17.10.2011
Мораторий на проверки для предпринимателей
Представителей малого бизнеса, в том числе предпринимателей, не так давно порадовали запретом на большинство проверок, которые проводятся в соответствии с Законом № 877. Аналогичный мораторий ранее уже вводился для данной категории субъектов хозяйствования и действовал до конца 2010 года, теперь же дата его окончания неизвестна, поскольку его продолжительность зависит от даты вступления в силу закона об упрощенке.
Подробнее об этом мы расскажем в данной статье.
Маргарита СМИРНОВА, консультант газеты «Собственное Дело»
Кому «улыбнулся» проверочный мораторий
Запрет на проверки некоторых категорий предпринимателей появился благодаря изменениям, внесенным
Законом № 3609 в статью 22 проверочного Закона № 877, и действует с 06.08.2011 г.Согласно
части 11 статьи 22 Закона № 877 до введения в действие положений об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для физлиц-предпринимателей, которые не зарегистрированы плательщиками НДС и деятельность которых не отнесена к высокой степени риска, установлен мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления. Подробнее о том, к какой степени риска может относиться предприниматель для осуществления некоторых видов проверок, см. с. 23 этого номера справка 1.Следовательно, под мораторий на проверки, проводимые согласно
Закону № 877, попали предприниматели на едином налоге, фиксированном патенте и общей системе, не зарегистрированные плательщиками НДС, при условии, что их деятельность отнесена к средней или низкой степени риска. Вместе с тем частью 11 статьи 22 Закона № 877 предусмотрены исключения, о которых мы расскажем далее.На сегодняшний день сложно спрогнозировать, когда будет принят закон об упрощенке, ВР Украины планирует начать его рассматривать в октябре 2011 года, но, вероятнее всего, он вступит в силу с 2012 года.
Чьи проверки не попали под мораторий
Поскольку мораторий на проверки предусмотрен нормами
Закона № 877, то, следовательно, он распространяется только на проверки, которые регулируются этим Законом, соответственно на проверки, которые под его действие не попадают, мораторий не распространяется. В частности, в статье 2 Закона № 877 указано, что он не распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора в таких сферах хоздеятельности: валютный контроль; таможенный контроль, контроль за соблюдением бюджетного и налогового законодательства и кассовых операций, контроль за соблюдением порядка проведения расчетов, контроль за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, контроль за использованием государственного и коммунального имущества, государственный архитектурно-строительный контроль и надзор, прокурорский надзор, досудебное следствие и правосудие.Как видим, ряд перечисленных выше проверок относится к сфере налоговых органов, поэтому
на проверки налоговиков мораторий Закона № 877 не распространяется.Добавим, что согласно
подпункту 75.1.3 НКУ до введения в действие положений об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не проводится фактическая проверка физического лица — предпринимателя, не зарегистрированного плательщиком НДС. Это также подтверждается ответом налоговиков в «Единой базе налоговых знаний».Также распределение по критериям риска деятельности не применяется для мероприятий рыночного надзора согласно
Закону № 2735, а следовательно, можно сделать вывод, что на них также не будет распространятся мораторий.Кроме того, в
части 11 статьи 22 Закона № 877 перечислены виды проверок, на которые запрет об их проведении до вступления в силу закона об упрощенке не распространяется (исключения):1)
внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного законодательства;2)
внеплановые проверки по жалобам потребителей органов защиты прав потребителей;3)
плановые и внеплановые проверки органами Пенсионного фонда предпринимателей, деятельность которых отнесена к средней степени риска.Таким образом, до принятия закона об упрощенке указанные выше внеплановые мероприятия СЭС и органов по защите прав потребителей (по жалобам) могут проводиться у любых предпринимателей. От проверок Пенсионного фонда освобождаются только предприниматели, деятельность которых отнесена к низкой степени риска.
Приведем в таблице критерии распределения предпринимателей и частоту плановых проверок Пенсионным фондом плательщиков ЕСВ.
Степень риска | Критерии отнесения плательщиков ЕСВ к степени риска | Частота плановых проверок |
Высокая | — использование труда наемных лиц без начисления ЕСВ | Не чаще одного раза в год |
— неподача в Пенсионный фонд предусмотренных законодательством отчетов и сведений | ||
— систематическое нарушение установленных сроков уплаты ЕСВ | ||
— неначисление и неуплата ЕСВ (по информации подразделений налоговой милиции, других органов государственной власти или третьих лиц) | ||
Средняя | — осуществление начисления ЕСВ в размере меньше минимального страхового взноса в расчете на одного работника | Не чаще одного раза в два года |
— нарушение установленных сроков подачи в Пенсионный фонд предусмотренных законодательством отчетов и сведений | ||
— нарушение установленных сроков уплаты ЕСВ | ||
— ошибки, несогласованность в отчетах и сведениях, подаваемых в Пенсионный фонд | ||
Незначительная | Нет признаков, предусмотренных для высокой и средней степени риска | Наложен запрет |
Справочная информация (справка)
1 Согласно
части 3 статьи 22 Закона № 877 , если не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в пять лет.
Документы консультации
НКУ
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Закон № 2735
— Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12. 2010 г. № 2735-VI.Закон № 877
— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.Закон № 3609
— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.Порядок № 233
— Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 09.03.2011 г. № 233.
Критерии определения степени риска деятельности предпринимателя
Нормативный документ, которым установлены Критерии | Степень риска | ||
высокая | средняя | незначительная | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 27.12.2008 г. № 1164 | Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг), виды которой определены в ГКПП по следующим кодам: | ||
1) продукция пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов: продукция рыбная — код 15.2; 2) изделия текстильной и швейной промышленности: — одежда детская из тканей — код 18.24.21; 3) кожа, изделия кожаные дорожные и кожаная обувь: 4) продукция целлюлозно-бумажной промышленности, продукция печатная: 5) кокс, продукция нефтепереработки: 6) продукция химическая: 7) оборудование электрическое и электронное: — оборудование медицинское, хирургическое и ортопедическое — код 33.1; — аппаратура контрольно-измерительная — код 33.2; 8) продукция промышленная прочая: | 1) продукция промышленная прочая: 2) продукция добывающей промышленности 3) древесина и изделия из нее: 4) изделия резиновые и пластмассовые код 25.1 и 25.2; 5) изделия минеральные неметаллические прочие: 6) оборудование транспортное: | 1) металлы основные и металлические изделия, изготовленные заводским способом: 2) машины и оборудование: — машины сельскохозяйственные — код 29.3; 3) оборудование электрическое и электронное: — аппаратура электрораспределительная и контрольная — код 31.2; — аккумуляторы и батареи электрические — код 31.4; 4) оборудование транспортное: | |
* К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг) для детей. | |||
Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 17.11.2010 г. № 1059 | Субъекты: | ||
1) на которых работает более 201 человека; 2) которые не соблюдают требования законодательства по оплате труда; 3) которые в течение прошлого и текущего годов произвели высвобождение работников по инициативе администрации или приняли решение о сокращении их численности; 4) которые начисляют или выплачивают заработную плату, размер которой меньше установленного законом размера минимальной заработной платы за выполненную работником месячную или почасовую норму труда; 5) которые используют наемный труд без надлежащего оформления трудовых отношений; 6) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса Украины; 7) которые нарушают требования законодательства о труде по использованию труда женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями; 8) которые не соблюдают условий генерального, отраслевого (регионального) соглашения и/или коллективного договора; 9) которые нарушают требования законодательства о труде в отношении продолжительности рабочего времени, времени отдыха и труда молодежи | 1) на которых работает от 50 до 2) которые нарушают сроки выплаты заработной платы; 3) которые начисляют или выплачивают заработную плату в минимальном размере за квалифицированный труд; 4) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлено нарушение требований законодательства о труде, по которому должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности; 5) которые не соблюдают требований законодательства по предоставлению гарантий и выплате компенсаций, предусмотренных законодательством о труде; 6) которые не соблюдают требований законодательства по предоставлению гарантий при привлечении работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению 7) которые не соблюдают порядок внедрения и изменения норм труда; 8) которые нарушают порядок применение дисциплинарных взысканий | Не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска | |
Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, которые должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного надзора (контроля)» от 03.12.2009 г. № 1288 | Субъекты: | ||
1) не начисляющие и не уплачивающие административно-хозяйственные санкции и пеню за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющие просроченную задолженность по их уплате; 2) не подают отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов; 3) не выполняющие условия договора о предоставлении отделениями Фонда целевого займа, финансовой помощи и дотации субъектам хозяйствования | 1) несвоевременно и не в полном размере уплачивающие административно-хозяйственные санкции и пеню за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов; 2) несвоевременно подающие отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, допускающие в нем ошибки, которые приводят к неуплате суммы административно-хозяйственных санкций и пени или уплате их не в полном объеме | Не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска | |
Постановление КМУ «Об утверждении критериев оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности, подлежащей государственному ветеринарно-санитарному контролю и надзору» от 24.09.2008 г. № 848 | Субъекты, в управлении (собственности, владении, пользовании) которых находятся объекты, используемые для: | ||
— разведения, выращивания, содержания и/или оборота сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и других гидробионтов; — заготовки и/или переработки сырья животного происхождения; — забоя животных, первичной переработки и производства необработанных пищевых — ведения племенного дела в животноводстве; | — производства кормов растительного происхождения, комбикормов и премиксов, кормов для непродуктивных животных, отходов сахарной, масляной, пивной промышленности; — переработки продукции пчеловодства, технической продукции животного происхождения; — хранения кормов, кормовых смесей и премиксов | — выращивания непродуктивных животных, и другие субъекты хозяйствования, не относящиеся к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска | |
Постановление КМУ «Об утверждении критериев распределения субъектов хозяйствования по степени риска их деятельности в сфере автомобильного транспорта и определении периодичности осуществления мер государственного надзора (контроля)» от 03.09.2008 г. № 790
| К субъектам относятся: | ||
— автомобильные перевозчики; | субъекты хозяйствования, предоставляющие автостанционные или диспетчерские услуги | — прочие субъекты хозяйствования, не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска | |
Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мер, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 03.06.2009 г. № 540 | Субъекты, которые: | ||
— не подали в установленные сроки в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Фонд) предусмотренные законом отчеты и сведения; | — подают два и более раз в течение отчетного года сведения об изменении вида деятельности, в том числе основного; — по результатам анализа состояния производственного травматизма за три предыдущих года имеют тенденцию к увеличению количества случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний | — не имеют ни одного из признаков, указанных для высокой и средней степени, относятся к субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска |