15.05.2009

Рекомендательная методология от КРУ

Статья

Рекомендательная методология от КРУ

Егор Трубников, консультант

 

В «Строительной бухгалтерии», 2009, № 4, на с. 26 был размещен комментарий к проекту Методрекомендаций контрольно-ревизионной службы по проверке стоимости строительства. Конечный вариант настоящего документа подвергся определенным корректировкам.

Приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39 были утверждены Методические рекомендации по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство.

Во избежание конфликтов при проверках бухгалтерам подрядных организаций будет полезно ознакомиться с этим документом.

Обратим внимание на некоторые положения Методрекомендаций.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

Методрекомендации

— Методические рекомендации по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденные приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39.

ДБН Д.1.1-1-2000

— Правила определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174.

 

Важно принять во внимание, что

Методрекомендации были приняты раньше внесения последних изменений в ДБН Д.1.1-1-2000 1, поэтому некоторые тезисы Методрекомендаций уже устарели. Следовательно, не следует воспринимать весь документ как руководство к действию. Надеемся, это будут понимать и ревизоры, для которых, собственно, и был создан документ.

1

С 1 апреля 2009 года в Правила определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя Украины от 27.08.2000 г. № 174, внесены изменения согласно приказу Министерства регионального развития и строительства Украины от 19.03.2009 г. № 114. Комментарий относительно данных изменений см. на с. 19–20 этого номера газеты.

 

Текущие цены сметы

С 1 апреля 2009 года, то есть после вступления в силу изменений в

ДБН Д.1.1-1-2000, уже вряд ли актуальным является следующее положение Методрекомендаций:

«

Помнить, что неотъемлемой частью контракта (договора) является расчет договорной цены. При согласовании договорной цены заказчиком проверяется стоимость материально-технических ресурсов, которая не должна превышать среднерегиональную (по материалам — по ценам производителей, сложившимся в регионе). Если цены на приобретение материальных ресурсов отличаются от среднерегиональных, у подрядной организации должно быть обоснованное письменное согласование заказчика относительно поставки на строительство ресурсов по более высоким ценам».

Ведь в настоящее время сметные цены ориентированы на минимальные уровни цен, установленные

Минэкономики.

 

Проектно-сметная документация

Методрекомендации

содержат замечание о том, что все виды ремонтно-строительных работ, кроме текущего ремонта, требуют наличия проектно-сметной документации. Объем и стоимость текущего ремонта, выполняемого хозяйственным способом, могут быть определены на основании дефектных актов и расцененных описаний работ. Возможно, некоторые юристы могли бы поспорить относительно гражданско-правовой адекватности таких требований (в частности, относительно обязательного наличия смет). Однако мы бы посоветовали заказчикам и подрядчикам прислушаться к мнению специалистов ГлавКРУ.

 

Титулы

Что касается оформления такого

обязательного документа, как титул, Методрекомендации настаивают на том, чтобы утверждались титулы в таком же порядке, как и проекты строительства. При этом титулы на ремонтные работы (капитальный и текущий) не составляются.

 

Лицензирование генподряда

Интересная сентенция

Методрекомендаций относится к проблеме лицензирования генподрядных услуг:

«

Имеются случаи, когда генподрядчик не является исполнителем работ (исполнители — субподрядные организации), то, соответственно, и лицензия ему не нужна».

Как видим, специалисты из ГлавКРУ до сих пор не знают о том, что с 2008 года ситуация с лицензированием генподрядчика кардинально изменилась и ему нужно получать лицензию от Минрегионстроя.

 

Целевое использование

Целевое использование средств обычно подлежит контролю со стороны КРС: «

При проверке соответствия использования средств их целевому назначению выяснить, не финансировались ли за выделенные средства другие объекты строительства; не тратились ли средства на приобретение строительных материалов и других товарно-материальных ценностей, не связанных с проведением запланированного объема работ, и на нужды, не касающиеся строительства вообще, и т. п.».

Здесь нужно признать, что в условиях, когда подрядчик одновременно ведет несколько объектов, как правило, очень сложно выделить, какие именно средства пошли на приобретение тех или других ресурсов.

 

Материалы заказчика

Определенную обеспокоенность бухгалтера может вызывать такое положение:

«

При установлении фактов передачи заказчиком строительных материалов, изделий и конструкций подрядным организациям для выполнения работ проверить, не отнесена ли в учете заказчика стоимость таких материалов, изделий и конструкций на расходы заказчика, а не на расчеты с подрядчиком. При передаче заказчиком материалов на строительство объекта проверить в актах приема выполненных подрядных работ (форма КБ-2В) стоимость выполненных работ, которые не должны содержать стоимость переданных ему материалов».

Во-первых, не ясно, на какие именно «расчеты с подрядчиком» заказчику следует относить стоимость стройматериалов. Традиционно стоимость таких ресурсов учитывается у заказчика на счетах учета материалов, а не в составе задолженности.

Во-вторых, тезис о том, что в актах стоимость материалов заказчика не может входить в стоимость выполненных работ, не совпадает с мнением работников Госстроя-Минрегионстроя. Напомним, например, известное

письмо Госстроя от 28.09.99 г. № 8/8-341, где констатировалось следующее: «стоимость материалов поставки заказчика, безвозмездно переданных подрядчику по акту передачи и вложенных в строительство, включается в объем выполненных работ».

Можно допустить, что специалисты ГлавКРУ, давая соответствующую рекомендацию, имели в виду то, что стоимость материалов заказчика не может им

оплачиваться. И с этим, понятно, нужно согласиться.

 

Расходы на содержание службы заказчика

Относительно указанного показателя документ содержит следующие рекомендации:

«

При проверке обратить внимание, не насчитывались ли расходы на содержание службы заказчика от запланированного объема капиталовложений без учета стоимости фактически выполненных и оплаченных работ.

В сводном сметном расчете налог на добавленную стоимость (НДС) насчитывается на всю стоимость строительства, в том числе и на средства по содержанию службы заказчика. Однако следует принять во внимание, что фактическое начисление НДС на сумму расходов по содержанию службы заказчика осуществляется при условии, что заказчик является плательщиком НДС.

Учитывая то, что осуществление функций заказчика не относится к подрядным работам, средства на содержание службы заказчика не включаются в типовые формы первичных учетных документов № КБ-2в и № КБ-3

».

Заметим, что в составе таких сумм учтены и расходы на

технический надзор. Поэтому следует принимать во внимание и то, как именно осуществляется такой надзор: собственными силами заказчика или с привлечением лицензированной компании.

 

Составление сметы

Методрекомендации

отмечают следующие особенности оформления первичной документации на выполнение работ по составлению сметы:

«

Стоимость работ по составлению сметной документации не входит в стоимость ремонтно-строительных работ и не отражается в Акте приема выполненных подрядных работ (форма № КБ-2в) и Справке о стоимости выполненных подрядных работ и может оплачиваться заказчиком на основании договора на выполнение данной работы или на основании отдельного пункта контракта на выполнение строительно-монтажных работ (в случае, если разработка сметной документации осуществляется подрядчиком, выполняющим строительные работы) по объекту с учетом условий, согласованных сторонами и зафиксированных в контракте».

 

Риски и инфляция

Не совсем понятной является рекомендация относительно проверки средств на покрытие рисков и дополнительных расходов, вызванных инфляцией:

«

При твердой и периодической цене средства, предусмотренные сводным сметным расчетом стоимости строительства на покрытие рисков всех участников строительства и дополнительных расходов, связанных с инфляционными процессами, являются резервом заказчика и тратятся на цели, указанные в пункте 3.1.20 ДБН Д.1.1-1-2000».

О каком именно «резерве» идет речь в этой рекомендации?

По нашему мнению, бухгалтерам не следует приведенный здесь термин «резерв» воспринимать в его бухгалтерском понимании.

По-видимому, специалисты ГлавКРУ имели в виду то, что предусмотренные в смете соответствующие суммы следует перечислять подрядчику лишь в случае «увеличения стоимости трудовых и материально-технических ресурсов, вызванного инфляцией, которая может произойти как в начале строительства, так и в течение его».

 

Толкование спорных вопросов

Важно, что работники КРС не настаивают на том, что их видение тех или иных проблем строительной отрасли является беспрекословным абсолютом.

Методрекомендации

, ссылаясь на то, что формирование сметной нормативной базы и порядка ее применения в строительстве возложено на Минрегионстрой Украины, делают вывод: «Соответственно, законное толкование спорных вопросов, связанных со строительством, может быть предоставлено только Минрегионстроем Украины».

 

Проверка стоимости материалов

Методрекомендации

предлагают ревизорам при проверке обращаться к разным учетным формам:

«

Правильность определения стоимости материальных ресурсов в актах выполненных работ осуществляется путем сопоставления данных ресурсной ведомости с актами приема выполненных работ с данными бухгалтерского учета подрядчика (Отчет о расходах основных материалов в строительстве в соотношении с производственными нормами (форма М-29), Отчет о движении материальных ценностей (форма М-19)), счетами, накладными на приобретение материалов. Если подрядчиком не ведутся формы М-29 и М-19, данные ресурсных ведомостей сравниваются со справками (актами) о расходах основных материалов и оборотно-сальдовыми ведомостями соответствующих счетов бухгалтерского учета)».

Обращаем внимание на то, что бухгалтерский учет подрядчика отражает лишь

фактические данные о стоимости материалов.

Таким образом, ревизорам советуют ориентироваться именно на фактические ценовые показатели. Распространит ли ГлавКРУ эту рекомендацию и на те контракты, сметы под которые составляются после 01.04.2009 г., пока неясно.

 

Перерасход материалов

Когда бухучет свидетельствует о перерасходе ресурсов,

Методрекомендации объясняют ревизорам возможные причины такого явления:

«

Наличие в бухгалтерском учете данных об остатках товарно-материальных ценностей «красным» может быть связано с невыполнением объемов строительных работ и безосновательным списанием фактически отсутствующих материалов или из-за непредоставления поставщиком вовремя документов для оприходования (материалы получены в долг).

В этом случае факт выполнения работ проверяется обследованием или контрольным обмером

».

 

Транспортно-заготовительные расходы

Особое внимание уделено проблеме адекватного перевода единиц измерения при расчете расходов:

«

При проверке стоимости транспортных и заготовительно-складских расходов целесообразно отслеживать правильность определения по материалам и конструкциям массы единицы измерения (правильность перевода п. м, м куб. и т. п. в кг, т). Неправильное определение массы может привести к безосновательному завышению транспортных и заготовительно-складских расходов».

 

«Уточнение» зарплаты

Относительно возможности корректировки нормативных показателей оплаты труда

Методрекомендации советуют подрядчику получить справку статорганов:

«

Вопрос относительно уточнения уровня заработной платы решается заказчиком (инвестором) и подрядчиком, исходя из условий осуществления конкретного строительства (выполнение работ в сжатые сроки, в ночное время и праздничные дни, при повышенной интенсивности труда и т. п.), анализа данных по изменению потребительских цен на товары общего потребления (первоочередных нужд) и коммунальные услуги и уровня заработной платы по строительной отрасли, произошедшим в регионе за определенный период (на основании справки городского (областного) статистического управления)».

 

Масса прибыли

Методрекомендации

указывают, что «масса прибыли, определенная на начало строительства в договорной цене независимо от ее вида, не уточняется в течение всего срока строительства, кроме случаев, приведенных в пункте 3.3.3.2 ДБН Д.1.1-1-2000».

Симптоматично, что по условиям

ДБН Д.1.1-1-2000 такое отношение к прибыли обычно присуще только приблизительным сметам (динамической договорной цене).

 

Командировки

Много внимания в

Методрекомендациях уделено вопросам проверки командировочных расходов:

«

При проверке расходов подрядчика на командировки следует принимать во внимание, что командировочные расходы инженерно-технических работников учитываются в составе общепроизводственных расходов.

В случае, когда по условиям строительства работы выполняются в сжатые сроки, при повышенной интенсивности труда, что приводит к сокращению сроков строительства и времени пребывания рабочих в командировках и, соответственно, снижению расходов, связанных с их командировкой, заказчиком компенсируются

фактически понесенные подрядчиком расходы.

Если в результате нерациональной организации работ фактическая трудоемкость выполненных работ на объекте превышает нормативную, командировочные расходы оплачиваются подрядчику в пределах нормативной трудоемкости, т. е. заказчиком компенсируются расходы в размере, который не превышает рассчитанный в договорной цене на основании нормативных трудозатрат

».

 

Субподряд

Методрекомендациями

фактически урегулированы некоторые пробелы в нормативном регламенте по порядку расчетов между заказчиком, ген- и субподрядчиком:

«

Если строительство осуществляется за государственные средства и решение о привлечении субподрядных организаций принимается генподрядчиком после согласования договорной цены и подписания контракта заказчиком, такое решение согласовывается с заказчиком и договорная цена на весь комплекс работ переоформляется с учетом стоимости работ, поручаемых субподрядчику (в пределах стоимости, указанной в акцептованном тендерном предложении генподрядчика).

Независимо от вида договорной цены заказчик оплачивает генподрядчику стоимость работ, выполненных субподрядчиком, в размере, не превышающем стоимость работ, указанную в акте выполненных работ, подписанном генподрядчиком и субподрядчиком

».

Также отдельно зафиксирован порядок учета в смете сумм налогов, когда генподрядчик и субподрядчик находятся на разных системах налогообложения:

«

Единый налог по ставке 6 или 10 % от реализации работ (продукции, услуг) насчитывается на итоговую стоимость строительных (ремонтно-строительных работ) и монтажных работ на договорном уровне, учитывается в стоимости строительства и компенсируется заказчиком при взаиморасчетах за выполненные работы в полном объеме».

Таким образом, даже если генподрядчик не является плательщиком единого налога, этот налог может быть учтен в смете, если его плательщиком является субподрядчик.

 

Проверки

При объяснении процедур проверки

Методрекомендации разъясняют вопрос о порядке оформления документов в случае неявки должностных лиц заказчика и подрядчика, а также содержание актов контрольного обмера:

«

В случае неучастия представителей заказчика или подрядчика/субподрядчика в контрольных обмерах орган контроля обращается в правоохранительные органы о содействии в проведении контрольного обмера.

В случае неявки на контрольное мероприятие подрядчика ревизор составляет акт обследования объемов выполненных работ, который предъявляется для подписания объекта контроля и включается в акт ревизии.

При исчислении объемов выполненных работ следует руководствоваться правилами, приведенными в технических частях сборников сметных норм. В акте контрольного обмера как завышения отражаются объемы и виды работ, фактически не выполнявшиеся, но отраженные в актах приема выполненных подрядных работ (кроме скрытых работ), и не отвечающие проектно-сметной документации».