03.01.2011

Смело в собственное дело. Реальные деньги из мыльной пены

Статья

Реальные деньги из мыльной пены

 

Вдоволь насытившись «химией», украинский потребитель гривней доказал, что готов платить дополнительные деньги за натуральные средства гигиены. По оценкам экспертов, сегодня спрос на так называемые зеленые товары, не содержащие синтетических компонентов, как минимум, в полтора раза превышает предложения отечественных производителей. Первыми на повышенный потребительский спрос откликнулись домашние мыловары, предложив покупателю приготовленный в кухне продукт гигиены, именуемый «мыло ручной работы». Вот только ничего общего с бизнесом домашнее мыловарение не имеет: первая же проверка СЭС грозит «алхимику» серьезными неприятностями. О том, как правильно организовать бизнес, связанный с производством натуральных средств ухода за кожей и волосами, в том числе и мыловаренный, и на какую прибыль можно рассчитывать в случае успеха, «Собственному Делу» согласилась рассказать представитель ООО «РЕМОС» Ирина Тарасевич. Вот уже пятый год она вместе с мужем Владимиром занимается производством натурального мыла, известного в Украине под торговой маркой «Яка», планируя в ближайшее время расширить ассортимент продукции выпуском натурального жидкого мыла, гелей и шампуней.

 

Ирина Михайловна, чтобы в дальнейшем избежать путаницы, Вы не могли бы сразу дать определение — что такое «мыло ручной работы».

 

Прежде всего нужно разделить понятия «натуральное мыло» и «мыло ручной работы». Понятие «натуральное мыло» связано с теми ингредиентами, которые входят в состав продукта. Чтобы продукт мог называться натуральным, в его состав должно входить не менее 70 % натуральных ингредиентов. Для «органического мыла» данный процент гораздо выше — 97 %. Это общепринятая во всем мире стандартная система классификации по проценту ввода ингредиентов. Когда говорят «мыло ручной работы», имеют в виду не состав, а способ производства данного продукта. Согласитесь, что руками можно добавить в мыло сколько угодно консервантов, красителей, отдушек, пенообразователей и другой «химии», и при этом мыло будет «ручной работы». Поэтому способ производства мыла вовсе не гарантирует качества. На упаковке своей продукции мы пишем: «Натуральное мыло ручной работы», что показывает и состав, и способ производства продукта.

 

Какова рентабельность мыловаренного бизнеса, ориентированного на рынок органических продуктов?

 

Признаюсь честно, что любой бизнес, связанный с выпуском парфюмерно-косметической продукции, априори является прибыльным в любой стране мира, и в Украине в том числе. Но в зависимости от сорта мыла норма прибыли может быть разной. Есть сорта мыла, где норма прибыли составляет 10 %, а есть такие, где достигает 50, а порой и 60 %. Но так как мы продаем все сорта мыла по приблизительно одной цене, то норма прибыли составляет около 40 %.

 

Какая сумма первоначального капитала нужна для того, чтобы организовать собственное производство по изготовлению натурального мыла?

 

Чтобы занять пустующую нишу и запустить серьезное производство по изготовлению натуральной гигиенической продукции, понадобится как минимум 200 — 300 тысяч у. е. Дальнейшие капиталовложения будут зависеть от желаемых объемов производства и поставленных перед собой целей. Так, чтобы арендовать помещение, которое будет полностью соответствовать требованиям СЭС — кафельный пол, полная септика (все эти нормы прописаны в ГОСТ для мыловаренной продукции), понадобятся весьма внушительные суммы. Более того, на практике оказывается почти невозможным найти подходящее помещение, поэтому вам придется основную часть денег вложить в доработку и отделку помещения. Одно из самых дорогостоящих — создание лаборатории. Только в одну лабораторию можно вложить тысяч сто. Вытяжные и сушильные шкафы, аналитические приборы и весы, дистилляторы и системы водоочистки, огромное количество лабораторной посуды — все это обязано быть в наличии перед началом работ.

Так как мы производим мыло «холодным» или «аптекарским» способом, мы не используем стандартное мыловаренное оборудование — котлы например. Поэтому все необходимое оборудование приходится проектировать самостоятельно и размещать заказы на изготовление у предприятий, которые занимаются изготовлением оборудования для пищевой промышленности.

Стоит учесть, что немалую часть расходов занимает и оформление всех необходимых разрешительных документов. Впрочем, если заниматься мыловарением в домашних условиях (что сейчас весьма популярно), то стартовый капитал вполне может ограничиться суммой в 300 гривень, а то и меньше. Купив 2 — 3 килограмма уже готовой «основы» для мыла и добавив туда эфирных масел, растительных отваров, вы можете проявлять фантазию, разливая мыло в формочки в виде «сердечек» или «мишек». Наверное, это очень приятное проведение досуга, можно сделать подарки «ручной работы» для подруг, но к бизнесу это не имеет никакого отношения.

 

Какие разрешительные документы необходимо получить, прежде чем запускать производство?

 

Как я уже говорила, мыло должно производиться в специальных помещениях, которые проходят строгую проверку со стороны различных служб. Только после этого предприниматель получает разрешение на начало работ. Что касается сертификатов соответствия, то они выдаются только на юридическое лицо или на индивидуального предпринимателя. Поэтому производственной площадью не может являться квартира или, скажем, гараж.

Для того чтобы производить твердое мыло, не требуется обязательная сертификация, которую проводит «УкрСЕПРО». Достаточно лишь зарегистрировать технические условия (ТУ), описав в них процесс изготовления продукции, начиная с того, какие конкретно ингредиенты входят в состав продукции, заканчивая особенностями технологического процесса, причем ТУ заверяются как Санитарно-этидемиологической службой, так и Госстандартом. После этого продукт проходит сертификацию, которая также проверяется двумя органами СЭС и Госстандартом. Если же производитель намерен работать не по собственным ТУ, а по уже установленным ГОСТ, то надо получить разрешение, затем согласовать рецептуру с СЭС, а потом уже подаются документы на сертификацию в Госстандарт, который и выдает документ под названием «Сертификат соответствия», подтверждающий информацию о том, что написанное на упаковке соответствует содержимому. При этом ТУ выдаются сроком на десять лет, а документ на сам продукт — на год или два в зависимости от рода продукта. Относительно сертификата соответствия, обязательного для жидких мыл, гелей, шампуней, то он выдается на серийное производство или на отдельную партию товара. Обойдется все это в сумму от 10 до 25 тысяч гривень в зависимости от видов товара и количества позиций, которые подаются на сертификацию.

 

Ирина Михайловна, как обычно Вы заявляете о себе покупателю?

 

Скажу честно, нам очень повезло с продукцией. Она вызывает интерес не только у покупателей, но и у профильных медиа-ресурсов. Мы не раз принимали на своей территории те медиа, которые сами хотели рассказать о такого рода товарах. Что касается рекламы, то на сегодняшний день мы только на 50 % удовлетворяем спрос. Если же дать массированную рекламу, то она будет неоправданной. Рекламировать товар можно тогда, когда он есть на полке в достаточном количестве. А мы пока только на половину покрываем существующий спрос.

 

Где находите поставщиков основных ингредиентов для мыловарения?

 

Наших отечественных ингредиентов практически не существует, для этого есть как объективные, так и субъективные причины. Пальмовое, кокосовое и оливковое масло мы покупаем импортное, — к сожалению, климат Украины малопригоден для выращивания этих растений. Эфирные масла тоже используем импортные — из Франции и Германии, за исключением нескольких видов. И это большое упущение крымских совхозов, которые не производят достаточное количество тех или иных, необходимых для мыловаренной продукции масел. Хотя мы бы с радостью покупали масло лаванды или полыни отечественного производства, если бы они были достойного качества и по приемлемой цене. Деготь тоже покупаем у России — в Украине своего нет.

 

Какой способ реализации продукции оправдал себя лучше всего?

 

Через аптеки. Ведь изначально мыло продавалось в аптеках. Да и первыми мыловарами были именно аптекари.

 

Сколько времени занимает изготовление натурального мыла и как выглядит сам процесс, если описать его вкратце?

 

Жир, щелочь, ароматизатор и краситель — формула мыла известна любому девятикласснику из школьного курса химии. Первым делом все необходимые ингредиенты в зависимости от рецептуры смешиваются, затем полученная масса заливается в формы и застывает. После извлечения мыло проходит предварительную сушку в брикетах, потом его нарезают на кусочки, и оно просушивается еще около трех недель. В среднем процесс занимает около месяца.

Ирина Михайловна, вы достаточно откровенно рассказали о многих подводных камнях мыловарения. Говорит ли это о том, что вы не боитесь воспитать конкурентов?

На рынке по производству и продаже натурального мыла мы работаем уже пятый год, став своего рода первопроходцами. И то, что нас сейчас усиленно копируют конкуренты, свидетельствует о том, что мы движемся в правильном направлении. Специфика же мыловаренного бизнеса такова: пока места хватит всем.