18.10.2010

Как проверить контрагента

Статья

Как проверить контрагента

 

Стопроцентную уверенность в добросовестности партнера предприниматель может получить, только заключая договоры с постоянными и проверенными поставщиками (подрядчиками, исполнителями). А вот на начальном этапе работы с новыми контрагентами всегда есть риск встречи с «серой» фирмой или с предпринимателем, оформляющим «липовые» документы.

Опасность работы с ними заключается в том, что заметив такую сделку, налоговики заподозрят в недобросовестности покупателя. Кроме того, может существовать ряд хозяйственно-правовых нюансов, когда исчезнувший контрагент просто-напросто не выполнит свои обещания.

Подробнее о том, как убедиться в добропорядочности нового партнера, мы поговорим в данной публикации.

Оксана ПИРОЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Документы статьи

Закон о госрегистрации — Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 15.05.2003 г. № 755-IV.

Положение № 97

— Положение о порядке предоставления сведений из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей, утвержденное приказом Госкомпредпринимательства от 20.10.2005 г. № 97.

ГКУ

— Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

 

Почему стоит проверить поставщика

Предпринимателям очень важно обезопасить себя от возможных негативных юридических последствий, связанных с поставкой товаров (работ, услуг) от неблагонадежного поставщика, поскольку под угрозой может оказаться налоговый кредит по НДС, расходы, а в худшем случае могут забрать все полученное по сделке (через суд). При этом доказывать свою непричастность к «темным» делам партнера предпринимателю придется в ходе судебных разбирательств.

Примером строго подхода налоговиков и отстаивания интересов в суде может служить

Определение ВАСУ от 29.07.2009 г. № К-8877/06. В нем рассматривалась кассационная жалоба предприятия на решения, вынесенные местными судами.

Предметом судебных споров стало доначисление налоговых обязательств по НДС. Причиной доначисления было исключение из налогового кредита предприятия сумм, основанных на налоговых накладных, полученных от лица,

учредительные документы которого впоследствии были признаны недействительными.

Позиция налоговиков была следующей: предприятие неправомерно сформировало налоговый кредит, поскольку осуществляло операции с поставщиком, регистрация которого впоследствии была отменена, а учредительные документы и свидетельство плательщика НДС — признаны недействительными. В связи с этим налоговые накладные, полученные предприятием-покупателем от такого контрагента, налоговики также сочли недействительными, и, стало быть, право на налоговый кредит по которым у налогоплательщика отсутствует. В результате сумма НДС по ним была исключена из налогового кредита, а предприятию доначислены налоговые обязательства по НДС.

К радости налогоплательщика, в целом ВАСУ его поддержал. Так, одним из аргументов в защиту было то, что признанная впоследствии недействительность учредительных документов

не может служить основанием для недействительности налоговых накладных, выданных таким контрагентом во время осуществления хозяйственной операции.

Однако в каждом конкретном случае плательщику в подобной ситуации придется защищаться в суде, а это, как известно, время, деньги и нервы.

Следует также сказать, что наличие информации о пребывании субъекта хозяйствования во взаимоотношениях с субъектами, регистрация которых отменена, либо других данных, свидетельствующих о возможном занижении налоговых обязательств, — основание для включения такого субъекта хозяйствования в план-график налоговых проверок.

 

Проверка нового контрагента

Итак, поговорим об информации, которую желательно получать налогоплательщикам от своих контрагентов на этапе заключения сделки.

Забегая вперед отметим, что предпринимателям не обязательно требовать от контрагентов все ниже перечисленные документы или их копии. Достаточно получить данные регистрационных документов и воспользоваться для их проверки базами на интернет-сайте ГНАУ. Таким образом предприниматель сможет убедиться в существовании зарегистрированного субъекта предпринимательства с определенным наименованием и реквизитами, и узнать, не находится ли он в стадии банкротства и является ли он добросовестным налогоплательщиком.

Тем не менее, бдительные предприниматели могут полностью или выборочно воспользоваться приведенным перечнем источников информации, и, как говорится, «спать спокойно».

1. Копии регистрационных документов

. Первое, что можно сделать при проверке поставщика, — это провести проверку факта государственной регистрации, а также постановки на учет в налоговом органе. Для этого предприниматель должен потребовать заверенные копии Свидетельства о госрегистрации, Справки налогового органа о постановке на учет, Свидетельства о регистрации плательщиком НДС.

Далее, не выходя из офиса и не отрываясь от собственного компьютера, предприниматель может зайти на сайт ГНАУ в сети Интернет (www.sta.gov.ua).

На страничке главного налогового ведомства можно найти баннеры, озаглавленные следующим образом:

— «Дізнайся більше про свого бізнес-партнера» (рис. 1);

 

 Рис. 1

 

— «Державне підприємство Інформаційно-ресурсний центр» (рис. 2).

 

 Рис. 2

 

Там же содержится ссылка на раздел «

Бази даних ДПС платників ПДВ» данного сайта (рис. 1).

Нажав на перечисленные выше ссылки, предприниматель открывает базы данных. На этих страницах вводятся реквизиты контрагента, и в свою очередь формируются необходимые сведения. Чтобы получить информацию о контрагенте, достаточно набрать его идентификационный код (номер) или же наименование в соответствующих полях интернет-страницы.

Например, вводим наименование юридического лица «Видавничий будинок «Фактор» (рис. 3).

 

 Рис. 3

 

Полученные данные сверяем с информацией в предоставленных копиях (рис. 4).

 

 Рис. 4

 

Добавим, что цель раздела «Узнай больше о своем бизнес-партнере» («Дізнайся більше про свого бізнес-партнера»), дать возможность в открытом доступе оценить налоговые риски деятельности своего бизнес-партнера, который, возможно, не относится к плательщикам НДС, является банкротом или отсутствует по указанному в учредительных документах адресу.

Здесь также вводятся данные о контрагенте, а при нажатии на «Поиск» система должна дать ответ с текстом зеленого или красного цвета с обозначениями «добросовестный плательщик» и «особый налоговый контроль» соответственно.

Особый налоговый контроль применяется к субъекту:

— который пребывает в стадии осуществления процедуры восстановления платежеспособности должника либо признания его банкротом;

— о котором согласно информации из Единого государственного реестра отсутствует подтверждение сведений о нем самом, его состоянии либо же есть запись об его отсутствии по местонахождению

— у которого прекращена государственная регистрация.

2. Получение заверенных копий учредительных документов.

Для поставщика с настоящими, а не «липовыми» документами просьба предоставить такие копии не должна вызвать никаких возражений.

 

Какие учредительные документы должны быть у предприятий разных форм

Организационно-правовая форма

Учредительные документы

Частное предприятие

Устав

Коллективное предприятие

Устав

Акционерное общество (АО), общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с дополнительной ответственностью (ОДО)

Устав

Полное общество, коммандитное общество

Учредительный договор

 

Учредительные документы хозяйственного общества должны содержать сведения о:

— виде общества;

— предмете и цели его деятельности;

— составе учредителей и участников;

— составе и компетенции органов управления и порядке принятия ими решений, включая перечень вопросов, по которым решение необходимо принимать единогласно или квалифицированным большинством голосов.

Учредительный договор полного и коммандитного общества должен также отражать части каждого из участников, форму их участия в делах общества, размер, состав и порядок внесения ими вкладов.

Также указывается:

— порядок совместной деятельности по его образованию;

— условия передачи ему своего имущества;

— порядок распределения прибыли и убытков;

— управление деятельностью субъекта хозяйствования и участия в нем учредителей;

— порядок выхода из состава учредителей, а также включения в их состав новых учредителей;

— другие условия деятельности субъекта хозяйствования, которые предусмотрены законом, а также порядок его реорганизации и ликвидации согласно закону.

Устав АО, ООО, ОДО должен содержать сведения о:

— его наименовании;

— цели и предмете деятельности;

— размере и порядке образования уставного и других фондов;

— порядке распределения прибыли и убытков;

— органах управления и контроля, их компетенции;

— условиях реорганизации и ликвидации субъекта хозяйствования;

— другие сведения, связанные с особенностями организационной формы субъекта хозяйствования, предусмотренные законодательством.

Устав АО должен также содержать сведения о видах выпускаемых акций, их номинальной стоимости, соотношениях акций разных видов, количестве акций, приобретаемых учредителями, последствиях невыполнения обязательств по выкупу акций.

Устав ООО должен также содержать сведения о размере доли каждого из участников, размере, составе и порядке внесения ими вкладов. В уставе ООО обязательно указывается юридический адрес учредителей, для учредителей физических лиц — адрес прописки (если прописки нет, то последний адрес прописки). Без этих данных устав не регистрируется госрегистратором.

3. Запрос официальных сведений из Единого государственного реестра.

Этим способом проверки могут воспользоваться самые недоверчивые предприниматели.

Согласно

Положению № 97 сведения о юридических лицах и физических лицах — предпринимателях выдаются в виде:

— выписки из Единого государственного реестра;

— справки из Единого государственного реестра;

— извлечения из Единого государственного реестра.

Забегая вперед отметим, что из указанных выше документов, с информацией о другом лице, предприниматель может получить только справку или извлечение. Однако он может попросить у контрагента копию выписки, которую тот может получить в отношении собственных данных в Госреестре.

Согласно

статье 21 Закона о госрегистрации выписка из Единого государственного реестра выдается по письменному запросу субъекта предпринимательства в течение двух рабочих дней с даты подачи этого запроса.

Выписка оформляется на бланке установленного образца, имеет учетную серию и номер и является документом строгой отчетности.

В выписке указываются:

— наименование юридического лица или имя физического лица — предпринимателя;

— идентификационный код юридического лица или идентификационный номер физлица-предпринимателя;

— местонахождение юридического лица или место жительства физического лица — предпринимателя;

фамилия, имя и отчество лиц, имеющих право совершать юридические действия от имени юридического лица или от имени физического лица — предпринимателя без доверенности, в том числе подписывать договоры, их идентификационные номера физлиц-налогоплательщиков;

— наличие ограничений относительно представительства от имени юридического лица или физического лица — предпринимателя;

— дата и номер записи в Едином государственном реестре;

— дата выдачи выписки.

Выписка из Единого государственного реестра подписывается государственным регистратором и удостоверяется его печатью.

Если юридическое лицо или физическое лицо — предприниматель находится в процессе прекращения предпринимательской деятельности, в выписке делается соответствующая запись. За получение выписки из Единого государственного реестра взимается плата в размере 17 грн. (1 ннмдг).

Справка или извлечение также оформляются на бланках строгой отчетности, которые имеют учетную серию и номер, подписываются государственным регистратором и заверяются его печатью.

Справка

— это документ, содержащий сведения о наличии или отсутствии в Госреестре информации о регистрационных действиях относительно юридических лиц и физических лиц — предпринимателей по критерию поиска, выбранному в запросе.

Для получения справки запрос можно направить любому госрегистратору независимо от местонахождения или адреса проживания запрашиваемого. Справка выдается в течение пяти рабочих дней с момента поступления запроса.

Плата за получение справки составляет 17 грн. (1 ннмдг), плюс за каждый лист информации на бланке предусмотрена оплата в размере 3 грн. 40 коп.

Извлечение

— это документ, содержащий подробную информацию о юридическом лице или физическом лице — предпринимателе по критерию поиска, выбранному в запросе. По выбору запрашивающего в извлечение могут быть внесены интересующие его данные (в частности, серия и номер свидетельства юридического лица или физического лица — предпринимателя, сведения об учредителях предприятия, осуществляемых видах деятельности и др.).

Для получения извлечения запрос можно направить любому госрегистратору независимо от местонахождения или адреса проживания запрашиваемого. Стоимость услуг по предоставлению информации составляет 51 грн. (3 ннмдг), плюс за каждый лист информации на бланке предусмотрена оплата в размере 3 грн. 40 коп.

4.

Получение заверенных копий документов, подтверждающих полномочия руководителя и главного бухгалтера. Такими документами могут быть:

— протокол об избрании руководителя;

— приказы о назначении на должность руководителя и главного бухгалтера (с подписями указанных лиц об ознакомлении).

Если договор, первичные документы, счета-фактуры от имени контрагента будут подписываться другими лицами, налогоплательщику соответственно необходимо получить также заверенные копии надлежащим образом оформленных доверенностей на данных лиц.

Все перечисленное необходимо для подтверждения факта подписания документов от имени контрагента уполномоченными лицами.

5.

Получение заверенной копии лицензии контрагента, если деятельность подлежит лицензированию.

Лицензия является необходимым документом, подтверждающим, что сделка заключена с уполномоченным хозяйствующим субъектом, имеющим право осуществлять деятельность по сделке.

6.

Получение общей информация о реальной коммерческой деятельности контрагента.

Для этого достаточно попросить предоставить визитки, буклеты, другие

рекламные материалы и ценовые предложения контрагента; распечатки сайта контрагента и т. д.

Данная информация подтвердит разумную осмотрительность налогоплательщика при выборе контрагента и оценке его коммерческих качеств.

7.

Получение информации об имеющихся на праве собственности и на праве аренды производственных и торговых объектах. У надежного партнера должно быть оборудование, складские и производственные помещения, транспорт и т. д.

Также можно поинтересоваться численностью его работников, особенно занятых в сферах деятельности, непосредственно связанных с выполнением сделки.

Указанная справка, безусловно, не является абсолютным подтверждением коммерческой «состоятельности» контрагента и его способности самостоятельно выполнить сделку (тем более что никому не запрещено привлекать для выполнения сделки третьих лиц), однако вносит лепту в формирование общего впечатления о новом партнере.

 

Нюансы заключения договора

Дополнительно поговорим о важных моментах, которые нужно учесть на этапе подготовки к заключению договоров.

Договор — это соглашение двух и более сторон, направленное на возникновение, изменение или прекращение гражданско-правовых отношений.

Нужно помнить о том, что условия договора делятся на:

1) существенные — те, которые признаны таковыми по закону, которые обязательны для договора того или иного вида, либо те, которые желает согласовать и указать в договоре одна из сторон. Для каждого конкретного вида договора нужно руководствоваться нормами

ГКУ;

2) несущественные — условия, которые можно включить в договор, а можно не включать.

При заключении договора лучше довериться опытному юристу, чтобы не беспокоиться о защите собственных интересов. Подписывать договоры стоит только при личной встрече с партнерами, а не ограничиваться отправкой текста договора электронной или обычной почтой либо по факсу, рассчитывая на обязательность своих контрагентов.

В результате нарушения этих простых правил нередко возникают ситуации, когда недобросовестный партнер либо не возвратит один экземпляр договора, либо подпись на нем будет принадлежать не тому лицу и т. д.

Также нужно проверить правоспособность лица подписывать данный договор (директора или другого уполномоченного лица), на это мы указывали выше. Если контрагентом является филиал предприятия (без права юридического лица), договор все равно должен заключаться с головным предприятием. Если такой договор подписывает директор филиала, у него должна быть доверенность, в которой специально оговорено его право подписывать договора.

Опять же, при желании можно сделать запрос госрегистратору о видах деятельности, которые может осуществлять предприятие или предприниматель. Если виды деятельности контрагента требуют получения лицензии, то желательно узнать у него, получена ли лицензия и не истек ли срок ее действия.

Подписание договора с юрлицами скрепляется печатями. Печать, которой заверяется подписанный договор, должна быть круглой, иметь в себе наименование предприятия и его идентификационный номер, а не надписи «бухгалтерия», «отдел сбыта» и т. д.

Кроме того, очень важно заранее узнать, требует ли данный вид договора нотариального удостоверения или государственной регистрации.

 

Выводы

Работа с недобросовестными контрагентами чревата для предпринимателей не только признанием недействительными сделок, с возможными финансовыми потерями, но и налоговыми последствиями в плане исключения сумм из расходов, доначисления налоговых обязательств по НДС и т. д.

Пристальное внимание в этом вопросе должно уделяться новым партнерам.

Самый простой способ проверить контрагента — попросить копию регистрационных документов, справки о постановке на учет в налоговом органе, копию Свидетельства плательщика НДС.

Данные этих документов можно внести в «поисковики» специальных информационных баз, ссылки на которые размещены на официальном сайте ГНАУ.

Крайне осторожные предприниматели могут обратиться за информацией к госрегистратору, потребовать копии учредительных документов, приказы о назначении должностных лиц, навести справки, основываясь на рекламной и другой информации о контрагенте.

Еще один важный этап — заключение договоров. Здесь также следует быть бдительными, четко следовать нормам ГКУ в отношении формы договора и его существенных условий.