25.11.2010
Контроллинг строительного предприятия.
Часть 1: теоретический аспект
Татьяна Кривенко, консультант
В настоящее время не существует однозначного определения понятия «контроллинг», но практически никто не отрицает, что это новая концепция управления, порожденная практикой современного менеджмента. Контроллинг — это и философия, и образ мышления руководителей, ориентированных на эффективное использование ресурсов и развитие предприятия.
Лучшие компании мира, успешно развивающиеся в течение многих десятилетий, исповедуют философию контроллинга. На данный момент и в Украине эта философия набирает силу.
Сегодня поговорим о теоретическом аспекте контроллинга, а в следующем номере рассмотрим конроллинг в действии на конкретном строительном предприятии.
Определение и функции контроллинга
Контроль
является продолжением планирования и сопровождает процесс реализации планов. Контроль предполагает определение и документирование фактических показателей (результатов реализации решений) и сравнение их с плановыми показателями для определения результатов деятельности. К контролю относится также сравнение показателей ожидаемого и фактического выполнения планов, проверка допустимости исходных предпосылок и контроль методической и содержательной согласованности планового процесса.У приверженцев концепции контроллинга нет единодушия в определении термина «контроллинг» (см. табл. 1).
Таблица 1
Определение и функции контроллинга
Автор | Определение | Основная функция |
П. Хорват | Ориентированная на результат функция поддержки руководства по координации всех подсистем менеджмента | Координация |
Х. Ю. Кюппер | Координация системы управления на предприятии | Координация |
Й. Вебер | Элемент управления социальной системой, выполняющий главную функцию поддержки руководства при решении им общей задачи координации системы управления (с упором на задачи планирования, контроля и информирования) | Координация |
Д. Хан | Система интегрированного информационного обеспечения, планирования и контроля деятельности предприятия | Информационное обеспечение |
М. Лукашевич | Целостная концепция экономического управления предприятием, направленная на выяснение всех шансов и рисков, связанных с получением прибыли | Информационное обеспечение |
С. Рубцов | Система, обеспечивающая методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций управления: планирования, контроля, учета и анализа | База для всех функций управления |
Контроллинг в строительстве — это целостная система управления целями строительного проекта.
Но! Это не контроль, который направлен в прошлое, контроллинг — это управление процессами текущего анализа и регулирование план-фактных показателей, целью которого является прогнозирование негативных отклонений в проекте и минимизация их последствий.Механизм контроллинга состоит из последовательных этапов:
1. Анализ текущего состояния и выявление факторов риска срыва проекта.
На этом этапе эксперты оценивают документы строительного проекта: конкурсную документацию, проект договора подряда, проектно-сметную документацию, план производства работ и другие. Анализ позволяет выявить потенциальные риски проекта, связанные с нечетким описанием взаимных обязательств в договоре, завышением сметной стоимости проекта, применением необоснованных проектных решений, заведомой «невыполнимостью» сроков, низким качеством.2.
После этого вырабатывается стратегия реагирования на риск и предлагается решение заказчику. При этом определяются основные моменты, которые подлежат наиболее глубокому мониторингу во время осуществления проекта.Во время реализации проекта осуществляется постоянный контроль сроков, качества и стоимости строительства и гибкое реагирование на изменения.
Контроллинг как система позволяет оптимизировать решение проблемы: ограниченность ресурсов — безграничность потребностей.
Задачи контроллинга
Основные задачи, которые решаются с помощью контроллинга в строительных предприятиях:
— оптимизация управления организационной структурой строительной компании;
— организация эффективной системы учета операций и результатов;
— внедрение систем планирования, контроля и анализа деятельности;
— обеспечение мотивации персонала в повышении эффективности работы компании;
— автоматизация систем учета и управления строительной компанией.
Пути решения задач контроллинга
Планирование деятельности:
— разработка системы планирования;
— планирование доходов;
— планирование расходов;
— анализ структуры расходов и их классификация;
— создание центров затрат на базе подразделений предприятия;
— составление планов расходов по направлениям, по подразделениям;
— разработка платежного календаря;
— планирование финансовых результатов;
— определение плановой прибыли по направлениям деятельности;
— расчет ожидаемой суммы платежей в бюджет;
— разработка методики налогового планирования на предприятии;
— разработка сводного плана доходов и расходов;
— разработка сводного финансового плана.
Управленческий учет:
— приведение учетной политики предприятия в соответствие требованиям управленческого учета;
— разработка методики оперативного учета затрат;
— разработка и внедрение системы управленческого учета по бизнесам, направлениям деятельности.
Организация работы подразделений:
— приведение организационной структуры в соответствие целям, задачам и функциям предприятия;
— разработка положений об организационной структуре и структурных подразделениях;
— разработка должностных инструкций;
— разработка системы показателей работы компании — подразделения — сотрудника;
— внедрение системы контроля и мотивации персонала;
— система внутреннего документооборота и отчетности;
— положение о стимулировании.
Разработка системы анализа показателей эффективности работы по подразделениям и по направлениям:
— финансовые (экономическая эффективность, финансовая устойчивость, платежеспособность, уровень безубыточности, др.);
— работы с клиентами (качество продукта и удовлетворенность покупателя, доля рынка, динамика объемов реализации, цен, текучесть клиентской базы и пр.);
— уровня технологии и отражения производственного процесса;
— состояния внешней среды ведения бизнеса;
— качества персонала;
— динамики и тенденции изменения показателей;
— отклонения от плановых показателей и анализ причин отклонений.
Организация работы финансово-экономической и контрольно-аналитической служб.
Для этого на предприятии создается контрольно-аналитическое подразделение, обеспечивающее решение вопросов развития, текущего контроля и предоставления руководству наиболее объективной информации.
Автоматизация процессов управления:
— планирование доходов и расходов, движения денежных средств;
— планирование предстоящих налоговых платежей;
— оперативное формирование сводок о текущем состоянии показателей деятельности предприятия;
— анализ финансовых показателей за период и план-фактных отклонений;
— внутренний документооборот и отчетность.
Создание системы контроллинга
Целевая задача контроллинга
— построение на предприятии эффективной системы принятия, реализации, контроля и анализа управленческих решений. В целях повышения управляемости бизнеса и эффективности вложенного капитала в строительных компаниях применяется программа создания системы контроллинга (см. рис. 1).
Рис. 1. Построение системы управления строительной компании
На рис. 1 рассмотрено построение системы управления строительной компанией, в которой отображены компоненты системы управления, такие как: система ответственности, показателей, бюджетирования, планирования, а также учет затрат и результатов. Особое место занимает реинжиниринг бизнеспроцессов1.
1
Реинжиниринг бизнес-процессов — это фундаментальное переосмысление и радикальное перепроектирование бизнес-процессов предприятий для достижения резких, скачкообразных улучшений в основных актуальных показателях их деятельности: стоимость, качество, услуги и темпы (термин «реинжиниринг бизнес-процессов» ввел М. Хаммер в 1990 году в статье «Реинжиниринг: не автоматизируйте — уничтожайте»).Реинжиниринг целесообразен в тех случаях, когда требуется достичь резкого (скачкообразного) улучшения показателей деятельности компании (500 — 1000 % и более) путем замены старых методов управлении новыми.
Задачи реинжиниринга: освоение новшеств для обеспечения конкурентоспособности продукции, и в конечном счете — выживаемости предприятия.Главной целью построения системы контроллинга
строительного предприятия (рис. 2.) является управление стоимостью компании в интересах инвесторов, акционеров. Поэтому роль контроллинга не просто фиксировать финансовые результаты и обеспечивать руководство необходимой информацией для обоснования управленческих решений, а сосредоточиться на долгосрочных денежных потоках исходя из стоимостных показателей, оценивать результаты деятельности компании с точки зрения инвестирования денежных средств, которые или дают прибыль, превышающую альтернативные издержки привлечения капитала, или нет.
Рис. 2. Структура системы контроллинга строительного предприятия
Рассмотрим рис. 3, который дает представление о методологии построения системы контроллинга в строительном предприятии. Система контроллинга должна гибко реагировать и быстро предоставлять менеджерам актуальную, ориентированную на результат и ликвидность информацию, обеспечивающую эффективное принятие оптимальных управленческих решений. Чтобы отвечать этим требованиям, инструменты и структура контроллинга должны быть простыми и гибкими.
Рис. 3. Методология построения системы контроллинга в строительном предприятии