24.03.2011

Налоговики требуют документы за период, который уже проверялся

Ответы на вопросы

Налоговики требуют документы за период, который уже проверялся

 

Имеют ли право сотрудники налоговой инспекции требовать от налогоплательщика в ходе проверки документы за период, который уже проверялся и по которому уже был составлен акт проверки либо справка?

 

Как и действовавшее ранее законодательство,

Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) не устанавливает ограничений в отношении периода проведения проверки. Однако опять же, как и раньше, налоговые органы ограничены сроком давности в 1095 дней, в течение которого они могут самостоятельно определить сумму подлежащего уплате денежного обязательства.

Кроме того, следует

принимать во внимание сроки хранения документов, предусмотренные НКУ и Перечнем типовых документов, утвержденным приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.1998 г. № 41 (далее — Перечень № 41). Так, налоговый орган может требовать от налогоплательщиков первичные документы, которые используются в бухгалтерском и налоговом учете, другие регистры, финансовую, статистическую отчетность, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов, выполнением требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы государственной налоговой службы с учетом сроков их хранения, предусмотренных НКУ и Перечнем № 41.

Согласно

п. 44.3 НКУ плательщики налогов обязаны обеспечить хранение первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня подачи налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее неподачи — с предусмотренного НКУ предельного срока подачи такой отчетности1. Такая формулировка ставит вопрос о том, каким образом определять сроки хранения «неналоговых» документов. По нашему мнению, сроки хранения таких документов должны определяться в соответствии с требованиями Перечня № 41 . Напомним: согласно п.п. 2.9 Перечня № 41 исчисление сроков хранения документов проводится с 1 января года, который следует за годом завершения их делопроизводством. Например, исчисление срока хранения дел, завершенных делопроизводством в 2010 году, начинается с 1 января 2011 года. После окончания сроков хранения документов в архивных подразделениях предприятия такие документы передаются в государственный архив (архивный отдел госрайадминистрации, архивный отдел местного совета) (п.п. 4.3.3.1 Основных правил работы государственных архивов Украины, одобренных коллегией Госкомархива Украины от 03.02.2004 г., протокол № 2).

1 Если такие документы связаны с предметом проверки, которая уже началась, либо проведением процедуры административного обжалования, принятого по ее результатам налогового уведомления-решения или судебного разбирательства, такие документы должны храниться до окончания проверки и предусмотренного законом срока обжалования принятых по ее результатам решений и/или решения дела судом, но не менее 1095 дней.

Уничтожение либо утрата документов ранее установленных сроков может повлечь применение к налогоплательщику штрафа в размере 510 грн., а при повторном в течение года выявлении аналогичного нарушения — 1020 грн. (

п.п. 121.1 НКУ).

В случае потери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан в

пятидневный срок со дня такого события в письменном виде уведомить орган государственной налоговой службы по месту учета в порядке, установленном НКУ для подачи налоговой отчетности. После этого налогоплательщик обязан восстановить утраченные документы в течение 90 календарных дней со дня, следующего за днем поступления уведомления в орган государственной налоговой службы. Однако при этом НКУ, как и ранее действовавшее законодательство, не оговаривает способов восстановления документов, которые обязаны были бы признавать налоговые органы.

При невозможности проведения проверки налогоплательщика в связи с утратой (повреждением, уничтожением) документов сроки проведения проверок переносятся до даты восстановления и подачи документов к проверке в пределах предусмотренных для этого

НКУ сроков. Однако если документы так восстановлены и не будут, налоговый орган будет исходить из их отсутствия, что может повлечь самые плачевные для налогоплательщика последствия в виде непризнания расходов, налогового кредита, самого факта осуществления тех или иных операций и т. д.

Единственная зацепка для налогоплательщика — норма, предусматривающая, что если налогоплательщик после окончания проверки и до принятия решения контролирующим органом по результатам такой проверки подает документы, подтверждающие показатели, отраженные таким плательщиком налогов в налоговой отчетности, не предоставленные во время проверки, такие документы должны быть учтены контролирующим органом при рассмотрении вопроса о принятии решения. Раньше такой нормы не было, что затрудняло жизнь налогоплательщиков.

 

Нина Костенко