Темы статей
Выбрать темы

Фактические проверки в военное время

Децюра Сергей, налоговый эксперт
Во время военного положения, кроме камеральных проверок, фискалам разрешены также некоторые документальные внеплановые проверки и фактические проверки. Поэтому сегодня поговорим о том, к кому могут пожаловать налоговики с фактической проверкой.

Суть фактических проверок

Фактической проверкой является проверка, которая осуществляется по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности плательщика (п.п. 75.1.3 НКУ).

Не забываем, что фактическим местом осуществления хоздеятельности может быть и юридический (налоговый) адрес плательщика (то есть тот, который указан в ЕГР). Хотя в отношении ФЛП, у которого, кроме адреса, указанного в ЕГР, никакого другого нет, есть нюансы (о них в статье «ФЛП работает из дому: могут ли прийти налоговики с проверкой?» // «Налоги & бухучет», 2023, № 41.

В мирное время предметом такой проверки является соблюдение норм законодательства:

— по вопросам регулирования оборота наличности, порядка осуществления плательщиками налогов расчетных операций, ведения кассовых операций;

— по вопросам наличия лицензий, свидетельств, в том числе о производстве и обращении подакцизных товаров;

— по поводу соблюдения работодателем законодательства в отношении заключения трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами).

На время действия военного положения в перечне предметов такой проверки прибыло. Так, временно, на период действия военного времени, фискалы получили право проводить фактические проверки также по поводу контроля за соблюдением плательщиками налогов требований законодательства в отношении установленных государством фиксированных цен, предельных цен и предельных уровней торговой надбавки (наценки) (п.п. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

В то же время особенность проведения фактической проверки по этому военному основанию кроется в том, что фискалы только проводят проверку и обнаруживают нарушения. Сам же штраф они не налагают. (ср. ) Делает это орган, уполномоченный принимать решения о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение требований в отношении формирования, установления и применения государственных регулируемых цен.

Как в военное, так и в мирное время все виды фактических проверок должны осуществлять только контролирующие органы областного и центрального уровней ГНС (БЗ 130.01).

Военное время и проверки

До начала военного положения налоговики не могли свободно ходить на фактические проверки. Ведь на период карантина п. 522 подразд. 10 разд. ХХ НКУ (в редакции до 17.03.2022) был введен мораторий практически на все фактические проверки (детали ищите в «О моратории не слышали, или Проверки в карантин» // «Налоги & бухучет», 2021, № 46).

А как только началось полномасштабное вторжение рашистов в Украину, то о проведении всех видов проверок, в том числе и фактических, так вообще все забыли. Ведь начал действовать мораторий на все виды проверок.

Такая тотальная приостановка продолжалась всего 10 дней (с 07.03.2022 до 17.03.2022).

И уже с 17.03.2022 законодатели решили возобновить проведение значительного количества проверок. Под это возобновление попали и фактические проверки. Таким образом,

с 17.03.2022 и по сегодняшний день налоговики могут проводить фактические проверки в полном объеме

Обращаем внимание! Львиная доля фактических проверок связана с РРО-проверками. Но налоговикам не сильно-то и хотелось проверять РРО-нарушения. Все потому, что законодатели установили запрет на применение РРО-штрафов за нарушения требований Закона об РРО*. Кроме случая нарушения порядка осуществления расчетных операций при продаже подакцизных товаров.

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 № 265/95-ВР.

Мораторий на РРО-штрафы для всех субъектов будет продолжаться до начала октября (до 01.10.2023) и к тому же теперь из норм НКУ четко понятно, что фискалы наказать торговцев за нарушения, совершенные во время действия РРО-освобождения и выявленные после отмены моратория на РРО-штрафы, не смогут. В то же время теперь этот мораторий не касается не только торговцев подакцизкой, а также тех, кто осуществляет деятельность по покупке/продажи инвалюты и деятельность в сфере азартных игр.

А вот с 01.10.2023 количество фактических РРО-проверок может увеличиться. Ведь с этой даты под мораторий на проверки будут попадать только те торговцы, которые находятся в зоне боевых действий (как активных, так и возможных) и в оккупации (детали в «РРО-штрафы на ФЛП: до/после 01.08.2023» // «Налоги & бухучет», 2023, № 61). Причем это освобождение, как и раньше, не касается торговцев подакцизкой. В то же время как налоговики собираются обнаруживать РРО-нарушения при торговле подакцизкой, если торговец находится в зоне активных боевых действий или оккупации, остается загадкой.

Кроме того, освобождение от РРО-штрафов будет действовать для торговцев из боевых территорий или из оккупации по дату окончания боевых действий/оккупации. А потому если какая-то территория после 01.10.2023 выпадет из территорий боевых действий/оккупации, то к таким торговцам уже могут прийти с фактической проверкой фискалы.

Порядок проведения

Основы проведения. Порядок проведения фактических проверок установлен ст. 80 НКУ. В соответствии с ним фактическая проверка осуществляется без предупреждения налогоплательщика (лица).

Она проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа, оформленного приказом, копия которого вручается плательщику или его уполномоченному представителю, или лицам, которые фактически проводят расчетные операции, под расписку до начала проведения такой проверки.

Основания проведения. Основания для классических фактических проверок (то есть тех, которые проводятся обычно в мирное время) перечислены в пп. 80.2.1 — 80.2.7 НКУ.

Например, проведение фактической проверки может вызвать выявление во время проверок других плательщиков фактов, которые свидетельствуют о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства в отношении подакцизных товаров, расчетных и кассовых операций, наличия патентов, лицензий и других документов.

Также основаниями для проведения такой проверки являются: неподача отчетности об РРО/ПРРО/РК/КУРО или подача ее с нулевыми показателями; выявление предварительной проверкой нарушений по вопросам, которые требуют фактической проверки*, и т. п.

* Напомним, фактическая проверка, которая осуществляется по результатам предварительной проверки, может быть проведена единоразово в течение 12 месяцев с даты составления акта предварительной проверки.

В то же время если налоговики хотят осуществить фактическую проверку соблюдения законодательства о ценах (ее проводят только во время действия ВП), то основания ее проведения следует искать в п.п. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НКУ. К основаниям проведения такой проверки относятся:

— получение от государственных или местных органов власти информации, которая свидетельствует о возможных нарушениях налогоплательщиком законодательства о ценах и ценообразовании;

— получение письменного обращения покупателя (потребителя) о нарушении плательщиком налогов порядка формирования, установления и применения государственных регулируемых цен.

Алгоритм проведения. Фактические проверки проводятся по месту фактического осуществления плательщиком деятельности, расположения хозединиц или других объектов права собственности плательщика (п.п. 75.1.3 НКУ). То есть проводят эти проверки в магазине, на складе, в офисе налогоплательщика.

Перед фактической проверкой инспекторы должны предоставить/предъявить:

копию приказа о проведении проверки. Она вручается плательщику или его уполномоченному представителю, или лицу, которое осуществляет расчетные операции, под расписку (п. 80.2 НКУ);

направление на проведение проверки;

— свои служебные удостоверения или должным образом оформленные соответствующим контролирующим органом документы, которые удостоверяют должностное (служебное) лицо. Данные об удостоверении должны быть указаны в направлении на проведение проверки.

Требования к этим документам ищите в ст. 81 НКУ. В случае если налоговики не предоставляют отмеченные документы или они оформлены с нарушением НКУ, то плательщик имеет право не допускать фискалов на проверку (п. 81.1 НКУ).

При этом

если плательщик не допускает проверяющих к проверке, то следует проконтролировать, чтобы те составили именно акт о недопуске к проверке, а не акт об отказе в подписании направления

Последний является основанием для проведения проверки (п. 81.1 НКУ).

Если все с документами у проверяющих в порядке, плательщик допускает последних к проверке. Проводят фактическую проверку два и больше должностных лица налогового органа в присутствии должностных лиц субъекта хозяйствования или его представителя и/или лица, которое фактически осуществляет расчетные операции (п. 80.7 НКУ).

Если происходит проверка расчетных/кассовых операций, то перед ее началом проверяющие могут провести контрольные расчетные операции (п. 80.4 НКУ).

А в случае, когда проверяющие осуществляют во время фактической проверки проверку по трудовым вопросам, то происходит (п. 80.6 НКУ):

— проверка наличия надлежащего оформления трудовых отношений;

— выясняются вопросы в отношении ведения учета работы, выполненной работником, учета расходов на оплату труда, ведомости об оплате труда работника.

Для выяснения факта надлежащего оформления трудовых отношений с работником, который осуществляет трудовую деятельность, могут использоваться документы, удостоверяющие лицо, или другие документы, которые дают возможность его идентифицировать (должностное удостоверение, удостоверение водителя, санитарная книжка и т. п.).

Кроме того, во время проведения фактической проверки контролеры могут проводить хронометраж хозяйственной операций, по результатам которого составляется справка, которая подписывается фискалами и субъектом хозяйствования.

А вот если налоговики при осуществлении фактической проверки проверяют ценообразование во время действия ВП, то они имеют право получать от субъектов хозяйствования документы и/или информацию, которые подтверждают стоимость приобретения товара, что является предметом проверки (п.п. 69.27 подразд. 10 разд. ХХ НКУ).

Сроки. По общему правилу продолжительность фактических проверок не может превышать 10 суток (п. 82.3 НКУ). В то же время срок проведения такой проверки может быть продлен по решению руководителя налоговой (его заместителя или уполномоченного лица) на срок не более чем на 5 суток.

В качестве оснований для такого продления выступают:

заявление плательщика (в случае необходимости подачи им документов, которые касаются вопросов проверки);

сменный режим работы или подытоженный учет рабочего времени хозсубъекта и/или его хозяйственных единиц.

Осуществлять фактические проверки проверяющие могут в течение срока, который определен в направлении на проверку с учетом правил внутреннего трудового распорядка налогоплательщика (БЗ 130.03).

Оформление результатов. Результаты фактической проверки оформляются актом или справкой (п. 86.1 НКУ). При этом после проведения фактических получается:

акт, если в результате проверки были выявлены нарушения;

справка, если в результате проверки нарушения отсутствуют.

И акты, и справки составляются в двух экземплярах. Их подписывают должностные лица, которые проводили проверку, с одной стороны, и лицо, которое осуществляло расчетные операции, налогоплательщик и его законные представители (в случае наличия) — с другой. Подписание может происходить по месту проведения проверки или в помещении контролирующего органа.

После этого они должны быть зарегистрированы в контролирующем органе не позже следующего рабочего дня после окончания проверки и посланы или вручены налогоплательщику.

Обращаем внимание! Если фактическая проверка будет проводиться в военное время по поводу ценообразования, то в случае выявления нарушений законодательства о ценах и ценообразовании такие нарушения указываются в отдельном акте о результатах фактической проверки. Такой акт посылается органу, уполномоченному принимать решения о применении административно-хозяйственных санкций за нарушение требований по формированию, установлению и применению государственных регулируемых цен.

Также не забывайте, что акт можно подписывать с отрицаниями. Но отрицание не обязательно подавать сразу во время подписания акта. Их можно предоставить налоговикам позже, а именно в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за днем получения акта (справки) (п. 86.7 НКУ).

После подписания акта и рассмотрения отрицаний (если такие имеются) фискалы могут выносить налоговое уведомление-решение (НУР). Его можно обжаловать в административном порядке (написав жалобу в ГНСУ) или путем обращения с иском в суд. Сроки для обжалования НУР теперь не приостановлены.

Отрицание к акту фактической проверки и обжалование ее результатов проводятся плательщиком в общем порядке (см. п. 86.7 и п. 56.1 НКУ соответственно).

Военные особенности

С 01.08.2023 в п.п. 69.21 подразд. 10 разд. ХХ НКУ, который появился с подачи Закона Украины от 30.06.2023 № 3219-IX, содержатся особые правила проведения фактических проверок в военное время. А именно их можно проводить только при наличии безопасных условий для проведения проверки, а именно безопасного:

доступа, допуска к территориям, помещениям и другому имуществу, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности и/или являются объектами налогообложения, или используются для получения доходов (прибыли), или связаны с другими объектами налогообложения таких налогоплательщиков;

доступа, допуска к документам, справкам о финансово-хозяйственной деятельности, полученных доходах, расходах налогоплательщиков и другой информации, связанной с исчислением и уплатой налогов, сборов, платежей, о соблюдении требований законодательства, осуществление контроля за которым возложено на контролирующие органы, а также к финансовой и статистической отчетности в порядке и на основаниях, определенных законом;

проведения инвентаризации основных средств, товарно-материальных ценностей, средств, снятия остатков товарно-материальных ценностей, наличности (об инвентаризации наличности при фактических проверках см. письмо ГНСУ от 17.08.2020 № 3378/ІПК/99-00-07-05-01-06).

При этом фактические проверки, которые были начаты, но не могут быть завершены в связи с возникновением обстоятельств, которые не гарантируют безопасный доступ к месту проведения проверки, или в связи с подачей плательщиками налогов сообщений о невозможности предъявления первичных документов из-за военных действий и/или по мотивированному заявлению налогоплательщика, останавливаются до завершения действия таких обстоятельств и/или устранения препятствий в отношении проведения проверки по решению руководителя (его заместителя или уполномоченного лица) контролирующего органа, которое оформляется приказом. Копия такого приказа посылается налогоплательщику в электронный кабинет налогоплательщика с одновременной отсылкой на электронный адрес (адреса) налогоплательщика информации о виде документа, дате и времени его отсылки в электронный кабинет.

При этом такие обстоятельства останавливают течение срока проведения проверки с дальнейшим возобновлением ее проведения на неиспользованный срок.

Выводы

  • Во время действия военного положения фактические проверки проводятся в полном объеме.
  • Во время действия ВП на фактические проверки фискалы могут выходить и с целью проверки правил ценообразования.
  • Учитывая то, что львиная доля всех фактических проверок — это РРО-проверки, массово они начнут осуществляться с 01.10.2023. Ведь именно с этой даты большинство торговцев потеряют освобождение от РРО-штрафов.
  • С 1 августа 2023 проводить фактические проверки, как и остальные виды разрешенных проверок, можно будет только тогда, когда есть безопасный доступ к месту осуществления проверки.
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше