30.01.2012
МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ
ОБ ОПЛАТЕ ТРУДА И РАСЧЕТЕ ШТАТНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ НЕКОТОРЫХ КАТЕГОРИЙ РАБОТНИКОВ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Письмо от 30.11.2011 г. № 1079/13/84-11
Министерство социальной политики Украины <…> рассмотрело письмо о затронутых вопросах и в рамках компетенции сообщает.
Согласно статье 57 Закона Украины «Об образовании» государство обеспечивает выплату педагогическим и научно-педагогическим работникам помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада (ставки заработной платы) при предоставлении ежегодного отпуска.
Пособие на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска выплачивается работникам, занимающим должности педагогических или научно-педагогических работников (по основной должности), в размере их месячного должностного оклада (ставки заработной платы) независимо от недельной (годовой) учебной нагрузки или объема выполняемой работы. При этом выплата помощи осуществляется этим работникам только по месту основной работы при предоставлении очередных отпусков согласно графику их предоставления.
Штатная численность работников дошкольных учебных заведений рассчитывается согласно Типовым штатным нормативам дошкольных учебных заведений (далее — Типовые штатные нормативы), утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 04.11.2010 г. № 1055.
Согласно пункту 9 Типовых штатных нормативов количество рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов определяется в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (далее — Межотраслевые нормы), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11.05.2004 г. № 105.
В то же время в письме МОН от 18.02.2011 г. № 1/9-114 «О применении Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений» определено, что штатные нормативы общей численности рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов рассчитываются по формуле
Чзс = Чн х Кн ,
где Чзс — общая численность работников;
Чн — нормативная численность согласно таблице, чел.;
Кн — коэффициент, учитывающий невыходы (ежегодные отпуска, болезни и т. п.), принят Кн = 1,15.
Нормативная численность определяется согласно приложению 2 к указанному письму, в котором предусмотрен показатель «Количество работающих и детей в здании».
№ п/п | Количество работающих и детей в здании, чел. | Общая площадь здания, м2 | ||||
До 1500 | 1501 — 2500 | 2501 — 3500 | 3501 — 4500 | 4501 — 5500 | ||
Численность, чел. | ||||||
1 | До 100 | 0,60 | 0,88 | 1,25 | 1,62 | 2,01 |
2 | 101 — 200 | 0,96 | 1,21 | 1,59 | 1,91 | 2,31 |
3 | 201 — 300 | 1,31 | 1,60 | 2,00 | 2,21 | 2,61 |
4 | 301 — 400 | 1,55 | 1,75 | 2,21 | 2,53 | 2,91 |
Постановлениями Кабинета Министров Украины от 20.12.93 г. № 1049 «О надбавках за выслугу лет для работников органов исполнительной власти и других государственных органов», от 31.01.2001 г. № 78 «О реализации отдельных положений части первой статьи 57 Закона Украины «Об образовании», части первой статьи 25 Закона Украины «Об общем среднем образовании», части второй статьи 18 и части первой статьи 22 Закона Украины «О внешкольном образовании» и приказом Государственного комитета Украины по вопросам физической культуры и спорта от 29.12.2002 г. № 2850 «Об утверждении Порядка выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет и Порядка выплаты ежегодного денежного вознаграждения за добросовестный труд, образцовое исполнение служебных обязанностей отдельным категориям работников спортивных школ всех типов и специализированных учебных заведений спортивного профиля» зачисление времени оплачиваемого вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением или переводом на другую работу, в общий стаж для выплаты надбавки за выслугу лет не предусмотрено.
Вместе с тем считаем, что при восстановлении работника на работе время вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением, зачисляется в стаж, необходимый для выплаты надбавки за выслугу лет.
Директор Департамента заработной платы
и условий труда А. Товстенко
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
ВОПРОСЫ ОПЛАТЫ ТРУДА И РАСЧЕТА ШТАТНОЙ
ЧИСЛЕННОСТИ РАБОТНИКОВ: РАЗЪЯСНЯЕТ МИНСОЦПОЛИТИКИ
Предлагаем вашему вниманию письмо, в котором Минсоцполитики ответило на вопросы читателей, поступившие в адрес нашей газеты. Далее укажем их содержание, а также прокомментируем ответы Минсоцполитики.
Матпомощь на оздоровление педагогическим работникам
Первый вопрос, который рассмотрело Минсоцполитики, касается предоставления материальной помощи на оздоровление педагогическим работникам, которые выполняют работу объемом меньше нормы, предусмотренной ставкой заработной платы.
Как известно, согласно абз. 11 ч. 1 ст. 57 Закона Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII (далее — Закон об образовании) государство гарантирует выплату педагогическим и научно-педагогическим работникам материальной помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада (ставки заработной платы) при предоставлении ежегодного отпуска. Из этого следует, что:
— такая матпомощь выплачивается только тем работникам, которые занимают должности, определенные Перечнем должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденным постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963. Тем работникам, которые ведут преподавательскую работу, но не занимают должности педагогических или научно-педагогических работников, такая матпомощь не предоставляется;
— для педагогических и научно-педагогических работников матпомощь на оздоровление является обязательной выплатой и средства для ее выплаты необходимо предусматривать в смете учреждения;
— размер предоставляемой матпомощи не должен превышать месячный должностной оклад (ставку заработной платы) работника.
Вот, собственно говоря, и все, что можно почерпнуть из вышеуказанной нормы Закона об образовании. В то же время она не дает ответа на множество вопросов, связанных с предоставлением такой матпомощи. В частности — в каком размере выплачивать матпомощь, если педагог выполнят работу объемом меньше или больше нормы?
В свое время Минобразования и ЦК Профсоюза работников образования и науки в совместном письме от 11.06.2001 г. № 1/9-223; № 02-8/267 указали: помощь на оздоровление выплачивается педагогическим или научно-педагогическим работникам (по основной должности), в размере их месячного должностного оклада (ставки заработной платы) независимо от недельной (годовой) учебной нагрузки или объема выполняемой работы. При этом выплата такой помощи осуществляется только по месту основной работы при предоставлении очередных отпусков согласно графику их предоставления. В случаях выплаты компенсации за неиспользованный отпуск помощь на оздоровление не выплачивается.
Следует сказать, что такой вывод прямо не следует из Закона об образовании или какого-либо другого нормативного документа, регулирующего вопросы оплаты труда педагогических работников. Однако к этому выводу можно прийти, если рассуждать логически. Так, как известно, должностной оклад — это норма оплаты труда работника за выполненную месячную норму часов. Соответственно, если педагогический работник выполняет работу объемом меньше или больше нормы, предусмотренной ставкой заработной платы, то размер должностного оклада (ставки заработной платы) уменьшается или увеличивается пропорционально нагрузке (объему работы). Однако в абз. 11 ч. 1 ст. 57 Закона об образовании речь идет именно о месячном должностном окладе (ставке заработной платы). Из этого следует, что государство гарантирует выплату материальной помощи к ежегодному отпуску именно в размере должностного оклада педагогического работника по занимаемой им должности в расчете на месяц (независимо от объема выполняемой работы).
Для подтверждения таких рассуждений мы обратились в Минсоцполитики.
При ответе на поставленный вопрос в комментируемом письме Министерство фактически процитировало положения указанного выше совместного письма Минобразования и ЦК Профсоюза работников образования и науки, из чего следует, что Минсоцполитики придерживается аналогичного мнения.
Таким образом, учитывая мнение трех компетентных органов (Минобразования, Минсоцполитики и ЦК Профсоюза работников образования и науки), констатируем: помощь на оздоровление выплачивается педагогическим или научно-педагогическим работникам в размере их месячного должностного оклада (ставки заработной платы) независимо от недельной (годовой) учебной нагрузки или объема выполняемой работы.
Расчет численности рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов в дошкольных учебных заведениях
Второй вопрос, который рассмотрело Минсоцполитики, касается применения Типовых штатных нормативов дошкольных учебных заведений, утвержденных приказом Минобразования от 04.11.2010 г. № 1055 (далее — Типовые штаты № 1055).
Так, согласно п. 9 этих Типовых штатов численность рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов дошкольных учебных заведений (далее — ДУЗ) рассчитывается согласно Межотраслевым нормам численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденным приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105 (далее — Межотраслевые нормы № 105).
Этими Межотраслевыми нормами установлено, что общая численность рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов определяется по такой формуле:
Чзн = Чн х Кн,
где: Чзн — общая численность рабочих;
Чн — нормативная численность, чел.;
Кн — коэффициент, который учитывает невыходы (ежегодные отпуска, болезни и т. д.). Принято Кн = 1,15.
При этом нормативная численность рабочих по комплексному обслуживанию и ремонту домов (Чн) определяется по карте 27 Межотраслевых норм № 105.
Следует отметить, что согласно карте 27 Межотраслевых норм № 105 конкретная нормативная численность (Чн) зависит, в частности, от такого показателя, как «Количество работающих в здании».
Как следует из раздела «Общая часть» Межотраслевых норм № 105, этот документ разрабатывался для определения оптимальной численности рабочих, занятых обслуживанием домов управлений и конструкторских и проектных организаций, т. е. общественных зданий. Поскольку ДУЗ не являются общественными зданиями, то при определении нормативной численности рабочих по комплексному обслуживанию помещений (Чн) логичнее в показатель «Количество работающих в здании» включать не только количество работающих в ДУЗ, но и количество воспитанников (детей). На это обратили внимание Минобразования и Профсоюз работников образования и науки в совместном письме от 18.02.2011 г. № 1/9-114; 02-8/100.
Однако, поскольку непосредственно Межотраслевыми нормами № 105 этого не предусмотрено, то за разъяснениями прошлось обратиться в Минсоцполитики, как к разработчику этого документа.
Как видим, в комментируемом письме Минсоцполитики сослалось на указанное выше совместное письмо Минобразования и ЦК Профсоюза работников образования и науки, из чего следует, что это Министерство придерживается аналогичного мнения.
Таким образом, при определении нормативного количества рабочих по комплексному обслуживанию помещений (Чн) в показатель «Количество работающих в здании» следует включать не только количество работающих в ДУЗ, но и количество воспитанников (детей).
В то же время остаются без ответов такие вопросы: как определить количество детей — исходя из списочного состава детей или фактически посещающих ДУЗ — и по состоянию на какую дату? Или же при проведении расчетов исходить из среднемесячного количества детей?
Со своей стороны отметим, что при утверждении штатного расписания ДУЗ должны учитываться фактическое число групп и списочная численность воспитанников по состоянию на 1 января. Для того чтобы поставить все точки над «і» в этих вопросах, редакцией нашей газеты уже направлен соответствующий запрос в МОНмолодежьспорта. Как только мы получим на него ответ, то незамедлительно проинформируем вас.
Включение периода вынужденного прогула в стаж для выплаты надбавки за выслугу лет
Согласно требованиям ч. 5 ст. 235 КЗоТ принятое судом решение о восстановлении на работе незаконно уволенного работника подлежит немедленному исполнению. При этом исполнение решения считается завершенным с момента фактического допуска работника к выполнению предыдущих обязанностей на основании соответствующего акта органа, который принял незаконное решение об увольнении работника (ч. 1 ст. 76 Закона Украины «Об исполнительном производстве» от 21.04.99 г. № 606-XIV).
Восстановление работника на предыдущей работе происходит не с даты вынесения судом решения о таком восстановлении, а с даты увольнения работника, которая, в соответствии с этим решением, признается недействительной. Другими словами, считается, что увольнения не было.
Как известно, для каждой категории работников бюджетных учреждений и организаций действует свой нормативный документ, регулирующий вопросы выплаты надбавки за выслугу лет. Однако непосредственно такими документами, как:
— Положением о порядке и условиях выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет работникам органов исполнительной власти и других государственных органов, утвержденным постановлением КМУ от 20.12.93 г. № 1049;
— Порядком выплаты ежемесячной надбавки за выслугу лет отдельным категориям работников спортивных школ всех типов и специализированных учебных заведений спортивного профиля, утвержденным приказом Государственного комитета по вопросам физической культуры и спорта от 29.12.2002 г. № 2850;
— Порядком выплаты надбавок за выслугу лет педагогическим и научно-педагогическим работникам учебных заведений и учреждений образования, утвержденным постановлением КМУ от 31.01.2001 г. № 78,
включение в стаж для выплаты надбавки за выслугу лет периода вынужденного прогула, вызванного незаконным увольнением, не предусмотрено.
Следует отметить, что в статье «Восстановление работника на прежнем рабочем месте» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 37, с. 24) мы подчеркивали: несмотря на то что приведенными выше нормативными документами, регулирующими вопросы выплаты надбавки за выслугу лет, непосредственно не предусмотрено включение периода оплачиваемого вынужденного прогула в стаж для выплаты надбавки за выслугу лет, считаем, что этот период включается в стаж, поскольку в это время работник оставался в трудовых отношениях с учреждением.
Для подтверждения этого суждения мы обратились в Минсоцполитики, и, как следует из комментируемого письма , Министерство считает так же.
Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик