14.03.2013

Ответственность за невыполнение «инвалидного» норматива

Статья

Ответственность за невыполнение «инвалидного» норматива

Людмила Трохименко, зам. главного редактора газеты «Оплата труда»,
Юлия Ляшенко, главный редактор газеты «Строительная бухгалтерия»

 

Трудоустройство инвалидов, выполнение норматива рабочих мест для такой категории работников — эти законодательные требования остаются актуальными на сегодняшний день для всех без исключения работодателей. И несмотря на то что 1 марта, когда подается специальный Отчет в Фонд социальной защиты инвалидов, уже позади, мы в этой статье рассмотрим весьма интересные вопросы, с которыми обратился к нам наш читатель.

 

ДОКУМЕНТЫ СТАТЬИ

КоАП — Кодекс Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073­X.

Закон № 803 — Закон Украины «О занятости населения» от 01.03.91 г. № 803­XII.

Закон № 875 — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875­XII.

Инструкция № 5 — Инструкция по статистике заработной платы, утвержденная приказом Гос­комстата от 13.01.2004 г. № 5.

Инструкция № 42 — Инструкция по заполнению формы № 10­ПI (годовая) «Звіт про зайнятість і працевлаштування інвалідів», утвержденная приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

Инструкция № 286 — Инструкция по статистике количества работников, утвержденная приказом Госкомстата от 28.09.2005 г. № 286.

Порядок регистрации — Порядок регистрации предприятий, учреждений, организаций и физических лиц, использующих наемный труд, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

Порядок предоставления Отчета — Порядок предоставления предприятиями, учреждениями, организациями и физическими лицами, использующими наемный труд, отчетов о занятости и трудоустройстве инвалидов и информации, необходимой для организации их трудоустройства, утвержденный постановлением КМУ от 31.01.2007 г. № 70.

 

Ситуация. Наше предприятие было создано в прошлом году в октябре.

Количество работников на предприятии было: за октябрь — 18 человек, за ноябрь — 30 человек, за декабрь — 41 человек.

Мы не успели зарегистрироваться в Фонде социальной защиты инвалидов и соответственно не подали до 1 марта отчет в этот Фонд. Чем нам за это грозит? Какой штраф существует на сегодняшний день за невыполнение «инвалидного» норматива?

 

Итак, забегая наперед, кратко ответим, что все вновь созданные предприятия, которые работали неполный год, имеют некоторые преимущества перед теми предприятиями, которые работали круглый год (в отношении подачи отчетности в Фонд социальной защиты инвалидов (далее — Фонд)). Преимущество заключается в том, что им не всегда нужно регистрироваться в Фонде и соответственно не всегда нужно подавать отчет. Все это становится очевидным при расчете среднеучетного количества штатных работников учетного состава. И это во­первых.

А во­вторых, за неподачу самого Отчета о занятости и трудоустройстве инвалидов применяется админштраф от 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн.). Но за невыполнение «инвалидного» норматива пре­дусмотрены более суровые штрафные санкции:

половина среднегодовой заработной платы штатного работника на предприятии за рабочее место, не занятое инвалидом,

или одна среднегодовая заработная плата штатного работника на предприятии за рабочее место, не занятое инвалидом.

Исчисление этого штрафа производится работодателями самостоятельно. А в случае просрочки его уплаты начисляется пеня в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ.

А теперь обо всем этом по­порядку.

 

Общий принцип

Статьей 19 Закона № 875 для предприятий, учреждений, организаций, в том числе предприятий, организаций общественных организаций инвалидов, физических лиц, использующих наемный труд, установлен норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов в размере 4 % среднеучетного количества штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек — одно рабочее место.

Выполнение такого норматива касается всех работодателей независимо от формы собственности, отраслевой принадлежности и избранной системы налогообложения. Выполнением норматива рабочих мест считается трудоустройство работодателем инвалидов, для которых это место работы является основным, т. е. с ведением трудовой книжки (письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 25.05.2006 г. № 06ю­111/927305/1).

Расчет количества рабочих мест для трудоустройства инвалидов осуществляется работодателями самостоятельно. По итогам года юрлица и физлица­работодатели подают отделениям Фонда Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (далее — Отчет). Отчет подается по ф. № 10­ПI (годовая), которая утверждена приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42.

В основу расчета норматива рабочих мест для инвалидов заложен один из показателей количества работников — среднеучетное количество штатных работников учетного состава (далее — СКШР) за отчетный год. Порядок расчета этого показателя урегулирован Инструкцией № 286, в частности, в его разделе 3.

В этом ключе следует обратить внимание на тот факт, что сам механизм определения «инвалидного» норматива, который осуществляется в расчете на год, дает некоторые преимущества для вновь созданных предприятий, которые работали неполный год. У таких предприятий вследствие того, что, как правило, они работают не все месяцы в году, складываются только показатели тех месяцев, в которых они работали, затем полученная сумма делится на 12. Результатом и будет среднегодовой показатель (п.п. 3.2.6 Инструкции № 286).

Теперь вернемся к условиям вопроса, который был задан нашим читателем. В нем было указано, что это предприятие было вновь созданное (было создано в октябре 2012 года) и СКШР за месяцы 2012 года составило: за октябрь — 18 человек, за ноябрь — 30 человек, за декабрь — 41 человек. СКШР за 2012 год по всему предприятию составляет 7 человек (18 + + 30 + 41) : 12 = 7,41 » 7.

Следовательно, в 2012 году это предприятие не обязано было трудоустраивать инвалидов, Отчет по ф. № 10­ПI по итогам 2012 года это предприятие также не должно подавать и соответственно не должно регистрироваться в Фонде.

Если же, например, СКШР за 2012 год составило бы 8 человек, то предприятие в 2012 году обязано было бы трудоустроить одного инвалида, и у него автоматически возникает обязанность подать Отчет по ф. № 10­ПI за 2012 год в отделение Фонда по месту своей регистрации. И если он ее не подает, тогда к нему применяется админштраф.

 

Кто подает Отчет?

Отчет обязаны подавать все предприятия, учреждения, организации, в том числе предприятия, организации общественных организаций инвалидов, а также физические лица — предприниматели, использующие наемный труд, у которых по основному месту работы работает 8 и более человек (ст. 19 Закона № 875).

Обратите внимание: подают Отчет и предприятия, учреждения, организации, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов, а также неприбыльные организации.

Внимание! Не подают Отчет:

обособленные подразделения предприятий, учреждений, организаций. Поскольку такие подразделения не имеют статуса юрлица, они не регистрируются в Фонде. В таком случае головное предприятие составляет один сводный Отчет с учетом данных обособленных подразделений (письмо Фонда от 15.09.2010 г. № 1/6301/06). При этом одновременно в Фонд следует подать Перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения, и/или обособленных подразделений работодателя, имеющих обособленные подразделения (приложение к Инструкции № 42);

представительства иностранных компаний, не являющиеся юрлицами и не подпадающие под субъектный состав согласно ст. 19 Закона № 875 (письмо Фонда от 11.09.2007 г. № 1/6417);

физлица и юрлица, у которых количество наемных работников (по основному месту работы) менее 8 человек.

Как мы уже говорили, Отчет подается работодателями, зарегистрированными в отделениях Фонда по месту их госрегистрации в качестве юрлиц или физлиц­предпринимателей. Механизм регистрации в отделениях Фонда определяется Порядком регистрации.

Вновь созданные предприятия и те предприятия, на которых количество основных работников увеличилось до 8 и более человек, становятся на учет в Фонде до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих (абзац третий п. 3 Порядка регистрации).

Следовательно, если по итогам 2012 года среднеучетное количество штатных работников у работодателя впервые превысило количество 8 человек, то такой работодатель до 01.02.2013 г. обязан зарегистрироваться в отделении Фонда по месту своей госрегистрации в качестве юрлица (физлица­предпринимателя). Только после регистрации в Фонде работодатель может подавать Отчет.

Внимание! Если работодатель не успел зарегистрироваться в Фонде до 01.02.2013 г., он может это осуществить перед подачей «инвалидного» Отчета (письмо Фонда от 16.05.2008 г. № 1/6155/06). При этом санкции за несвоевременную регистрацию в Фонде законодательством не установлены. Но это еще не означает, что ответственности у работодателя вообще никакой нет — об этом мы сейчас и поговорим.

 

Когда подавать Отчет?

Отчет подается по ф. № 10­ПІ (годовая), утвержденной приказом Минтруда от 10.02.2007 г. № 42. Требования к заполнению такого Отчета содержатся в Инструкции № 42.

Вместе с Отчетом по ф. № 10­ПI для отдельных категорий работодателей предусмотрена подача дополнительных документов. Это касается общественных организаций инвалидов и предприятий, которые имеют обособленные подразделения, но в рамках данной статьи мы не будем на этом останавливаться — подробно об этом прописано в пп. 2 и 3 Порядка предоставления Отчета.

Важно отметить, что на местах отделения Фонда помимо этого требуют предоставлять вместе с Отчетом копию статистического отчета по ф. № 1­ПВ (срочная­месячная) «Звіт з праці» за январь — декабрь отчетного года.

Подать Отчет по ф. № 10­ПI можно лично или направив его почтовым заказным письмом.

Предоставление отчетности в Фонд в электронном виде действующим законодательством не предусмотрено (письмо Фонда от 15.09.2010 г. № 1/6299/0301). На это также указывает информация, размещенная на официальном сайте Фонда (www.ispf.gov.ua).

Сроки подачи. Согласно п. 2 Порядка предоставления Отчета и п. 2.1 Инструкции № 42 Отчет по ф. № 10­ПI работодатели подают (направляют заказным письмом отделениям Фонда, в которых они зарегистрированы) ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным. То есть, по нашему мнению, в 2013 году последним днем подачи Отчета было 28 февраля, хотя в своем письме от 09.02.2010 г. № 1/620/06 и от 27.04.2010 г. № 1/669/0301 Фонд именно 1 марта считал последним днем подачи Отчета.

 

Ответственность по ст. 1881 КоАП

Административную ответственность за «инвалидно­нормативные» нарушения предусматривает КоАП. Так, согласно ч. 2 ст. 1881 этого Кодекса к админответственности в виде штрафа от 10 до 20 нмдг (от 170 до 340 грн.) могут привлечь за:

1) невыполнение норматива рабочих мест — должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников, а также физлицо, использующее наемный труд;

2) неподачу Отчета в Фонд — должностное лицо, которое обязано подавать Отчет. На это указывает также и Фонд в письме от 27.04.2010 г. № 1/669/0301.

Протокол об административном правонарушении по ст. 1881 КоАП имеют право составить уполномоченные должностные лица Государственной инспекции по вопросам труда (ст. 255 КоАП).

Внимание! Решение о наложении админштрафа на виновное лицо принимается судом (ст. 221 КоАП).

 

Административно­хозяйственные санкции
 за невыполнение «инвалидного» норматива

За нарушения в сфере трудоустройства инвалидов на работодателя налагаются административно­хозяйственные санкции (далее — АХС). Так, за невыполнение «инвалидного» норматива ст. 20 Закона № 875 устанавливает АХС в следующем размере:

— если СКШР за год составляет от 8 до 15 человекполовина среднегодовой заработной платы штатного работника на предприятии за рабочее место, не занятое инвалидом;

— если СКШР за год составило более 15 человек — одна среднегодовая заработная плата штатного работника, работающего на данном предприятии, за каждое рабочее место, не занятое инвалидомписьме от 27.04.2007 г. № 1/5384 Фонд уточняет, что имеется в виду 15 человек включительно).

Уплата санкций является обязательной для всех предприятий независимо от отрасли и сферы деятельности, за исключением:

1) предприятий, учреждений и организаций, полностью содержащихся за счет средств государственного или местных бюджетов (ст. 20 Закона № 875, письмо Фонда от 05.03.2007 г. № 1/5208);

2) неприбыльных организаций (письма Фонда от 26.04.2007 г. № 1/5375 и от 06.07.2007 г. № 1/6313);

3) представительств иностранных компаний (они не являются юрлицами, поэтому не обязаны выполнять норматив) (письмо Фонда от 17.04.2006 г. № 06ю75/667).

Исчисление конкретной суммы санкций производится работодателями самостоятельно согласно Инструкции № 42 и ст. 20 Закона № 875. Сумма АХС конкретного предприятия за год указывается в строке 06 Отчета по форме № 10­ПI.

Уплата санкций осуществляется работодателями в отделения Фонда по месту их государственной регистрации до 15 апреля, следующего за годом, в котором допущено нарушение норматива.

Уплата пени работодателем предусмотрена ст. 20 Закона № 875 в случае неуплаты АХС в установленный срок (просрочки уплаты санкций). Пеня начисляется в размере 120 % годовых учетной ставки НБУ, действовавшей на момент уплаты, за каждый календарный день просрочки.

Обратим также внимание на расхождение позиций Фонда и Верховного Суда Украины в отношении обязательности уплаты АХС и принимаемых во внимание причин в случае невыполнения «инвалидного» норматива.

 

Отчет о наличии вакансий
по ф. № 3­ПН

В соответствии с п. 4 ст. 20 Закона № 803 предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности при наличии вакансий, в том числе и для трудоустройства инвалидов, обязаны подать в центр занятости Отчет о наличии вакансий по ф. № 3­ПН. Форма такого Отчета и Инструкция по его заполнению утверждены приказом Минтруда от 19.12.2005 г. № 420. При этом наличие свободного рабочего места (вакантной должности) отмечается в графе 15 Отчета по ф. № 3­ПН по каждой категории граждан отдельно (с указанием соответствующего шифра). Для инвалидов это шифр «11».

Но несмотря на отсутствие санкций за неподачу Отчета по ф. № 3­ПН, мы со своей стороны советуем работодателям при наличии вакансий для трудо­устройства инвалидов ежемесячно подавать этот Отчет в центр занятости. Объясняется это следующим.

 

Суд да дело

Позиция ВСУ . Дело в том, что суды на основании анализа норм ст. 181 Закона № 875 указывают на то, что работодатель должен создавать рабочие места для трудоустройства инвалидов, а не заниматься поиском инвалидов с целью их трудоустройства. Поиском подходящей работы для инвалидов должны заниматься центры занятости.

АХС за незанятые инвалидами рабочие места не являются налогом, сбором (обязательным платежом), а представляют собой меру влияния на правонарушителя в сфере хозяйствования в связи с совершением правонарушения. Работодатель, создавший рабочие места для инвалидов и уведомлявший центр занятости о наличии вакансий для инвалидов путем ежемесячной подачи Отчета по ф. № 3ПН, по мнению судов, принимал все зависящие от него меры по обеспечению трудоустройства инвалидов и недопущению нарушения. И если центр занятости не направил необходимое количество инвалидов, то работодатель освобождается от ответственности за невыполнение «инвалидного» норматива в виде уплаты АХС (см. постановления ВСУ от 26.06.2012 г., от 30.03.2010 г. по делу № 212530во09, от 02.02.2010 г. по делу № 211982во09, от 08.06.2010 г. по делу № 21554во10, от 31.01.2011 г. № 2160а10, от 20.06.2011 г. по делу № 2160а11).

Позиция Фонда. В то же время, несмотря на сложившуюся судебную практику, Фонд продолжает настаивать на том, что обязанность по трудоустройству инвалидов возлагается исключительно на работодателей. И в случае невыполнения норматива (независимо от причин невыполнения) работодатель должен уплатить сумму АХС (письмо Фонда от 20.08.2010 г. № 1/0267/06).

Следовательно, в случае возникновения конфликтной ситуации спор, вероятнее всего, придется решать в административном суде. И, как свидетельствует судебная практика, факт подачи Отчета по ф. № 3­ПН может значительно увеличить шансы работодателя на принятие судебного решения в его пользу и тем самым избежать столь ощутимых санкций.