплательщик зарегистрировался в приобретенной за счет ипотечного жилищного кредита квартире в течение текущего 2009 года

(например, в апреле), то такой налогоплательщик может реализовать свое право на налоговый кредит в следующем 2010 году.

Вместе с этим ГНАУ напомнила, что согласно

подпунтку 5.4.3 Закона о налоге с доходов если налогоплательщик не воспользовался правом на начисление налогового кредита по результатам отчетного налогового года, то такое право на следующие налоговые годы не переносится.

 

Работник-предприниматель не имеет права на применение НСЛ

Письмо ГНАУ от 25.06.2009 г. № 2842/ю/17-0714

 

Согласно

подпункту 6.3.3 Закона о налоге с доходов работник, зарегистрированный предпринимателем, не имеет права на применение налоговой социальной льготы (НСЛ) к своей зарплате. Это правило действует даже в том случае, если работник, зарегистрированный предпринимателем, фактически не получает никаких доходов от предпринимательской деятельности.

Работодатель, применявший НСЛ к зарплате работника и получивший из ГНИ уведомление о том, что данный работник является предпринимателем,

обязан сделать перерасчет сумм начисленных доходов и сумм предоставленных НСЛ, а также взыскать с работника недоплату по налогу с доходов. Штрафы за такое нарушение к работнику работодателем не применяются.

Нужно заметить, что у ГНАУ уже были подобные официальные разъяснения по этому вопросу, подробно данную проблему мы рассматривали в «СД», 2008, № 4, с. 23.

 

Поступление наличности должно быть отражено в КУРО, иначе штрафа не избежать

Письмо ГНАУ от 29.01.2009 г. № 1686/7/25-0415

 

В соответствии с

пунктом 2.6 Положения о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденного постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637 , в случае проведения наличных расчетов с применением РРО фактически поступившие наличные средства в полной сумме должны учитываться в КУРО на основании фискальных отчетных чеков РРО.

Согласно разъяснениям ГНАУ

наличие вклеенных в КУРО фискальных отчетных чеков при отсутствии записей на основании таких чеков в разделе 2 КУРО не может быть основанием для неприменения штрафных (финансовых) санкций.

Заметим, что согласно

статье 1 Указа Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95 за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности к субъекту хозяйствования применяется штраф в пятикратном размере неоприходованной суммы.

 

Особенности увольнения женщин, вопросы выплаты заработной платы: разъяснения от Минтруда

Письмо Минтруда Украины от 26.08.2009 г. № 9765/0/14-09/13

 

Минтруда напоминает, что в соответствии с

частью 3 статьи 184 Кодекса законов о труде Украины по инициативе работодателя не допускается увольнение:

— беременных женщин;

— женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет (до шести лет по медицинскому заключению

согласно части шестой статьи 179 КЗоТ);

— одиноких матерей при наличии ребенка в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида

.

Исключение составляют случаи полной ликвидации предприятия, когда

допускается увольнение таких женщин с обязательным трудоустройством.

Также

обязательное трудоустройство беременных женщин и женщин, имеющих детей, осуществляется в случаях их увольнения после окончания срочного трудового договора. То есть работница должна быть переведена с ее согласия на другую работу, соответствующую ее специальности.

На период трудоустройства за такими женщинами сохраняется средняя заработная плата, но не более 3 месяцев

со дня окончания срочного трудового договора.

При этом Минтруда, к сожалению,

не разъясняет, в какие именно сроки должна быть осуществлена данная выплата средней заработной платы. В письме лишь процитирована норма статьи 116 КЗоТ относительно выплаты всех надлежащих работнику сумм в день увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то указанные суммы должны быть выплачены ему не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.

На вопрос,

может ли работник отказаться от получения начисленной ему заработной платы, Минтруда в письме лишь заметило, что работодатель (или уполномоченный им орган) обязан ее начислить и выплатить работнику (статья 21 КЗоТ).

 

Госценинспекция: устанавливать цену договора в эквиваленте инвалюты нельзя

Письмо Госценинспекции Украины от 06.08.2009 г. № 200/7-10/3269

 

Согласно

пункту 1 постановления КМУ «Об усовершенствовании порядка формирования цен» от 18.12.98 г. № 1998 формирование, установление и применение субъектами предпринимательства свободных цен на территории Украины осуществляется исключительно в национальной денежной единице.

На основании указанного требования Госценинспекция указала, что

установление субъектом хозяйствования цены договора в эквиваленте иностранной валюты противоречит требованиям действующего законодательства Украины.

Заметим, что такую же позицию, судя по всему, занимает и Минэкономики, хотя его разъяснения по этому вопросу нечеткие (см.

письмо от 01.06.2009 г. № 3802-25/202).

 

Расширен перечень субъектов с высокой степенью риска по пожарной безопасности

Постановление КМУ «О дополнении Порядка распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды относительно пожарной безопасности» от 21.10.2009 г. № 1109

 

Порядок распределения субъектов хозяйствования по степени риска их хозяйственной деятельности для безопасности жизни и здоровья населения, окружающей природной среды относительно пожарной безопасности от 14.11.2007 г. № 1324

(см. «СД», 2008, № 1, с. 6) дополнен новой нормой, согласно которой с точки зрения пожарной безопасности к субъектам с высокой степенью риска отнесены субъекты, в сфере управления которых находятся, в частности, объекты, на которых выполняются работы по сбору и/или заготовке ранних зерновых и озимых культур.

К субъектам с

высокой степенью риска принадлежат также субъекты, предоставляющие услуги и выполняющие работы противопожарного назначения. При проведении плановой проверки таких субъектов органы Госпожарнадзора выборочно проверяют качество предоставленных ими услуг (выполненных работ) на объектах .

 

Кабмин принял меры по предотвращению распространения эпидемии гриппа

Постановление КМУ «О предотвращении распространения гриппа типа A/H1N1/Калифорния/04/09 и острых респираторных заболеваний среди населения» от 30.10.2009 г. № 1152

 

С целью недопущения распространения эпидемии гриппа и острых респираторных заболеваний

с 30 октября 2009 года Кабмин ввел на территории Украины высший уровень опасности распространения гриппа типа A/H1N1/Калифорния/04/09, в связи с чем запретил проведение всех массовых мероприятий .

Кроме того, Кабмин установил, что:

требования Минздрава по организации профилактики и борьбы с распространением гриппа являются обязательными для выполнения всеми лечебными учреждениями, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от формы собственности;

закупка лекарственных средств, изделий медицинского назначения, работ и услуг для предотвращения распространения и лечения гриппа и других острых респираторных заболеваний осуществляется Минздравом по процедуре закупки у одного участника без согласования с Минэкономики.

Также Кабмин поручил, в частности:

— Гостаможслужбе — обеспечить

оперативное таможенное оформление лекарственных средств и средств индивидуальной защиты (СИЗ), которые будут поступать на таможенную территорию Украины, по определенному Минздравом перечню;

— Минздраву —

определить перечень профилактических и лекарственных средств, которые обязательно должны быть в аптеках. В случае несоблюдения аптеками требований к наличию указанных средств Минздрав будет решать вопрос о лишении таких аптек лицензий на реализацию лекарственных средств;

— Минздраву, Минэкономики, Совету министров АР Крым, областным, Киевской и Севастопольской горгосадминистрациям —

установить цены на лекарственные средства и СИЗ на уровне цен по состоянию на 22 октября 2009 года и осуществлять контроль за наличием указанных средств.

 

Оптово-отпускные цены на лекарства: регулирование от Кабмина

Постановление КМУ «Об установлении граничных уровней цен на отдельные лекарственные средства и изделия медицинского назначения» от 30.10.2009 г. № 1154 (вступило в силу с 03.11.2009)

Кабмин с целью стабилизации ценовой ситуации на рынке лекарственных средств и изделий медицинского назначения на период

эпидемии гриппа А/Н1N1/Калифорния/04/09 установил предельные оптово-отпускные и розничные цены на лекарственные средства и изделия медицинского назначения по перечню, прилагаемому ниже:

 

Наименование лекарственного средства (изделия медицинского назначения)

Единица измерения

Оптово-отпускная цена, грн.

Розничная цена, грн.

Лекарственные средства

1. Амиксин

Таблетки по 0,125 мг № 3

39,60

55,00

2. Озельтамевир (Тамифлю)

Капсулы по 75 мг № 10

250,92

348,5

3. Азитромицин

Таблетки по 0,5 г № 3

21,34

29,45

4. Амизон

Таблетки по 0,25 г № 10

10,87

15,00

5. Ампицилин

Таблетки по 0,25 г № 20

6,52

9,00

6. Арбидол

Таблетки по 0,1 г № 10

32,61

45,00

7. Аскорбиновая кислота

Таблетки по 0,5 г № 12

5,80

8,00

8. Ремантадин

Таблетки по 50 мг № 20

6,16

8,50

9. Мазь оксолиновая

Туба, 10 г

6,16

8,50

10. Хлоргексидин биглюконат

Флакон, 100 мл

3,62

5,00

Изделия медицинского назначения

11. Марля

1 погонный м

1,45

2,00

12. Маска одноразового использования

1 шт.

0,73

1,00

13. Маска многоразового использования марлевая

1 шт.

1,10

1,50

14. Перчатки

1 пара

0,73

1,00

15. Шприц

Объем 5 мл

0,51

0,70

 

В примечании к

постановлению № 1154 указано, что предельные размеры оптово отпускных и розничных цен определены в соответствии с Порядком формирования цен на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, по которым введено государственное регулирование, утвержденным постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333.

Однако здесь вызывают вопросы

ряд моментов.

Во-первых,

постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333 предусматривался такой способ государственного регулирования цен, как установление предельного уровня снабженческо-сбытовых и торговых (розничных) надбавок (а не предельного уровня оптово-отпускных и розничных цен, как сделано постановлением № 1154).

Во-вторых, согласно

постановлению КМУ от 17.10.2008 г. № 955 (с учетом изменений, внесенных постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333; далее — постановление № 955) объектом ценового регулирования выступают только лекарства, включенные в Национальный перечень основных лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденный постановлением КМУ от 25.03.2009 г. № 333. Лекарственные средства, перечисленные в постановлении № 1154 (за исключением Азитромицина, Ампицилина и Хлоргексидина), в Национальном перечне отсутствуют.

Кроме того, в

постановлении № 955 прямо сказано, что лекарства отечественного производства, оптово-отпускная цена которых ниже 12 грн. за упаковку, не подлежат госрегулированию (кроме тех, которые будут приобретаться за бюджетные средства).

Итак, приходится констатировать, что

со вступлением в силу постановления 1154 сфера госрегулирования цен на лекарства расширена.

Напомним также

об ответственности в связи с нарушением государственной дисциплины цен.

В соответствии со

статьей 14 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII необоснованно полученная предприятием, организацией сумма выручки в результате нарушения государственной дисциплины цен подлежит изъятию и зачисляется в доход соответствующего бюджета с применением штрафа в двукратном размере необоснованно полученной выручки.

Необоснованно полученной выручкой

считается разница между фактической выручкой от реализации лекарственных средств и ее стоимостью, опредленной по ценам, которые должны применяться (пункт 2.1 Инструкции о порядке применения экономических и финансовых (штрафных) санкций органами государственного контроля за ценами, утвержденной совместным приказом Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины, Минфина от 03.12.2001 г. № 298/519*. Органом, уполномоченным контролировать установление и применение государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов, является Государственная инспекция по контролю за ценами. Кабмин постановлением от 21.05.2008 г. № 483 утвердил критерии риска для определения периодичности проверок соблюдения законодательства о ценах. Кроме того, следует помнить, что в отношении «ценовых» проверок действуют ограничения, установленные постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502 («СД», 2009, № 12, с. 2).

* Органом, уполномоченным контролировать установление и применение государственных фиксированных и регулируемых цен и тарифов, является Государственная инспекция по контролю за ценами. Кабмин постановлением от 21.05.2008 г. № 483 утвердил

критерии риска для определения периодичности проверок соблюдения законодательства о ценах. Кроме того, следует помнить, что в отношении «ценовых» проверок действуют ограничения, установленные постановлением КМУ от 21.05.2009 г. № 502 («СД», 2009, № 12, с. 2).

Кроме ответственности самой аптеки, возможно также привлечение к

административной ответственности ее должностных лиц**. Согласно ст. 1652 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X за нарушение порядка формирования, установления и применения цен и тарифов, а также скидок, наценок, доплат к ним применяется административный штраф в размере от 85 до 170 грн. (а за повторное в течение года нарушение — от 170 до 255 грн.). Однако нужно заметить, что данный штраф к частным предпринимателям не применятся. На это обращала внимание и Госценинспекция в письме от 24.11.2006 г. № 200/7-10/1660.

** На то, что данный штраф не применятся к частным предпринимателям, обращала внимание и Госценинспекция в письме от 24.11.2006 г. № 200/7-10/1660.

Постановление

вступит в силу со дня официального опубликования (на момент подготовки номера не опубликовано).

 

С 1 ноября 2009 года школьная продукция подлежит обязательной сертификации МОН

Распоряжение КМУ «Об обязательной сертификации продукции школьного ассортимента» от 05.10.2009 г. № 1271-р

 

С целью урегулирования деятельности в сфере выпуска печатной продукции школьного ассортимента с соблюдением требований законов Украины «Об охране детства» от 26.04.2001 г. № 2402-III и «О защите общественной морали» от 20.11.2003 г. № 1296-IV Кабмин своим распоряжением поручил Госпотребстандарту с 1 ноября 2009 года включить в перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации МОН, тетради школьные, тетради общие, дневники школьные, тетради для нот, альбомы для рисования, папки для тетрадей школьных, папки для труда, краски, клей, другие ученические принадлежности, которые используются во время учебно-воспитательного процесса.