14.07.2011
Себестоимость СМР по НКУ
Юлия Егорова, консультант
В этой статье мы рассмотрим некоторые вопросы формирования себестоимости строительно-монтажных работ после вступления в силу раздела III Налогового кодекса. Особенности учета долгосрочных контрактов мы пока не рассматриваем, о них поговорим в одном из следующих номеров.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
НКУ
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Закон о бухучете
— Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.1999 г. № 996-XIV.Закон о налоге на прибыль
— Закон Украины «О налогообложении прибыли предприятий» от 22.05.1997 г. № 283/97-ВР.П(С)БУ 16
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 16 «Расходы», утвержденное приказом МФУ от 31.12.1999 г. № 318.П(С)БУ 9
— Положение (стандарт) бухгалтерского учета 9 «Запасы», утвержденное приказом МФУ от 20.10.1999 г. № 246.
Как было...
До 1 апреля 2011 года — даты вступления в силу
раздела III НКУ — налоговый учет материальных (и в том числе производственных) расходов в строительстве велся с учетом требований п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Такого понятия, как себестоимость выполненных строительно-монтажных работ (далее — СМР), в налоговом учете до 1 апреля 2011 года не было.Расходы по любым операциям приобретения ТМЦ, работ и услуг определялись по правилу первого события, т. е. валовые расходы налогоплательщика увеличивались либо в момент авансовой оплаты, либо в момент получения ТМЦ, работ или услуг на условиях последующей оплаты. Расходы на заработную плату увеличивали сумму валовых расходов в налоговом учете в конце месяца, любые другие расходы — в момент их фактического понесения. Налогоплательщики ежеквартально начисляли также амортизацию основных фондов, на сумму которой уменьшалась величина налогооблагаемой прибыли.
Кроме этого, необходимо было делать еще и расчет прироста или убыли остатков ТМЦ по правилам, изложенным в
п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. В результате этого расчета стоимость оприходованных ТМЦ увеличивала сумму валовых расходов только лишь в момент получения доходов от их продажи, т. е. в момент списания запасов, находящихся в незавершенном производстве, с кредита счета 23 в дебет счета 90, 943. При этом «нематериальные» расходы на выполнение СМР, такие как амортизация основных средств, услуги сторонних организаций, заработная плата с начислениями и т. п., попадали в состав валовых расходов в момент их осуществления.Бухгалтерский учет себестоимости строительно-монтажных работ велся с учетом норм
приказа Государственного комитета Украины по строительству и архитектуре «Об утверждении новой редакции Методических рекомендаций по формированию себестоимости строительно-монтажных работ» от 16.02.2004 г. № 30.
Как стало...
Процитируем
п. 138.4 НКУ : «Расходы, формирующие себестоимость реализованных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, признаются расходами того отчетного периода, в котором признаны доходы от реализации таких товаров, выполненных работ, оказанных услуг».До вступления в силу
раздела ІІІ НКУ таким образом попадали в состав валовых расходов только материальные расходы. После 1 апреля 2011 года это справедливо для всех без исключения расходов, прямо связанных с выполнением СМР.То есть после отмены правила первого события больше не нужно проводить дополнительные расчеты прироста/убыли стоимости материальных запасов, чтобы увеличить сумму расходов именно в момент признания доходов от выполнения СМР.
Теперь эти доходы сопоставляются со всей себестоимостью выполненных СМР в налоговом учете точно так же, как это делалось и делается в бухгалтерском учете
. Все это позволяет сократить временные разницы между налоговым и бухгалтерским учетом за счет «нематериальных» расходов, которые до 1 апреля 2011 года включались в валовые расходы по правилу первого события, а после этой даты учитываются в налоговом учете по тем же правилам, что и материальные расходы.В связи с кардинальным изменением правил налогового учета себестоимости СМР возникла необходимость в обновлении Методических рекомендаций по формированию себестоимости строительно-монтажных работ.
Приказом Министерства регионального развития и строительства Украины от 31.12.2010 г. № 573 утверждена новая редакция Методических рекомендаций по формированию себестоимости строительно-монтажных работ, которая вступила в силу с 1 апреля 2011 года — с того же самого момента, когда вступил в силу раздел III НКУ. Текст указанных Методрекомендаций опубликован в газете «Строительная бухгалтерия», 2011, № 6, с. 5 — 19, № 7, с. 6 — 13; комментарий к этому документу см. в № 6 на с. 20 и в № 10 на с. 11 (Примеч. ред.).
Налоговые разницы
Прежде чем говорить о налоговых разницах, сравним нормы
п. 138.8 НКУ и пп. 11 — 15 П(С)БУ 16, определяющие состав себестоимости в налоговом и бухгалтерском учете (см. табл. 1)
Таблица 1
Сравнение состава себестоимости в налоговом и бухгалтерском учете
Себестоимость в налоговом учете | Себестоимость в бухгалтерском учете |
1 | 2 |
Прямые материальные расходы: | |
— стоимость сырья и основных материалов, составляющих основу объектов строительства; Прямые материальные расходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, полученных в процессе выполнения СМР, которые оцениваются в порядке, определенном в положениях (стандартах) бухгалтерского учета | — стоимость сырья и основных материалов, составляющих основу объектов строительства; Прямые материальные расходы уменьшаются на стоимость возвратных отходов, полученных в процессе выполнения СМР, которые оцениваются в порядке, определенном в п. 11 П(С)БУ 16 «Расходы». По этой статье может возникать постоянная разница в сумме расходов, которые не разрешено включать в состав расходов в налоговом учете (например, стоимость материалов, приобретенных у частного предпринимателя — плательщика единого налога). Временная разница может возникать вследствие различных методов оценки выбытия запасов в налоговом и бухгалтерском учете |
Прямые расходы на оплату труда: | |
— заработная плата; | — заработная плата; Здесь может возникнуть только постоянная разница в сумме тех выплат, которые не разрешается включать в состав расходов в налоговом учете, например, расходы на оплату питания работников, не обусловленные коллективным договором |
Прочие прямые расходы: | |
— амортизация производственных основных средств и нематериальных активов, непосредственно связанных с выполнением СМР | — амортизация. В отличие от амортизации в налоговом учете, в бухучете в себестоимость можно включать амортизацию необоротных активов, которые являются непроизводственными с точки зрения НКУ, например, амортизация оборудования комнаты для отдыха рабочего персонала и приема пищи. Эта амортизация составит постоянную налоговую разницу. Если предприятие применяет разные методы начисления амортизации производственных необоротных активов в налоговом и в бухгалтерском учете, то по этой причине возникнет временная налоговая разница, которая ликвидируется в тот момент, когда и в налоговом, и в бухгалтерском учете необоротные активы будут полностью самортизированы |
— стоимость приобретенных услуг, прямо связанных с выполнением СМР | — все прочие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный объект расходов, в том числе: плата за аренду земельных и имущественных паев. По этой статье может возникать постоянная разница в сумме тех расходов, которые признаны в бухгалтерском учете, но не разрешены в налоговом, например, суточные расходы производственного персонала сверх предельного размера, установленного абзацем 4 п. 140.1.7 НКУ |
— другие прямые расходы, в том числе расходы на приобретение электрической энергии (включая реактивную) | |
— все прочие производственные расходы, которые могут быть непосредственно отнесены на конкретный объект расходов, в том числе: | |
— потери от брака, которые включают стоимость окончательно забракованной по технологическим причинам продукции (изделий, узлов, полуфабрикатов) и расходов на исправление такого технически неизбежного брака, в случае реализации такой продукции
| — потери от брака, которые включают стоимость окончательно забракованной по технологическим причинам продукции (изделий, узлов, полуфабрикатов), уменьшенную на ее справедливую стоимость, и расходов на исправление такого технически неизбежного брака. Постоянная разница возникнет, если: |
Переменные и постоянные распределенные ОПР. По этой статье возникает временная разница в сумме ОПР, признанных в налоговом учете, и постоянная разница — на сумму ОПР, не разрешенных в налоговом учете |
Как видим, существуют незначительные отличия в детализации статей прочих прямых расходов и в определении потерь от брака. Самое главное отличие — это разные правила учета общепроизводственных расходов, которые в налоговом учете в себестоимость не включаются. Хотя в качестве одной из задач
НКУ декларировалось сближение налогового учета с бухгалтерским, на самом деле до решения этой задачи еще очень далеко.Цели налогового и бухгалтерского учета совершенно разные. Налоговый учет ведется для определения базы налогообложения и суммы налогов к уплате в бюджет. Цель бухучета и составления финотчетности сформулирована в
п. 1 ст. 3 Закона о бухучете — это предоставление пользователям для принятия решений полной, правдивой и беспристрастной информации о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия. В частности, в целях налогообложения могут ограничиваться некоторые расходы, в то время как в бухучете они должны быть отражены для формирования «полной, правдивой и беспристрастной информации». Этот тезис подтверждается и определением себестоимости, данным в п.п. 14.1.228 НКУ: это расходы, прямо связанные с производством и/или приобретением товаров, работ, услуг, определенные по правилам бухгалтерского учета, но только в той их части, которая не противоречит положениям ІІІ раздела НКУ . В результате этого себестоимость СМР в бухгалтерском учете может включать такие расходы, которые нельзя включать в себестоимость в налоговом учете. Эти расходы составят постоянную разницу между себестоимостью в бухгалтерском и налоговом учете. Временные разницы в определении себестоимости в бухгалтерском и налоговом учете возникают по причине различия правил и моментов признания расходов в этих видах учета.Поэтому, если строительное предприятие хочет знать реальную себестоимость выполненных СМР, реальный размер своей прибыли, дивидендов и предоставлять пользователям финансовой отчетности достоверную информацию, а не некие «фискальные» цифры, определенные по правилам налогообложения, то ему нужно будет рассчитывать себестоимость дважды — для целей составления финотчетности и для целей налогообложения. Заметим, что этот выбор предприятие делает
добровольно, что позволяет п. 11.1 П(С)БУ 16. Но если оно составляет финотчетность по МСФО, то ему нужно будет это делать в обязательном порядке, так как себестоимость, определенная по налоговым правилам, не может использоваться для составления финотчетности по МСФО.
Постоянные разницы
Можно выделить
две группы постоянных разниц , возникающих при определении себестоимости работ:—
производственные расходы, включенные в себестоимость выполненных работ в бухучете, которые не разрешается относить в состав расходов в налоговом учете. Это могут быть такие расходы, как:1) расходы на создание более комфортных условий труда работников — например, оборудование мест отдыха и приема пищи, озеленение производственных помещений, обеспечение персонала питьевой водой и напитками и любые другие расходы, кроме указанных в
п.п. 140.1.1 НКУ;2) дополнительные выплаты работникам и их страхование, финансирование других личных потребностей работников и членов их семей (
п.п. 139.1.1 НКУ);3) расходы на командировки сверх нормативов, установленных
НКУ либо такие, которые не подтверждены надлежащими документами и возмещены сотрудникам по приказу руководителя (п.п. 140.1.7 НКУ);4) организация приемов, непосредственно связанных с производством конкретных СМР, — например, организация приемов специалистов по вопросам закупки и наладки строительного оборудования и материалов, разработки смет и т. п. (
п.п. 139.1.1 НКУ);5) сверхнормативные потери и брак (
п. 138.7 НКУ);6) штрафы, неустойки и пеня, которые относятся непосредственно к определенному объекту расходов (
п.п. 139.1.11 НКУ);7) расходы на страхование сверх обычной цены страхового тарифа (
п. 140.1.6 НКУ);8) амортизация непроизводственных с точки зрения
НКУ необоротных активов, которые используются в процессе выполнения СМР (оборудование комнат отдыха, благоустройство цехов и рабочих помещений и т. д.);—
расходы, связанные с приобретением товаров, работ или услуг у определенных контрагентов, которые не разрешается включать в состав расходов в налоговом учете, но нет никаких причин не отражать такие расходы в учете бухгалтерском у частных предпринимателей — плательщиков единого налога (п.п. 139.1.12 НКУ):1) расходы, связанные с приобретением консталтинговых услуг у нерезидентов —
п.п. 139.1.13 НКУ;2) выплаты роялти некоторым субъектам согласно
п.п. 140.1.2 НКУ.
Временные разницы
Временные
разницы возникают в связи с различиями в учете ОПР, резервов, с различиями в оценках выбытия запасов и в методах начисления амортизации производственных необоротных активов.Временная
разница в сумме ОПР при исчислении себестоимости СМР в налоговом и бухучете возникает, если предприятие осуществляет ОПР, которые связаны сразу с несколькими строительными объектами и в бухгалтерском учете распределяются между ними и включаются в их себестоимостьВременная разница может возникнуть из-за различий в
методах оценки выбытия запасов в налоговом и бухгалтерском учете (п. 140.4 НКУ). По поводу этой разницы мнения разделились. Одни специалисты в области налогообложения считают, что как в налоговом, так и в бухучете надо применять одинаковые методы оценки выбытия запасов. В этом случае налоговая разница не возникает. Другие специалисты считают, что п. 140.4 НКУ не обязывает налогоплательщиков оценивать выбытие запасов непременно по одинаковым методам в налоговом и в бухгалтерском учете. Важно лишь то, что выбранный в налоговом учете метод оценки выбытия запасов установлен п. 16 П(С)БУ 9, и не более того. В таком случае, если налогоплательщик применяет разные методы, возникает временная налоговая разница, которая исчезает в том периоде, в котором все ранее закупленные запасы будут проданы. Мы полагаем, что оба этих мнения имеют одинаковое право на существование и могут использоваться по усмотрению налогоплательщика. Очевидно, что первый подход более фискальный и более привлекательный для налогоплательщиков, которые предпочитают не иметь разногласий с представителями налоговых органов. Второй подход предоставляет больше возможностей для достоверного определения себестоимости в бухучете и произвольного регулирования себестоимости в налоговом учете, которая повлияет на базу налогообложения в определенных отчетных периодах. Однако осуществлять такое скрупулезное налоговое планирование есть смысл только тогда, когда разница в оценках будет достаточно значимой для предприятия и оно готово отстаивать свою точку зрения в том случае, если у налоговой службы возникнут вопросы.
Пример
. Предприятие закупило материалы для строительства:первая партия — 500 единиц по цене 1200 грн. на общую сумму 600000 грн.;
вторая партия — 500 единиц по цене 900 грн. на общую сумму 450000 грн.
В бухучете это предприятие списывает материалы по средневзвешенной стоимости, так как такая оценка в данном случае наиболее достоверна. В нашем примере средневзвешенная стоимость единицы материалов составит (600000 + 450000) : (500 + 500) = 1050 (грн.). При списании 400 единиц по средневзвешенной стоимости общая стоимость материалов составит: 400
х 1050 = 420000 (грн.).При списании этих же материалов по методу ФИФО их стоимость составит уже 480000 грн. (400
х 1200 грн.). Если метод ФИФО применять для целей налогообложения, то сумма расходов в периоде признания дохода от выполнения этого строительного контракта увеличится на сумму 480000 грн., а не на 420000 грн. Разница в оценках составляет 60000 грн., а сумма налога на прибыль уменьшится на 13800 грн. (60000 х 23 %).В последующих периодах, когда в налоговом учете придется списывать единицы материалов, приобретенных по цене 900 грн., сумма налога на прибыль будет больше по сравнению с той суммой, которая могла бы быть при списании материалов по средневзвешенной стоимости.
Посмотрим, что произойдет при списании оставшейся части материалов в количестве 600 единиц. В бухгалтерском учете стоимость 600 единиц составит 600
х 1050 = 630000 (грн.) по методу средневзвешенной стоимости, а в налоговом учете по методу ФИФО — 100 х 1200 = 120000 (грн.) и 500 х 900 = 450000 (грн.), что в общей сумме составляет 570000 грн.Теперь в налоговом учете сумма расходов меньше, чем в бухгалтерском, и разница составляет те же 60000 грн., что и в предыдущем периоде. Соответственно, в последующих периодах придется дополнительно заплатить налог на прибыль в сумме 13800 грн.
Аналогичная ситуация возникает и в том случае, если предприятие применяет
разные методы начисления амортизации необоротных активов в налоговом и бухгалтерском учете. Параметры бухгалтерского учета необоротных активов необходимо выбирать с учетом интересов собственников (акционеров) предприятия. Параметры же налогового учета разработаны только лишь с целью определения объекта налогообложения. Если налоговый метод начисления амортизации в бухучете каким-либо образом противоречит интересам собственников предприятия, то использование такого метода с единственной целью облегчения учетных работ недопустимо. Несмотря на то что в Налоговом кодексе предусмотрена классификация основных средств и методы начисления амортизации такие же, как в бухгалтерском учете, существует множество других различий, которые не оставляют надежды на то, что больше не придется вести двойной учет амортизации необоротных активов.Кроме этого, временная разница возникает и при начислении
резерва отпусков и других резервов. В бухучете начисление резервов осуществляется за счет увеличения производственных расходов, а в налоговом учете такого не происходит.Каждое предприятие может самостоятельно организовать аналитический учет расходов на строительство таким образом, чтобы легко получать информацию как для составления финансовой отчетности, так и для целей налогообложения. Современные бухгалтерские программы (например, 1С версии 8.1 и выше) позволяют вести налоговый учет совершенно отдельно от бухгалтерского, и в этом случае нет необходимости разрабатывать дополнительную аналитику в бухучете, хотя при желании, конечно же, это можно сделать.
Учет ОПР
Проблема учета ОПР заслуживает отдельного обсуждения.
ОПР
— это расходы на содержание, организацию и управление производством, которые нельзя прямо отнести к конкретному строительному объекту. К ним могут относиться расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования; амортизация общепроизводственных основных средств и затраты на их ремонт; расходы на отопление, освещение и содержание общепроизводственных помещений; арендная плата за помещения; оплата труда работников, занятых обслуживанием производства; другие аналогичные по назначению расходы. ОПР отражаются по дебету счета 91 «Общепроизводственные расходы» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда и др. Расходы, учтенные на собирательно-распределительном счете 91, в последний день отчетного месяца распределяются между видами продукции и списываются в дебет счета 23 «Производство». Порядок такого распределения предприятие устанавливает самостоятельно (например, пропорционально объемам, прямым затратам на строительство или его трудоемкости). Все остальные операционные расходы (административные, на сбыт и общехозяйственные) относятся в состав расходов периода, потому что они не являются прямыми расходами на строительство и их невозможно распределить на конкретные ее виды. Так делается в бухгалтерском учете согласно национальным и международным стандартам и правилам.В налоговом учете ОПР включаются в состав расходов отчетного периода точно так же, как и административные расходы, расходы на сбыт и общехозяйственные расходы. Вследствие этого возникает временная разница, которая, однако, не упомянута в
Научно-практическом комментарии к Налоговому кодексу Украины под редакцией Н. Я. Азарова.В связи с такими расхождениями Минфин издал
приказ «Об утверждении Изменений к некоторым положениям (стандартам) бухгалтерского учета» № 372 от 18.03.2011 г., который вступил в силу 22.04.2011 г. Этим приказом добавлен п. 11.1Заметим, что такая методика формирования себестоимости продукции — без учета ОПР — не соответствует требованиям
пп. 12, 13, 14 МСФО 2 «Запасы». Поэтому, по нашему мнению, предприятия, которые составляют финотчетность по МСФО, обязательно должны вести отдельный учет себестоимости СМР для целей составления финотчетности и для целей налогообложения.
Переходные операции
Один из самых актуальных вопросов учета производственных расходов — как поступить с остатками запасов, числящимися в составе незавершенного производства (далее — НЗП), которые были сформированы по состоянию на 1 апреля 2011 г. Стоимость НЗП, учитываемая на дебете
счета 23, определенная по данным бухгалтерского учета, включает в себя:— материальные расходы, учтенные в налоговом учете и участвовавшие в перерасчете по правилам
п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Информацию об этой части стоимости ТМЦ можно найти в приложении К1/1 к декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2011 года;— прочие «нематериальные» расходы, учтенные в налоговом учете;
— любые другие расходы, не отраженные в налоговом учете.
То есть на дату вступления в силу
раздела III НКУ предприятие имеет остатки запасов на складах и в незавершенном производстве (строительстве), а также знает их налоговую себестоимость, отраженную в приложении К1/1 к декларации по налогу на прибыль. В период до 1 апреля 2011 года предприятие понесло расходы на их приобретение, которые оно отразило в составе валовых расходов предыдущих периодов (по правилу первого события). Но так как приобретенные ТМЦ израсходованы не были, то в результате пересчета по правилам п. 5.9 Закона о налоге на прибыль на их стоимость были увеличены валовые доходы. Таким образом, стоимость таких остатков ТМЦ никак не повлияла на размер налогооблагаемой прибыли. Значит, в момент продажи таких остатков ТМЦ предприятие может признать расходы только в размере материальной составляющей их стоимости, рассчитанной по правилам п. 5.9 Закона о налоге на прибыль. Сходное мнение высказала ГНАУ в Единой базе налоговых знаний. ГНАУ утверждает, что предприятия должны провести инвентаризацию ТМЦ на 1 апреля 2011 года, определить их себестоимость согласно норм НКУ, но только в части материальных расходов. Эта сугубо «материальная» себестоимость и будет включаться в состав расходов того отчетного периода, в котором строительные объекты будут переданы заказчикам и в составе их стоимости будут проданы ТМЦ, израсходованные на строительство. «Нематериальная» часть стоимости НЗП уже была включена в состав валовых расходов прошлых периодов, и поэтому она уже не должна включаться в себестоимость остатков НЗП на 1 апреля 2011 года.Однако на практике провести такую инвентаризацию и выделить материальную составляющую в стоимости запасов может быть довольно сложно, особенно в такой отрасли, как строительство. Поэтому вместо инвентаризации можно порекомендовать еще раз провести тщательный анализ себестоимости строительства по первичным документам и еще раз перепроверить правильность определения материальной составляющей в остатках запасов и незавершенного производства на 1 апреля 2011 года. По мнению автора, этого будет достаточно, ведь налоговая инспекция будет проверять эти операции по данным первичных документов, а проведение инвентаризации нормами НКУ не предусмотрено, хотя и было бы желательно. Это только предположение, так как на данный момент пока еще нет никакой практики таких проверок. При обнаружении ошибок в расчетах и в приложении К1/1 к декларации за 1 квартал 2011 года лучше исправить эти ошибки путем подачи уточненного расчета и в дальнейшем использовать уже исправленные данные.
Обратите внимание!
На 1 апреля 2011 года мы уже имеем некоторую величину себестоимости НЗП в налоговом учете. Она равна сумме материальной составляющей остатка НЗП, которая входит в сумму дебетового сальдо счета 23 на 1 апреля 2011 года. Естественно, что после этой даты предприятие будет и далее продолжать осуществлять расходы на строительство. Эти расходы будут учитываться уже по новым правилам. Как разобраться, какую величину следует включить в состав расходов при продаже готового объекта?Для этого можно организовать аналитический учет расходов на
счете 23 по такому принципу:1) сальдо по
счету 23 на 1 апреля 2011 года разделить на три части:— материальная составляющая, рассчитанная для целей налогообложения и отраженная в приложении К1/1 к декларации по налогу на прибыль за 1 квартал 2011 г.;
— прочие расходы, включенные в состав валовых расходов прошлых периодов. Для целей налогообложения в периоды после 1 апреля эта цифра будет иметь значение только для расчета временных налоговых разниц;
— прочие расходы, не включенные в состав валовых расходов прошлых периодов. Для целей налогообложения в периоды после 1 апреля эта цифра будет выступать в качестве постоянной налоговой разницы;
2) обороты по дебету
счета 23 после 1 апреля 2011 года разделить на три части:а) расходы, формирующие себестоимость в налоговом учете согласно
пп. 138.6 — 138.9 НКУ (и одновременно в бухгалтерском);б) расходы, формирующие себестоимость только в бухгалтерском учете и на сумму которых возникает постоянная разница;
в) общепроизводственные расходы (здесь возникает временная разница на сумму ОПР, отнесенных в налоговом учете в состав расходов отчетного периода, и постоянная на сумму ОПР, не отражаемых в налоговом учете).
Далее, при списании себестоимости построенного объекта в момент его продажи в состав расходов в
налоговом учете включаются:1) материальная составляющая, рассчитанная для целей налогообложения на 1 апреля 2011 года (подпункт (а) пункта 1 вышеприведенного списка);
2) расходы, формирующие себестоимость в налоговом учете после 1 апреля 2011 года согласно
пп. 138.6 — 138.9 НКУ (подпункт (а) пункта 2 вышеприведенного списка).
Как видим, налоговый учет себестоимости СМР все также во многом отличается от бухгалтерского учета, однако эти отличия касаются только отдельных деталей, хотя и многочисленных. Поэтому после вступления в силу новых правил обложения налогом на прибыль многим строительным предприятиям по-прежнему придется вести двойной учет себестоимости — для целей составления финансовой отчетности и для целей налогообложения.
Однако в целом основополагающие принципы того и другого учета стали одинаковыми (за исключением проблемы учета ОПР), что не может не радовать налогоплательщиков. Кроме этого, налогоплательщик имеет возможность максимально сблизить данные своего бухгалтерского и налогового учета, используя нормы п. 11.1 П(С)БУ 16.