23.03.2009

Вопросы, касающиеся услуг, предоставляемых учреждениями и заведениями культуры

Ответы на вопросы

ВОПРОСЫ, КАСАЮЩИЕСЯ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯемых УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ЗАВЕДЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ

 

Екатерина ЯРОСЛАВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

ПЛАТА РОДИТЕЛЕЙ ЗА ОБУЧЕНИЕ В ШКОЛАХ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ

 

Постановлением КМУ «Об установлении размера платы за обучение в государственных школах эстетического воспитания детей» от 25.03.97 г. № 260 установлено, что размер платы родителей за обучение в государственных школах эстетического воспитания детей определяется один раз в год дирекцией этого заведения по согласованию с органами местной исполнительной власти. Должна ли при этом составляться калькуляция? Могут ли учреждения, входящие в состав отдела культуры местного совета (музыкальные и художественные школы и т. п.), согласовывать размер оплаты за обучение с начальником этого отдела культуры?

 

В первую очередь отметим, что

родительская плата в школах эстетического воспитания не является платой за предоставление платных услуг. В связи с этим требования, предусмотренные законодательством к расчету стоимости платных услуг, на расчет родительской платы не распространяются. Калькуляция для определения размера родительской платы не составляется. Размер родительской платы определяется исходя из экономического положения регионов, платежеспособности родителей и т. п. с учетом требований, предусмотренных постановлением КМУ «О плате за обучение в государственных школах эстетического воспитания детей» от 06.07.92 г. № 374 (далее — постановление № 374).

Приведем

предельные размеры платы за обучение в государственных школах эстетического воспитания детей, определенные в приложении к постановлению № 374, с учетом размера минимальной заработной платы в 2009 году с 1 января — 605 грн., с 1 апреля — 625 грн., с 1 июля — 630 грн., с 1 октября — 650 грн., с 1 декабря — 669 грн. в месяц.

 

Вид обучения

Предельный размер платы родителей в месяц

в процентах к минималь-ной заработной плате

в гривнях

с 01.01.2009

с 01.04.2009

с 01.07.2009

с 01.10.2009

с 01.12.2009

Обучение игре на:

 — фортепиано, баяне, аккордеоне, гитаре

24

145,20

150,00

151,20

156,00

160,56

— струнных, духовых, ударных, народных инструментах

7

42,35

43,75

44,10

45,50

46,83

Обучение на:

 — хоровых, художественных отделениях

7

42,35

43,75

44,10

45,50

46,83

— хореографических отделениях

14

84,70

87,50

88,20

91,00

93,66

 

В соответствии с

п.п. 6.5 Положения о начальном специализированном художественном учебном заведении (школе эстетического воспитания), утвержденного приказом Министерства культуры и искусств Украины от 06.08.2001 г. № 523, дополнительными источниками формирования средств заведения являются:

— средства, полученные за предоставление платных услуг;

— средства гуманитарной помощи;

— добровольные денежные взносы, материальные ценности предприятий, учреждений, организаций и отдельных граждан;

— кредиты банков;

— прочие поступления.

Родительская плата относится

к прочим поступлениям.

Как определено в

п. 1 постановления КМУ «Об установлении размера платы за обучение в государственных школах эстетического воспитания детей» от 25.03.97 г. № 260, размер платы родителей за обучение в государственных школах эстетического воспитания детей определяется один раз в год дирекцией этого заведения по согласованию с органами местной исполнительной власти.

Учреждения, входящие в состав отдела культуры местного совета (музыкальные и художественные школы и т. п.),

могут согласовывать размер оплаты за обучение с начальником этого отдела культуры, тем более что отдел культуры местного совета является подразделением совета.

 

ОПЛАТА ТРУДА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ЗА СЧЕТ РОДИТЕЛЬСКОЙ ПЛАТЫ

 

Родительская плата за обучение, поступающая в школы эстетического воспитания, направляется на возмещение кассовых расходов по оплате труда преподавателей этого учреждения. В смете доходов и расходов по специальному фонду сметы планируются расходы по КЭКР 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений», а расходы по КЭКР 1120 «Начисления на заработную плату» планируются по общему фонду сметы.

Как правильно отразить такие операции в бухгалтерском учете? Нужно ли составлять отдельное штатное расписание, выделять отдельные часы по оплате труда за счет средств специального фонда сметы?

 

В данном случае расходы и по КЭКР 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений», и по КЭКР 1120 «Начисления на заработную плату»

должны планироваться по специальному фонду. Конечно, за счет средств родительской платы такие расходы могут покрываться только частично. Расходы по КЭКР 1120 «Начисления на заработную плату» должны планироваться по тому же фонду, что и расходы по КЭКР 1110 «Оплата труда работников бюджетных учреждений» пропорционально начисленной заработной плате.

Отдельное штатное расписание для возмещения расходов за счет средств родительской платы составлять не имеет смысла. Достаточно определить преподавателей, которые ведут занятия за счет родительской платы, и рассчитать оплату их труда с начислениями. Затем следует рассчитать размер родительской платы, которая должна поступить в учреждение в соответствии с количеством учащихся и размером платы, и определить размер возмещения работникам заработной платы за счет таких средств. Целесообразно также вести оперативный учет часов по оплате труда, которые будут возмещены за счет средств специального фонда.

Типовые бухгалтерские проводки по таким операциям следующие:

 

№ п/п

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

дебет

кредит

1

Начислена родительская плата за обучение в школе эстетического воспитания

364, 674

714

2

Поступила родительская плата в кассу учреждения

301

364, 674

3

Перечислена родительская плата на специальный счет учреждения

323

301

4

Начислена заработная плата преподавателям школы эстетического воспитания за счет родительской платы

812

661

5

Удержаны из заработной платы взносы в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования по временной потере трудоспособности, на случай безработицы, НДФЛ

661

651, 652, 653, 641

6

Начислены взносы в Пенсионный фонд, в фонды социального страхования по временной потере трудоспособности, на случай безработицы и несчастного случая на производстве

812

651, 652, 653, 654

7

Перечислена со специального счета сумма заработной платы преподавателям школы эстетического воспитания на их зарплатные счета

661

323

8

Перечислены суммы взносов по расчетам по страхованию и НДФЛ

651, 652, 653, 654, 641

323

9

Списаны доходы, полученные от родителей за обучение детей в школе эстетического воспитания

714

432

10

Списаны расходы, осуществленные за счет родительской платы

432

812

 

НАПРАВЛЕНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЛАТЫ РОДИТЕЛЕЙ ЗА ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

 

Может ли плата за обучение в школе эстетического воспитания направляться на содержание здания школы или приобретение музыкальных инструментов, красок, мольбертов и т. п.? В каком размере средства за обучение могут направляться на такие цели?

 

Да

, может, но только при соблюдении ряда условий. Рассмотрим их.

Обязательным является выполнение требования о

первоочередном обеспечении бюджетными средствами расходов на оплату труда с начислениями, а также на хозяйственное содержание учреждений, что определено в п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требованиях к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228 (далее — Порядок № 228).

При определении расходов в проектах смет учреждения должен обеспечиваться строгий режим экономии средств и материальных ценностей. В сметы могут включаться только расходы, которые предусмотрены законодательством и необходимость которых обусловлена характером деятельности учреждения. Расходы на приобретение оборудования, капитальный ремонт помещений и т. п., которые не являются первоочередными, могут предусматриваться

только при обеспечении средствами неотложных расходов и отсутствии задолженности. При этом расходы на заработную плату из средств специального фонда рассчитываются в зависимости от объема деятельности, осуществляемой за счет этих средств, с применением установленных законодательством норм, которые используются учреждениями аналогичного профиля.

Расходы специального фонда сметы за счет собственных поступлений планируются в такой последовательности:

— по установленным направлениям использования;

— на погашение задолженности учреждения по бюджетным обязательствам по специальному и общему фондам сметы;

— на проведение мероприятий, связанных с выполнением основных функций, которые не обеспечены (или частично обеспечены) расходами общего фонда.

При этом распорядитель бюджетных средств осуществляет корректировку объемов взятых бюджетных обязательств по общему фонду сметы для проведения расходов по этим обязательствам из специального фонда сметы в соответствии с бюджетным законодательством.

Таким образом, за счет средств специального фонда в первую очередь покрываются расходы, связанные с предоставлением услуг, затем — первоочередные расходы (заработная плата, коммунальные услуги и т. п.), которые не обеспечены в полном объеме по общему фонду, а уже после этого — другие расходы, такие как приобретение ТМЦ.

 

ОСОБЕННОСТИ ВЕДЕНИЯ КАССОВЫХ ОПЕРАЦИЙ БИБЛИОТЕКАМИ

 

Касса централизованной бухгалтерии при отделе культуры местного совета не осуществляет операции с наличными, поэтому все расчеты ведутся через отделение Госказначейства и учреждения банков. Библиотека, являющаяся структурным подразделением отдела культуры, предоставляет платные услуги. Денежные средства принимаются непосредственно библиотекой. Ответственное лицо ведет кассовую книгу и сдает выручку в отделение Сбербанка на расчетный счет учреждения. Должны ли работники библиотеки обязательно сдавать выручку в кассу централизованной бухгалтерии? Кто должен устанавливать лимит кассы для централизованной бухгалтерии и библиотеки?

 

Перечень платных услуг, которые могут предоставляться библиотеками, установлен

Перечнем платных услуг, которые могут предоставляться заведениями культуры и искусств, основанными на государственной и коммунальной форме собственности, утвержденным постановлением КМУ от 05.06.97 г. № 534 (далее — Перечень № 534).

В соответствии с

п.п. 16.1 Перечня № 534 библиотеки в сфере культурно-образовательной деятельности могут предоставлять следующие дополнительные услуги на платной основе:

— внеочередное пользование литературой повышенного спроса под залог, ночной абонемент, продление срока пользования документами, резервирование документов;

— организацию читальных коммерческих залов букинистической литературы и редких изданий;

— пользование каталогами и журналами мод;

— составление библиографических списков для курсовых, дипломных и научных работ, каталогов для личных библиотек и библиотек предприятий, учреждений и организаций;

— информационно-библиотечное обслуживание предприятий, учреждений и организаций;

— подготовку фактографических и аналитических справок;

— продажу организациям и гражданам неиспользованной литературы из резервных и обменных фондов библиотек;

— пользование межбиблиотечным абонементом (пересылка документов), дистанционный интерактивный доступ к машиносчитываемым базам данных;

— предоставление услуг в оформлении регистрационных документов пользователей библиотек.

Кроме того,

Перечнем № 534 предусмотрено предоставление заведениями культуры платных услуг в других сферах деятельности, в частности предоставление услуг по фотокопированию, репродуцированию, ксерокопированию, микрокопированию из книг, брошюр, газет, журналов, музейных экспонатов, документов из фондов библиотек, музеев.

Порядок ведения кассовых операций регламентирует

Положение о ведении кассовых операций в национальной валюте Украины, утвержденное постановлением Правления Национального банка Украины от 15.12.2004 г. № 637 (далее — Положение № 637)

Согласно

п. 2.8 Положения № 637 обособленные подразделения учреждений — юридические лица могут сдавать наличную выручку (наличные) непосредственно в кассу таких юридических лиц или в любой банк для ее перевода и зачисления на банковские счета указанных юридических лиц .

Как определено в

п. 4.2 Положения № 637, обособленные подразделения учреждений, которые проводят операции по приему наличных за проданную продукцию (товары, работы, услуги) с оформлением их приходным кассовым ордером, а также по выдаче наличных на выплаты, связанные с оплатой труда, производственные (хозяйственные) нужды, другие операции с оформлением их расходными кассовыми ордерами и ведомостями, ведут кассовую книгу, которая выдается и оформляется учреждением — юридическим лицом, в состав которого они входят.

Учреждения, расположенные в населенных пунктах, где есть банки, должны

ежедневно сдавать наличную выручку (в день ее поступления) для ее зачисления на счета, открытые в органах Госказначейства, как того требует п. 5.1 Положения № 637.

Учреждения не должны накапливать наличную выручку (наличные) в своих кассах сверх установленного лимита кассы.

В соответствии с

п.п. 2.3 Инструкции по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Государственного казначейства Украины от 26.12.2003 г. № 242, расчет и установление лимита кассы производятся учреждениями (организациями), обслуживаемыми в органах Государственного казначейства, самостоятельно на основании расчета установления лимита остатка наличных в кассе, который подписывается главным (старшим) бухгалтером, а при отсутствии такой должности — лицом, на которого возложено ведение бухгалтерского учета и отчетности, и руководителем учреждения (организации) или уполномоченным им лицом в соответствии с требованиями Положения № 637.

В

п. 5 Положения № 637 определено, что лимит кассы учреждения устанавливается на основании расчета среднедневного поступления наличных в кассу или их среднедневной выдачи из кассы, по решению руководителя учреждения или уполномоченного им лица, с учетом режима и специфики работы и отдаленности от банка.

Учреждения, в которых соответствующий среднедневной показатель, исчисленный на основании кассовых оборотов, равен нулю или не превышает десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан, могут устанавливать лимит кассы в размере, превышающем исчисленный среднедневной показатель, но не более десяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.

Если лимит кассы не установлен (независимо от причин такого неустановления), то он считается

нулевым.

Для каждого учреждения и его обособленных подразделений составляется

отдельный расчет установления лимита остатка наличных в кассе. Для обособленных подразделений лимит кассы устанавливается и доводится до их сведения соответствующими внутренними приказами (распоряжениями) предприятия.

Подробнее вопрос установления лимита кассы рассмотрен в консультации «Лимит кассы: ответы на актуальные вопросы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2007, № 26, с. 22).