17.10.2011

Мораторий на проверки для предпринимателей

Статья

Мораторий на проверки для предпринимателей

 

Представителей малого бизнеса, в том числе предпринимателей, не так давно порадовали запретом на большинство проверок, которые проводятся в соответствии с Законом № 877. Аналогичный мораторий ранее уже вводился для данной категории субъектов хозяйствования и действовал до конца 2010 года, теперь же дата его окончания неизвестна, поскольку его продолжительность зависит от даты вступления в силу закона об упрощенке.

Подробнее об этом мы расскажем в данной статье.

Маргарита СМИРНОВА, консультант газеты «Собственное Дело»

 

Кому «улыбнулся» проверочный мораторий

Запрет на проверки некоторых категорий предпринимателей появился благодаря изменениям, внесенным

Законом № 3609 в статью 22 проверочного Закона № 877, и действует с 06.08.2011 г.

Согласно

части 11 статьи 22 Закона № 877 до введения в действие положений об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для физлиц-предпринимателей, которые не зарегистрированы плательщиками НДС и деятельность которых не отнесена к высокой степени риска, установлен мораторий на осуществление мероприятий государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности органами государственной власти и органами местного самоуправления. Подробнее о том, к какой степени риска может относиться предприниматель для осуществления некоторых видов проверок, см. с. 23 этого номера справка 1.

Следовательно, под мораторий на проверки, проводимые согласно

Закону № 877, попали предприниматели на едином налоге, фиксированном патенте и общей системе, не зарегистрированные плательщиками НДС, при условии, что их деятельность отнесена к средней или низкой степени риска. Вместе с тем частью 11 статьи 22 Закона № 877 предусмотрены исключения, о которых мы расскажем далее.

На сегодняшний день сложно спрогнозировать, когда будет принят закон об упрощенке, ВР Украины планирует начать его рассматривать в октябре 2011 года, но, вероятнее всего, он вступит в силу с 2012 года.

 

Чьи проверки не попали под мораторий

Поскольку мораторий на проверки предусмотрен нормами

Закона № 877, то, следовательно, он распространяется только на проверки, которые регулируются этим Законом, соответственно на проверки, которые под его действие не попадают, мораторий не распространяется. В частности, в статье 2 Закона № 877 указано, что он не распространяется на отношения, связанные с осуществлением государственного надзора в таких сферах хоздеятельности: валютный контроль; таможенный контроль, контроль за соблюдением бюджетного и налогового законодательства и кассовых операций, контроль за соблюдением порядка проведения расчетов, контроль за производством и оборотом спирта, алкогольных напитков и табачных изделий, контроль за использованием государственного и коммунального имущества, государственный архитектурно-строительный контроль и надзор, прокурорский надзор, досудебное следствие и правосудие.

Как видим, ряд перечисленных выше проверок относится к сфере налоговых органов, поэтому

на проверки налоговиков мораторий Закона № 877 не распространяется.

Добавим, что согласно

подпункту 75.1.3 НКУ до введения в действие положений об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства не проводится фактическая проверка физического лица — предпринимателя, не зарегистрированного плательщиком НДС. Это также подтверждается ответом налоговиков в «Единой базе налоговых знаний».

Также распределение по критериям риска деятельности не применяется для мероприятий рыночного надзора согласно

Закону № 2735, а следовательно, можно сделать вывод, что на них также не будет распространятся мораторий.

Кроме того, в

части 11 статьи 22 Закона № 877 перечислены виды проверок, на которые запрет об их проведении до вступления в силу закона об упрощенке не распространяется (исключения):

1)

внеплановые мероприятия государственного надзора (контроля) за соблюдением санитарного законодательства;

2)

внеплановые проверки по жалобам потребителей органов защиты прав потребителей;

3)

плановые и внеплановые проверки органами Пенсионного фонда предпринимателей, деятельность которых отнесена к средней степени риска.

Таким образом, до принятия закона об упрощенке указанные выше внеплановые мероприятия СЭС и органов по защите прав потребителей (по жалобам) могут проводиться у любых предпринимателей. От проверок Пенсионного фонда освобождаются только предприниматели, деятельность которых отнесена к низкой степени риска.

Приведем в таблице критерии распределения предпринимателей и частоту плановых проверок Пенсионным фондом плательщиков ЕСВ.

 

Степень риска

Критерии отнесения плательщиков ЕСВ к степени риска
(пункт 4 Положения № 233)

Частота плановых проверок

Высокая

— использование труда наемных лиц без начисления ЕСВ

Не чаще одного раза в год

 — неподача в Пенсионный фонд предусмотренных законодательством отчетов и сведений

 — систематическое нарушение установленных сроков уплаты ЕСВ

 — неначисление и неуплата ЕСВ (по информации подразделений налоговой милиции, других органов государственной власти или третьих лиц)

Средняя

— осуществление начисления ЕСВ в размере меньше минимального страхового взноса в расчете на одного работника

Не чаще одного раза в два года

 — нарушение установленных сроков подачи в Пенсионный фонд предусмотренных законодательством отчетов и сведений

 — нарушение установленных сроков уплаты ЕСВ

 — ошибки, несогласованность в отчетах и сведениях, подаваемых в Пенсионный фонд

Незначительная

Нет признаков, предусмотренных для высокой и средней степени риска

Наложен запрет

 

Справочная информация (справка)

1 Согласно

части 3 статьи 22 Закона № 877 , если не утверждены критерии распределения субъектов хозяйствования по степеням риска их хозяйственной деятельности, периодичность проведения плановых мероприятий и перечень вопросов для их осуществления, такие субъекты хозяйствования считаются субъектами хозяйствования с незначительной степенью риска и подлежат государственному надзору (контролю) не чаще одного раза в пять лет.

 

Документы консультации

НКУ

— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2735

— Закон Украины «О государственном рыночном надзоре и контроле непищевой продукции» от 02.12. 2010 г. № 2735-VI.

Закон № 877

— Закон Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 г. № 877-V.

Закон № 3609

— Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины по совершенствованию отдельных норм Налогового кодекса Украины» от 07.07.2011 г. № 3609-VI.

Порядок № 233

— Порядок проведения Пенсионным фондом Украины и его территориальными органами плановых и внеплановых проверок плательщиков единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, утвержденный постановлением КМУ от 09.03.2011 г. № 233.

 

Критерии определения степени риска деятельности предпринимателя

Нормативный документ, которым установлены Критерии

Степень риска

высокая

средняя

незначительная

1

2

3

4

Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности, связанной с производством, выпуском и реализацией продукции (выполнением работ, предоставлением услуг), и определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 27.12.2008 г. № 1164

Субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг), виды которой определены в ГКПП по следующим кодам:

1) продукция пищевой промышленности и переработки сельскохозяйственных продуктов:
— мясо, мясопродукты и продукты забоя животных — код 15.1;

продукция рыбная — код 15.2;
— продукция переработки овощей и плодов — код 15.3;
— жир животный и растительное масло — код 15.4;
— продукты молочные и мороженое — код 15.5;
— продукция мукомольно-крупяной промышленности и крахмалопродукты — код 15.6;
— корма готовые для животных — 15.7;
— продукты пищевые прочие — код 15.8;
— напитки — код 15.9;

2) изделия текстильной и швейной промышленности:
— ткани текстильные* — код 17.2;
— изделия из текстиля* — код 17.4;
— полотна трикотажные машинного или ручного вязания* — код 17.6;
— изделия трикотажные машинного или ручного — вязания* — код 17.7;
— одежда кожаная* — код 18.1;
— одежда рабочая — код 18.21;
— белье нижнее — код 18.23;
— одежда детская трикотажная — код 18.24.11;
— костюмы спортивные и другие виды одежды трикотажные* — код 18.24.12;

— одежда детская из тканей — код 18.24.21;
— костюмы спортивные и другие виды одежды из ткани* — код 18.24.22;
— одежда меховая* — код 18.30.12;
— мех искусственный и изделия из него* — код 18.30.13;

3) кожа, изделия кожаные дорожные и кожаная обувь:
— изделия кожаные галантерейные и дорожные* — код 19.2;
— обувь* — 19.3;

4) продукция целлюлозно-бумажной промышленности, продукция печатная:
— изделия из бумаги и картона — код 21.2;
— продукция печатная* — код 22.1;

5) кокс, продукция нефтепереработки:
— коксопродукты — код 23.1;
— продукты нефтепереработки — код 23.2;

6) продукция химическая:
— продукция химическая основная — код 24.1;
— продукты агрохимические — код 24.2;
— краски, лаки, добавки печатных красок — код 24.3;
— мыло, парфюмерия и средства ухода — код 24.5;
— продукты химические прочие — код 24.6;
— волокна искусственные и синтетические — 24.7;

7) оборудование электрическое и электронное:
— аппаратура для трансляции и ретрансляции передач — код 32.2;

— оборудование медицинское, хирургическое и ортопедическое — код 33.1;

— аппаратура контрольно-измерительная — код 33.2;

8) продукция промышленная прочая:
— мебель — код 36.1;
— изделия спортивные — код 36.3;
— игры и игрушки — код 36.4

1) продукция промышленная прочая:
— продукция обработки металлических отходов — код 37.1;
— продукция обработки неметаллических отходов — код 37.2;

2) продукция добывающей промышленности
— соль — код 14.4;

3) древесина и изделия из нее:
— древесина пиленая, строганая или пропитанная — код 20.1;
— панели деревянные — код 20.2;
— изделия столярные и плотничьи — код 20.3;
— тара деревянная — код 20.4;
— изделия из древесины прочие, изделия из пробки, изделия плетеные — код 20.5;

4) изделия резиновые и пластмассовые код 25.1 и 25.2;

5) изделия минеральные неметаллические прочие:
— черепица и плитка керамическая — код 26.3;
— кирпич, блоки и строительные изделия из обожженной глины — код 26.4;
— цемент, известь и гипс строительный — код 26.5;
— изделия из бетона строительные — код 26.6;
— изделия из камня — код 26.7;
— изделия минеральные разные — код 26.8;

6) оборудование транспортное:
— корпуса и прицепы автомобилей — 34.2

1) металлы основные и металлические изделия, изготовленные заводским способом:
— продукция черной металлургии — код 27.1;
— трубы и трубопроводы — код 27.2;
— изделия переработки стали — код 27.3;
— металлы цветные — код 27.4;
— литье — код 27.5;
— конструкции металлические для строительства — код 28.1;
— котлы нагревательные — код 28.3;
— изделия ножевые, инструменты и изделия металлические общего назначения — код 28.6;
— изделия металлические прочие — код 28.7;

2) машины и оборудование:
— оборудование механическое — код 29.1;
— машины общего назначения — код 29.2;

— машины сельскохозяйственные — код 29.3;
— станки — код 29.4;
— машины и оборудование для металлургической промышленности — код 29.5;
— приборы бытовые — 29.7;

3) оборудование электрическое и электронное:
— машины конторские и электронно-вычислительные — код 30.0;
— двигатели, генераторы и трансформаторы — код 31.1;

— аппаратура электрораспределительная и контрольная — код 31.2;
— провод и кабель изолированные — код 31.3;

— аккумуляторы и батареи электрические — код 31.4;
— лампы электрические и оборудование осветительное — код 31.5;
— оборудование электрическое прочее — код 31.6;
— компоненты электронные — код 32.1;
— аппаратура приемная, записывающая и для воспроизведения звука и изображения — код 32.3;
— оборудование для управления технологическими процессами автоматизированное — код 33.3;
— оборудование оптическое и фотографическое — код 33.4;

4) оборудование транспортное:
— автомобили — код 34.1;
— оборудование автомобильное — 34.3;
— продукция судостроения — код 35.1;
— локомотивы железнодорожные, трамвайные и рельсовый подвижной состав — код 35.2;
— мотоциклы и велосипеды — код 35.4;
— оборудование транспортное, не включенное в другие группы, — код 35.5

* К субъектам хозяйствования с высокой степенью риска относятся субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность по производству, выпуску и реализации продукции (выполнению работ, предоставлению услуг) для детей.

Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования в части соблюдения требований законодательства о труде и определяется периодичность осуществления плановых мероприятий государственного надзора (контроля)» от 17.11.2010 г. № 1059

Субъекты:

1) на которых работает более 201 человека;

2) которые не соблюдают требования законодательства по оплате труда;

3) которые в течение прошлого и текущего годов произвели высвобождение работников по инициативе администрации или приняли решение о сокращении их численности;

4) которые начисляют или выплачивают заработную плату, размер которой меньше установленного законом размера минимальной заработной платы за выполненную работником месячную или почасовую норму труда;

5) которые используют наемный труд без надлежащего оформления трудовых отношений;

6) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлены грубые нарушения требований законодательства о труде, имеющие признаки преступлений, предусмотренных статьями 172, 173 и 175 Уголовного кодекса Украины;

7) которые нарушают требования законодательства о труде по использованию труда женщин, несовершеннолетних и лиц с ограниченными возможностями;

8) которые не соблюдают условий генерального, отраслевого (регионального) соглашения и/или коллективного договора;

9) которые нарушают требования законодательства о труде в отношении продолжительности рабочего времени, времени отдыха и труда молодежи

1) на которых работает от 50 до
200 человек;

2) которые нарушают сроки выплаты заработной платы;

3) которые начисляют или выплачивают заработную плату в минимальном размере за квалифицированный труд;

4) у которых в течение предыдущих 12 календарных месяцев по результатам плановых и внеплановых проверок выявлено нарушение требований законодательства о труде, по которому должностные лица субъекта хозяйственной деятельности привлекались к административной ответственности;

5) которые не соблюдают требований законодательства по предоставлению гарантий и выплате компенсаций, предусмотренных законодательством о труде;

6) которые не соблюдают требований законодательства по предоставлению гарантий при привлечении работников к материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, учреждению
или организации;

7) которые не соблюдают порядок внедрения и изменения норм труда;

8) которые нарушают порядок применение дисциплинарных взысканий

Не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска

Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности субъектами хозяйствования, которые должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, и определяется периодичность осуществления плановых мер государственного надзора (контроля)» от 03.12.2009 г. № 1288

Субъекты:

1) не начисляющие и не уплачивающие административно-хозяйственные санкции и пеню за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов, имеющие просроченную задолженность по их уплате;

2) не подают отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов;

3) не выполняющие условия договора о предоставлении отделениями Фонда целевого займа, финансовой помощи и дотации субъектам хозяйствования

1) несвоевременно и не в полном размере уплачивающие административно-хозяйственные санкции и пеню за невыполнение норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов;

2) несвоевременно подающие отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов, допускающие в нем ошибки, которые приводят к неуплате суммы административно-хозяйственных санкций и пени или уплате их не в полном объеме

Не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска

Постановление КМУ «Об утверждении критериев оценки степени риска от осуществления хозяйственной деятельности, подлежащей государственному ветеринарно-санитарному контролю и надзору» от 24.09.2008 г. № 848

Субъекты, в управлении (собственности, владении, пользовании) которых находятся объекты, используемые для:

— разведения, выращивания, содержания и/или оборота сельскохозяйственных животных, птицы, рыбы и других гидробионтов;

— заготовки и/или переработки сырья животного происхождения;

— забоя животных, первичной переработки и производства необработанных пищевых
продуктов;

— ведения племенного дела в животноводстве;
— хранения сырья и продукции животного происхождения (базы, склады, холодильники, хладокомбинаты и т. п.);
— осуществления выставочной деятельности, проведения аукционов и функционирования рынков;
— производства и/или оборота костной, кровяной, рыбной, мясокостной муки;
— утилизации трупов животных и продуктов животного происхождения (ветсанутильзаводы);
— выращивания, содержания и/или оборота домашних, диких, экзотических, цирковых животных зоопарков, пушных зверей;
— оптовой, розничной торговли необработанной животноводческой пищевой продукцией

— производства кормов растительного происхождения, комбикормов и премиксов, кормов для непродуктивных животных,

отходов сахарной, масляной, пивной промышленности;

— переработки продукции пчеловодства, технической продукции животного происхождения;

— хранения кормов, кормовых смесей и премиксов

— выращивания непродуктивных животных, и другие субъекты хозяйствования, не относящиеся к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска

Постановление КМУ «Об утверждении критериев распределения субъектов хозяйствования по степени риска их деятельности в сфере автомобильного транспорта и определении периодичности осуществления мер государственного надзора (контроля)» от 03.09.2008 г. № 790

К субъектам относятся:

— автомобильные перевозчики;
— автомобильные самозанятые перевозчики;
— субъекты, осуществляющие пред- и послерейсовый технический осмотр автотранспортных средств и медицинский осмотр состояния здоровья водителей;
— субъекты, осуществляющие сертификацию в сфере автомобильного транспорта;
— субъекты, осуществляющие контроль технического состояния автотранспортных средств

субъекты хозяйствования, предоставляющие автостанционные или диспетчерские услуги

— прочие субъекты хозяйствования, не отнесенные к субъектам хозяйствования с высокой и средней степенью риска

Постановление КМУ «Об утверждении критериев, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности и определяется периодичность проведения плановых мер, связанных с государственным надзором (контролем) в сфере общеобязательного государственного социального страхования от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших потерю трудоспособности» от 03.06.2009 г. № 540

Субъекты, которые:

— не подали в установленные сроки в рабочие органы исполнительной дирекции Фонда социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее — Фонд) предусмотренные законом отчеты и сведения;
— осуществляют вид деятельности, о котором не проинформирован Фонд и Пенсионный фонд Украины;
— подали в Фонд или Пенсионный фонд Украины сведения об изменении основного вида деятельности, что влечет за собой снижение класса профессионального риска производства;
— по данным Госгорпромнадзора, в предыдущем календарном году допустили повышение коэффициента частоты травматизма (количество случаев травмирования на 1 тыс. работников) не менее чем на 10 процентов по сравнению со средним показателем в соответствующих отраслях национальной экономики (видах деятельности);
— по информации государственных органов, юридических или физических лиц в случае наличия фактов несчастных случаев на производстве в течение отчетного года не проводили соответствующие расследования и не вели учет таких случаев

— подают два и более раз в течение отчетного года сведения об изменении вида деятельности, в том числе основного;

— по результатам анализа состояния производственного травматизма за три предыдущих года имеют тенденцию к увеличению количества случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний

— не имеют ни одного из признаков, указанных для высокой и средней степени, относятся к субъектам хозяйствования с незначительной степенью риска