06.12.2010

Переходные моменты: с единого налога на общую систему

Статья

Переходные моменты: с единого налога на общую систему

 

Чаще всего предприниматели решаются сменить систему налогообложения именно с нового года, поскольку к этому времени у многих выручка переваливает за максимально допустимые 500 тыс. грн. Однако, для того чтобы перейти на общую систему, не допустив ошибок, необходимо уже в декабре начинать подготовку к переходу. Тем более что в текущем году к обычным вопросам, связанным со сменой системы налогообложения, добавились еще и нюансы, связанные с принятием Налогового кодекса.

Итак, давайте разбираться с переходом на общую систему налогообложения.

Виталина МИРОШНИЧЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Закон об НДС

— Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

Закон об РРО

— Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР.

Закон о благоустройстве населенных пунктов

— Закон Украины «О благоустройстве населенных пунктов» от 06.09.2005 г. № 2807-IV.

Закон о разрешительной системе

— Закон Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Закон о налоге на прибыль

— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» в редакции от 22.05.97 г. № 283/97-ВР.

Закон о налоге с доходов

— Закон Украины «О налоге с доходов физических лиц» от 22.05.2003 г. № 889-IV.

Указ № 746

— Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Указ № 436

— Указ Президента Украины «О применении штрафных санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных» от 12.06.95 г. № 436/95.

Декрет о подоходном налоге

— Декрет КМУ «О подоходном налоге с граждан» от 26.12.92 г. № 13-92.

Положение № 1315

— Положение о государственном реестре регистраторов расчетных операций, утвержденное постановлением КМУ от 29.08.2002 г. № 1315.

Приказ № 618

— приказ ГНАУ «Об утверждении Государственного реестра регистраторов расчетных операций в новой редакции» от 19.08.2010 г. № 618.

Порядок регистрации РРО

— Порядок регистрации, опломбирования и использования регистраторов расчетных операций за товары (услуги), утвержденный приказом ГНАУ от 01.12.2000 г. № 614.

Инструкция № 12

— Инструкция о налогообложении доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, утвержденная приказом ГГНИУ от 21.04.93 г. № 12.

Инструкция № 110

— Инструкция о порядке применения штрафных (финансовых) санкций органами государственной налоговой службы, утвержденная приказом ГНАУ от 17.03.2001 г. № 110.

Порядок № 599

— Порядок выдачи Свидетельства об уплате единого налога, утвержденный приказом ГНАУ от 29.10.99 г. № 599.

 

Кто обязан перейти на общую систему с 01.01.2011 г.

Те единоналожники, у которых

в IV квартале 2010 года годовая выручка превысила 500 тыс. грн., обязаны перейти на общую систему с 01.01.2011 г. (так как они нарушили требования статьи 1 Указа № 746).

Если единоналожник не превысил 500-тысячный лимит, понятно, что перед ним все равно возникнет вопрос: как быть ему с нового года, если вступит в силу

Налоговый кодекс? Можно ли ему оставаться на едином налоге или нужно переходить на общую систему в связи с тем, например, что его вид деятельности находится в списке запрещенных для единого налога? Спешим успокоить наших читателей: по крайней мере первый квартал нового года все единоналожники будут работать еще по старым правилам! Для единоналожников новые правила работы на упрощенной системе, предусмотренные Налоговым кодексом, будут действовать со II квартала 2011 года (см. с. 8 этого номера). А это значит, что у нас есть время во всем разобраться и определиться, как дальше действовать.

При этом,

работая на едином налоге в переходный период (I квартал 2011 года), нужно будет руководствоваться следующим:

1)

заявление об уплате единого налога на 2011 год подавать не нужно, но только если Налоговый кодекс примут, в противном случае заявление лучше подать;

2)

если примут Налоговый кодекс, не нужно сдавать в налоговую Свидетельство единоналожника на 2010 год и справки о трудовых отношениях с наемными работниками (эти документы будут действительны в течение I квартала 2011 года);

3) если предприниматель

был плательщиком НДС, то он им и останется, но если не был, то не зарегистрируется;

4) необходимо будет уплачивать ЕСВ за себя и за наемных работников (причем процедура зачета ЕСВ за себя с единым налогом проводиться не будет);

5) ставки единого налога останутся прежними (от 20 до 200 грн.), однако уплачивать в бюджет

нужно будет только ту часть единого налога, которая причитается бюджету согласно статье 3 Указа № 746, — 43 % ставки единого налога (20 % — в госбюджет, 23 % — в местный бюджет). А ту часть единого налога, которая ранее направлялась в Пенсионный фонд и Фонд «временной нетрудоспособности», теперь уплачивать не нужно, поскольку социальное страхование единоналожников обеспечивается благодаря уплате ЕСВ;

6) единоналожники освобождены от уплаты

:

— налога на прибыль;

— налога с доходов физлиц (за себя);

— НДС (если не зарегистрированы как плательщики НДС до 01.01.2011 г.);

— налога на землю (кроме налога на землю за те участки, которые не используются в предпринимательской деятельности);

— платы за пользование недрами;

— сбора за специальное использование воды;

— сбора за специальное использование лесных ресурсов;

— сбора за осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности (патент);

7)

в течение I квартала можно будет заниматься теми видами деятельности, которые сейчас разрешены для единоналожников;

8) для того

чтобы остаться на упрощенной системе в 2011 году, необходимо до 20.03.2011 г. (включительно) подать в свою налоговую заявление о выборе упрощенной системы налогообложения. В 2011 году принимать в ряды единоналожников будут тех, у кого объем годовой выручки за прошлый год не превышал 500 тыс. грн. (независимо от того, какие ограничения будут введены с 2011 года Налоговым кодексом).

Ну а для тех единоналожников, которые имеют причины добровольно перейти на общую систему с 01.01.2011 г. (не дожидаясь 01.04.2011 г.), а также для тех, у кого годовая выручка все-таки превысила 500 тыс. грн., вкратце расскажем о том, как осуществить переход на общую систему с нового года.

 

Кратко о том, как перейти

Предположим, предприниматель решился перейти на общую систему налогообложения. Что его будет интересовать в первую очередь? Безусловно, действия, которые необходимо предпринять для того, чтобы оказаться на этой самой общей системе. Поскольку переход должен произойти с 1 января нового года, то в данном случае все очень просто:

1) нужно посетить свою налоговую и сдать

:

— Свидетельство единоналожника на 2010 год;

— справки о трудовых отношениях с наемными работниками (если они есть);

— отчет единоналожника за 2010 год.

Все эти документы следует подать

не позже 05.01.2011 г. справка 1;

2)

не нужно писать заявление о выборе упрощенной системы на 2011 год;

3) не нужно писать заявление об отказе от упрощенной системы.

Как известно, Свидетельство единоналожника выдается на календарный год (например, на 2009 год, 2010-й и т. д.). Соответственно срок его действия истекает в конце года, а именно 31 декабря. А значит, если предприниматель не изъявит желания работать на едином налоге в 2011 году (а для этого он должен подать налоговикам соответствующее заявление до 16 декабря 2010 года), то с 01.01.2011 г. он автоматически окажется предпринимателем на общей системе налогообложения (к чему мы и стремится) справка 2.

Вот так осуществляется переход. Тем не менее еще в самом начале работы на общей системе предприниматель по неопытности может допустить ряд ошибок, которые чреваты существенными штрафными санкциями. Для того чтобы их избежать, нужно тщательно подготовиться к переходу (и начинать подготовку лучше еще в последний месяц работы на едином налоге). Об этом сейчас и пойдет речь.

 

Как подготовиться к переходу

Итак, для того чтобы подготовиться к переходу на общую систему налогообложения, необходимо:

Шаг 1 — выяснить в налоговой судьбу Книги ф. № 10 (продолжать вести старую Книгу или приобрести новую).

Шаг 2 — зарегистрироваться в качестве плательщика НДС (за исключением тех случаев, когда предприниматель и так является плательщиком данного налога).

Шаг 3 — купить и зарегистрировать РРО (при осуществлении наличных расчетов).

Шаг 4 — приобрести торговый патент (если предприниматель занимается торговлей или предоставляет подлежащие патентованию услуги).

Разберемся внимательно с каждым шагом.

Книга ф. № 10

В январе 2011 года предприниматель пойдет в налоговую сдавать Свидетельство и отчет единоналожника. При этом ему следует сразу взять с собой Книгу ф. № 10, которую он вел, будучи на едином налоге, и уточнить у инспекторов, что с ней делать дальше — продолжать вести и на общей системе или сдать и приобрести вместо нее новую Книгу ф. № 10.

Поясним ситуацию. Налоговики на местах разработали множество совершенно разных форм Книги ф. № 10 для различных видов деятельности: для торговли они рекомендуют использовать одну форму, для транспорта — другую, для услуг — третью, для общепита — четвертую и т. д. Но поскольку единоналожникам разрешено заполнять в Книге ф. № 10 только четыре обязательные графы справка 3, они заводят Книгу ф. № 10 так:

— либо покупают Книгу ф. № 10, разработанную налоговиками, но ведут в ней только четыре обязательные графы;

— либо расчерчивают Книгу ф. № 10 самостоятельно по образцу, приведенному в

приложении 10 к Инструкции № 12, и заполняют в ней те же четыре обязательные графы.

Это на едином налоге. А вот

на общей системе в Книге ф. № 10 необходимо заполнять все графы, поэтому она должна быть именно такой формы, которую рекомендуют в местной налоговой.

Поэтому в первом случае (т. е. когда на руках уже есть форма Книги ф. № 10, разработанная налоговиками) вполне возможно, что при переходе на общую систему инспекторы разрешат оставить прежнюю Книгу ф. № 10 и вести ее на общей системе, заполняя все без исключения графы.

Если же имеет место второй вариант (т. е. Книга ф. № 10, которую предприниматель вел на упрощенной системе, не соответствует требованиям налоговиков), предпринимателю придется:

— старую Книгу ф. № 10 сдать в налоговую;

— приобрести новую Книгу ф. № 10 (для соответствующего вида деятельности);

— зарегистрировать новую Книгу ф. № 10 в налоговой.

Обратите внимание:

до того момента, пока новая Книга ф. № 10 не будет зарегистрирована, предприниматель не должен получать в кассу выручку от покупателей или заказчиков. Ведь выручка, не записанная в Книгу ф. № 10, считается неоприходованной, а значит, налоговики могут оштрафовать предпринимателя в 5-кратном размере неоприходованной суммы (статья 1 Указа № 436).

 

Регистрация плательщиком НДС

Если предприниматель еще в период работы на едином налоге зарегистрировался в качестве плательщика НДС, то переход на общую систему никак не повлияет на уплату им данного налога.

Однако гораздо чаще встречаются ситуации, когда единоналожники предпочитают не связываться с уплатой НДС. И пока они работают на едином налоге, это им разрешено. Но

как только предприниматель переходит на общую систему, в большинстве случаев он обязан стать плательщиком НДС . Объясняется это двумя факторами:

— во-первых,

Закон об НДС требует обязательной регистрации предпринимателя в качестве плательщика НДС, если его годовой оборот превышает 300 тыс. грн. (а зачастую, именно так и есть);

— во-вторых, освобождение от НДС в случае превышения 300-тысячного оборота (или в других случаях, требующих обязательной регистрации) работает только на упрощенной системе, а на общей системе оно действовать не будет.

Заявление о регистрации в качестве плательщика НДС необходимо подать в течение 20 календарных дней после превышения выручкой предела в 500 тыс. грн. При этом ГНАУ в

письме от 26.05.2010 г. № 6003/5/16-1116 разъяснила, что моментом превышения является день, когда предприниматель получил на текущий счет или в кассу денежные средства, с учетом которых его годовая выручка стала больше 500 тыс. грн. Таким образом, в течение 20 календарных дней со дня получения «излишка» выручки необходимо подать заявление о регистрации в качестве плательщика НДС.

Может случиться, что в силу определенных причин не все предприниматели успеют вовремя подать заявление об НДС-регистрации и получить Свидетельство плательщика НДС. В таком случае можно подать заявление позже, но при этом следует поступать осторожно: не отгружать товар (не проводить работы, не предоставлять услуги) и не показывать поступление оплаты за него (них), пока не будет на руках Свидетельства плательщика НДС.

 

Покупка РРО

Осуществляя наличные расчеты на общей системе налогообложения, предприниматель обязан использовать РРО (

статья 1 Закона об РРО). А это означает, что первая же операция на общей системе, связанная с получением наличной выручки, должна быть проведена через РРО (иначе проверяющие могут наказать предпринимателя 5-кратным штрафом за неполное или несвоевременное оприходование наличных). Таким образом, еще до перехода на общую систему предприниматель должен побеспокоиться о том, чтобы купить РРО и зарегистрировать его в налоговой. С чего же начать?

Приступая к поиску РРО, важно помнить о том, что далеко

не все существующие РРО отвечают требованиям действующих нормативно-правовых актов. Поэтому сначала стоит ознакомиться со списком тех моделей РРО, которые можно законно использовать в предпринимательской деятельности (приказ № 618).

После этого можно покупать РРО. Где? Об этом лучше всего узнать у самих налоговиков (разумеется, спрашивать нужно у тех, кто занимается регистрацией РРО). Без сомнений, они подскажут адреса нескольких сервисных центров, в которых можно приобрести качественный РРО (конечно, никто не мешает посоветоваться по этому поводу и с друзьями-предпринимателями).

Покупая РРО в сервисном центре, предпринимателю стоит сразу заключить договор на ввод в эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт РРО (пункт 14 статьи 3 Закона об РРО).

Однако не все предприниматели, которые покупают РРО в первый раз, готовы потратиться на новый аппарат, поэтому

некоторые соглашаются заиметь б/у РРО, уплатив за него гораздо меньше, чем за новый. В таком случае при покупке следует обратить внимание на следующее:

— указана ли модель РРО в

приказе № 618;

— есть ли у продавца договор с сервисным центром на техническое обслуживание и ремонт РРО;

— не истекает ли срок эксплуатации данной модели;

— не истек ли срок первичной регистрации РРО справка 4 в налоговой (это важно, если до момента покупки имеющийся аппарат ни разу не проходил регистрацию в налоговой). Срок первичной регистрации РРО можно найти в

приказе № 618;

— техническое состояние РРО.

Какой бы вариант предприниматель ни выбрал (новый РРО или б/у), он должен

позаботиться о наличии договора купли-продажи и платежного документа о перечислении средств за РРО (эти документы пригодятся для регистрации РРО и подтверждения расходов на общей системе налогообложения).

 

Регистрация РРО

После того как РРО приобретен, его следует зарегистрировать. Для этого предпринимателю придется

посетить ту налоговую, на территории которой будет использоваться РРО (за исключением выездной торговли, для которой РРО регистрируются по месту жительства предпринимателя), и предоставить следующий пакет документов:

1) письменное заявление о регистрации РРО. Форма заявления может быть произвольной, но в нем обязательно нужно указать: сферу применения РРО (торговля, общественное питание, сфера услуг, АЗС, такси и т. п.) и его реквизиты (модификация, заводской номер, версия программного обеспечения, изготовитель или поставщик, дата изготовления);

2) свидетельство о госрегистрации предпринимателя (оригинал и копию, подписанную предпринимателем);

3) документ, подтверждающий право собственности на РРО (договор купли-продажи) (оригинал и копию, подписанную предпринимателем);

4) паспорт (формуляр) РРО (оригинал и копию, подписанную предпринимателем);

5) разрешение местного органа власти на размещение хозяйственной единицы (договор аренды или другой документ на право собственности или пользования хозяйственной единицей) — оригинал и копию, подписанную предпринимателем;

6) лицензии на право перевозки пассажиров и багажа (если предприниматель намерен заниматься перевозками) — оригинал и копию, подписанную предпринимателем;

7) справку о снятии РРО с регистрации (если он до этого уже был зарегистрирован в налоговой) (

пункт 2.3 Порядка регистрации РРО).

В течение двух дней со дня подачи указанных документов предпринимателю выдадут

справку о резервировании фискального номера РРО.

После получения справки у предпринимателя есть 5 рабочих дней для того, чтобы

обратиться в сервисный центр и опломбировать РРО, перевести его в фискальный режим работы, а также занести фискальный номер РРО в фискальную память. После этого в сервис-центре предпринимателю выдадут справку об опломбировании РРО и акт ввода РРО в эксплуатацию.

Заверенную копию справки об опломбировании и один экземпляр акта предприниматель должен

подать в налоговую в течение 5 рабочих дней с момента получения справки о резервировании фискального номера РРО. На основании этих документов РРО зарегистрируют и выдадут предпринимателю регистрационное удостоверение на РРО.

Обратите внимание

: если РРО используется в одном районе, а предприниматель проживает в другом, то нужно зарегистрировать РРО еще и в своей налоговой (по месту жительства). Для этого достаточно всего лишь предъявить регистрационное удостоверение РРО, в котором инспектор сделает необходимую запись.

Только после того, как все указанные действия совершены, можно полноправно проводить наличную выручку через РРО.

 

Приобретение патента

Предприниматели, которые занимаются торговлей, предоставляют платные услуги или работают в сфере развлечений, обязаны заранее (до первой операции на общей системе) получить торговый патент.

Процедура приобретения торгового патента, скорее всего, останется прежней даже после вступления в силу

Налогового кодекса. Так, предприниматель должен будет обратиться в налоговую по месту нахождения пункта продажи товаров (услуг) и подать заявку на приобретение патента, а также уплатить его стоимость на месяц вперед (авансом).

 

Разрешение на размещение объекта торговли

С данным документом ситуация такова: право его выдавать у местных исполкомов есть (

пункт 10 части 1 статьи 10 Закона о благоустройстве населенных пунктов), но необходимость его получать ни одним законом не установлена.

Поэтому Госкомпредпринимательства, опираясь на

Закон о разрешительной системе, с неизменным постоянством утверждает: получать данное разрешение не нужно (см. письма Госкомпредпринимательства от 09.06.2010 г. № 7240, от 30.04.2009 г. № 5022, от 28.08.2008 г. № 7426, от 10.10.2007 г. № 7703 и др.).

Однако ГНАУ и местные органы исполнительной власти упрямо требуют от предпринимателей данный документ (в том числе при регистрации РРО) (см.

письмо ГНАУ от 22.12.2009 г. № 28531/7/15-0717).

 

На этом подготовка к переходу на общую систему завершается. Если предприниматель выполнил все, о чем мы только что говорили, он может спокойно начинать работать на общей системе налогообложения. Вместе с тем, как свидетельствует практика, у него сразу же возникнут вопросы, связанные с переходными операциями. Самые популярные из них сейчас и обсудим.

 

Переходные операции

Переходные операции обычно связаны с оставшимися товарами или неоконченными услугами. При этом недоразумения возникают в любых вопросах: когда отражать расходы, доходы, проводить ли инвентаризацию и что делать с НДС. Начнем с расходов.

 

Как быть с расходами?

Первый вопрос, который возникает у предпринимателя, перешедшего на общую систему:

что делать с расходами, которые были осуществлены в период работы на едином налоге, но относятся к общей системе? И как быть с теми расходами, которые, напротив, осуществлены уже после перехода на общую систему, но имеют отношение к «единоналожному» периоду? Для того чтобы легко разбираться с подобными ситуациями, достаточно знать три простых правила работы на общей системе налогообложения:

Правило 1 — расходы учитываются в том квартале, в котором получен связанный с ними доход

(приложение 7 к Инструкции № 12). Итак, если доход получен в периоде работы на едином налоге, то связанные с ним расходы следовало бы учесть в том же периоде. А это означает, что еще раз ими воспользоваться невозможно (т. е. уменьшить на их сумму доход, полученный на общей системе, нельзя). Приведем несколько примеров.

 


ПРИМЕР 1

Допустим, предприниматель перейдет на общую систему с 01.01.2011 г. Тогда если он

уплатит арендную плату за:

1)

декабрь 2010 года в январе 2011 года, то эту сумму нельзя будет учесть в расходах на общей системе. Обоснование таково: данные затраты обеспечили получение дохода в декабре 2010 года, а значит, они связаны с доходом 2010 года. Следовательно, уменьшить на их сумму доход 2011 года нельзя, поэтому в расходах такие суммы не учитываются;

2)

январь 2011 года в декабре 2010 года, то эту сумму учесть в расходах можно, ведь несмотря на то что средства были перечислены в период работы на едином налоге, они обеспечивают получение дохода уже при работе на общей системе налогообложения (январь 2011 года). Поэтому их можно учесть в расходах. Но есть одно условие: нужно, чтобы у предпринимателя был документ, подтверждающий уплату средств (а это уже правило 2).

 

Примечание:

из правила 1 есть несколько исключений. Так, при работе на общей системе налогообложения можно учесть в расходах уплаченные в январе 2011 года:

зарплату работникам за декабрь 2010 года;

взносы в фонды соцстрахования с зарплаты работников;

НДС за декабрь 2010 года (или IV квартал 2010 года);

— а также

другие налоги (сборы) за декабрь 2010 года (или IV квартал 2010 года), которые уплачиваются по окончании года, поскольку раньше их уплатить просто невозможно (см. «СД», 2010, № 21, с. 36 — 37).

Правило 2 — расходы можно учитывать только при наличии документа, подтверждающего факт уплаты денежных средств и связь расходов с хоздеятельностью

(статья 13 Декрета о подоходном налоге). Требование о документах, подтверждающих расходы, налоговики распространяют и на единоналожников. Другое дело, что далеко не все упрощенцы слушаются их в этом, ведь, по сути, сумма расходов на величину единого налога не влияет, а значит, нет смысла сильно стараться и подтверждать каждый платеж документально. Поэтому, если расходы были оплачены в период работы на едином налоге, но связанный с ними доход будет получен уже после перехода на общую систему налогообложения, то:

— их можно учесть в расходах (записать в Книгу ф. № 10 и уменьшить на их сумму доход) при наличии подтверждающих документов;

— их нельзя учесть в расходах, если нет документа, подтверждающего факт уплаты денежных средств.

Рассмотрим на примерах.

 


ПРИМЕР 2

Допустим, предприниматель перейдет на общую систему с 01.01.2011 г. Тогда если он

приобрел товары в сентябре 2010 года и не продаст их до 31.12.2010 г., то:

1)

при наличии документов, подтверждающих покупку этих товаров, сумму, потраченную на их приобретение, можно будет учесть в расходах (в том квартале, в котором предприниматель получит доход от продажи данных товаров);

2)

при отсутствии документов на товар не получится учесть расходы на их покупку (нет оснований). А это означает, что вся сумма дохода от продажи таких товаров будет облагаться налогом с доходов (НДФЛ) без уменьшения ее на себестоимость проданных товаров. Поэтому предпринимателю лучше бы постараться продать «бездокументные» товары еще до перехода на общую систему (до 01.01.2011 г.), иначе расходы на их покупку пропадут.

 

Правило 3 — расходы можно учитывать только в том случае, если они указаны в

статьях 5 или 8 Закона о налоге на прибыль (приложение 7 к Инструкции № 12). Поскольку налоговики более лояльно относятся к расходам единоналожников, последние не считают необходимым тщательно сверять свои затраты с перечнем из статьей 5 и 8 Закона о налоге на прибыль. Поэтому в их расходы обычно попадают все потраченные суммы, имеющие отношение к хоздеятельности. Однако после перехода на общую систему так поступать нельзя.

Если какие-то суммы потрачены, но в

статье 5 Закона о налоге на прибыль они не указаны либо в ней прямо говорится о том, что такие затраты не включаются в валовые расходы, предприниматель не вправе их учитывать на общей системе налогообложения. При этом не играет никакой роли наличие документа об оплате таких расходов и тот факт, что они необходимы для получения дохода на общей системе. Покажем это на примере.

 


ПРИМЕР 3

Допустим, предприниматель перейдет на общую систему с 01.01.2011 г. В этом случае, если в декабре 2010 года он оплатит

аренду легкового автомобиля на I квартал 2011 года, ему нельзя будет включить потраченную сумму в состав расходов. Причина — подпункт 5.4.10 Закона о налоге на прибыль, который прямо запрещает включать в валовые расходы стоимость оперативной аренды легковых автомобилей.

 

Обратите внимание:

решая вопрос о том, можно ли учесть потраченные средства в расходах, предприниматель должен одновременно руководствоваться всеми тремя правилами. Если окажется, что хотя бы одно из них нарушено, потраченную сумму нельзя учитывать при подсчете величины чистого дохода (правда, иногда предприниматели сознательно идут на нарушение правила 1, но об этом еще поговорим).

 

Как быть с доходами?

С доходами все гораздо проще: как на едином налоге, так и на общей системе, предприниматель пользуется одним-единственным правилом —

отражает доход в момент получения денежных средств в наличной или безналичной форме (а на общей системе — и при получении другой компенсации). При этом с дохода, полученного на едином налоге, уплачивается только единый налог. Стало быть, налогом с доходов он не облагается (подпункт 4.3.25 Закона о налоге с доходов, статья 2 Указа № 746). Приведем примеры.

 


ПРИМЕР 4

Допустим, предприниматель перейдет на общую систему с 01.01.2011 г. Тогда если он:

1) в

декабре 2010 года получит оплату за товары, а отгрузит их в январе 2011 года, то доход нужно отразить в декабре 2010 года. Отгрузка товаров произошла на общей системе, но это не играет никакой роли, поскольку:

— доход от их продажи был отражен на едином налоге;

— расходы на покупку таких товаров были учтены после их оплаты и получения дохода от их продажи;

2) в

декабре 2010 года отгрузит товары, а оплату за них получит в январе 2011 года, то доход нужно отразить в январе 2011 года. Если у предпринимателя при этом есть документы о покупке товара, то после получения дохода он может учесть и расходы на его приобретение (см. письмо ГНАУ от 29.11.2001 г. № 7646/6/15-1316 — правда, оно адресовано единоналожникам-юрлицам, но вполне подходит и физлицам-предпринимателям). При этом отгрузка товара никаких налоговых последствий для предпринимателя не влечет.

 

Что делать с остатками товаров?

Вопрос, касающийся товаров, мы частично затронули в примере 2. Однако ситуация может осложняться тем, что в период работы на едином налоге у предпринимателя мог быть значительный товарооборот. А это нередко приводит к тому, что предприниматели

пренебрегают правилом 1, т. е. перестают отслеживать связь «доходы-расходы» и учитывает расходы в том квартале, в котором они осуществлены (не проверяя при этом, получен ли связанный с ними доход или нет). На практике так поступают даже при работе на общей системе налогообложения, не говоря уже об упрощенцах, для которых, по сути, сумма расходов вообще не важна.

Что касается налоговиков, то они порой не в силах разобраться с огромным количеством операций купли-продажи, поэтому закрывают глаза на нарушение правила 1 (тем не менее при желании придраться могут).

Но что в таком случае делать

с товарами, оставшимися на складе предпринимателя после того, как он перешел на общую систему налогообложения? Есть несколько вариантов действий. Для того чтобы их понять и выбрать наиболее походящий, сначала ясно представим себе картину склада (см. рисунок):

 

Рисунок.

Остатки товаров на складе предпринимателя

 

Итак,

для начала нужно выделить из всех оставшихся на складе товаров те, за которые предприниматель еще не заплатил (группа 2 на рисунке). Сделать это можно, к примеру, так: отобрать договоры купли-продажи, не закрытые платежными поручениями, и выписать товары, указанные в них. Таким образом список неоплаченных товаров будет готов.

Далее в отношении данных товаров выбираем один из двух вариантов действий.

Вариант 1:

если предприниматель и дальше не намерен отслеживать связь «доходы-расходы», то сможет включать в расходы стоимость таких товаров сразу после того, как оплатит их поставщикам.

Вариант 2:

если же на общей системе он хочет все учитывать правильно (т. е. при подсчете чистого дохода вычитать из выручки только те расходы, которые непосредственно с ней связаны), то ему следует с полученным списком пойти на склад и проверить, какие из неоплаченных товаров уже проданы, а какие фактически остались.

При этом

в расходы он сможет включать стоимость только тех неоплаченных товаров, которые фактически есть на складе (в расходы их стоимость попадет после того, как, во-первых, предприниматель оплатит их и сохранит документ об оплате, а во-вторых, получит выручку от их продажи).

Что касается

тех товаров, которые были проданы еще на едином налоге, но так и остались неоплаченными, то их оплата в расходы попадать не должна. Объясняется это правилом 1: поскольку данные затраты связаны с доходом, полученным в периоде работы на едином налоге, нельзя уменьшать на их сумму доход, полученный на общей системе.

Впрочем, второй вариант учета расходов (соблюдение правила 1) сильно осложняет жизнь предпринимателям. В то же время

за неправильную сумму расходов и НДФЛ налоговики пока штрафовать не могут (подпункт 6.1.3 Инструкции № 110). Так что до поры до времени можно вполне успешно использовать первый вариант учета расходов (заплатил деньги — отразил расходы и в том же квартале их учел), стараясь при этом избегать штрафов за отсутствие документов на товар. А для их избежания достаточно руководствоваться простым принципом: «перечислил деньги получил документ об оплате записал сумму в расходы» . Но это, конечно, при условии, что проплаченные суммы не запрещено включать в расходы на общей системе (помним о статьях 5 и 8 Закона о налоге на прибыль).

Итак, мы разобрались, что делать с неоплаченными товарами. Теперь посмотрим,

как обстоят дела с остатками товаров, которые были куплены (и оплачены) еще до перехода на общую систему налогообложения (группа 1 на рисунке). Если предприниматель, работая на едином налоге, соблюдал правило 1 (учитывал расходы только после получения связанного с ними дохода), то поступать с данными товарами следует так, как описано в примере 2.

Если же правило 1 не соблюдалось, то расходы на покупку таких товаров были учтены на едином налоге, поэтому на общей системе их учесть уже нельзя. А это приводит к тому, что вся выручка от продажи остатков (группы 1) будет облагаться НДФЛ по ставке 15 % без уменьшения ее на себестоимость проданных товаров. Чтобы не допустить такого, предпринимателю нужно либо:

продать остатки (группу 1) до перехода на общую систему;

«временно» продать их дружественному предпринимателю, а после перехода на общую систему снова купить их у него, оформив надлежащим образом все платежные документы. Так остатки превратятся в товары, приобретенные на общей системе налогообложения. А значит, их стоимость можно будет включать в расходы при условии соблюдения правил 1 — 3 (а при смелом подходе и большом товарообороте — при соблюдении правил 2 и 3).

Заканчивая разговор об остатках товаров, отметим, что при переходе на общую систему

проводить инвентаризацию товаров на складе не обязательно, но при необходимости можно. Ведь, с одной стороны, у физлиц-предпринимателей нет обязанности инвентаризировать товары (см. «СД», 2009, № 18, с. 18), а с другой — фактический пересчет остатков может пригодиться в том случае, когда предприниматель желает построить идеальный учет расходов (например, как мы обсуждали в варианте 2).

 

Что делать с услугами?

Как таковые, услуги не могут числиться в остатках на момент перехода, поскольку они носят невещественный характер. Поэтому при переходе на общую систему возможны два варианта:

1) предприниматель получил оплату за услуги на едином налоге, но выполнит их, уже будучи на общей системе.

В таком случае следует учитывать, что:

— доход от предоставления услуг был получен на едином налоге. Поэтому тот факт, что акт приема-передачи услуг будет подписан уже на общей системе, никакой роли не играет (т. е. доход от выполнения этих услуг второй раз не отражается и не облагается НДФЛ, поскольку с него уплачен единый налог);

— средства, потраченные в ходе предоставления услуг, нельзя учитывать в расходах при работе на общей системе налогообложения (поскольку они связаны с доходом, который был получен на едином налоге);

2) предприниматель предоставил услуги на едином налоге, а оплату за них получит на общей системе.

Тут особенности таковы:

— доход от предоставления услуг нужно будет учесть в момент получения денежных средств, т. е. на общей системе налогообложения. Следовательно, он будет облагаться НДФЛ;

— расходы на выполнение услуг можно учесть только в том случае, если у предпринимателя сохранились документы, подтверждающие факт уплаты денежных средств.

 

НДС

У тех предпринимателей, которые до перехода на упрощенную систему были плательщиками НДС, разумеется, ничего не изменится — их операции будут идти обычным чередом. А вот если, работая

на едином налоге, предприниматель не был плательщиком НДС, а перейдя на общую систему, зарегистрировался, у него обязательно возникнут переходные операции. Как их отражать, покажем в таблице.

 

Переходные операции по НДС

№ п/п

Операция

Отражается ли налоговое обязательство (НО) или налоговый кредит (НК) по НДС?

1

2

3

1

Предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС и оплатил товар (работы, услуги), который был получен от поставщика еще до НДС-регистрации

НО и НК по завершающей операции (второе событие) не возникают, так как отсутствует объект обложения (см. письмо ГНАУ от 15.03.2007 г. № 1192/Б/17-0415)

2

Предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС и получил товар (работы, услуги), за который заплатил еще до НДС-регистрации

3

Предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС и получил от покупателя оплату за товар (работы, услуги), который отгрузил ему еще до НДС-регистрации

4

Предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС и отгрузил покупателю товар (работы, услуги), оплата за который была получена еще до НДС-регистрации

5

Предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС и вернул поставщику товар, купленный у него еще до НДС-регистрации

Корректировки НО и НК по НДС не производятся, так как в момент отгрузки (или покупки) товара предприниматель еще не был плательщиком НДС и не отражал ни НО, ни НК, поэтому корректировать нечего («Вестник налоговой службы Украины», 2010, № 1 — 2, с. 44)

6

Предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС и получил от покупателя возврат товара, проданного ему еще до НДС-регистрации

7

Предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС и отгрузил товары, а также получил за них оплату. Однако данные товары он приобрел еще до НДС-регистрации

НК по товару, который предприниматель приобрел, еще не будучи плательщиком НДС, он не имеет права отразить. А вот НО при продаже товара начислить придется, так как обе операции (и первое, и второе событие — отгрузка и получение оплаты) происходят в то время, когда предприниматель уже зарегистрировался в качестве плательщика НДС. Выходом могли бы быть такие действия, предпринятые до перехода на общую систему и до регистрации в качестве плательщика НДС: возврат товаров поставщику (или их «временная» продажа), а затем (уже после НДС-регистрации) их повторная покупка (разумеется, с правом на НК) и дальнейшая продажа покупателям

8

Предприниматель зарегистрировался в качестве плательщика НДС и продал импортный товар (отгрузка и получение оплаты произошли после НДС-регистрации). Однако ввоз импортного товара, его растаможка и уплата НДС при растаможке произошли до НДС-регистрации

НО при продаже возникает в общем порядке.
А вот НК, связанный с уплатой НДС на таможне, отразить нельзя, поскольку предприниматель тогда еще не был зарегистрирован плательщиком НДС

 

На этом завершаем разговор о переходе на общую систему налогообложения и надеемся, что представленная информация поможет предпринимателям как можно легче его преодолеть. Ну а мы в свою очередь в ближайшем номере «СД» планируем рассказать об основных правилах работы на общей системе.

 

Выводы

Для того чтобы

перейти на общую систему налогообложения с 01.01.2011 г., предпринимателю достаточно всего лишь воздержаться от написания заявления о выборе упрощенной системы в 2011 году.

Однако к переходу нужно заранее подготовиться:

— приобрести и зарегистрировать новую Книгу ф. № 10 (но имеет смысл уточнить этот вопрос у налоговиков, — может, они разрешат оставить прежнюю Книгу ф. № 10);

— зарегистрироваться в качестве плательщика НДС;

— приобрести РРО и зарегистрировать его в налоговой;

— приобрести торговый патент.

В первые дни работы на общей системе следует внимательно относиться к переходным операциям и правильно отражать расходы, доходы и НДС.


Справочная информация (справка)

1 Однако, если предприниматель в 2010 году

не вышел за рамки 500-тысячной выручки, но все равно решил перейти на общую систему с 01.01.2011 г., лучше все-таки уточнить в налоговой, не нужно ли написать заявление об отказе от единого налога (ввиду того что Налоговый кодекс автоматически продлевает единоналожникам Свидетельство об уплате единого налога 2010 года на I квартал 2011 года).

2

Если с 1 по 10 января налоговики работать не будут, они могут дать разрешения на подачу всех документов и отчетов в первый рабочий день после праздников.

3 В соответствии с

пунктом 8 Порядка № 599 единоналожники обязаны в Книге ф. № 10 заполнять графы: «Период учета», «Расходы на производство продукции», «Выручка от реализации продукции» и «Чистый доход». Остальные графы заполнять необязательно.

4

Срок первичной регистрации РРО — это дата, до наступления которой можно впервые зарегистрировать в налоговом органе конкретную модель РРО (часть 2 пункта 4 Положения № 1315). Иными словами:

— если б/у РРО еще ни разу не регистрировали (в налоговой), то при покупке нужно обязательно проверить, не истек ли срок его первичной регистрации;

— если кто-то уже регистрировал в налоговой данный РРО, предприниматель, купивший такой аппарат, сможет зарегистрировать его повторно (на себя) даже по истечении срока первичной регистрации. Поэтому в таком случае не стоит обращать внимания на срок первичной регистрации.