<…>
Аттестация педагогических работников регламентирована Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение).
В соответствии с п. 4.2 Типового положения по результатам аттестации педагогическим работникам присваиваются квалификационные категории: «специалист», «специалист второй категории», «специалист первой категории», «специалист высшей категории».
Присвоение квалификационных категорий по результатам аттестации осуществляется последовательно.
Квалификационная категория «специалист высшей категории» присваивается работникам, которые отвечают требованиям и владеют инновационными образовательными методиками и технологиями, широким спектром стратегий обучения, используют нестандартные формы проведения урока, вносят предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса в учебном заведении.
Типовым положением не определены сроки прохождения аттестации с целью присвоения педагогических званий. В случае поступления в аттестационную комиссию представления руководителя, педагогического совета учебного заведения или соответствующего органа управления образованием о присвоении работнику педагогического звания аттестационная комиссия, независимо от срока прохождения аттестации такого работника, должна рассмотреть представление и принять соответствующее решение. Такое решение может приниматься аттестационной комиссией одновременно с присвоением работнику квалификационной категории.
При таких основаниях учителю, которому по результатам аттестации присвоена квалификационная категория «специалист высшей категории», аттестационная комиссия может одновременно присвоить педагогическое звание «учитель-методист» при условии поступления в аттестационную комиссию представления руководителя, педагогического совета учебного заведения или соответствующего органа управления образованием о присвоении ему педагогического звания и соответствии работника требованиям, установленным пунктом 5.2 Типового положения.
Директор Департамента Ю. Кононенко
Комментарий редакции
Присваиваем учителю педагогическое звание «учитель-методист»
В комментируемом письме специалисты МОН рассмотрели вопрос, касающийся порядка присвоения учителю педагогического звания «учитель-методист».
Напомним, что педагогические звания присваиваются по результатам аттестации педагогических работников. Порядок проведения аттестации педработников определен Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом МОН от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение № 930).
В соответствии с п. 5.2 этого Типового положения педагогическое звание «учитель-методист» может присваиваться педагогическим работникам, которые имеют квалификационную категорию «специалист высшей категории», осуществляют научно-методическую и научно-исследовательскую деятельность, имеют собственные методические разработки, прошедшие апробацию и одобренные научно-методическими учреждениями или профессиональными объединениями преподавателей профессионально-технических и высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, заведений последипломного образования.
Исходя из указанной нормы одним из условий присвоения учителю педагогического звания «учитель-методист» является наличие у него высшей квалификационной категории.
Возникает закономерный вопрос: можно ли одновременно по результатам аттестации присвоить учителю квалификационную категорию «специалист высшей категории» и педагогическое звание «учитель-методист»?
В комментируемом письме специалисты МОН высказались однозначно — решение о присвоении учителям педагогического звания «учитель-методист» может приниматься одновременно с присвоением ему квалификационной категории «специалист высшей категории».
Добавим, что Типовое положение № 930 не предусматривает подачу педагогическим работником в аттестационную комиссию заявления о присвоении педагогического звания. Присвоение педагогических званий осуществляется только по представлению руководителя или педагогического совета учебного заведения. На это обращали внимание специалисты МОНмолодежьспорта в письме от 22.02.2012 г. № 2/1-13-430 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 14, с. 22).
Владимир БУДЗ, экономист-аналитик