02.12.2013
Пример заполнения общесистемщиками Книги УДР в производстве
Заполнять новую Книгу УДР труднее всего общесистемщикам, которые занимаются производством. Реализовать особенности такой деятельности в ней попросту невозможно. Поэтому предприниматели вынуждены идти на определенные риски.
В этой консультации представим свой вариант ведения такого учета в Книге УДР.
Яна КЛЫЖЕНКО, консультант газеты «Собственное Дело»
Пример. Предприниматель-общесистемщик (плательщик НДС) занимается пошивом кухонных полотенец. Деятельность осуществляет в своей мастерской. Готовую продукцию реализует оптом с применением наличных и безналичных расчетов. С 25.11.2013 г. принял на работу двух наемных работников.
В ноябре осуществлены такие операции.
05.11.2013 г. оплачены коммунальные услуги в сумме 180 грн. Сумма расходов на дату уплаты средств отражается в графе 8 Книги УДР. Одновременно заполняется и графа 5.
12.11.2013 г.:
— получено от поставщика А (плательщик НДС) 20 м2 ткани «Вишня» по цене 2,10 грн. на сумму 42 грн. (в том числе НДС — 7 грн.). Оплата будет произведена в следующем месяце. В Книге УДР такая операция не отражается, поскольку не соблюдаются условия заполнения графы 6. Напомним, что записи осуществляются по факту получения дохода и при условии, что приобретенные ТМЦ фактически получены и оплачены предпринимателем. Следовательно, такие расходы в текущем месяце вообще не будут учтены;
— приобретены за наличные у предпринимателя на едином налоге группы 3 (плательщик НДС) 10 комплектов ниток на сумму 60 грн. (в том числе НДС — 10 грн.) и 6 комплектов иголок на сумму 24 грн. (в том числе НДС — 4 грн.). По нашему мнению, такие расходы необходимо отразить в графе 8 Книги УДР, поскольку соотнести их конкретно с каждым изготовленным изделием просто невозможно. Причем плательщик НДС отражает расходы без НДС.
13.11.2013 г. на текущий счет получена предоплата от предприятия Б (плательщика НДС) за 60 шт. полотенец на сумму 960 грн. (в том числе НДС — 160 грн.). Сумма без НДС записывается в доход предпринимателя.
14.11.2013 г. приобретены у предприятия В (плательщик НДС) 20 м2 ткани «Вишня» по цене 2,40 грн. на сумму 48 грн. (в том числе НДС — 8 грн.). Расходы в графе 6 Книги УДР не отражаются.
15.11.2013 г. предприниматель пошил 60 штук полотенец. Ткань использована в производстве, но в Книге УДР это не отражается.
25.11.2013 г. заказ отгружен предприятию Б. Доходы по такой операции уже отражены 13.11.2013 г.
27.11.2013 г.:
— приобретены у предприятия Д 35 м2 ткани «Вишня» по цене 1,80 грн. на сумму 63 грн. (в том числе НДС — 10,50 грн.). В Книге УДР такая операция не отражается;
— отшиты 40 штук полотенец. Ткань использована в производстве, но в Книге УДР это не отражается.
28.11.2013 г. реализовано 30 полотенец на сумму 480 грн. предпринимателю на едином налоге группы 1. Предприниматель отражает доход. При этом в Книгу УДР записывается вся сумма выручки (НДС не выделяется), поскольку товар реализован неплательщику НДС.
30.11.2013 г. отражены прямые материальные расходы, понесенные предпринимателем в течение ноября. Отметим, что такой механизм заполнения графы 6 не в полной мере соответствует Порядку № 481. Но производственникам исполнять прямые предписания Миндоходов проблематично, поэтому некоторые из них, скорее всего, будут допускать вольности. Напомним, что максимальное наказание за ненадлежащее ведение Книги УДР — штраф по статье 1641 КУоАП в размере от 51 до 85 грн.
Итак, при производстве продукции (работ, услуг) в графу 6 вносятся данные о покупной стоимости запасов, сырья, других ТМЦ, фактически использованных в производстве. При этом производственники должны:
— учитывать, что записи в данной графе осуществляются после получения оплаты за товар от покупателей и при наличии документов, подтверждающих факт понесения расходов;
— применять один из бухгалтерских методов учета выбытия запасов (см. Методрекомендации № 2).
К тому же осторожным предпринимателям рекомендуем оформлять хоть какой-то документ (произвольной формы), в котором бы содержался расчет сумм, заносимых в графу 6 Книги УДР (например, см. рис. 1 на с. 18).
В ноябре было произведено 100 шт. полотенец, реализовано из них — 90 шт. Следовательно, в графе 6 отражают расходы на сумму 47,50 грн. (в том числе НДС — 9,50 грн.).
Заметим, что право отражать расходы на амортизацию по-прежнему отстоять очень сложно, поэтому в данном примере они не показаны.
Пример заполнения Книги УДР приведен на рис. 2 (с. 19).
Расчет материальной части реализованных изделий за период
с 01.11.2013 г. по 30.11.2013 г.
Изделие: полотенце кухонное.
Для производства 1 изделия необходимо 0,5 м2 ткани.
В течение месяца изготовлено 100 шт. изделий, для чего затрачено 50 м2 ткани на сумму 108 грн. (в том числе НДС — 18 грн.).
Себестоимость использованной в течение месяца ткани определяется по методу ФИФО и представлена в таблице:
Дата | Поступило | Выбыло | Остаток | ||||||
кол-во, м2 | цена, грн. | сумма, грн. | кол-во, м2 | цена, грн. | сумма, грн. | кол-во, м2 | цена, грн. | сумма, грн. | |
12.11.2013 | 20 | 2,10 | 42,00 | — | — | — | 20 | 2,10 | 42,00 |
14.11.2013 | 20 | 2,40 | 48,00 | — | — | — | 20 | 2,40 | 48,00 |
15.11.2013 | — | — | — | 30 | — | 66,00 | 10 | 2,40 | 24,00 |
27.11.2013 | 35 | 1,80 | 63,00 | 20 | — | 42,00 | 25 | 1,80 | 45,00 |
Итого за ноябрь | 75 | — | 153,00 | 50 | — | 108,00 | 25 | 1,80 | 445,00 |
В течение месяца реализовано (оплачено) покупателям — 90 шт. изделий, для пошива которых затрачено 45 м2/sup> ткани на сумму 57 грн. (в том числе НДС — 9,50 грн.):
— 20 м2 х 2,10 грн. на сумму 42 грн. Такая ткань не оплачена, поэтому в графе 6 ее отражать нельзя;
— 20 м2 х 2,40 грн. на сумму 48 грн.;
— 5 м2 х 1,80 грн. на сумму 9 грн.
Поскольку суммы НДС не учитываются в составе расходов, то в Книге отражена сумма без НДС, т. е. 47,50 грн.
Предприниматель: Иванов Иванов И. И.
Рис. 1. Пример документа произвольной формы,
подтверждающего расчет материальной части реализованных изделий
Документы консультации
КУоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.
Порядок № 481 — Порядок ведения Книги учета доходов и расходов, которую ведут физические лица — предприниматели, кроме лиц, избравших упрощенную систему налогообложения, и физические лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, утвержденный приказом Миндоходов от 16.09.2013 г. № 481.
Методрекомендации № 2 — Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, утвержденные приказом Минфина от 10.01.2007 г. № 2.
Період обліку (день, місяць, квартал, рік) | Сума доходу, отриманого від здійснення господарської діяльності або незалежної професійної діяльності | Сума повернутих коштів за товари (роботи, послуги) | Загальна сума отриманого доходу, яка підлягає декларуванню | Витрати, пов’язані з господарською діяльністю або провадженням незалежної професійної діяльності | Сума чистого оподатковуваного доходу | |||
реквізити документа, що підтверджує понесені витрати | сума витрат, пов’язаних з придбанням товарів (робіт, послуг) | витрати на оплату праці найманих осіб | інші витрати, пов’язані з одержанням доходу | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
05.11.2013 | — | — | — | Квитанция № 12 от 05.11.2013 г. | — | — | 180,00 | — |
12.11.2013 | — | — | — | Чек РРО № 91 от 12.11.2013 г. | — | — | 70,00 | — |
13.11.2013 | 800,00 | — | 800,00 | — | — | — | — | — |
28.11.2013 | 480,00 | — | 480,00 | — | — | — | — | — |
30.11.2013 | — | — | — | Расчет себестоимости | 47,50 | — | — | — |
Итого за ноябрь | 1280,00 | — | 1280,00 | — | 47,50 | — | 250,00 | 982,50 |
Рис. 2. Пример заполнения новой Книги УДР