07.09.2015

Если одного бухгалтера мало: разбираемся со штатами

Типовыми штатными нормативами для средней общеобразовательной школы предусмотрена 1 штатная единица бухгалтера. Вместе с тем согласно межотраслевым нормативам численности работников бухгалтерского учета по объему работ и затраченному на них времени для выполнения работ в среднем на школу необходимо от 2,5 до 3 единиц. Можно ли ввести в штатное расписание заведения дополнительную штатную единицу бухгалтера на законных основаниях без сокращения штатных должностей?

В соответствии со ст. 45 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV штатные расписания государственных и коммунальных заведений независимо от подчиненности и типов устанавливаются соответствующим органом управления образования на основании Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений, утвержденных приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205 (далее Типовые штаты № 1205, приказ № 1205), которые имеют обязательный характер.

Действительно, Типовыми штатами № 1205 предусмотрено, что в тех школах, которые ведут самостоятельный бухгалтерский учет, вводится не более 1 штатной единицы должности бухгалтера (главного бухгалтера).

К сожалению, при определении количества штатных единиц бухгалтера законодатели не учли ни количество классов в школе (а чем большее количество классов, тем большая штатная численность учителей), ни наличия материально-технической базы и т. д.

Ни для одного бухгалтера не секрет, что вести бухгалтерский учет в большом учебном заведении в одиночку очень сложно. А как же быть учебному заведению, если единственный бухгалтер уйдет в отпуск или заболеет?

В данном случае существует два варианта:

1. Если в учебном заведении предоставляются платные услуги, то можно ввести в штат одну должность бухгалтера за счет средств специального фонда (см. п. 4 Типовых штатов № 1205).

2. Ввести в штат вторую должность бухгалтера путем замены в рамках одной категории персонала (п. 2 приказа № 1205). Например, заменить должность «инженер-электроник» на должность «бухгалтер (с дипломом специалиста)». При этом учтите, что заменять можно только те должности, которые введены в штатное расписание.

Внимание! Замена должностей работников может осуществляться только в пределах одной категории (педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала.