05.03.2012
МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ
О ПРИМЕНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКУПОК
Разъяснение от 22.02.2012 г. № 3302-04/6576-12
(извлечение)
<…>
Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (с изменениями) (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.
Об изменении цен (тарифов) на отдельные товары и услуги, определенные частью четвертой статьи 2 Закона
В соответствии с частью первой статьи 41 Закона существенными условиями договора о закупке являются: предмет договора (наименование, номенклатура, ассортимент); количество товаров, работ и услуг и требования по их качеству; порядок осуществления оплаты; сумма, определенная в договоре; срок и место поставки товаров, предоставления услуг, выполнения работ; срок действия договора; права и обязанности сторон; указание условия о возможности уменьшения объемов закупки в зависимости от реального финансирования расходов; ответственность сторон.
Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме (часть пятая статьи 40 Закона).
В соответствии со статьей 6 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» в народном хозяйстве применяются свободные цены и тарифы, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы. Свободные цены и тарифы устанавливаются на все виды продукции, товаров и услуг, за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов согласно статье 7 этого Закона.
Статьей 8 указанного Закона определено, что государственное регулирование цен и тарифов осуществляется путем установления: государственных фиксированных цен (тарифов); предельных уровней цен (тарифов) или предельных отклонений от государственных фиксированных цен и тарифов.
Полномочия центральных органов исполнительной власти, Совета министров Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, исполнительных органов городских советов по регулированию цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг определены постановлением Кабинета Министров Украины от 25.12.96 г. № 1548.
Так, в частности, в соответствии с пунктом 8 этого постановления Национальная комиссия регулирования электроэнергетики регулирует тарифы на электроэнергию, отпускаемую населению для бытовых нужд, единые тарифы на электрическую энергию, отпускаемую для каждого класса потребителей, кроме тарифов на электрическую энергию, отпускаемую на бытовые нужды населения, населенных пунктов и наружного освещения, и устанавливает:
предельные уровни цен на природный газ для учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов, а также предельные уровни цен на природный газ для промышленных потребителей и других субъектов хозяйствования по согласованию с Минэкономики;
розничные цены на природный газ для нужд населения;
тарифы на транспортировку по магистральным трубопроводам газа природного, нефти, нефтепродуктов, аммиака и этиленовых веществ, поставляемых потребителям Украины;
тарифы на закачивание, хранение и отбор природного газа;
тарифы на распределение природного газа и его поставку;
по согласованию с Минэкономики и Минфином предельные уровни цен на природный газ для субъектов хозяйствования, производящих тепловую энергию, в том числе блочных (модульных) котельных, установленных на крыше и пристроенных (исходя из объема природного газа, используемого для производства и предоставления населению услуг по отоплению и горячему водоснабжению, при условии ведения такими субъектами отдельного приборного и бухгалтерского учета тепла и горячей воды).
Следует отметить, что если в договоре о закупке предусмотрено, что оплата товаров и услуг, определенных частью четвертой статьи 2 Закона, происходит по действующим на день оплаты тарифам (ценам), то осуществление такой оплаты не будет считаться изменением существенных условий договора о закупке.
Вместе с этим, если после определения победителя закупки у одного участника тарифы изменились в сторону увеличения, заказчик может заключить договор о закупке по объему, указанному в сообщении об акцепте, указав в таком договоре соответствующий тариф и после заключения указанного договора совершить действия, предусмотренные пунктом первым части 5 статьи 40 Закона.
Кроме того, если заказчиком осуществляется закупка товаров и услуг, определенных частью четвертой статьи 2 Закона, по процедуре закупки у одного участника и изменение цен (тарифов) произошло до определения победителя процедуры закупки у одного участника, конечная цена предложения согласовывается при проведении окончательных переговоров с учетом утвержденных (введенных в действие) цен (тарифов) и указывается в соответствующем протоколе и сообщении об акцепте.
О заключении договоров распорядителями (получателями) бюджетных средств на период отсутствия доведенных смет (планов использования бюджетных средств)
В соответствии с абзацем первым пункта 45 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2002 г. № 228, в случае когда бюджетная роспись на следующий год не утверждена в установленный законодательством срок, в обязательном порядке составляется временная роспись бюджета на соответствующий период. Бюджетные учреждения составляют на этот период временные индивидуальные сметы (со справками об изменениях к ним в случае их внесения), а высшие учебные заведения и научные учреждения — также временные индивидуальные планы использования бюджетных средств и временные индивидуальные помесячные планы использования бюджетных средств, которые утверждаются их руководителями.
В связи с многочисленными обращениями распорядителей (получателей) бюджетных средств относительно возможности заключения договоров о закупке при отсутствии доведенной постоянной сметы (плана использования бюджетных средств) согласно цене предложения конкурсных торгов или ценового предложения, признанного наиболее экономически выгодным по результатам оценки (по результатам применения процедуры закупки у одного участника), которая превышает показатели временной индивидуальной сметы (временного индивидуального плана использования бюджетных средств), Минэкономразвития сообщает следующее.
В соответствии с частью первой статьи 23 Бюджетного кодекса Украины любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения. Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в порядке, определенном этим Кодексом (часть вторая статьи 23 Бюджетного кодекса Украины).
Определения терминов «бюджетное назначение», «бюджетное ассигнование» и «бюджетное обязательство» приведены в части первой статьи 2 Бюджетного кодекса Украины. Так, бюджетное назначение — это полномочие главного распорядителя бюджетных средств, предоставленное этим Кодексом, законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), которое имеет количественные, временные и целевые ограничения и позволяет предоставлять бюджетные ассигнования; бюджетное ассигнование — это полномочие распорядителя бюджетных средств, предоставленное согласно бюджетному назначению, на взятие бюджетного обязательства и осуществление платежей, имеющее количественные, временные и целевые ограничения; бюджетное обязательство — любое осуществленное в соответствии с бюджетным ассигнованием размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, согласно которым необходимо осуществить платежи в течение этого же периода или в будущем.
В соответствии с частью первой статьи 41 Закона существенным условием договора о закупке, в частности, является сумма, определенная в договоре (далее — сумма договора).
Согласно части пятой статьи 180 Хозяйственного кодекса Украины цена в хозяйственном договоре определяется в порядке, установленном этим Кодексом, другими законами, актами Кабинета Министров Украины.
Следует отметить, поскольку законодательством не установлены прямые ограничения по определению суммы договора в соответствии с размером бюджетного назначения (бюджетного ассигнования), заказчик — распорядитель (или получатель) бюджетных средств в договорах о закупке может определять сумму договора согласно цене предложения конкурсных торгов или ценового предложения, признанного наиболее экономически выгодным по результатам оценки (по результатам применения процедуры закупки у одного участника). При этом при заключении договора о закупке распорядителю (получателю) бюджетных средств необходимо обязательно учитывать часть первую статьи 23 Бюджетного кодекса Украины и предусмотреть условия возникновения платежных обязательств исключительно при наличии соответствующего бюджетного назначения (бюджетного ассигнования).
Таким образом, при наличии временной индивидуальной сметы (временного индивидуального плана использования бюджетных средств) при заключении договора о закупке заказчиком берутся обязательства по оплате части товаров (объема работ, услуг) в пределах доведенной суммы и предусматривается условие по оплате остаточного количества товаров (остаточного объема работ, услуг) исключительно при наличии средств согласно постоянной смете (плану использования бюджетных средств). После доведения постоянных смет (планов использования бюджетных средств) распорядители (получатели) бюджетных средств регистрируют бюджетные обязательства согласно требованиям нормативно-правовых актов Государственной казначейской службы Украины.
Следует при этом отметить, что при определении ожидаемой стоимости закупки при составлении годового плана закупок заказчики — распорядители (получатели) бюджетных средств могут исходить именно из плановых стоимостных показателей, которые могут рассчитываться исходя, в частности, из потребности в соответствующих товарах (работах, услугах) в прошлые годы и анализируя экономические факторы, влияющие на ценообразование на рынках соответствующих товаров (работ, услуг).
О подаче участниками документов, подтверждающих наличие финансовой возможности
Согласно статье 1 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» финансовая отчетность — это бухгалтерская отчетность, содержащая информацию о финансовом положении, результатах деятельности и движении денежных средств предприятия за отчетный период.
В соответствии с Порядком подачи финансовой отчетности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28.02.2000 г. № 419 (далее — Порядок), составляется годовая и квартальная финансовая отчетность.
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» отчетным периодом для составления финансовой отчетности является календарный год. Промежуточная отчетность составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года в составе баланса и отчета о финансовых результатах. Баланс предприятия составляется по состоянию на конец последнего дня квартала (года).
Пунктом 12 Положения (стандарта) бухгалтерского учета 1 «Общие требования к финансовой отчетности», утвержденного приказом Минфина от 31.03.99 г. № 87, также определено, что промежуточная (месячная, квартальная) отчетность, охватывающая определенный период, составляется нарастающим итогом с начала отчетного года.
Учитывая изложенное, а также информацию, указанную в письме Минфина от 27.12.2011 г. № 31-08410-06-5/32821, если в документации конкурсных торгов заказчиком требуется предоставление баланса, отчета о финансовых результатах, отчета о движении денежных средств на/за последний отчетный период, участники (за исключением I квартала) в составе предложения конкурсных торгов подают баланс и отчет о финансовых результатах за соответствующий период (квартал, полугодие, девять месяцев) с учетом конечной даты подачи квартальной отчетности, определенной Порядком. В то же время в I квартале участники торгов предоставляют баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, отчет о собственном капитале и примечаниях к отчетам за последний отчетный год.
В то же время, руководствуясь пунктом 16 части первой статьи 8 Закона, рекомендуем заказчикам в документации конкурсных торгов указывать конкретный период (квартал, полугодие, девять месяцев, год), за который должны быть поданы документы, подтверждающие наличие финансовой возможности.
О заключении договора по результатам применения процедуры закупки у одного участника
В соответствии с частью второй статьи 39 Закона процедура закупки у одного участника применяется заказчиком в виде исключения в случае:
1) закупки произведений искусства или закупки, связанной с защитой прав интеллектуальной собственности, или заключения договора о закупке с победителем архитектурного или художественного конкурса;
2) отсутствия конкуренции (в том числе по техническим причинам) на товары, работы или услуги, которые могут быть поставлены, выполнены или предоставлены только определенным поставщиком (исполнителем), при отсутствии при этом альтернативы;
3) неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, делающих невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам;
4) если заказчиком была дважды отменена процедура закупки из-за отсутствия достаточного количества участников;
5) необходимости осуществить дополнительную закупку у того же поставщика с целью унификации, стандартизации или обеспечения совместимости с имеющимися товарами, технологиями, работами или услугами, если замена предыдущего поставщика (исполнителя работ, предоставителя услуг) может привести к несовместимости или возникновению проблем технического характера, связанных с эксплуатацией и обслуживанием;
6) закупки товаров на товарных биржах;
7) закупки товаров в случае прекращения хозяйственной деятельности, в частности в результате банкротства, по договоренности с кредиторами;
8) необходимости проведения дополнительных строительных работ, которые не включены в начальный проект, но которые стали в силу непредвиденных обстоятельств необходимыми для выполнения проекта при условии, что договор будет заключен с предыдущим исполнителем этих работ, если такие работы технически или экономически связаны с главным договором.
При этом процедура закупки у одного участника может быть применена при наличии одновременно одного из оснований, определенных пунктами 1, 2, 4 — 8 части второй статьи 39 Закона, и основания, определенного пунктом 3 части второй этой статьи (неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, делающих невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам).
Согласно абзацу второму части третьей статьи 39 Закона заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника в срок не ранее чем через 14 дней (пять рабочих дней в случае применения процедуры закупки по основаниям, определенным пунктом 3 части второй этой статьи) со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника.
Вместе с этим сообщаем, что если одним из оснований для применения процедуры закупки у одного участника было выбрано основание, определенное пунктом 3 части второй статьи 39 Закона, заказчик может заключить договор по сокращенному сроку, определенному в части третьей этой статьи (то есть не ранее чем через пять рабочих дней со дня публикации в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок соответствующего сообщения об акцепте).
О проведении процедуры закупки у одного участника при наличии оснований, определенных пунктом 3 части второй статьи 39 Закона
Процедура закупки у одного участника применяется заказчиком в случае наличия оснований, определенных в части второй статьи 39 Закона, в частности неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, делающих невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам.
При этом перечень обстоятельств (экономических и социальных), указанных в пункте 3 части второй статьи 39 Закона, обусловливающих возникновение у заказчика неотложной необходимости в осуществлении закупки, не является исчерпывающим.
В то же время согласно части первой этой статьи обоснование применения процедуры закупки у одного участника должно содержать ссылку на экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки.
Заместитель директора Департамента государственных закупок
и государственного заказа Министерства экономического
развития и торговли Украины
А. Власов
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЗАКУПКАМ
В комментируемом письме Минэкономразвития разъясняет актуальные вопросы, которые особенно волнуют в настоящий момент заказчиков и участников процедур закупок и касаются:
1) изменений цен (тарифов) на отдельные товары и услуги, указанные ч. 4 ст. 2 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289);
2) заключения договоров о закупке товаров (работ или услуг) за государственные средства на период отсутствия доведенных смет (планов использования бюджетных средств);
3) подачи участниками документов, подтверждающих наличие финансовой возможности;
4) заключения договора по результатам применения процедуры закупки у одного участника;
5) проведения процедуры закупки у одного участника при наличии оснований, определенных п. 3 ч.2 ст. 39 Закона № 2289.
Рассмотрим эти вопросы подробнее.
1. Согласно ст. 41 Закона № 2289 сумма, определенная в договоре, является одним из существенных условий договора о закупке. При этом существенные условия договора, в том числе и сумма, не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме.
Безусловно, соблюдать указанное требование Закона № 2289 на практике очень важно. Особые трудности возникают у заказчиков торгов (распорядителей бюджетные средств) при закупке некоторых товаров и услуг, указанных в ч. 4 ст. 2 Закона № 2289. В частности, это касается прежде всего электрической энергии, природного газа и других энергоносителей, цены на которые постоянно изменяются. Кстати, необходимо отметить, что по таким товарам и услугам осуществляется государственное регулирование.
Так, Кабмин как высший орган в системе органов исполнительной власти обеспечивает проведение ценовой политики, о чем указано в ст. 116 Конституции Украины, и в соответствии со ст. 4 Закона Украины «О ценах и ценообразовании» от 03.12.90 г. № 507-XII определяет перечень продукции, товаров и услуг, государственные фиксированные и регулируемые цены и тарифы на которые утверждаются соответствующими органами государственного управления, кроме сферы телекоммуникаций, электроэнергетики, централизованного теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, определяет полномочия органов государственного управления в области установления и применения цен (тарифов), а также по контролю за ценами (тарифами).
Руководствуясь предоставленными полномочиями, Кабмин постановлением «Об установлении полномочий органов исполнительной власти и исполнительных органов городских советов по регулированию цен (тарифов)» от 25.12.98 г. № 1548 определил полномочия соответствующих органов по регулированию цен и тарифов на отдельные виды продукции, товаров и услуг. В частности, перечень полномочий Национальной комиссии регулирования электроэнергетики определен в п. 8 этого постановления.
Как известно, этот орган постоянно пересматривает (устанавливает новый) предельный уровень цен на природный газ для учреждений и организаций, финансируемых из государственного и местных бюджетов, сбор к утвержденному тарифу на природный газ в виде целевой надбавки, тарифы на транспортировку, распределение и поставку природного газа по регулируемому тарифу. Поэтому в связи с регулярным изменением таких тарифов бюджетные учреждения являются заложниками коллизии норм права.
Судя по содержанию письма, Минэкономразвития не возражает против того, чтобы в договорах закупки цена за единицу устанавливалась на уровне утвержденного тарифа (цен) на природный газ, электроэнергию и т. п. Таким образом, заключение договоров на закупку без указания в них размера тарифа (цены) даст возможность заказчикам не зависеть от размера тарифа (цены) на предмет договора, который действовал на момент заключения договора и который постоянно изменяется.
Также в договоре закупки можно предусмотреть, что в дальнейшем при изменении тарифа (цены) оплата товаров и услуг будет осуществляться по действующим на день оплаты тарифам (ценам). Таким образом, осуществление такой оплаты не будет считаться изменением существенных условий договора о закупке. Кстати отметим, что именно такой вариант заключения договоров на закупку энергоносителей заказчики применяют на практике.
Кроме того, в комментируемом письме отдельно рассмотрена ситуация, когда между заказчиком и участником торгов договор о закупке еще не заключен, но победитель уже определен, а цены на предмет закупки уже изменились (увеличились). В этом случае заказчик заключает договор исходя из объема предмета закупки, указанного в сообщении об акцепте, указав в таком договоре соответствующий тариф. Также после заключения такого договора необходимо совершить действия, предусмотренные п. 1 ч. 5 ст. 40 Закона № 2289, а именно, уменьшить объемы закупки с учетом фактического объема расходов заказчика.
Теперь что касается ситуации, когда изменение цен (тарифов) произошло до определения победителя процедуры закупка у одного участника. В этом случае конечная цена предложения согласовывается при проведении окончательных переговоров исходя из утвержденных (новых) цен (тарифов) и указывается в соответствующем протоколе и сообщении об акцепте.
2. О возможности проведения закупок заказчиками (распорядителями бюджетных средств) до утверждения смет Минэкономразвития указывало в письме-разъяснении от 17.11.2011 г. № 3302-25/14028-08 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 46). Поэтому заказчики для обеспечения насущных потребностей в товарах, работах и услугах в 2012 году могли в конце 2011 года (или в начале 2012-го) начать процедуру закупки за бюджетные средства по соответствующему предмету закупки, исходя из его ожидаемой стоимости.
Как отмечает Минэкономразвития в комментируемом письме, при определении ожидаемой стоимости закупки при составлении годового плана закупок заказчики могут исходить именно из плановых стоимостных показателей. Такие показатели могут рассчитываться исходя, в частности, из потребности в соответствующих товарах (работах, услугах) в прошлых годах и анализа экономических факторов, влияющих на ценообразование на рынках соответствующих товаров (работ, услуг). Отметим, что, к сожалению, при проведении такого расчета не совсем корректным будет использование показателя индекса инфляции, ведь он не достаточно четко отражает динамику роста цен на соответствующие товары (работы, услуги).
При осуществлении таких закупок заказчикам необходимо в договоре о закупке предусмотреть соответствующий порядок выполнения договорных обязательств в зависимости от реального финансирования. Это означает, что в основных условиях договора о закупке необходимо указать, что после фактического утверждения сметы сумма обязательств по договору может быть откорректирована согласно смете.
Напомним: в п.п. 6.2.3 разд. VI «Права и обязанности сторон» Типового договора о закупке товаров (работ и услуг) за государственные средства, утвержденного приказом Минэкономики от 27.07.2010 г. № 925, в частности, определено, что заказчик имеет право уменьшать объем закупки товаров (выполнения работ или предоставление услуг) и общую стоимость этого договора в зависимости от реального финансирования. Именно наличие такого пункта в договоре дает возможность сторонам вносить соответствующие изменения в него.
Кроме того, в договоре о закупке распорядители бюджетных средств должны обязательно указать условие возникновения платежных обязательств заказчика — наличие соответствующих бюджетных назначений (бюджетных ассигнований). Это условие связано с требованиями ч. 4 ст. 48 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ).
В результате в начале 2012 года у заказчиков возник вопрос: можно ли заключить договор о закупке, в котором ожидаемая стоимость превышает показатели временной индивидуальной сметы, так как заказчики на тот момент не имели постоянной сметы.
По этому вопросу Минэкономразвития в комментируемом письме считает, что законодательством не установлены прямые ограничения (т. е. запреты) по определению суммы договора в соответствии с размером бюджетного назначения (бюджетного ассигнования). Поэтому заказчики — распорядители бюджетных средств в договорах о закупке могут определить сумму договора в соответствии с ценой предложения конкурсных торгов или ценового предложения, признанного наиболее экономически выгодным по результатам оценки. Однако обратите внимание на то, что такая возможность есть только в том случае, если распорядители бюджетных средств при заключении такого договора учтут требования, определенные ч. 1 ст. 23 БКУ, и предусмотрят условие возникновения платежных обязательств исключительно при наличии соответствующего бюджетного назначения (бюджетного ассигнования).
Таким образом, при заключении договора при наличии временной индивидуальной сметы заказчикам необходимо действовать следующим образом:
— брать обязательства по оплате части товаров (объема работ, услуг) в пределах доведенной суммы (т. е. суммы, указанной во временной смете);
— предусматривать условие по оплате остального количества товаров (остального объема работ, услуг) исключительно при наличии средств согласно постоянной смете;
— после утверждения постоянной сметы осуществлять регистрацию бюджетных обязательств на остальное количество товаров (остальной объем работ, услуг). Регистрация таких дополнительных обязательств осуществляется заказчиками с учетом требований п. 2.10 Порядка учета обязательств распорядителей бюджетных средств в органах Государственного казначейства Украины, утвержденного приказом Госказначейства от 09.08.2004 г. № 136.
3. В соответствии с абз. 5 ч. 2 ст. 16 Закона № 2289 для участия в процедурах закупок участники должны иметь квалификационные данные, которые соответствуют, в частности, такому критерию, как наличие финансовой возможности (баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств, справка от обслуживающего банка об отсутствии (наличии) задолженности по кредитам).
Таким образом, заказчики при составлении документаций конкурсных торгов в части определения способа документального подтверждения соответствия участников процедуры закупок такому квалификационному критерию, как наличие финансовой возможности, а также при рассмотрении и оценке предложений конкурсных торгов участников процедур закупок должны соблюдать положения ст. 13 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV. Напомним, что промежуточная отчетность (баланс и отчет о финансовых результатах) составляется ежеквартально нарастающим итогом с начала отчетного года, а отчет о движении денежных средств — один раз в год.
Учитывая это, Минэкономразвития в комментируемом письме рекомендует заказчикам в документации конкурсных торгов указывать конкретный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год), за который должны быть поданы документы, подтверждающие наличие финансовой состоятельности.
4, 5. Напомним: недавно в Закон № 2289 были внесены изменения согласно Закону Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению ответственности и совершенствованию государственной регулирования в сфере градостроительной деятельности» от 22.12.2011 г. № 4220-VI. В частности, были внесены изменения в ч. 2 ст. 39 Закона № 2289 и дополнен перечень случаев, когда заказчики имеют право применять процедуру закупки у одного участника. Учитывая эти изменения, в комментируемом письме приведен полный перечень таких оснований.
Кроме того, Минэкономразвития разъяснил, в течение какого срока заказчики имеют право заключать договоры о закупке по результатам применения процедуры закупки у одного участника.
Так, общий срок заключения договора закупки по этой процедуре — не ранее чем через 14 дней со дня опубликования в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок сообщения об акцепте предложения по результатам применения процедуры закупки у одного участника. Вместе с тем, если заказчик применяет процедуру закупки у одного участника в случае насущной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности, связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам, то такой срок составляет 5 рабочих дней.
Как видим, возможность применения этого основания является достаточно привлекательной для заказчиков, поскольку значительно сокращает срок проведения процедуры закупки. Учитывая это, Минэкономразвития в комментируемом письме указывает: перечень обстоятельств (экономических и социальных), обусловливающих возникновение у заказчика насущной необходимости в осуществлении закупки, не является исчерпывающим. Для применения этой процедуры закупки заказчик должен иметь экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик