27.05.2010
Административные расходы строительного предприятия: отражение в смете и распределение
Ольга Кожушко, консультант
Административные расходы или расходы на управление занимают особое место в учете строительных предприятий. Они имеют свой состав и базу распределения, которые строительное предприятие самостоятельно определяет. Вместе с тем существуют нюансы отражения административных расходов в смете и включения их в состав расходов по строительному контракту. Обо всем этом поговорим сегодня в нашей статье.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
П(С)БУ 16
— приказ Минфина «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 16 «Расходы» от 31.12.1999 г. № 318.П(С)БУ 18
— приказ Минфина «Об утверждении Положения (стандарта) бухгалтерского учета 18 «Строительные контракты» от 28.05.2001 г. № 205.Методические рекомендации № 30
— Методические рекомендации по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, утвержденные приказом Госстроя от 16.02.2004 г. № 30.ДБН Д.1.1-1-2000
— Правила определения стоимости в строительстве (ДБН Д.1.1-1-2000), утвержденные приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174.
Определение и состав административных расходов строительного предприятия
Для учета административных расходов в строительстве следует руководствоваться следующими документами:
— П(С)БУ 16
. В нем отражены общие методические основы формирования в бухгалтерском учете информации об административных расходах строительной организации;—
П(С)БУ 18. В нем изложены методические основы формирования в бухгалтерском учете информации об административных расходах, связанных с выполнением строительных контрактов. Обратим внимание, что П(С)БУ 18 является специальным для строительных организаций-подрядчиков, т. е. не распространяется на застройщиков. Это подтверждается письмами Минфина от 13.03.2009 г. № 31-34010-10-29/7113 и от 19.08.2009 г. № 31-34000-20-27/22556;—
Методическими рекомендациями № 30, которые устанавливают основные методические принципы формирования себестоимости строительных, монтажных, пусконаладочных и ремонтно-строительных работ во время сооружения новых объектов, расширения, достройки, реконструкции и технического переоснащения предприятий, ремонта зданий и сооружений, реставрации достопримечательностей архитектуры, выполняемых как подрядным, так и хозяйственным способом. Кроме того, Методические рекомендации № 30 распространяются на все строительные организации независимо от форм собственности и подчинения и их обособленные производственные подразделения (структурные единицы), которые выполняют строительно-монтажные работы. Заметим, что Методические рекомендации № 30 носят рекомендательный характер. Об этом свидетельствуют письма Госстроя (письма от 01.11.2002 г. № 8/8-589, от 16.09.2005 г. № 8/8-768) и Минфина (от 17.12.2009 г. № 31-34000-20-5/34701), которые подчеркивают несоответствие отдельных положений Методических рекомендаций № 30 общим нормам бухгалтерских стандартов.Согласно
п. 6 раздела 4 Методических рекомендаций № 30 административные расходы — это расходы, направленные на обслуживание и управление строительной организацией.Административные расходы не включаются в состав расходов по строительному контракту
, а отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены (п. 15 П(С)БУ 18). Это также подтверждается ранее упомянутым письмом Минфина от 13.03.2009 г. № 31-34010-10-29/7113.Они могут быть
признаны расходами по строительному контракту в случае, если:а) эти расходы непосредственно связаны с выполнением этого строительного контракта;
б) отдельное возмещение админрасходов возложено на заказчика условиями самого строительного контракта.
В таких случаях указанные расходы
включаются в стоимость строительно-монтажных работ по строительному контракту с использованием базы распределения расходов, выбранной строительной организацией. Заметим, что аналогичная норма изложена и в Методических рекомендациях № 30.При этом к расходам по строительным контрактам относятся расходы
за период от даты заключения строительного контракта до даты завершения такого контракта. К расходам по строительному контракту также относятся расходы, которые понес подрядчик при заключении строительного контракта, если существует вероятность его подписания и достоверной оценки этих расходов. Расходы, понесенные при заключении строительного контракта, которые были признаны расходами отчетного периода, не включаются в дальнейшем в расходы по строительному контракту, подписанному в следующих отчетных периодах (п. 16 П(С)БУ 18).Состав административных расходов приведен в
П(С)БУ 16 и в Методических рекомендациях № 30. Заметим, что перечень расходов, относящихся к административным, в Методических рекомендациях № 30 более детализирован по сравнению с перечнем, установленным П(С)БУ 16. В табл. 1 представлен состав админрасходов строительной организации в соответствии с П(С)БУ 16 и Методическими рекомендациями № 30. Обратите внимание, что табл. 1 составлена таким образом, чтобы можно было проследить, какие админрасходы из перечня, приведенного в Методических рекомендациях № 30, дублируют админрасходы, указанные в П(С)БУ 16, какие — дополняют перечень в П(С)БУ 16, а какие — напротив, отсутствуют в перечне Методических рекомендаций № 30, но есть в П(С)БУ 16. При этом заметим, что представленная в табл. 1 сквозная нумерация расходов, относящихся к административным, и последовательность их записи не соответствуют Методическим рекомендациям № 30 и П(С)БУ 16.
Таблица 1
Состав административных расходов строительной организации
В состав административных расходов строительной организации включаются: | |
согласно П(С)БУ 16
| согласно Методическим рекомендациям № 30
|
1 | 2 |
| 1. Расходы на основную, дополнительную заработную плату, поощрительные, компенсационные и другие денежные выплаты, исчисленные согласно формам и системам оплаты труда, установленным в строительной организации: |
2. Расходы на служебные командировки работников аппарата управления строительной организации и рабочих, которые осуществляют общехозяйственное обслуживание строительной организации | |
| 3. Расходы на транспортное обслуживание работников аппарата управления строительной организации, в частности: |
| 4. Расходы на материально-техническое обеспечение аппарата управления строительной организации и другие общехозяйственные расходы: |
4.3. Расходы на содержание основных средств, других необоротных материальных активов общехозяйственного использования (операционная аренда, страхование имущества, амортизация, ремонт, отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение, охрана и т. п.) | |
| 4.4. Амортизация основных средств, предназначенных для обслуживания аппарата управления (кроме легковых автомобилей), рассчитанная по их первоначальной или справедливой стоимости в соответствии с установленными нормами. |
4.6. Расходы на содержание и эксплуатацию всех видов связи и радио, которые используются для осуществления управления и находятся на балансе строительной организации, оплата услуг связи (почта, телеграф, телефон, факс и т. п.), вычислительных центров, средств сигнализации и других технических средств управления | |
| 4.7. Расходы на содержание, ремонт и эксплуатацию электронно-вычислительной и компьютерной техники, машинописной, множительной и другой оргтехники, которая находится на балансе строительной организации и используется персоналом аппарата управления строительной организации и рабочими, осуществляющими общехозяйственное обслуживание строительной организации (в том числе для автоматической обработки информации) |
| 4.8. Оплата услуг, которые предоставляются сторонними организациями в управлении строительной организацией, если в штатном расписании не предусмотрено соответствующих функциональных служб, включая расходы на вычислительные, печатные, множительные и другие работы. |
5. Оплата профессиональных услуг (юридических, относительно оценки имущества, аудиторских, в том числе оплата за проведение обязательных аудиторских проверок, предусмотренных законодательством, и т. п.) | |
6. Расходы на урегулирование споров в судебных органах | |
7. Общие корпоративные расходы (организационные расходы, расходы на проведение годовых собраний, на предание огласке годового отчета, представительские расходы, на услуги относительно изменения структуры приватизированной строительной организации и т. п.) | |
| 8. Уплата предусмотренного законодательством сбора за регистрацию строительной организации в органах государственной исполнительной власти |
9. Амортизация нематериальных активов общехозяйственного использования |
|
10. Расходы, связанные с оплатой услуг коммерческих банков и других кредитно-финансовых учреждений, включая плату за расчетно-кассовое обслуживание персонала аппарата управления строительной организации и рабочих, которые осуществляют общехозяйственное обслуживание строительной организации, за получение гарантий, вексельного аваля, факторинговых и доверительных операций, ведения учета долговых требований и обязательств, в том числе и ценных бумаг. Плата за предоставление почтово-телеграфных услуг и другие расходы, связанные с денежным обращением | |
| 11. Одноразовая помощь, которая выплачивается работникам в соответствии с законодательством во время перевода, приема и направления на работу в другую местность |
12. Другие расходы общехозяйственного назначения |
|
| 13. Отчисление строительных организаций на содержание аппарата управления строительных объединений, включая расходы на содержание корпорации, ассоциации и т. п. |
14. Налоги, сборы и другие обязательные платежи, предусмотренные законодательством (кроме налогов и сборов, которые включаются в себестоимость строительно-монтажных работ) | |
| 15. Расходы на содержание противопожарной и сторожевой охраны административных помещений: |
| 16. Расходы на перебазирование строительных и монтажных организаций |
| 17. Расходы, связанные с начислением и выплатой дивидендов участникам и учредителям строительной организации (оплата сообщений в средствах массовой информации, конвертов, услуг связи) |
| 18. Расходы в уплату процентов (вознаграждения) за пользование материальными ценностями, взятыми в аренду (лизинг), кроме суммы арендной платы (лизингового платежа) в случае оперативной аренды (оперативного лизинга) строительных машин и механизмов и сумма вознаграждения арендодателю (лизингодателю) за пользование строительными машинами и механизмами |
| 19. Страховые взносы и отчисления на социальные мероприятия от заработной платы работников аппарата управления строительной организации и рабочих, которые осуществляют общехозяйственное обслуживание строительной организации, по установленным законодательством нормам |
Отражение административных
расходов в смете строительно-
монтажной организации
Административные расходы строительно-монтажной организации, учитываемые в стоимости стройки (объекта),
— это общехозяйственные расходы, направленные на обслуживание и управление строительно-монтажной организацией, которые не включаются в себестоимость строительно-монтажных работ. Указанные расходы включаются в стоимость прочих затрат по строительному контракту пропорционально базе распределения, которая выбирается строительно-монтажной организацией самостоятельно (себестоимость соответствующего объекта затрат, прямые затраты и т. п.). Перечень административных расходов, учтенных усредненными показателями, предоставленными Госстроем, приведен в разделе 1 приложения 3 (кроме пунктов 6, 12, 14, 15, 16 и расходов по операционной аренде и страхованию имущества) к Методическим рекомендациям № 30.Порядок расчета и отражения административных расходов в сметной документации строительного предприятия определяется
ДБН Д.1.1-1-2000, которые устанавливают основные правила определения стоимости нового строительства, расширения, реконструкции и технического переоснащения предприятий, зданий и сооружений, ремонта жилья, объектов социальной сферы и коммунального назначения и благоустройства, а также реставрации памятников архитектуры и градостроения.ДБН Д.1.1-1-2000
носят обязательный характер при определении стоимости объектов, строительство которых осуществляется с привлечением бюджетных средств или средств предприятий, учреждений и организаций государственной собственности. Для объектов, строительство которых осуществляется за счет других источников финансирования, эти нормы носят рекомендательный характер и их применение обусловливается контрактом. ДБН Д.1.1-1-2000 распространяются на подрядный, хозяйственный и смешанный способы осуществления строительства.Расчет административных расходов применяется при определении стоимости строительства и не зависит от ведомственной принадлежности подрядной организации.
В
инвесторской сметной документации средства на покрытие административных расходов строительно-монтажных организаций определяются с учетом рекомендованных Госстроем усредненных показателей (см. табл. 2), выраженных в гривнях в расчете на один человеко-час общей сметной трудоемкости, и учитываются в графах 7 и 8 Сводного сметного расчета отдельной строкой по итогам глав 1 — 12 сводного сметного расчета.
Таблица 2
Усредненные показатели для определения в сметной документации инвестора
размера административных расходов строительно-монтажных организаций в расчете
на 1 чел.-час общей сметной трудоемкости строительно-монтажных работ
№ п/п | Виды строительства | Усредненные показатели для определения размера административных расходов строительно-монтажных организаций, грн./чел.-час. |
1 | 2 | 3 |
1 | Особенно сложные инженерные сооружения (в том числе ГЭС, ядерные установки и объекты, предназначенные для обращения с радиоактивными отходами, шахты, метрополитены, тоннели, мосты, аэродромы, гидротехнические сооружения и т. п.), особенно сложные технически или архитектурно общественные здания и сооружения, железные дороги, магистральные автодороги, магистральные сети (в том числе магистральные трубопроводы и сооружения газонефтепродуктов, междугородные линии связи, высоковольтные сети 35 кВ и выше), что обосновывается проектом | 1,79 |
2 | Промышленные предприятия и объекты производственного назначения | 1,52 |
3 | Жилые дома, общественные здания и сооружения (кроме технически или архитектурно особенно сложных) | 1,38 |
4 | Дороги, благоустройство, озеленение, объекты инженерной инфраструктуры (инженерные сети и сооружения) в городской зоне и в сельской местности. Ремонт жилья, объектов социальной сферы, коммунального назначения и благоустройства | 1,23 |
5 | Пусконаладочные работы | 1,03 |
В составе
цены предложения претендента (подрядчика) административные расходы исчисляются на основании положений раздела 4 ДБН Д.1.1-1-2000, исходя из структуры этих расходов, сложившейся в подрядной организации за предыдущий период с учетом мощности строительной организации — претендента.Административные расходы учитываются в цене предложения в целом по стройке и исчисляются с учетом трудозатрат рабочих, занятых на управлении и обслуживании собственных машин и механизмов. В случае использования
арендуемой строительной техники при исчислении административных расходов в целом по стройке трудозатраты рабочих, занятых на управлении и обслуживании этой строительной техники, не учитываются.При уточнении этих затрат не учитываются административные расходы, связанные с расходами на сбыт и другими операционными затратами строительно-монтажной организации.
При расчетах за
выполненные объемы работ в случае изменения (корректировки) договорной цены объекта независимо от ее вида (твердая, динамичная, периодическая) административные расходы также подлежат корректировке и в таком же порядке, как и договорная цена.
Распределение административных расходов строительного предприятия
Как уже отмечалось ранее,
административные расходы не включаются в себестоимость строительно-монтажных работ. Они включаются в стоимость других расходов по строительному контракту пропорционально базе распределения, которая выбирается строительно-монтажной организацией самостоятельно.Базой распределения
административных расходов могут быть:— сумма всех прямых расходов на выполнение строительно-монтажных работ;
— сумма прямых расходов на оплату труда на выполнение строительно-монтажных работ;
— трудозатраты на выполнение строительно-монтажных работ (нормативные или фактические);
— время, отработанное строительными машинами и механизмами на строительстве объекта, и др.
В то же время распределение административных расходов строительной организации усложняется следующим:
— административный персонал всегда централизован, и расходы на него относятся ко всем видам деятельности предприятия;
— как мы указывали выше, не всегда административные расходы могут быть отнесены в состав расходов по строительному контракту. Так, например, в одном строительном контракте может быть предусмотрено включение их в состав расходов и осуществление оплаты за счет заказчика, а в другом — нет.
Учитывая сказанное, еще раз
обратите внимание, что и в том и в другом случае распределять административные расходы следует, только если выполняются критерии п. 15 П(С)БУ 18, а именно:— строительным контрактом предусмотрено, что заказчик возмещает подрядчику административные расходы, понесенные в рамках
такого контракта,или
— если существует
непосредственная связь административных расходов с данным контрактом.В заключение приведем пример распределения административных расходов в бухгалтерском учете.
Пример.
ЗАО «Мечта» осуществляет два вида деятельности — производственную и строительную. В апреле 2010 года ЗАО «Мечта» были осуществлены следующие расходы:
Статья расходов | Производство, грн. | Строительство, грн. | ||
контракт 1 | контракт 2 | контракт 3 | ||
Прямые расходы | 50000,00 | 12000,00 | 20000,00 | 35000,00 |
Административные расходы | 15000,00 | 4500,00 | 9000,00 | 11000,00 |
Согласно условиям строительных контрактов № 1 и № 2 заказчик принимает на себя обязательства по оплате административных расходов подрядчика, связанных с выполнением данных контрактов. В контракте № 3 таких условий нет. В учетной политике ЗАО
«Мечта» установлено, что сумма админрасходов, в случае необходимости их распределения на отдельные производства, договоры (контракты), заказы, изделия и т. д., распределяется пропорционально прямым затратам, приходящимся, соответственно, на такие производства, договоры и т. д.
Решение:
1. Распределению подлежат административные расходы по контрактам № 1 (4500,00 грн.) и № 2 (9000,00 грн.). Распределять административные расходы следует по каждому контракту отдельно.
2. Прямые расходы, пропорционально которым необходимо осуществлять распределение административных расходов, составляют:
контракт № 1 — 12000,00 грн.;
контракт № 2 — 20000,00 грн.
3. Коэффициент перерасчета (соотношение административных и прямых расходов) отдельно по контрактам № 1 и № 2 составляет:
контракт № 1: 4500,00 грн. : 12000,00 грн. = 0,375;
контракт № 2: 9000,00 грн. : 20000,00 грн. = 0,45.
4. Сумма административных расходов, которая включается в состав себестоимости строительного контракта (
Дт 23 «Производство»), равна:контракт № 1: 4500,00 грн. х 0,375 = 1687,50 грн.;
контракт № 2: 9000,00 грн. х 0,45 = 4050,00 грн.
5. Сумма административных расходов, которая списывается на расходы отчетного периода, равна:
контракт № 1: 4500,00 грн. - 1687,50 грн. = 2812,50 грн.;
контракт № 2: 9000,00 грн. - 4050,00 грн. = 4950,00 грн.
6. Административные расходы на производство (15000,00 грн.) и по строительному контракту № 3 (12000,00 грн.) распределению не подлежат, поскольку нарушаются критерии
п. 15 П(С)БУ 18: в первом случае — непосредственная связь админрасходов со строительным контрактом, во втором — условие возмещения заказчиком админрасходов, понесенных в рамках строительного контракта. Такие расходы списываются на расходы отчетного периода