26.03.2012

Об особенностях взимания в 2012 году сбора за специальное использование воды

Письмо от 28.02.2012 г. № 5847/7/15-2117

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ВЗИМАНИЯ В 2012 ГОДУ СБОРА ЗА СПЕЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ

Письмо от 28.02.2012 г. № 5847/7/15-2117

 

Порядок взимания сбора за специальное использование воды в 2012 году регламентируется разделом XVI Налогового кодекса Украины (далее — Налоговый кодекс).

Плательщиками сбора за специальное использование воды определены водопользователи — субъекты хозяйствования независимо от формы собственности: юридические лица, их филиалы, отделения, представительства, другие обособленные подразделения без создания юридического лица (кроме бюджетных учреждений), постоянные представительства нерезидентов, а также физические лица — предприниматели, использующие воду, полученную путем забора воды из водных объектов (первичные водопользователи) и/или от первичных или других водопользователей (вторичные водопользователи), и использующие воду для нужд гидроэнергетики, водного транспорта и рыбоводства (ст. 323 Налогового кодекса).

Вместе с тем согласно п. 297.1 ст. 297 Закона Украины от 4 ноября 2011 года № 4014-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности» в перечень налогов и сборов, за которые не осуществляются начисление, уплата и представление налоговой отчетности, не включен сбор за специальное использование воды.

Следовательно, начиная с 1 января 2012 года сбор за специальное использование воды уплачивают также и плательщики единого налога.

Не являются плательщиками сбора за специальное использование воды бюджетные учреждения, полностью содержащиеся за счет средств государственного и местных бюджетов, если они не используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах (п.п. 323.1 ст. 323, 326.13 ст. 326 Налогового кодекса), плательщики фиксированного сельскохозяйственного налога (п.п. «в» п. 307.1 ст. 307 главы 2 раздела XIV Налогового кодекса).

Сбор за специальное использование воды не взимается согласно перечню видов использования воды, определенных п.п. 324.4 — 324.6 ст. 324 Налогового кодекса.

Объекты обложения сбором остались неизменными и определены ст. 324 Налогового кодекса.

Ставки сбора за специальное использование воды определены пп. 325.1 — 325.7 ст. 325 Налогового кодекса.

По сравнению с 2011 годом, в 2012 году ставки сбора увеличены в 1,113 раза (согласно Закону Украины от 22 декабря 2011 года № 4235-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» (далее — Закон № 4235), вступившему в силу с 13 января 2012 года).

Следовательно, при исчислении налоговых обязательств за период с 01.01.2012 г. по 12.01.2012 г. включительно плательщики сбора применяют ставки сбора, действовавшие в 2011 году, а начиная с 13.01.2012 — новые, в соответствии с Законом № 4235.

Порядок исчисления сбора за специальное использование воды определен ст. 326 Налогового кодекса, особенности исчисления сбора при установлении лимитов использования воды — ст. 327 Налогового кодекса.

Плательщики сбора исчисляют сумму сбора нарастающим итогом с начала года и составляют налоговые декларации по форме, утвержденной приказом ГНА Украины от 24.12.2010 г. № 1009. Налоговая декларация за специальное использование воды для нужд водного транспорта за I квартал не подается.

В связи с изменением ставок в течение отчетного периода в налоговой декларации сбора: за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды за I квартал 2012 года рекомендуем отражать данные двумя отдельными строками, с соответствующим примечанием в этих строках: «с 01.01.2012 по 12.01.2012 включительно» и «с 13.01.2012 по 31.03.2012 включительно».

В отношении порядка подачи налоговой декларации сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики за I квартал 2012 года считаем целесообразным рекомендовать подавать две отчетные налоговые декларации по этому сбору: за период «с 01.01.2012 по 12.01.2012 включительно» и за период «с 13.01.2012 по 31.03.2012 включительно».

При этом в заглавии налоговой декларации сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики, по которой осуществляется расчет по новой ставке, следует указать «с 13.01.2012».

Обе декларации принимаются органами ГНС для проведения начислений сбора по карточке лицевого счета плательщика налогов.

Порядок уплаты сбора определен статьей 328 Налогового кодекса.

В случае неуплаты сбора либо уплаты его в неполном объеме плательщиками сбора в течение шести месяцев органы государственной налоговой службы подают информацию о таких плательщиках сбора в органы, выдающие разрешения на специальное водопользование, для принятия в отношении них мер согласно закону, а именно отмены разрешения (п. 328.6 ст. 328 Налогового кодекса).

 

Заместитель Председателя А. Игнатов

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ОСОБЕННОСТИ РАСЧЕТА СПЕЦВОДОСБОРА ЗА I КВАРТАЛ 2012 ГОДА

В соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» от 22.12.2011 г. № 4235-VI (далее — Закон № 4235) проиндексированы ставки отдельных налогов и сборов, установленные в абсолютных значениях. В частности, такая индексация коснулась ставок сбора за специальное использование воды (далее — спецводосбор), установленных пп. 325.1 — 325.7 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), которые увеличены в 1,113 раза (или на 11,3 %).

Как предусмотрено п. 1 раздела II Заключительных положений вышеуказанного Закона, он вступает в силу с 1 января 2012 года, кроме изменений в п.п. 215.3.1 НКУ. Однако, как следует из комментируемого письма, новые ставки налогов и сборов, в том числе и спецводосбора, нужно применять с даты официального опубликования Закона № 4235, т. е. с 13 января 2012 года.

Из этого следует, что при исчислении налоговых обязательств по спецводосбору за период с 01.01.2012 г. по 12.01.2012 г. включительно плательщики этого сбора применяют ставки сбора, действовавшие в 2011 году, а начиная с 13.01.2012 г. новые, установленные Законом № 4235.

Придерживаясь такого подхода к применению ставок спецводосбора, ГНСУ в комментируемом письме рекомендует отражать в Налоговой декларации по сбору: за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды (далее — Декларация) за I квартал 2012 года данные двумя отдельными строками с соответствующим примечанием в этих строках: «с 01.01.2012 по 12.01.2012 включительно» и «с 13.01.2012 по 31.03.2012 включительно». Напомним, что форма Декларации утверждена приказом ГНАУ от 24.12.2010 г. № 1009.

Также напомним, что водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов и используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, уплачивают сбор на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения на основании п. 326.13 НКУ.

Освобождение от уплаты спецводосбора для бюджетных организаций сохраняется только в случае, если бюджетная организация использует воду исключительно для собственных потребностей (питьевых и санитарно-гигиенических) без получения дохода в денежной, материальной формах. Другими словами, если бюджетное учреждение или организация используют воду исключительно для собственных потребностей, то спецводосбор не взимается. Такого мнения придерживаются налоговые органы, о чем свидетельствует письмо ГНАУ от 11.04.2011 г. № 10193/7/15-0817 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 16). С нюансами уплаты спецводосбора можно ознакомиться в консультациях: «Уплата сбора за специальное использование воды при наличии на балансе артезианской скважины» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 26), «Особенности расчета и уплаты спецводосбора бюджетными учреждениями» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 28).

Далее рассмотрим на условном примере порядок расчета показателей, необходимых для заполнения Декларации за I квартал 2012 года, основываясь на рекомендациях ГНСУ.

Пример

Бюджетным учреждением заключен договор на поставку воды с водоканалом. Вода используется для собственных потребностей учреждения, а также в хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной форме. В учреждении нет отдельных измерительных приборов учета (счетчиков), которые позволяли бы определить объемы воды, используемой учреждением на разные нужды. Поэтому учреждение должно уплачивать спецводосбор исходя из всего объема фактически использованной воды с учетом объема потерь воды в его системах снабжения. По данным измерительных приборов (счетчика), за I квартал 2012 года учреждение израсходовало 80 м3 воды.

Допустим, что источником воды являются только поверхностные воды Северского Донца (они имеют общегосударственное значение). Годовой лимит установлен учреждению на уровне 430 м3. Ставка спецводосбора до 12.01.2012 г. составляла 52,60 грн./100 м3, а с 13.01.2012 г. — 58,54 грн./100 м3.

Для того чтобы заполнить Декларацию за I квартал 2012 года, необходимо выполнить соответствующее распределение объемов воды, использованных с 01.01.2012 г. по 12.01.2012 г. включительно и с 13.01.2012 г. по 31.03.2012 г. включительно.

Для расчета будем использовать данные измерительных приборов (счетчика) за I квартал 2012 года, снятые за каждый месяц этого квартала (январь, февраль, март).

Полагаем, получить данные за каждый месяц не составит особого труда, так как оплата услуг водопотребления и водоотведения осуществляется бюджетными организациями ежемесячно на основании показателей объемов фактически использованной воды.

Допустим, за I квартал 2012 года имеем следующие показатели измерительных приборов (счетчика): январь — 31 м3, февраль — 20 м3, март — 29 м3.

Количество календарных дней за I квартал 2012 года: январь — 31 день, февраль — 29 дней, март — 31 день.

Исходя из наших условных данных получается, что за 31 день января учреждением было потреблено 31 м3 воды. Соответственно за 1 день января объем потребленной воды составит 1 м3.

Следовательно, учреждение использовало за январь следующее количество воды:

— за период с 01.01.2012 г. по 12.01.2012 г. включительно (т. е. за 12 дней) — 12 м3;

— за период с 13.01.2012 г. по 31.01.2012 г. — 19 м3.

В итоге получается, что за период с 13.01.2012 г. по 31.03.2012 г. включительно учреждением потреблено 68 м3 (19 м3 + 20 м3 + 29 м3).

Основываясь на вышеприведенных расчетах при заполнении Декларации за I квартал 2012 года, учреждение покажет двумя отдельными строками следующие данные:

с 01.01.2012 г. по 12.01.2012 г. включительно:

графа 3 — 12 м3

графа 4 — 52,60 грн./100 м3

графа 6 — 430 м3

графа 7 — 6,31 грн.(12 м3х 52,6 грн.: 100);

с 13.01.2012 г. по 31.03.2012 г. включительно:

графа 3 — 68 м3

графа 4 — 58,54 грн./100 м3

графа 6 — 430 м3

графа 7 — 39,81 грн.(68 м3х 58,54 грн.: 100).

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик