26.04.2012
Госконтроль за использованием и охраной земель:
изменения в законодательстве
Владислава Лежнина, юрист (г. Харьков, e-mail: firm_law@ukr.net)
21 марта вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» от 23.02.2012 г. № 4444-VI.
Отныне государственный контроль за использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности будет осуществлять Государственная инспекция сельского хозяйства Украины.
Напомним, что раньше эти полномочия выполняла Государственная инспекция по контролю за использованием и охраной земель.
Так какой же именно надзор будет осуществлять Госсельхозинспекция и как это связано со строительной деятельностью, читайте в предлагаемой статье.
ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ
КУ — Конституция Украины от 28.06.96 г. № 254к/96-ВР.
ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.
КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.
Закон № 4444 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» от 23.02.2012 г. № 4444-VI.
Закон об охране земель — Закон Украины «Об охране земель» от 19.06.2003 г. № 962-IV.
Закон о государственном контроле за использованием и охраной земель — Закон Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель» от 19.06.2003 г. № 963-IV.
Закон о Государственном земельном кадастре — Закон Украины «О Государственном земельном кадастре» от 07.07.2011 г. № 3613-VI.
Указ № 1085/2010 — Указ Президента Украины «Об оптимизации системы центральных органов исполнительной власти» от 09.12.2010 г. № 1085/2010.
Положение о Госсельхозинспекции — Положение КМУ «О Государственной инспекции сельского хозяйства Украины», утвержденное Указом Президента Украины от 13.04.2011 г. № 459/2011.
21.03.2012 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель» от 23.02.2012 г. № 4444-VI (далее — Закон № 4444). Закон № 4444 уточняет полномочия Госсельхозинспекции по осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель и направлен на приведение в соответствие норм земельного законодательства с полномочиями контрольного органа в этой сфере. Далее — подробнее о том, какие изменения произошли в законодательстве.
Общая характеристика Закона № 4444
Закон № 4444 был принят 23.02.2012 г., частично вступил в силу со дня его официального опубликования — 21.03.2012 г. Что касается изменений, внесенных в Закон о Государственном земельном кадастре, то они вступят в силу с 01.01.2013 г.
Цель принятия Закона № 4444 — приведение норм действующего законодательства в соответствие с задачами, возложенными на Госсельхозинспекцию и ее территориальные органы согласно Положению о Госсельхозинспекции . Проанализировав цель данного Закона, понятно, что изменения носят организационный и уточняющий характер. Так, был создан новый исполнительный орган — Госсельхозинспекция, наделення соответствующими полномочиями, однако не были созданы условия, при которых этот орган будет выполнять поставленные задачи и реализовывать свои полномочия. Таким образом, Закон № 4444 направлен на создание эффективных условий для реализации полномочий Госсельхозинспекции в сфере осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель.
Законом № 4444 были внесены изменения в следующие законодательные акты: Земельный кодекс Украины (ЗКУ); Кодекс Украины об административных правонарушениях (КоАП); Закон Украины «О государственном контроле за использованием и охраной земель»; Закон Украины «Об охране земель»; Закон Украины «О землеустройстве»; Закон Украины «О Государственном земельном кадастре»; Закон Украины «О моратории на изменение целевого назначения отдельных земельных участков рекреационного назначения в городах и других населенных пунктах».
Госсельхозинспекция является центральным органом исполнительной власти, главная задача которого — осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель.
Госсельхозинспекция осуществляет государственный надзор (контроль) за :
— ведением государственного учета и регистрации земель, достоверностью информации о наличии и использовании земель;
— выполнением условий снятия, сохранности и использования плодородного слоя почвы при проведении горнодобывающих, геологоразведочных, строительных и других работ, связанных с нарушением почвенного покрова, своевременном проведении рекультивации нарушенных земель в объемах, предусмотренных проектом рекультивации земель;
— соблюдением требований земельного законодательства при приобретении права собственности на земельные участки по договорам купли-продажи, мены, дарения, залога и другим гражданско-правовым соглашениям;
— соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами требований земельного законодательства и установленного порядка приобретения и реализации права на землю;
— соблюдением правил, установленного режима эксплуатации противоэрозийных, гидротехнических сооружений, сохранностью защитных насаждений и межевых знаков;
— проведением землеустройства, выполнением мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства, в частности, за соблюдением собственниками и пользователями земельных участков требований, определенных в проектах землеустройства;
— размещением, проектированием, строительством и введением в действие объектов, которые негативно влияют или могут повлиять на состояние земель;
— осуществлением мероприятий, предусмотренных проектами землеустройства по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, засоления, солонцевания, высушивания, уплотнения и других процессов, приводящих к ухудшению состояния земель, а также по недопущению собственниками и пользователями земельных участков порчи земель путем их загрязнения химическими и радиоактивными веществами и сточными водами, засорения промышленными, бытовыми и другими отходами, зарастания кустарниками, мелколесьем и сорняками;
— соблюдением сроков своевременного возврата временно занятых земельных участков и обязательного выполнения мероприятий по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению с соблюдением порядка определения и возмещения потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства;
— использованием земельных участков в соответствии с целевым назначением;
— соблюдением требований земельного законодательства органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по вопросам передачи земель в собственность и предоставления в пользование, в том числе в аренду, изменения целевого назначения, изъятия, выкупа, продажи земельных участков или прав на них на конкурентных принципах (п. 4 Положения о Госсельхозинспекции).
Госсельхозинспекция имеет право вносить в установленном порядке в органы исполнительной власти либо органы местного самоуправления ходатайства представления о:
1) приведении в соответствие с законодательством принятых ими решений по вопросам регулирования земельных отношений, использования и охраны земель;
2) прекращении строительства и эксплуатации объектов в случае нарушения требований земельного законодательства до полного устранения выявленных нарушений и ликвидации их последствий;
3) прекращении права пользования земельным участком в соответствии с законом (п. 4.14 Положения о Госсельхозинспекции).
Также Госсельхозинспекция рассчитывает размер ущерба, причиненного вследствие самовольного занятия земельных участков, использования их не по целевому назначению, снятия почвенного покрова без специального разрешения, и принимает меры к его возмещению в установленном законодательством порядке (п. 4.15 Положения о Госсельхозинспекции).
Госсельхозинспекция Украины и ее должностные лица в рамках своих полномочий имеют право :
— составлять акты проверок, протоколы об административных правонарушениях и рассматривать в соответствии с законодательством дела об административных правонарушениях, выдавать обязательные для выполнения предписания (распоряжения), а также подавать в установленном законодательством порядке в соответствующие органы материалы проверок для привлечения виновных лиц к ответственности;
— беспрепятственно обследовать в установленном законодательством порядке предприятия, учреждения и организации всех форм собственности, находящиеся в собственности и пользовании юридических и физических лиц, для проведения проверок по вопросам, относящимся к компетенции Госсельхозинспекции Украины;
— получать в установленном законодательством порядке от центральных и местных органов исполнительной власти, исполнительных органов Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности документы, материалы и другую информацию, необходимую для выполнения возложенных на Госсельхозинспекцию Украины задач;
— обращаться в органы прокуратуры с ходатайством о подаче иска в суд о возмещении потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства, а также возврате самовольно или временно занятых земельных участков, срок пользования которыми закончился;
— вызывать граждан, в том числе должностных лиц, для получения от них устных либо письменных объяснений по вопросам, связанным с нарушением земельного законодательства;
— передавать в органы прокуратуры, органы дознания и досудебного следствия акты проверок и другие материалы о деяниях, в которых усматриваются признаки преступления;
— проводить в случаях, установленных законом, фотографирование, звукозапись, кино- и видеосьемку как вспомогательное средство для предотвращения нарушения земельного законодательства;
— привлекать специалистов органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Госсельхозинспекции Украины;
— созывать совещания, создавать комиссии и рабочие группы по вопросам, относящимся к полномочиям Госсельхозинспекции Украины (п. 5 Положения о Госсельхозинспекции).
Поэтому рекомендуем в отношениях с Госсельхозинспекцией и ее должностными лицами учитывать широкий круг полномочий, которыми они наделены.
Об изменениях, внесенных в законодательство Законом № 4444
1. Изменения в КоАП связаны с проведением административной реформы государственных органов сельского хозяйства Украины.
Законодатель прежде всего определил органы контроля за использованием и охраной земель, которые рассматривают административные правонарушения, связанные с нарушением законодательства в этой сфере.
Так, ст. 2381 КоАП предусмотрено, что рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства в сфере использования и охраны земель (ст. 52 — 535, 54 — 56 и 1885 КоАП) и налагать административные взыскания имеют право:
— Главный государственный инспектор сельского хозяйства Украины и его заместители;
— главные государственные инспекторы сельского хозяйства Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя, районов и их заместители;
— старшие государственные инспекторы и государственные инспекторы сельского хозяйства соответствующих территорий.
К таким правонарушениям в сфере использования и охраны земель относятся :
— порча сельскохозяйственных и других земель, загрязнение их химическими и радиоактивными веществами, нефтью и нефтепродуктами, неочищенными сточными водами, производственными и другими отходами, а также непринятие мер по борьбе с сорняками (ст. 52 КоАП);
— использование земель не по целевому назначению, невыполнение природоохранного режима использования земель, размещение, проектирование, строительство, ввод в действие объектов, которые негативно влияют на состояние земель, неправильная эксплуатация, уничтожение или повреждение противоэрозийных гидротехнических сооружений, защитных лесонасаждений (ст. 53 КоАП);
— самовольное занятие земельного участка (ст. 531 КоАП);
— искажение данных государственного земельного кадастра, а также сокрытие информации о состоянии земель, размерах, количестве земельных участков, наличии земель запаса либо резервного фонда (ст. 532 КоАП);
— снятие и перенос почвенного покрова земельных участков без специального разрешения, а также невыполнение условий снятия, сохранности и использования плодородного слоя почвы (ст. 533 КоАП);
— незаконное завладение почвенным покровом (поверхностным слоем) земель (ст. 534 КоАП);
— нарушение должностным лицом установленного законодательством срока выдачи государственного акта на право собственности на земельный участок (ст. 535 КоАП). Примечание: до вступления в силу Закона № 4444 административные протоколы по этому правонарушению составлялись уполномоченными органами внутренних дел, а решение вопроса о привлечении лица к ответственности принималось судом;
— нарушение сроков возврата временно занятых земель или невыполнение обязанностей по приведению их в состояние, пригодное для использования по назначению (ст. 54 КоАП);
— самовольное отклонение от проектов землеустройства (ст. 55 КоАП);
— невыполнение законных распоряжений или предписаний должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль в области охраны окружающей природной среды, использования природных ресурсов, радиационной безопасности либо охраны природных ресурсов (ст. 1885 КоАП).
2. Изменения в ЗКУ носят организационный характер и направлены на приведение норм земельного законодательства в соответствие с Положением о Госсельхозинспекции.
Так, полномочия в сфере осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель выделены из ведения центрального органа исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов в области земельных отношений (Государственного агентства по земельным ресурсам). Соответствующие изменения были внесены в ст. 15 ЗКУ. Аналогичные изменения внесены и в Закон Украины «О землеустройстве».
3. Изменения к Закону об охране земель и Закону о государственном контроле за использованием и охраной земель определяют органы контроля за использованием и охраной земель, уточняют их полномочия.
Статьей 5 Закона о государственном контроле за использованием и охраной земель определены органы, которые осуществляют государственный контроль за использованием и охраной земель, соблюдением требований законодательства Украины об охране земель, проведение мониторинга плодородия почв.
Законом № 4444 изменены органы, осуществляющие разные виды контроля за использованием и охраной земель.
Во-первых, государственный контроль за использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе (ч. 1 ст. 5 Закона о государственном контроле за использованием и охраной земель).
Таким органом является Госсельхозинспекция (центральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на реализацию государственной политики в сфере надзора (контроля) в агропромышленном комплексе) (п. 2 Положения о Госсельхозинспекции).
Ранее контроль за использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности осуществлялся специально уполномоченным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов — Государственной инспекцией по контролю за использованием и охраной земель.
Во-вторых, государственный контроль за соблюдением требований законодательства Украины об охране земель осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики по осуществлению государственного надзора (контроля) в сфере охраны окружающей природной среды, рационального использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов (ч. 2 ст. 5 Закона о государственном контроле за использованием и охраной земель).
В-третьих, мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агрохимическую паспортизацию земель сельскохозяйственного назначения выполняет центральный орган исполнительной власти по вопросам аграрной политики (ч. 3 ст. 5 Закона о государственном контроле за использованием и охраной земель). Напомним, что ранее мониторинг плодородия почв по всем категориям земель проводил специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам аграрной политики — Государственная служба охраны плодородия почв и ее территориальные органы.
Аналогичные изменения по определению органов государственного контроля за использованием и охраной земель были внесены в ст. 19 Закона Украины «Об охране земель».
Закон об охране земель дополнен статьей 181, которой установлено, что Госсельхозинспекция осуществляет государственный контроль за использованием и охраной земель.
4. Изменениями к Закону о Государственном земельном кадастре предусмотрено предоставление органам Госсельхозинспекции доступа к Государственному земельному кадастру. Эти изменения вступают в силу с 1 января 2013 года.
Таким образом, Закон № 4444 направлен на формирование законодательной базы в сфере осуществления Госсельхозинспекцией, ее территориальными органами и их должностными лицами государственного надзора (контроля) за использованием и охраной земель всех категорий и форм собственности, способствует эффективной реализации их полномочий.