Для того чтобы сразу стало понятным, почему с 2015 года бюджетные учреждения при получении наличных средств за предоставленные услуги должны применять РРО, разберемся, откуда все-таки «растут ноги» у такого нововведения.
О том, кого законодатель обязывает использовать в своей деятельности РРО, сказано в ст. 3 Закона об РРО. Так, применять РРО обязаны субъекты хозяйствования, осуществляющие расчетные операции в наличной и/или безналичной форме (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг, а также операции по приему наличных для их дальнейшего перевода.
Для начала посмотрим, что такое расчетные операции:
— прием от покупателя наличных средств, платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п. по месту реализации товаров (услуг);
— выдача наличных средств за возвращенный покупателем товар (непредоставленную услугу);
— оформление соответствующего расчетного документа об оплате в безналичной форме товара (услуги) банком покупателя или, в случае возврата товара (отказа от услуги), оформление расчетных документов о перечислении средств в банк покупателя — в случае применения банковской платежной карточки (далее — БПК).
То есть в общем случае субъекты хозяйствования обязаны применять РРО как при наличных расчетах, так и при безналичных расчетах с использованием БПК.
Стоит обратить внимание на то, что эти требования и формулировки уже несколько лет остаются неизменными. Почему же тогда с 2015 года при проведении расчетных операций по предоставлению платных услуг бюджетным учреждениям нужно применять РРО?
Все дело в том, что Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно налоговой реформы» от 28.12.2014 г. № 71-VIII (ср. ) были внесены изменения в ст. 9 Закона об РРО. Именно в этой статье приведены ситуации, когда РРО не применяют. Однако особого внимания заслуживает именно п. 1 ст. 9 этого Закона. Давайте посмотрим, как выглядели его нормы до и после 01.01.2015 г. (см. табл. 1 на с. 6).
Таблица 1
Ст. 9 Закона об РРО РРО и РК не применяются: | |
до 01.01.2015 г. | после 01.01.2015 г. |
1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства и предоставлении услуг предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью (при наличии) в установленном порядке | 1) при осуществлении торговли продукцией собственного производства предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности, кроме предприятий торговли и общественного питания, в случае проведения расчетов в кассах этих предприятий, учреждений и организаций с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке |
Именно на основании п. 1 ст. 9 Закона об РРО, в редакции, действовавшей до 01.01.2015 г., бюджетные учреждения при предоставлении платных услуг и проведении расчетов наличными средствами такие операции оформляли приходными кассовыми ордерами и, соответственно, РРО не применяли.
Начиная с 1 января 2015 года субъекты хозяйствования, которые предоставляют услуги и проводят расчеты наличными, должны применять РРО. Это требование в равной степени распространяется и на бюджетные учреждения при проведении расчетов за предоставленные услуги. В новой редакции Закона об РРО такое право осталось только у тех субъектов хозяйствования, которые реализуют продукцию собственного производства.
Фактически это означает, что бюджетные учреждения, которые получают плату за услуги в наличной форме, с 01.01.2015 г. должны применять РРО. Говоря о плате за услуги, мы, конечно же, имеем в виду собственные поступления. При этом обратите внимание: это касается не всех видов собственных поступлений, а только поступлений, которые учреждения зачисляют в состав первой группы согласно ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI. Эти виды поступлений приведены в табл. 2.
Таблица 2
Поступления от платы за услуги, которые бюджетные учреждения предоставляют согласно законодательству (первая группа собственных поступлений) | |
Подгруппа 1 | Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями в соответствии с их основной деятельностью |
Бюджетные учреждения имеют право предоставлять платные услуги, доходы от которых зачисляются в специальный фонд их смет. Перечни таких платных услуг утверждены для каждой бюджетной сферы отдельными постановлениями КМУ. Так, например, заведения здравоохранения при предоставлении платных услуг руководствуются Перечнем платных услуг, предоставляемых в государственных и коммунальных учреждениях здравоохранения, высших медицинских учреждениях образования и научно-исследовательских учреждениях, утвержденным постановлением КМУ от 17.09.96 г. № 1138; | |
Подгруппа 2 | Поступления бюджетных учреждений от дополнительной (хозяйственной) деятельности |
Возможность получения таких доходов предусмотрена в перечнях платных услуг для каждой бюджетной сферы | |
Подгруппа 3 | Плата за аренду имущества бюджетных учреждений |
В свое время Минюст в письме от 23.12.2004 г. № 8-11-19 пришел к такому выводу: предметом договора о предоставлении услуг и договора найма являются разные объекты гражданских прав. Так, предметом договора найма является непотребительская вещь (ст. 760 ГКУ), а предметом договора о предоставлении услуг является услуга, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности (ст. 901 ГКУ). Учитывая приведенное, Минюст считает, что договор найма (аренды) не может быть отнесен к договору о предоставлении услуг. Однако хотим предупредить: фискалы всегда считали аренду услугой, и следовательно, при приеме наличных денег от арендаторов нужно применять РРО. Поэтому, чтобы избежать споров при проверках, рекомендуем проводить расчеты с арендаторами через кассу банка. | |
Подгруппа 4 | Поступления бюджетных учреждений от реализации в установленном порядке имущества (кроме недвижимого имущества) |
К этой подгруппе поступлений учреждения относят средства, полученные от реализации различного вида имущества (основные средства, прочие необоротные материальные активы, запасы и пр.). При получении наличных средств от реализации имущества имейте в виду, что фискалы трактуют этот момент по-разному. Так, при продаже основных средств за наличные средства, которые изъяты из активов (списаны с баланса) в результате их продажи и в бухгалтерском учете учитывались на счете 10 «Основные средства», субъекты хозяйствования могут проводить такие расчеты с оформлением приходных и расходных кассовых ордеров и выдачей соответствующих квитанций, подписанных и заверенных печатью в установленном порядке, или в безналичной форме через банковские учреждения. Однако при продаже за наличные средства материальных ценностей, которые были изъяты из активов (списаны с баланса) и учитываются в бухучете как сырье и материалы, топливо, запасные части и т. п., а также не являются продукцией собственного производства, субъекты хозяйствования обязаны осуществлять расчетные операции через зарегистрированные, опломбированные в установленном порядке и переведенные в фискальный режим работы РРО или осуществлять такие расчетные операции в безналичной форме |