Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении Положения об инвентаризации активов и обязательств

Министерство финансов Украины

Приказ от 02.09.2014 г. № 879

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 30.10.2014 г. под № 1365/26142

В соответствии с Порядком подачи финансовой отчетности, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 февраля 2000 года № 419, приказываю:

1. Утвердить Положение об инвентаризации активов и обязательств (прилагается).

2. Признать утратившими силу приказ Министерства финансов Украины от 11 августа 1994 года № 69 «Об Инструкции по инвентаризации основных средств, нематериальных активов, товарно-­материальных ценностей, денежных средств и документов и расчетов», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 26 августа 1994 года под № 202/412 (с изменениями), и приказ Главного управления Государственного казначейства Украины от 30 октября 1998 года № 90 «Об утверждении Инструкции по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 16 ноября 1998 года под № 728/3168 (с изменениями).

3. Департаменту налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета (Чмерук Н. А.) в установленном порядке обеспечить:

подачу настоящего приказа на государственную регистрацию в Министерство юстиции Украины;

обнародование настоящего приказа.

4. Настоящий приказ вступает в силу с 01 января 2015 года.

5. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Фудашкина Д. А.

 

Министр А. Шлапак

СОГЛАСОВАН:

Вр. и. о. Председателя Государственной службы Украины
 по вопросам регуляторной политики
 и развития предпринимательства
 О. Шейко

Министр культуры Украины
 Е. Нищук

 

 

Утверждено приказом Министерства финансов Украины от 02.09.2014 г. № 879

Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 30.10.2014 г. под № 1365/26142

Положение об инвентаризации активов и обязательств

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и оформления ее результатов.

2. Настоящее Положение применяется юридическими лицами, созданными в соответствии с законодательством Украины, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (кроме банков), а также представительствами иностранных субъектов хозяйственной деятельности (далее — предприятия).

3. Термины в настоящем Положении применяются в значениях, определенных Бюджетным кодексом Украины, Законом Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине», национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе и международными стандартами финансовой отчетности (далее — международные стандарты).

4. Проведение инвентаризации обеспечивается собственником (собственниками) или уполномоченным органом (должностным лицом), осуществляющим руководство предприятием в соответствии с законодательством и учредительными документами (далее — руководитель предприятия), который создает необходимые условия для ее проведения, определяет объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации, кроме случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным. В этих случаях определенные на предприятии сроки проведения инвентаризации не могут превышать сроки, определенные настоящим Положением.

5. Инвентаризация проводится с целью обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и финансовой отчетности предприятия. В ходе инвентаризации активов и обязательств проверяются и документально подтверждаются их наличие, состояние, соответствие критериям признания и оценка. При этом обеспечиваются:

выявление фактического наличия активов и проверка полноты отражения обязательств, средств целевого финансирования, расходов будущих периодов;

установление излишка или недостачи активов путем сопоставления фактического их наличия с данными бухгалтерского учета;

выявление активов, частично утративших свое первоначальное качество и потребительские свойства, устаревших, а также не используемых материальных и нематериальных активов, неиспользованных сумм обеспечения;

выявление активов и обязательств, не отвечающих критериям признания.

6. Сплошной инвентаризацией охватываются все виды обязательств и все активы предприятия независимо от их местонахождения, в том числе предметы, переданные в прокат, аренду или находящиеся на реконструкции, модернизации, консервации, в ремонте, запасе или резерве независимо от технического состояния. Также инвентаризации подлежат активы и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах, в частности ценности, которые не принадлежат предприятию, но временно находятся в его пользовании, распоряжении или на хранении (объекты оперативной (операционной) аренды основных средств, материальные ценности на ответственном хранении, переработке, комиссии, монтаже), условные активы и обязательства (непредвиденные активы и обязательства) предприятия (залоги, гарантии, обязательства и т. п.), бланки документов строгой отчетности, другие активы.

7. Проведение инвентаризации является обязательным:

перед составлением годовой финансовой отчетности в объеме, определенном пунктом 6 настоящего раздела, с учетом особенностей проведения инвентаризации и в сроки, определенные пунктом 9 настоящего раздела;

в случае передачи имущества государственного предприятия или бюджетного учреждения в аренду, приватизации имущества государственного предприятия, превращения государственного предприятия, передачи государственного предприятия (его структурных подразделений) или бюджетного учреждения в сферу управления другого органа управления (на дату передачи), кроме передачи в пределах одного органа управления, в других случаях, определенных законодательством;

в случае смены материально ответственных лиц, а также в случае смены руководителя коллектива (бригадира), выбытия из коллектива (бригады) более половины его членов или по требованию хотя бы одного члена коллектива (бригады) при коллективной (бригадной) материальной ответственности (на день приемки-передачи дел) в объеме активов, находящихся на ответственном хранении;

в случае установления фактов хищений или зло­употреблений, порчи ценностей (на день установления таких фактов) в объеме, определенном руководителем предприятия;

по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации. В этих случаях инвентаризация должна начаться в срок и в объеме, указанных в надлежащим образом оформленном документе этих органов, но не раньше дня получения предприятием соответствующего документа;

в случае техногенных аварий, пожара или стихийного бедствия (на день после окончания явлений) в объеме, определенном руководителем предприятия;

в случае прекращения предприятия в объеме, определенном пунктом 6 настоящего раздела;

в случае перехода на составление финансовой отчетности по международным стандартам (на дату такого перехода);

в других случаях, предусмотренных законодательством.

8. В случае получения отказа поставщика удовлетворить претензию по поводу недогрузки товаров или получения от покупателя претензии по поводу недогрузки товаров проводится выборочная инвентаризация тех товаров, на которые заявлены указанные претензии.

9. Инвентаризация активов и обязательств перед составлением годовой финансовой отчетности проводится до даты баланса в период:

трех месяцев для необоротных активов (кроме незавершенных капитальных инвестиций, объектов основных средств, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые выйдут в длительные рейсы, и т. п.), запасов (кроме незавершенного производства и полуфабрикатов, других материальных ценностей, которые на момент инвентаризации будут находиться за пределами предприятия), текущих биологических активов, дебиторской и кредиторской задолженностей, расходов и доходов будущих периодов, обязательств (кроме неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование);

двух месяцев для незавершенных капитальных инвестиций, незавершенного производства, полуфабрикатов, финансовых инвестиций, денежных средств, средств целевого финансирования, обязательств в части неиспользованных обеспечений, расчетов с бюджетом и по отчислениям на общеобязательное государственное социальное страхование;

до временного выбытия с предприятия объектов основных средств, в частности автомобилей, морских и речных судов, которые выйдут в длительные рейсы, других материальных ценностей, которые на дату инвентаризации будут находиться за пределами предприятия.

При этом инвентаризация земельных участков, зданий, сооружений и других недвижимых объектов может проводиться один раз в три года (кроме недвижимого имущества государственных предприятий, их объединений, учреждений и организаций, в том числе переданного в аренду, концессию, и государственного имущества, не вошедшего в уставный капитал хозяйственных организаций, созданных в процессе приватизации и корпоратизации, инвентаризация которых проводится согласно требованиям законодательства по инвентаризации объектов государственной собственности).

По решению руководителя предприятия инвентаризация инструментов, приборов, инвентаря (мебели) может проводиться ежегодно в объеме не менее 30 процентов всех указанных объектов с обязательным охватом инвентаризацией всех инструментов, приборов, инвентаря (мебели) в течение трех лет.

Инвентаризация музейных ценностей проводится в соответствии со сроками, установленными центральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и обеспечение реализации государственной политики в сферах культуры и искусств, охраны культурного наследия, вывоза, ввоза и возврата культурных ценностей.

Инвентаризация библиотечных фондов по решению руководителя предприятия по установленному им графику может проводиться в течение года. Инвентаризация книжных памятников проводится ежегодно. При наличии объема библиотечных фондов от 100 до 500 тыс. единиц инвентаризация может проводиться в течение пяти лет с охватом ежегодно не менее 20 процентов единиц, а свыше 500 тыс. единиц — в течение десяти лет с охватом ежегодно не менее 10 процентов единиц.

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней проводится в соответствии с Инструкцией о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 06 апреля 1998 года № 84, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 28 апреля 1998 года под № 271/2711 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 28 ноября 2012 года № 1230).

Инвентаризация драгоценных металлов и драгоценных камней, содержащихся в приборах, оборудовании и других изделиях, осуществляется одновременно с инвентаризацией этих активов.

10. Инвентаризация имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается по окончании срока действия договора аренды или его расторжения), и оформление ее результатов проводятся в соответствии с Положением об инвентаризации имущества приватизируемых (корпоратизируемых) государственных предприятий, а также имущества государственных предприятий и организаций, которое передается в аренду (возвращается после окончания срока действия договора аренды или его расторжения), утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 02 марта 1993 года № 158.

Инвентаризация объектов государственной собственности проводится в соответствии с Методикой проведения инвентаризации объектов государственной собственности, утвержденной постановлением Кабинета Министров Украины от 30 ноября 2005 года № 1121.

 

II. Организация и основные правила проведения инвентаризации

1. Для проведения инвентаризации на предприятии распорядительным документом руководителя предприятия создается инвентаризационная комиссия из представителей аппарата управления предприятия, бухгалтерской службы (представителей аудиторской фирмы, централизованной бухгалтерии, субъекта предпринимательской деятельности — физического лица, осуществляющего ведение бухгалтерского учета на предприятии на договорных началах) и опытных работников предприятия, которые знают объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтера). Инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия (его заместитель) или руководитель структурного подразделения предприятия, уполномоченный руководителем предприятия.

В тех случаях, когда бухгалтерский учет ведется непосредственно руководителем предприятия, инвентаризационную комиссию возглавляет руководитель предприятия самостоятельно.

По решению руководителя предприятия в состав инвентаризационной комиссии могут быть включены члены ревизионной комиссии хозяйственного общества, представители структурного подразделения (службы) по внутреннему аудиту.

В случае проведения инвентаризации по судебному решению или на основании надлежащим образом оформленного документа органа, который в соответствии с законом имеет право требовать проведения такой инвентаризации, должностные лица соответствующего органа (с их согласия) могут присутствовать при проведении инвентаризации.

Инвентаризация проводится полным составом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и в присутствии материально ответственного лица.

2. На предприятии, где из-за большого объема работ проведение инвентаризации не может быть обеспечено одной комиссией, для непосредственного проведения инвентаризации в местах хранения и производства распорядительным документом руководителя предприятия создаются рабочие инвентаризационные комиссии.

2.1. В состав рабочих инвентаризационных комиссий включаются представители аппарата управления, бухгалтерской службы и опытные работники предприятия, знающие объект инвентаризации, цены и первичный учет (инженеры, технологи, механики, исполнители работ, товароведы, экономисты, бухгалтеры).

2.2. В состав рабочих инвентаризационных комиссий могут быть включены члены инвентаризационной комиссии.

2.3. Председатель и состав рабочих инвентаризационных комиссий утверждаются распорядительным документом руководителя предприятия.

2.4. Запрещается назначать председателем рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся на ответственном хранении у тех же материально ответственных лиц, одного и того же работника два года подряд.

Материально ответственные лица не включаются в состав рабочей инвентаризационной комиссии для проверки активов, находящихся у них на ответственном хранении.

2.5. В случае создания рабочих инвентаризационных комиссий инвентаризационная комиссия:

организует проведение инвентаризаций и осуществляет инструктаж членов рабочих инвентаризационных комиссий;

осуществляет контрольные проверки правильности проведения инвентаризаций, а также выборочные инвентаризации активов и обязательств по решению руководителя предприятия;

проверяет правильность определения инвентаризационных разниц, обоснованность предложений по зачетам пересортицы ценностей во всех местах их хранения;

при установлении серьезных нарушений правил проведение инвентаризации и в других случаях проводит по решению руководителя предприятия повторную инвентаризацию;

рассматривает причины выявленных недостач и потерь от порчи активов, формирует предложения по зачету в результате пересортицы, списанию недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач и отражает соответствующую информацию в протоколе.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

осуществляют инвентаризацию активов в местах хранения и производства;

совместно с бухгалтерской службой принимают участие в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по зачету недостач и излишков по пересортице, а также списание недостач в пределах норм естественной убыли;

оформляют протокол, в котором приводится информация, необходимая при составлении протокола инвентаризационной комиссии.

3. Объекты, периодичность и сроки проведения инвентаризации в отчетном году утверждаются распорядительным документом руководителя предприятия.

4. Председатель и члены инвентаризационной комиссии (рабочих инвентаризационных комиссий) обеспечивают соблюдение правил проведения инвентаризаций, полноту и точность внесения в инвентаризационные описи (акты инвентаризации) данных о фактических остатках активов и полноте отражения обязательств, правильности и своевременности оформления материалов инвентаризации.

5. До начала проверки фактического наличия активов:

проверяется исправность всех весоизмерительных приборов;

завершается обработка всех документов по движению активов и формируются последние на момент инвентаризации реестры приходных и расходных документов или отчеты о движении активов;

определяются остатки на дату инвентаризации;

активы группируются, сортируются и раскладываются по названиям, сортам, размерам в порядке, удобном для подсчета (в случае проведения внезапных инвентаризаций это делается в присутствии инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии)).

6. Председатель инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) визирует все приходные и расходные документы, прилагаемые к реестрам (отчетам), с указанием «До інвентаризації на (дата)». Для бухгалтерской службы эти документы являются основанием для определения остатков активов на начало инвентаризации по данным учета.

Материально ответственные лица дают в инвентаризационной описи расписки о том, что до начала инвентаризации все приходные и расходные документы на активы сданы в бухгалтерию, что все ценности, поступившие под их ответственность, оприходованы, а выбывшие списаны.

­7. Наличие активов при инвентаризации устанавливается путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Перевешивание, обмер, подсчет проводятся в порядке размещения активов в помещении, где они хранятся. Определение веса (объема) навалочных материалов может проводиться на основе обмеров и технических расчетов. Акты обмеров и расчеты прилагаются к инвентаризационным описям.

8. Если инвентаризация активов в помещении, где они хранятся, не закончена в течение одного дня, она должна быть закончена в течение следующих дней. После того, как инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) покинула это помещение, председатель инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) опечатывает его пломбиратором. Во время перерыва в работе инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) инвентаризационные описи должны храниться в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

В случае хранения активов в разных изолиро­ванных помещениях у одного материально ответственного лица инвентаризация проводится последовательно по местам хранения. После проверки ценностей вход в помещение опечатывается пломбиратором.

9. На приходных документах на активы, поступившие в места хранения активов до передачи их в эксплуатацию или использование (далее — склад) во время инвентаризации, материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) делается отметка «після інвентаризації». На расходных документах об активах, отпущенных со склада во время инвентаризации, с разрешения руководителя предприятия в присутствии членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) делается отметка «після інвентаризації» со ссылкой на дату инвентаризационной описи, где записаны эти активы, или они заносятся в отдельную инвентаризационную опись, если еще не были внесены в инвентаризационную опись.

10. На активы, находящиеся в пути, не оплаченную в срок покупателями отгруженную продукцию (товары) и на активы, находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), составляются отдельные инвентаризационные описи.

11. Бюджетные учреждения на активы, которые им не принадлежат, но находятся в их распоряжении, также составляют отдельные описи с распределением: на арендованные, принятые на ответственное хранение, комиссию, переработку и т. п.

12. Если материально ответственные лица выявят после инвентаризации ошибки в инвентаризационных описях, они должны немедленно (до открытия склада) заявить об этом инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии), которая после проверки указанных фактов и их подтверждения проводит исправление ошибок.

13. После окончания инвентаризации, проведенной рабочими инвентаризационными комиссиями, инвентаризационной комиссией при участии членов рабочих инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц могут проводиться контрольные проверки, но обязательно до открытия склада, где проводилась инвентаризация. При этом проверяются из инвентаризационной описи наиболее существенные по стоимости активы и активы, имеющие повышенный спрос.

В случае выявления значительных расхождений между данными инвентаризационной описи и данными контрольной проверки назначается новый состав рабочей инвентаризационной комиссии для проведения повторной инвентаризации.

14. Инвентаризационные описи, акты инвентаризации, сличительные ведомости оформляются согласно требованиям, установленным Положением о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденным приказом Министерства финансов Украины от 24 мая 1995 года № 88, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 05 июня 1995 года под № 168/704 (с изменениями), для первичных документов с учетом обязательных реквизитов и требований, предусмотренных этим Положением. Материалы инвентаризации могут быть заполнены как рукописным способом, так и с помощью электронных средств обработки информации.

Бюджетные учреждения сведения о результатах произведенных инвентаризаций оформляют по формам, определенным законодательством.

15. Инвентаризационные описи применяются для фиксирования наличия, состояния и оценки активов предприятия и активов, которые принадлежат другим предприятиям и учитываются за балансом. В акте инвентаризации фиксируются наличие наличности, денежных документов, бланков документов строгой отчетности, финансовых инвестиций, а также полнота отражения денежных средств на счетах в банке (регистрационных счетах), дебиторской и кредиторской задолженностей, обязательств, средств целевого финансирования, расходов и доходов будущих периодов, обеспечений (резервов), которые создаются согласно требованиям национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, международных стандартов и других актов законодательства.

16. В инвентаризационной описи активы приводятся по наименованиям в количественных единицах измерения, принятых в учете, отдельно по местонахождению таких ценностей и лицам, ответственным за их хранение, с возможным выделением по субсчетам и номенклатуре.

На каждой странице инвентаризационной описи указываются словами число порядковых номеров активов и общее количество в натуральных измерениях всех активов, записанных на этой странице, независимо от того, в каких единицах измерения (штуках, метрах, килограммах и т. п.) они отражены.

Акты инвентаризации заполняются с учетом объектов инвентаризации, при этом должны быть обеспечены их идентификация и сопоставление с данными бухгалтерского учета.

17. В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) помарок и подчисток не допускается. Исправление ошибок должно делаться во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и написания над ними правильных. Исправления должны быть подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами.

В инвентаризационных описях (актах инвентаризации) записи делаются последовательно в каждой строке на отдельном листе (кроме последнего), должны быть заполнены все строки. На последних листах инвентаризационной описи (акта инвентаризации) незаполненные строки прочеркиваются.

18. Инвентаризационные описи (акты инвентаризации) подписываются всеми членами инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственными лицами. При этом материально ответственные лица дают расписку, в которой подтверждается, что проверка активов состоялась в их присутствии, в связи с чем претензий к членам комиссии они не имеют, и что они принимают на ответственное хранение перечисленные в описи активы. При проведении инвентаризации в случае смены материально ответственного лица то лицо, которое принимает активы, дает расписку о получении активов, а лицо, которое их передает, — о передаче активов.

19. По окончании инвентаризации оформленные инвентаризационные описи (акты инвентаризации) сдаются в бухгалтерскую службу для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета проставляются против соответствующих данных инвентаризационной описи и путем сопоставления выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учета. Также бухгалтерская служба предприятия проводит проверку всех подсчетов в инвентаризационных описях (актах инвентаризации). Выявленные ошибки в ценах, таксировке и подсчетах должны быть исправлены и заверены подписями всех членов инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) и материально ответственных лиц.

На последней странице инвентаризационных описей (актов инвентаризации) делается отметка о проверке цен, таксировки и подсчетах результата за подписями лиц, проводивших эту проверку.

20. Бухгалтерской службой составляются сличительные ведомости активов и обязательств, в которых отражаются расхождения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей (актов инвентаризации).

Стоимость излишков и недостач ценностей в сличительных ведомостях приводится в соответствии с их оценкой в регистрах бухгалтерского учета.

На активы, принадлежащие другим предприятиям, составляются отдельные сличительные ведомости, копии которых направляются собственнику.

Предприятия могут создавать уполномоченные комиссии (назначать ответственных лиц) с целью анализа результатов инвентаризации активов и обязательств на предмет их соответствия критериям признания и оценки, требованиям национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета, национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, международных стандартов и других актов законодательства.

21. Материалы инвентаризации (описи, акты, сличительные ведомости, протоколы) оформляются не менее чем в двух экземплярах.

22. Министерства, другие центральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции в соответствии с отраслевыми особенностями могут разрабатывать на основе настоящего Положения методические рекомендации. Предприятия могут определять порядок проведения инвентаризации активов и обязательств и оформления ее результатов во внутреннем положении, разработанном в соответствии с настоящим Положением и другими нормативно-правовыми актами по бухгалтерскому учету.

 

III. Порядок инвентаризации активов и обязательств

1. Инвентаризация основных средств

1.1. До начала инвентаризации проверяются:

наличие и состояние технических паспортов и другой технической документации на основные средства;

наличие документов на основные средства, которые сданы или приняты предприятием в аренду, на хранение, во временное пользование.

При выявлении расхождений и неточностей в бухгалтерском учете или технической документации вносятся соответствующие исправления и уточнения.

1.2. Инвентаризационная опись составляется по объектам основных средств или группам и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

Однотипные по техническим характеристикам, назначению и условиям использования, одинаковой стоимости объекты основных средств, которые поступили одновременно на предприятие и по которым ведется групповой учет, в инвентаризационной описи приводятся по наименованию с указанием количества этих объектов.

В аналогичном порядке могут составляться инвентаризационные описи других необоротных материальных активов с учетом норм настоящего раздела.

1.3. Основные средства вносятся в инвентаризационную опись по наименованию согласно основному назначению объекта с указанием инвентарного номера, изготовителя, заводского номера (при его наличии), года выпуска, первоначальной (переоцененной) стоимости, суммы износа, срока полезного использования и других сведений.

Объект, прошедший восстановление, реконструкцию, расширение или переоборудование, в результате чего изменилось основное его назначение, вносится в инвентаризационную опись под наименованием, соответствующим новому основному назначению.

В случае установления факта неотражения выполненных работ капитального характера (достройка этажей, пристройка новых помещений и т. п.) или частичной ликвидации зданий и сооружений (снос отдельных конструктивных элементов) в бухгалтерском учете предприятия определяется сумма увеличения или уменьшения балансовой стоимости объекта и в описи отражаются данные о проведенных изменениях.

В ходе инвентаризации машин, оборудования и транспортных средств проверяются заводские номера кузова, двигателя, шасси и т. п.

Многолетние насаждения вносятся в инвентаризационную опись по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустарников, по категориям и их балансовой стоимости. Ирригационные и мелиоративные сооружения записываются по виду и роду сооружений с указанием их размеров, года сооружения, балансовой стоимости и других сведений, характеризующих их назначение и состояние.

Во время проведения инвентаризации земельных участков, зданий, сооружений, другой недвижимости, водоемов и других объектов природных ресурсов проверяется наличие документов, подтверждающих право собственности предприятия на эти объекты.

1.4. В случае выявления пригодных для использования объектов основных средств, остаточная стоимость которых равна нулю, инвентаризационная комиссия (рабочая инвентаризационная комиссия) передает соответствующие материалы руководителю предприятия.

1.5. В случае выявления объектов, не находящихся на учете, а также объектов, данные о которых отсутствуют в учете, в инвентаризационную опись отсутствующие сведения и технические показатели о таких объектах вносятся, например, так: о зданиях — указываются их назначения, основные материалы, из которых они построены, объем (наружный или внутренний обмер), площадь (общая полезная площадь), число этажей, подвалов, полуподвалов, год строительства и т. п.

Оценка выявленных объектов производится по справедливой стоимости.

1.6. Основные средства, которые ремонтируются на других предприятиях, вносятся в инвентаризационную опись на основании документов о передаче объектов в ремонт.

1.7. Инвентаризационной комиссией (рабочей инвентаризационной комиссией) проверяется правильность присвоения инвентаризационных номеров.

1.8. На основные средства, которые не пригодны к эксплуатации и не подлежат восстановлению, составляется отдельная инвентаризационная опись с указанием времени ввода в эксплуатацию и причин, которые довели до состояния непригодности эти объекты.

Списание таких объектов проводится в порядке, установленном законодательством.

1.9. Допускается составление групповых инвентаризационных описей малоценных необоротных материальных активов, выданных в индивидуальное пользование работников, с указанием в них ответственных за эти предметы лиц (на которых ведутся личные карточки) с их росписью в инвентаризационной описи.

1.10. Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь одного наименования, близкие по размерам, качеству материала и цене, вносятся в инвентаризационную опись суммарно, с указанием количества этих предметов и их номенклатурных номеров.

Предметы спецодежды и столового белья, отправленные в стирку и ремонт, вносятся в инвентаризационную опись на основании ведомостей-накладных или квитанций предоставителя услуг.

1.11. Инвентаризация библиотечных фондов оформляется групповыми инвентаризационными описями. Во время ее проведения выявляются ошибки, допущенные при шифровке документов, расстановке фонда, оформлении выдачи документов пользователям, а также устанавливается задолженность пользователей перед библиотекой, выявляются дублетные документы, документы, не соответствующие профилю комплектования фонда подразделения или библиотеки в целом, и документы, требующие ремонта, переплета и т. п.

В случае установления факта отсутствия документа проводится его поиск в срок, определенный правилами пользования библиотекой относительно пользования документом читателем, но не больше одного года.

2. Инвентаризация нематериальных активов

2.1. При инвентаризации нематериальных активов их наличие устанавливается по документам, которые были основанием для оприходования, или по документам, которыми оформлены имущественные права. Одновременно на основании этих документов проверяется обоснованность их оприходования.

2.2. В инвентаризационную опись вносятся данные о названии нематериального актива, характеристике, назначении, дате приобретения (ввода в эксплуатацию), первоначальной (переоцененной) стоимости, сумме накопленной амортизации, сроке полезного использования, количестве и стоимости объекта или группы объектов нематериальных активов. Инвентаризационная опись составляется по объектам нематериальных активов или группам однотипных по назначению и условиям использования объектов нематериальных активов и отдельно по каждому материально ответственному лицу.

2.3. В случае выявления излишков объектов нематериальных активов в инвентаризационную опись они вносятся с указанием необходимых данных. Оценка таких объектов проводится по справедливой стоимости. Субъекты государственного сектора экономики определяют стоимость объектов прав интеллектуальной собственности, которые находятся в государственной собственности или были созданы (приобретены) за государственные средства согласно законодательству.

3. Инвентаризация незавершенных капитальных инвестиций

3.1. Наличие и объем незавершенных капитальных инвестиций устанавливаются в ходе проведения инвентаризации путем проверки их в натуре.

3.2. В инвентаризационных описях незавершенных капитальных инвестиций указываются наименования объекта, объем выполненных и оплаченных работ по видам, конструктивным элементам, оборудованию.

3.3. На построенные объекты, которые фактически введены в действие полностью или частично, но приемка и ввод в действие которых не оформлены надлежащими документами, а также на завершенные, но по каким-либо причинам не введенные в действие объекты, составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой дополнительно указываются причины задержки оформления сдачи в эксплуатацию указанных объектов.

3.4. На объекты, строительство которых прекращено, а также на проектно-изыскательские работы по неосуществленному строительству, которые должны быть списаны с баланса, составляются отдельные инвентаризационные описи, в которых приводятся данные о характере выполненных работ и их стоимости согласно смете с указанием причин прекращения (неосуществления) строительства. Списание таких расходов проводится в соответствии с действующим законодательством.

3.5. В ходе инвентаризации проверяется наличие в составе незавершенных капитальных инвестиций устройств и оборудования, переданных для монтажа, который фактически не начат, а также устанавливается состояние законсервированных и временно остановленных строительных объектов, разработок, нематериальных активов, на которые составляется отдельная инвентаризационная опись.

4. Инвентаризация запасов

4.1. Инвентаризация запасов проводится по местам хранения и отдельно по материально ответственным лицам. Материальные запасы при инвентаризации записываются в инвентаризационные описи по наименованию с указанием номенклатурного номера (при его наличии), вида, группы, сорта, единицы измерения, цены, суммы и количества (счет, вес или мера), фактически установленных на дату инвентаризации, и по данным бухгалтерского учета.

На малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, учитывающиеся в оперативном порядке, инвентаризационные описи не составляются, а проверяется фактическое наличие этих предметов у материально ответственных лиц путем сопоставления с ведомостью оперативного учета. Выявленная при этом недостача предметов оформляется актом.

Спецодежда и предметы индивидуального пользования, отправленные в стирку и ремонт, проверяются на основании документов предоставителя услуг.

4.2. Инвентаризационная комиссия в присутствии материально ответственных лиц проверяет фактическое наличие запасов путем их пересчета, перевеса или перемера. Не допускается вносить в инвентаризационные описи данные об остатках активов со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки их фактического наличия.

Количество запасов, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов с обязательной проверкой наличия в натуре части указанных ценностей.

4.3. На запасы, находящиеся в пути, не оплаченную в срок покупателями отгруженную продукцию (товары) и на запасы, находящиеся на складах других предприятий (на ответственном хранении, на комиссии, в переработке), составляется отдельная инвентаризационная опись и проверяется обоснованность сумм, отраженных на счетах бухгалтерского учета. Такие суммы могут быть признаны, если они подтверждены надлежащим образом оформленными документами, в частности счетами поставщиков, копиями платежных требований (счетов-фактур), предъявленных покупателям, охранными расписками, переоформленными на дату проведения инвентаризации или близкую к ней.

4.4. Выявленные в ходе инвентаризации непригодные или испорченные запасы вносятся в отдельную инвентаризационную опись, в которой указываются наименования соответствующих запасов, их количество, причины, степень и характер порчи, предложения по их обесцениванию, списанию или возможности использования этих предметов в хозяйственных целях.

4.5. Тара приводится в инвентаризационной описи по видам, целевому назначению и качественному составу (новая, бывшая в употребления, требующая ремонта и т. п.). На тару, ставшую непригодной, составляется акт на списание с указанием причин порчи.

4.6. При инвентаризации незавершенного производства в инвентаризационных описях указываются наименование задела, стадия и степень их готовности, количество или объем выполненных работ.

Сырье, материалы и покупные полуфабрикаты, находящиеся возле рабочих мест и не подвергавшиеся обработке, в опись незавершенного производства не включаются, а фиксируются в отдельных инвентаризационных описях.

Количество сырья и материалов, входящих в состав неоднородной массы или смеси в незавершенном производстве, определяется техническими расчетами в порядке, установленном на предприятии, если иное не предусмотрено законодательством.

На незаконченный ремонт зданий, сооружений, машин, оборудования, энергетических установок и других объектов составляется отдельная инвентаризационная опись, в которой указываются: наименование ремонтируемого объекта, описание и процент выполненных работ.

4.7. Инвентаризация незавершенных научно-­исследовательских работ проводится по темам (договорам), при этом устанавливаются:

наличие договора с заказчиком;

правильность отражения фактических расходов по теме и наличие неиспользованных материальных ценностей;

причины значительного или необоснованного отклонения фактических расходов от сметной стоимости;

учет расходов по законченным и оплаченным заказчиком работам.

5. Инвентаризация биологических активов

5.1. Долгосрочные биологические активы растениеводства в инвентаризационную опись вносятся по культурам, ботаническим сортам с указанием года закладки, площади, количества деревьев или кустарников, по категориям и их балансовой стоимости.

5.2. Долгосрочные биологические активы животноводства, в частности взрослый продуктивный и рабочий скот, вносятся в инвентаризационные описи с указанием номера скота (бирки), клички, возраста, породы, откормленности, живой массы (веса) (масса (вес) лошадей, мулов не указывается).

Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и боровы) и особенно ценные экземпляры овец и другого скота вносятся в отдельные инвентаризационные описи.

Другой скот основного стада, учитываемый в групповом порядке, вносится в инвентаризационные описи по группам согласно возрасту и полу с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе.

5.3. Текущие биологические активы животноводства в части молодняка животных на выращивании и животных на откорме вносятся в инвентаризационные описи отдельно с указанием инвентарных номеров, кличек, пола, масти, породы и т. п. Другие текущие биологические активы животноводства, учитываемые в групповом порядке, вносятся в инвентаризационную опись по возрасту и половым группам с указанием количества голов и живого веса в каждой группе.

5.4. Инвентаризационные описи биологических активов животноводства составляются по видам животных отдельно на фермах, в цехах, отделениях, бригадах и по материально ответственным лицам.

5.5. Инвентаризация текущих биологических активов растениеводства проводится по видам таких активов, при этом проверяются натуральные показатели (площади, засеянные озимыми культурами, количество растений в парниках и теплицах, заложенных садах, ягодниках и виноградниках).

6. Инвентаризация наличности, денежных средств и их эквивалентов, бланков документов строгой отчетности

6.1. Наличие наличности, денежных средств, ценных бумаг, денежных документов (оплаченных санаторно-туристических путевок, почтовых марок и т. п.) и бланков документов строгой отчетности устанавливается инвентаризацией и оформляется актом инвентаризации.

Инвентаризация касс на предприятии проводится в соответствии с Положением о ведении кассовых операций в национальной валюте в Украине, утвержденным постановлением Правления Национального банка Украины от 15 декабря 2004 года № 637, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 13 января 2005 года под № 40/10320.

В акте инвентаризации наличия наличности указываются фактический остаток и остаток по данным учета и определяется результат инвентаризации.

Сведения о наличности в иностранной валюте вносятся в акт инвентаризации с указанием названия и суммы иностранной валюты, курса Национального банка Украины на начало рабочего дня инвентаризации, суммы иностранной валюты в пересчете в денежную единицу Украины.

В акт инвентаризации денежных документов, бланков документов строгой отчетности вносятся данные о названии, номере, серии и номинальной стоимости.

6.2. При инвентаризации средств, находящихся в пути, сверяются суммы, указанные в счете, с данными квитанций учреждения банка, почтового отделения, копий сопроводительных ведомостей на сдачу выручки инкассаторам банка.

6.3. Инвентаризация средств на расчетных, текущих, валютных, регистрационных и других счетах, на аккредитивах проводится путем сверки остатков сумм по данным бухгалтерского учета предприятия с данными выписок банка.

6.4. При инвентаризации ценных бумаг в документарной форме устанавливаются:

наличие ценных бумаг;

правильность их оформления, реальность стоимости отраженных в балансе предприятия ценных бумаг;

полнота и своевременность отражения в бухгалтерском учете доходов от финансовых инвестиций.

Инвентаризация ценных бумаг проводится по отдельным эмитентам с указанием в акте инвентаризации названия, серии, номера, номинальной и балансовой стоимости, сроков их погашения.

6.5. Инвентаризация ценных бумаг в бездокументной форме, переданных предприятием на хранение депозитарным учреждениям, заключается в сверке остатков, отраженных на соответствующих счетах бухгалтерского учета предприятия, с данными выписок со счетов в ценных бумагах предприятия, выданных депозитарными учреждениями.

6.6. В отдельный акт инвентаризации вносятся данные о долгосрочных и краткосрочных финансовых инвестициях в доли (паи) в уставных капиталах других предприятий. Инвентаризация проводится путем сверки учредительных документов с данными бухгалтерского учета предприятия.

6.7. В акте инвентаризации указываются: название финансовой инвестиции (акции, облигации, доли (пая) и т. п.), название ценных бумаг, которыми оформлены финансовые инвестиции, дата и срок вклада, номер и серия ценных бумаг, название документа, подтверждающего финансовые инвестиции (учредительный договор, другие соглашения, выписки банков, накладные на передачу оборудования и т. п.), сумма, вид вклада.

7. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей

7.1. Инвентаризация дебиторской и кредиторской задолженностей заключается в сверке документов и записей в реестрах учета и проверке обоснованности сумм, отраженных на соответствующих счетах, и оформляется актом инвентаризации.

7.2. При инвентаризации всем дебиторам ­предприятия-кредиторы должны передать выписки с аналитических счетов об их задолженности, которые предъявляются инвентаризационной комиссии (рабочей инвентаризационной комиссии) для подтверждения реальности задолженности. Предприятия-­дебиторы должны подтвердить задолженность или заявить свои возражения.

В отдельных случаях, когда до конца отчетного периода расхождения не устранены или остались невыясненными, расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются каждой стороной в суммах, которые следуют из записей в бухгалтерском учете и признаются ею правильными.

7.3. Дебиторская и кредиторская задолженности проверяются на предмет соблюдения срока исковой давности, обоснованности сумм, которые учитываются на счетах учета расчетов с покупателями, заказчиками, поставщиками, подрядчиками, полученных и выданных векселей, полученных заемных средств, предоставленных кредитов (займов), с подотчетными лицами, депонентами, другими дебиторами и кредиторами.

7.4. В ходе инвентаризации расчетов путем документальной проверки устанавливаются:

правильность расчетов с банками, контро­лирующими органами, другими предприятиями, а также со структурными подразделениями предпри­ятия, выделенными на отдельные балансы;

задолженность подотчетных лиц, а также правильность и обоснованность сумм задолженности по недостачам и хищениям. Инвентаризация задолженности по недостачам и потерям от порчи ценностей заключается в проверке причин, по которым задерживается рассмотрение материалов по выявленной недостаче и отнесение ее на виновных лиц или списание в установленном порядке;

правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженностей, в том числе суммы кредиторской и депонентской задолженностей, по которым истек срок исковой давности;

реальность задолженности работникам по оплате труда и гражданам (непосредственно или через работодателей) по социальным выплатам, определенным законодательством, а также по безналичным расчетам по этим выплатам.

7.5. В акте инвентаризации указываются наименования проинвентаризированных субсчетов и суммы выявленной несогласованной дебиторской и кредиторской задолженностей, безнадежных долгов и кредиторской и дебиторской задолженностей, по которым истек срок исковой давности.

К акту инвентаризации расчетов прилагаются справка о дебиторской и кредиторской задолженностях, по которым истек срок исковой давности, с указанием наименования и местонахождение таких дебиторов или кредиторов, суммы, причины, даты и основания возникновения задолженности (для бюджетных учреждений — письма в учреждения вышестоящего уровня по поводу выделения средств для погашения такой задолженности).

В акте инвентаризации расчетов по возмещению материальных убытков указываются фамилия должника, за что и когда возник долг, дата принятия ­судебного решения или другого органа (добровольного согласия должника) о возмещении суммы материального ущерба, а если такое решение не принято, то указываются дата предъявленного предприятием иска и сумма задолженности на дату инвентаризации.

Отдельно составляется акт инвентаризации кредиторской задолженности, срок исковой давности которой истек и которая планируется к списанию. В бюджетных учреждениях такой акт утверждается руководителем бюджетного учреждения.

7.6. Инвентаризация средств целевого финансирования заключается в проверке обоснованности их остатка путем сопоставления данных о поступлении на предприятие средств целевого финансирования и их использовании в соответствии с их целевым назначением.

8. Инвентаризация расходов и доходов будущих периодов, обеспечений и резервов

8.1. При инвентаризации обеспечений проверяются их правильность и обоснованность, создаваемых на: выплату отпусков работникам; дополнительное пенсионное обеспечение; выполнение гарантийных обязательств; реструктуризацию, выполнение обязательств при прекращении деятельности; выполнение обязательств по обременительным контрактам и другие цели, предусмотренные национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета, национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета в государственном секторе, международными стандартами и другими актами законодательства.

8.2. Остаток обеспечения на выплату отпусков, в том числе отчисления на общеобязательное государственное социальное страхование с этих сумм, по состоянию на конец отчетного года определяется по расчету, который базируется на количестве дней неиспользованного работниками предприятия ежегодного отпуска и среднедневной оплате труда работников. Среднедневная оплата труда определяется в соответствии с законодательством.

8.3. При инвентаризации обеспечения на выплату предусмотренного законодательством вознаграждения за выслугу лет, в том числе отчислений на государственное социальное страхование с этих сумм, уточняется размер обеспечения, который не должен превышать сумму начисленного вознаграждения и подлежит отнесению на расходы.

8.4. Инвентаризация страхового резерва небанковского финансового учреждения, создаваемого для покрытия рисков невозврата основного долга по кредитам, заключается в обосновании соответствия остатка указанного резерва предельному размеру такого резерва на дату инвентаризации, который исчисляется в соответствии с законодательством.

8.5. Инвентаризация резерва сомнительных долгов заключается в проверке обоснованности определения суммы сомнительной задолженности на основании анализа применения метода расчета резерва сомнительных долгов, установленного в соответствии с учетной политикой.

8.6. В акт инвентаризации включаются: определенная по результатам инвентаризации сумма расходов и доходов будущих периодов, обеспечения (по его видам) и резерва сомнительных долгов вместе с соответствующими расчетами, а также соответствующие суммы по данным бухгалтерского учета.

 

IV. Проверка и оформление результатов инвентаризации

1. Заключения, касающиеся выявленных расхождений между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета, которые приводятся в сличительных ведомостях, и предложения по их урегулированию отражаются инвентаризационной комиссией в протоколе, который составляется после окончания инвентаризации и передается на рассмотрение и утверждение руководителю предприятия. В протоколе приводятся: причины недостач, потерь, излишков, а также предложения по зачету в результате пересортицы, списание недостач в пределах норм естественной убыли, а также сверхнормативных недостач и потерь от порчи ценностей с указанием причин и принятых мер по предотвращению таких потерь и недостач. Предприятия могут прилагать к протоколам другую информацию, которая является существенной для принятия решений о признании и оценке активов и обязательств и раскрытия соответствующей информации в финансовой отчетности.

2. Протокол инвентаризационной комиссии утверждается руководителем предприятия в течение 5 рабочих дней после завершения инвентаризации.

3. Результаты инвентаризации на основании утвержденного протокола инвентаризационной комиссии отражаются в бухгалтерском учете и финансовой отчетности того отчетного периода, в котором закончена инвентаризация.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием активов и обязательств и данными бухгалтерского учета регулируются предприятиями в следующем порядке:

основные средства, нематериальные активы, выявленные в излишках, подлежат оприходованию с увеличением доходов будущих периодов (доходов специального фонда бюджетного учреждения);

ценные бумаги, денежные средства, их эквиваленты и другие оборотные материальные ценности, выявленные в излишках, подлежат оприходованию с увеличением дохода отчетного периода предприятия (дохода специального фонда бюджетного учреждения);

недостача запасов в пределах установленных норм естественной убыли, выявленная в ходе инвентаризации, списывается по распоряжению руководителя предприятия на расходы. Нормы естественной убыли могут применяться только в случае выявления фактических недостач и после взаимозачета недостач ценностей и излишков в результате пересортицы. При отсутствии норм естественной убыли потеря рассматривается как недостача сверх нормы;

недостача ценностей сверх норм естественной убыли, а также потери от порчи ценностей списываются с баланса и относятся на счет виновных лиц в размере, определенном в соответствии с законодательством, в случае если виновные лица не установлены, они зачисляются на забалансовый счет до момента установления виновных лиц или закрытия дела согласно законодательству.

5. Взаимный зачет излишков и недостач в результате пересортицы допускается только по запасам одинакового наименования и в тождественном количестве при условии, что излишки и недостачи образовались за один и тот же проверяемый период и у одного и того же материально ответственного лица.

Министерства, другие органы исполнительной власти, к сфере управления которых относятся предприятия, могут устанавливать порядок, в соответствии с которым такой зачет может быть допущен по одной и той же группе запасов, если ценности, входящие в ее состав, похожи по внешнему виду или упакованы в одинаковую тару (в случае отпуска их без распаковки тары).

В случае взаимозачета недостач и излишков в результате пересортицы, когда стоимость запасов, выявленных в недостаче, больше стоимости запасов, выявленных в излишке, разница стоимости должна быть отнесена на виновных лиц.

Если лица, виновные в пересортице, не установлены, то суммовые разницы рассматриваются как недостачи ценностей сверх норм естественной убыли с отнесением их в состав расходов в порядке, определенном пунктом 4 настоящего раздела. По таким суммовым разницам в протоколах инвентаризационной комиссии должны быть приведены причины, по которым разницы не могут быть отнесены на виновных лиц.

Превышение стоимости запасов, выявленных в излишке, по сравнению со стоимостью запасов, выявленных в недостаче в результате пересортицы, относится на увеличение данных учета соответствующих запасов и доходов в порядке, определенном пунктом 4 настоящего раздела.

6. Размер убытков от хищения, недостач, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется в соответствии с законодательством.

7. Бюджетными учреждениями в случае установления недостач или потерь, возникших в результате злоупотреблений, соответствующие материалы в течение 5 дней после установления недостач и потерь передаются в правоохранительные органы, а на сумму выявленных недостач и потерь подается гражданский иск.

 

Директор Департамента налоговой,
 таможенной политики и методологии бухгалтерского учета
 Н. Чмерук

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше