25.01.2016

Как уменьшить цену за единицу природного газа

Бюджетное учреждение провело переговорную процедуру закупки по поставке природного газа на 2016 год и акцептовало предложение по цене 9012,48 грн. за 1000 м куб., в которую входит цена распределения и транспортировки газа. После обнародования акцепта поступило письмо от поставщика о цене поставки природного газа в размере 8052,79 грн. за 1000 м куб., поскольку распределение и транспортировка природного газа закупаются по отдельному договору.
Можно ли дополнительным соглашением уменьшить цену за единицу товара, исключив оплату за распределение и транспортировку? Будет ли это нарушением ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях? Можно ли в таком случае применять п. 5 ч. 5 ст. 40 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок», а именно согласование изменения цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг)?

В первую очередь напомним, что на сегодняшний день правовые основы функционирования рынка природного газа в Украине урегулированы Законом Украины «О рынке природного газа» от 09.04.2015 г. № 329-VIII (далее — Закон № 329).

Как предусмотрено п. 27 ч. 1 ст. 1 данного Закона, поставщик природного газа — это субъект хозяйствования, который на основании лицензии осуществляет деятельность по поставке природного газа.

При этом поставка природного газа осуществляется в соответствии с договором, согласно которому поставщик обязуется поставить потребителю природный газ надлежащего качества и в необходимом количестве в порядке, предусмотренном договором, а потребитель обязуется оплатить стоимость принятого природного газа в размере, сроки и порядке, предусмотренных договором. Такой договор заключают в соответствии с Гражданским кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV и Хозяйственным кодексом Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV.

Отметим: договор поставки природного газа должен содержать существенные условия, предусмотренные ч. 5 ст. 12 Закона № 329 (ср. ). Поставку природного газа осуществляют по ценам, которые свободно устанавливаются между поставщиком и потребителем, кроме случаев, предусмотренных этим Законом.

Для поставки (транспортировки) природного газа заказчику поставщик заключает договор транспортировки природного газа в порядке, предусмотренном Кодексом газотранспортной системы, утвержденным постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2493 (далее — Кодекс ГТС), а также другими нормативно-правовыми актами. Типовой договор транспортировки природного газа утвержден постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2497, действующим с 01.12.2015 г.

Вместе с тем для получения природного газа заказчик заключает договор распределения природного газа с оператором газораспределительной системы в порядке, предусмотренном Кодексом ГТС и другими нормативно-правовыми актами. Типовой договор распределения природного газа утвержден постановлением НКРЭКУ от 30.09.2015 г. № 2498, действующим с 01.12.2015 г.

По договору распределения природного газа оператор газораспределительной системы обязуется обеспечить заказчику услуги по распределению природного газа на период и на условиях, определенных договором распределения природного газа, а заказчик обязуется оплатить оператору газораспределительной системы стоимость услуг распределения природного газа.

Об особенностях закупки природного газа и услуг по его распределению Минэкономразвития разъясняло в письме от 01.12.2015 г. № 3302-05/40083-06.

Отметим: плата за присоединение заказчика к газораспределительной системе определяется согласно договору между заказчиком и оператором газораспределительной системы на основании методологии, утвержденной НКРЭКУ.

Как предусмотрено ч. 2 ст. 32 Закона № 329, оператор газораспределительной системы осуществляет деятельность по распределению природного газа на основании лицензии, которую выдает НКРЭКУ. При этом технические и коммерческие условия присоединения к газораспределительной системе определяются в Кодексе ГТС.

Следовательно, закупку услуг по распределению природного газа у оператора газораспределительной системы заказчик осуществляет путем применения переговорной процедуры закупки на основании типового договора.

Таким образом, заказчику в указанной ситуации действительно нужно от цены природного газа отнять стоимость услуг по транспортировке и распределению природного газа.

При этом для решения указанной ситуации есть два варианта:

на стадии до заключения договора о закупке;

на стадии после заключения такого договора.

Рассмотрим, как решить эту ситуацию в каждом из них.

1. В соответствии с ч. 5 ст. 40 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197) условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Как видим, указанная норма не содержит ограничения в части того, что условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения победителя переговорной процедуры закупки (в том числе цены за единицу товара).

Как предусмотрено ч. 1 ст. 39 Закона № 1197, переговорная процедура закупки — это процедура, используемая заказчиком в виде исключения, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Поэтому после акцепта предложения участника переговорной процедуры до заключения договора о закупке заказчик может провести еще одни переговоры. На таких переговорах стороны могут изменить цену предложения в сторону уменьшения, т. е. с 9012,48 грн. за 1000 м куб. природного газа до 8052,79 грн. за 1000 м куб. природного газа. Протокол переговоров составляется в произвольной форме. При этом результаты проведенных переговоров должны быть отражены в протокольном решении комитета по конкурсным торгам заказчика, который составляется также в произвольной форме.

Вместе с тем советуем заказчику в отчете о результатах проведения переговорной процедуры закупки (далее — Отчет) в пункте 11 («Другая информация») указать информацию о том, что заказчик провел переговоры перед заключением договора, по результатам которых стороны согласовали уменьшить цену за единицу товара.

Напомним, что форма Отчета и Инструкция по его заполнению утверждены приказом Минэкономразвития от 15.09.2014 г. № 1106 (далее — приказ № 1106).

2. Заказчик заключает договор закупки природного газа по цене акцептованного предложения, т. е. 9012,48 грн. за 1000 м куб. природного газа. Потом к договору о закупке природного газа заказчик заключает дополнительное соглашение на уменьшение цены за единицу товара, согласно которой из цены договора исключается оплата услуг за распределение и транспортировку природного газа. В таком случае необходимо обязательно обосновать в дополнительном соглашении причины и основания внесения изменений в договор.

Такое дополнительное соглашение заказчик заключает на основании п. 5 ч. 5 ст. 40 Закона № 1197, а именно: внесение изменений в части согласованного изменения цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг).

Следовательно, с учетом внесенных изменений, цена за 1000 м куб. природного газа составит 8052,79 грн.

Напомним, что заказчик в таком случае в течение трех рабочих дней со дня внесения указанных изменений должен подать для обнародования уведомление о внесении изменений в договор. Форма уведомления о внесении изменений в договор и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом № 1106.

Решение такой ситуации любым из предложенных вариантов полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Следовательно, отсутствуют основания считать, что в данном случае будет нарушение действующего законодательства в сфере государственных закупок, состав которого предусмотрен ст. 16414 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X.