10.03.2011
Встречные сверки — это не проверки!
Екатерина Чурилова, консультант
Во исполнение пункта 73.5 Налогового кодекса Кабмин утвердил Порядок проведения встречных сверок. В данной статье поговорим об особенностях проведения этих самых сверок.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
НКУ
— Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.Закон № 2756
— Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в связи с принятием Налогового кодекса Украины» от 02.12.2010 г. № 2756-VI.Закон об информации
— Закон Украины «Об информации» от 02.10.1992 г. № 2657-XII.Порядок проведения встречных сверок
— Порядок проведения органами государственной налоговой службы встречных сверок, утвержденный постановлением КМУ от 27.12.2010 г. № 1232.
Для полноты картины обратимся к первоисточнику —
Налоговому кодексу, а потом приступим к анализу Порядка проведения встречных сверок.
Налоговый кодекс
Статья 41. Контролирующие органы и органы взыскания
41.1. Контролирующими органами являются:
41.1.1. органы государственной налоговой службы — по налогам, взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды, <...>, а также по законодательству, контроль за соблюдением которого возлагается на органы государственной налоговой службы;
<...>
41.4. Другие государственные органы не имеют права проводить проверки своевременности, достоверности, полноты начисления и уплаты налогов, в том числе на запрос правоохранительных органов.
<...>
Статья 62. Способы осуществления налогового контроля
62.1. Налоговый контроль осуществляется путем:
<...>
62.1.2.
информационно-аналитического обеспечения деятельности органов государственной налоговой службы;62.1.3. проверок и
сверок в соответствии с требованиями настоящего Кодекса, а также проверок по соблюдению законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном законами Украины, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.<...>
Статья 72. Сбор налоговой информации
72.1. Для информационно-аналитического обеспечения деятельности государственной налоговой службы используется информация, поступившая:
72.1.1. от плательщиков налогов и налоговых агентов, в частности информация:
72.1.1.1. содержащаяся в налоговых декларациях, расчетах, других отчетных документах;
72.1.1.2. содержащаяся в поданных крупными плательщиками налогов в электронном виде копиях документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документах, которые ведутся в электронном виде, регистрах бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;
72.1.1.3. о финансово-хозяйственных операциях плательщиков налогов;
<...>
Статья 73. Получение налоговой информации органами государственной налоговой службы
73.1. Информация, определенная в статье 72 настоящего Кодекса, безвозмездно предоставляется органам государственной налоговой службы периодически или по отдельному письменному запросу органа государственной налоговой службы в сроки, определенные пунктом 73.2 настоящего Кодекса.
<...>
73.3. Органы государственной налоговой службы имеют право обратиться к плательщикам налогов и другим субъектам информационных отношений с письменным запросом о предоставлении информации (исчерпывающий перечень и основания предоставления которой установлены законом), необходимой для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций, задач, и ее документального подтверждения.
Такой запрос подписывается руководителем (заместителем руководителя) органа государственной налоговой службы и должен содержать перечень запрашиваемой информации и подтверждающих ее документов, а также основания для направления запроса.
Письменный запрос о предоставлении информации направляется плательщику налогов или другим субъектам информационных отношений при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) по результатам анализа налоговой информации, полученной в установленном законом порядке, выявлены факты, свидетельствующие о нарушении плательщиком налогов налогового, валютного законодательства, законодательства в сфере предотвращения и противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, или финансированию терроризма и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы;
2) для определения уровня обычных цен на товары (работы, услуги) при проведении проверок;
3) в других случаях, определенных настоящим Кодексом.
Запрос считается врученным, если он направлен по почте письмом с уведомлением о вручении по налоговому адресу или вручен под расписку плательщику налогов либо другому субъекту информационных отношений или его должностному лицу.
Плательщики налогов и другие субъекты информационных отношений обязаны предоставлять информацию, определенную в запросах органа государственной налоговой службы, и ее документальное подтверждение в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления запроса (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом). В случае если запрос составлен с нарушением требований, изложенных в абзацах первом и втором данного пункта, плательщик налогов освобождается от обязанности давать ответ на такой запрос.
Информация на запрос органа государственной налоговой службы предоставляется Национальным банком Украины, другими банками безвозмездно в порядке и объемах, установленных Законом Украины «О банках и банковской деятельности».
Порядок получения информации органами государственной налоговой службы по письменному запросу определяется Кабинетом Министров Украины.
<...>
73.5. С целью получения
налоговой информации органы государственной налоговой службы имеют право проводить встречные сверки данных субъектов хозяйствования в отношении плательщика налогов.Встречной сверкой
считается сопоставление данных первичных бухгалтерских и других документов субъекта хозяйствования, осуществляемое органами государственной налоговой службы с целью документального подтверждения хозяйственных отношений с плательщиком налогов и сборов, а также подтверждения отношений, вида, объема и качества операций и расчетов, осуществлявшихся между ними, для выяснения их реальности и полноты отражения в учете плательщика налогов.Встречные сверки не являются проверками
и осуществляются в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.По результатам встречных сверок составляется
справка, предоставляемая субъекту хозяйствования в десятидневный срок.Статья 74. Обработка и использование налоговой информации
74.1. Налоговая информация, собранная в соответствии с настоящим Кодексом, может храниться и обрабатываться в информационных базах органов государственной налоговой службы или непосредственно должностными (служебными) лицами органов государственной налоговой службы. Перечень информационных баз, а также формы и методы обработки информации определяются центральным органом государственной налоговой службы.
74.2. Собранная налоговая информация и результаты ее обработки используются для выполнения возложенных на органы государственной налоговой службы функций и задач.
Итак,
налоговые органы являются органами контроля по (п. 41 Налогового кодекса):— налогам, взимаемым в бюджеты и государственные целевые фонды (кроме тех, контроль за которыми возложен на таможенные органы);
— законодательству, контроль за соблюдением которого возложен на них.
Для исполнения налоговиками возложенных на них функций
Налоговый кодекс предусматривает информационно-аналитическое обеспечение деятельности государственной налоговой службы — комплекс мер по сбору, обработке и использованию необходимой информации.Встречная сверка является одной из составляющих информационно-аналитического обеспечения деятельности налоговых органов.
В
п. 1 Порядка проведения встречных сверок приведено определение встречной сверки, идентичное тому, которое приведено в п. 73.5 Налогового кодекса (см. информблок).В свою очередь, информационно-аналитическое обеспечение является одним из способов осуществления налогового контроля (
ст. 62 Налогового кодекса).Кстати,
что подразумевает Налоговый кодекс под налоговой информацией? Налоговой информации в Кодексе уделяется особое внимание (см. ст. 72 — 74).Соответствующие изменения внесены и в
Закон об информации. Согласно ст. 251 этого Закона налоговая информация — совокупность сведений и данных, которые созданы или получены субъектами информационных отношений в процессе текущей деятельности и необходимы для реализации возложенных на контролирующие органы задач и функций (п. 34 Закона № 2756)1.1 Законом № 2756 внесены изменения в Закон об информации.
Теперь поговорим непосредственно о
Порядке проведения встречных сверок. Согласно п. 2 Порядка встречные сверки проводятся:1) относительно осуществления операций, с которыми при проверке плательщика налогов и сборов
возникают сомнения по поводу факта совершения таких операций;2) если существуют
разногласия задекларированных в декларациях по НДС показателей налогового кредита и налоговых обязательств.Как будут проходить встречные сверки?
Во-первых, налоговый орган (инициатор) направляет налоговому органу (исполнителю), на учете в котором находится субъект хозяйствования, запрос о проведении встречной сверки для подтверждения полученных от налогоплательщика данных2.2 Если предприятие находится на учете в том же органе ГНС, в котором находится налогоплательщик, или в пределах одного населенного пункта, то встречная сверка может быть проведена органом ГНС (инициатором) самостоятельно (п. 3 Порядка проведения встречных сверок).
Во-вторых
, если налоговый орган (исполнитель) располагает информацией, которая нужна налоговому органу (инициатору), и ее документальным подтверждением, то составляется соответствующая справка. Если же у налогового органа (исполнителя) отсутствует запрашиваемая информация, то он направляет заверенный печатью запрос о представлении информации и ее документального подтверждения субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении или лично вручает субъекту хозяйствования или его законному или уполномоченному представителю под расписку (п. 4 Порядка).Обратите внимание!
Проводя встречную сверку, налоговики должны требовать только те документы, идентичность которых нужно проверить. Следовательно, субъектам хозяйствования перед началом сверки стоит «поинтересоваться» у налоговиков, какие именно документы они хотят просмотреть и какие именно вопросы их будут интересовать.Согласно
п. 5 Порядка проведения встречных сверок учет запросов на проведение встречных сверок у субъектов хозяйствования осуществляется налоговыми органами (как инициаторами, так и исполнителями).В-третьих,
получив от предприятия запрашиваемую информацию и ее документальное подтверждение (в течение одного месяца со дня, следующего за днем поступления субъекту хозяйствования запроса), налоговый орган проводит встречную сверку (п. 6 Порядка).В-четвертых,
по результатам проведенной встречной сверки составляется справка, которую подписывает субъект хозяйствования (законный или уполномоченный представитель) и должностные лица налогового органа и которая вручается лично субъекту хозяйствования (или его законному или уполномоченному представителю) под роспись или направляется субъекту хозяйствования по его адресу (местонахождению, налоговому адресу) заказным письмом с уведомлением о вручении (п. 7 Порядка). В какой срок налоговый орган должен предоставить субъекту хозяйствования эту справку, в самом Порядке не сказано, а в п. 73.5 Налогового кодекса речь идет о десятидневном сроке.Согласно
пп. 8, 9 Порядка проведения встречных сверок справка о проведении встречной сверки регистрируется в налоговых органах (как инициатора, так и исполнителя), а материалы встречной сверки направляются в налоговый орган инициатора.В
п. 73.5 Налогового кодекса законодатель четко определил, что встречные сверки — это не налоговые проверки.И еще один важный момент.
Основное отличие встречной сверки от налоговых проверок заключается в порядке их проведения и форме документов, составляемых по результатам.Но!
Вне поля зрения законодателя остались следующие моменты по проведению встречных сверок:— в
Налоговом кодексе не определено, какой распорядительный документ должен выдать руководитель органа государственной налоговой службы для начала проведения встречной сверки и должен ли выдать его вообще;—
по результатам проведения встречной сверки составляется справка, которая должна быть подписана в том числе и субъектом хозяйствования (уполномоченным представителем). Законодатель не предусматривает возникновения ситуации, если субъект хозяйствования откажется подписать такую справку. Действия налоговиков в такой ситуации не определены;— остается открытым вопрос: будет ли иметь встречная сверка более широкое практическое применение налоговиками, чем внеплановая выездная документальная проверка? Ведь основания для проведения той и другой довольно схожи (см. табл.):
Основания для проведения: | |
встречной сверки | внеплановой выездной документальной проверки |
проводятся у субъектов хозяйствования, при осуществлении операций с которыми во время проверки плательщика налогов и сборов возникают сомнения относительно факта осуществления таких операций | по результатам проверок других плательщиков налогов либо получения налоговой информации обнаружены факты, свидетельствующие о возможных нарушениях плательщиком налогов налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы, если плательщик налогов не предоставит объяснения и их документальные подтверждения по обязательному письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение 10 рабочих дней со дня получения запроса |
если существуют расхождения задекларированных в декларациях по налогу на добавленную стоимость показателей налогового кредита и налоговых обязательств | выявлена недостоверность данных, содержащихся в налоговых декларациях, поданных плательщиком налогов, если плательщик налогов не предоставит объяснения и их документальные подтверждения по письменному запросу органа государственной налоговой службы в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса |
Учитывая, что законодательная норма о встречных сверках новая, подождем соответствующих разъяснений ГНАУ.