27.04.2020

О неотложных вопросах внедрения Закона Украины «О полном общем среднем образовании»

Письмо от 08.04.2020 г. № 1/9-201 (извлечение)

16 января 2020 года Верховной Радой Украины принят новый Закон Украины «О полном общем среднем образовании», который вступил в силу 18 марта 2020 года.

<…>

Основные сложные и важные вопросы реализации Закона Украины «Об образовании» были разъяснены в письме Министерства № 1/9-554 от 13.10.2017 г., с которым можно ознакомиться, разыскав его в сети Интернет. Подавляющее большинство очерченных в письме вопросов остаются актуальными и на сегодняшний день.

Учитывая то, что Закон Украины «О полном общем среднем образовании» (далее — Закон) содержит много новаций, предусматривает существенное реформирование сети заведений общего среднего образования, увеличивает их автономию, содержит отсылочные нормы, заключительные и переходные положения, а некоторые нормы требуют немедленного практического применения, Министерство образования и науки Украины предоставляет такие разъяснения и рекомендации относительно механизма реализации отдельных положений Закона.

<…>

Стоит знать, что при коллизии (явном противоречии) норм базового Закона «Об образовании» и норм специального Закона «О полном общем среднем образовании» приоритет в правоприменении имеют нормы специального Закона.

<…>

III. О бесплатности получения полного общего среднего образования

Учитывая имеющиеся, к сожалению, в Украине неодиночные примеры дискриминации детей/учащихся и их родителей по имущественному признаку (то есть в зависимости от внесения или невнесения систематических «добровольных» взносов за зачисление в заведение образования, за разные активности во время образовательного процесса, за обучение в коммунальной школе по «платной» образовательной программе и тому подобное), Министерством указанный вопрос был подробно разъяснен еще в письме от 10 августа 2018 года № 1/11-8477 <…>.

Закон «О полном общем среднем образовании» также содержит положения, которые побуждают к изменению общественных отношений между участниками образовательного процесса в направлении ликвидации дискриминации по любому признаку, в частности:

ни один участник образовательного процесса не должен испытывать никаких форм дискриминации, в частности иметь какие-либо ограничения в образовательном процессе или в праве участвовать в мероприятиях, проводимых в заведении образования, в том числе на основании предоставления или непредоставления благотворительной помощи заведению образования (часть четвертая статьи 7 Закона);

государственные, коммунальные заведения общего среднего образования не могут предоставлять (полностью или частично) платные образовательные услуги для достижения их учащимися результатов обучения (компетентностей), определенных государственными стандартами (абзац второй части пятой статьи 59 Закона);

в государственных и коммунальных заведениях образования во время образовательного процесса, обеспечивающего достижение результатов обучения, предусмотренных образовательной программой заведения образования, не могут проводиться платные мероприятия или предоставляться платные услуги (абзац третий части пятой статьи 59 Закона);

учащиеся и их родители могут получать в заведении общего среднего образования платные образовательные и другие услуги исключительно на добровольных началах (абзац четвертый части пятой статьи 59 Закона).

Обращаем внимание на то, что в соответствии с частью третьей статьи 78 Закона Украины «Об образовании» государственные и коммунальные заведения образования имеют право предоставлять платные образовательные и другие услуги, перечень которых утверждает Кабинет Министров Украины. Учредители соответствующих заведений образования имеют право утверждать перечни платных образовательных и других услуг, которые не вошли в перечень, утвержденный Кабинетом Министров Украины. Перечень платных услуг, которые могут предоставляться заведениями образования, на сегодняшний день определен постановлением Кабинета Министров Украины от 27 августа 2010 года № 796 <…>. Кроме того, в соответствии с требованиями части второй статьи 30 Закона Украины «Об образовании» заведения образования, имеющие лицензию на осуществление образовательной деятельности, обязаны обеспечивать на своих веб-сайтах (в случае их отсутствия — на веб-сайтах своих учредителей) открытый доступ к ряду информации и документов, среди которых есть и «перечень дополнительных образовательных и других услуг, их стоимость, порядок предоставления и оплаты». Следовательно, государственные и коммунальные заведения образования имеют право предоставлять лишь те платные услуги, которые определены Правительством или утверждены их учредителями, а перечень таких платных услуг в обязательном порядке должен быть обнародован на веб-сайте заведения образования или веб-сайте учредителя такого заведения образования.

IV. О переводе педагогических работников, которым выплачивается пенсия по возрасту, с бессрочных трудовых договоров на срочные

1. В соответствии с подпунктом 2 пункта 3 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона «вступление в силу этого Закона является основанием для прекращения бессрочного трудового договора с педагогическими работниками государственных и коммунальных заведений общего среднего образования, которым выплачивается пенсия по возрасту, согласно пункту 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины.

До 1 июля 2020 года руководители государственных и коммунальных заведений общего среднего образования обязаны прекратить бессрочные трудовые договоры с педагогическими работниками таких заведений образования, которым выплачивается пенсия по возрасту, с одновременным заключением с ними трудовых договоров сроком на один год. В случае несогласия с продолжением трудовых отношений на условиях срочного трудового договора педагогические работники, которым выплачивается пенсия по возрасту, увольняются согласно пункту 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины. После окончания срока трудового договора с такими педагогическими работниками могут заключаться срочные трудовые договоры в соответствии с абзацем третьим части второй статьи 22 этого Закона».

Следовательно, Закон предусматривает не «увольнение» педагогических работников, которым выплачивается пенсия по возрасту, а определяет механизм их перевода с бессрочных трудовых договоров на срочные на один год, после окончания срока действия которых могут заключаться новые договоры на срок от 1 до 3 лет в соответствии с абзацем третьим части второй статьи 22 Закона (Закон не определяет количество раз перезаключения таких договоров). Педагогический работник, который получает пенсию по возрасту, может быть уволен до 1 июля 2020 года лишь в случае нежелания продолжать свою педагогическую деятельность на основе срочного трудового договора.

Принимая во внимание практику применения трудового законодательства, рекомендуем уведомить работника о его переводе на срочный трудовой договор не позднее чем за два месяца до дня издания приказа о его переводе (но не позднее 30 апреля). Такое уведомление может происходить любым удобным и доступным способом, в том числе путем направления на адрес педагогического работника заказного письма с уведомлением о вручении.

Приказ о переводе издается руководителем заведения образования исключительно на основании согласия работника на продолжение трудовых отношений на условиях срочного трудового договора. Такое «согласие» должно быть предоставлено путем написания педагогическим работником соответствующего письменного заявления, или путем подписания им письменного срочного трудового договора (в случае, если руководитель заведения образования предложил подписание такого договора), или любым другим удобным способом, согласованным между педагогическим работником и руководителем заведения образования. В случае же непредоставления педагогическим работником до 1 июля 2020 года соответствующего письменного согласия на продолжение трудовых отношений на условиях срочного трудового договора руководитель заведения образования должен уволить такого педагогического работника на основании пункта 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины в связи с отказом продолжать трудовые отношения на условиях срочного трудового договора.

2. В соответствии с абзацем третьим части второй статьи 22 Закона педагогические работники государственных и коммунальных заведений общего среднего образования, которые достигли пенсионного возраста и которым выплачивается пенсия по возрасту, работают на основе трудовых договоров, заключаемых на срок от одного до трех лет. Это значит, что при достижении педагогическим работником пенсионного возраста и получении им пенсии по возрасту руководитель заведения образования должен перевести такого работника с бессрочного трудового договора на срочный в соответствии с указанной выше процедурой.

3. В соответствии с абзацем девятым части третьей статьи 38 Закона Украины «О полном общем среднем образовании» руководитель заведения общего среднего образования имеет право заключать соглашения (договоры, контракты) с физическими и/или юридическими лицами в соответствии со своей компетенцией. В случае использования руководителем заведения образования указанного права стоит помнить, что согласно пункту 3 части первой статьи 24 Кодекса законов о труде Украины контракт заключается исключительно в письменной форме.

Основные положения относительно содержания и порядка заключения контрактов определены в настоящее время Положением о порядке заключения контрактов при приеме (найме) на работу работников, утвержденным постановлением Правительства от 19.03.94 г. № 170 <…> (далее — Положение), и в типовой форме контракта с работником, утвержденной приказом Минтруда от 15.04.94 г. № 23 <…>.

Стоит обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 9 Кодекса законов о труде Украины условия договоров о труде, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством Украины о труде, являются недействительными. Также согласно пункту 5 Положения условия контракта, ухудшающие положение работника по сравнению с действующим законодательством, соглашениями и коллективным договором, считаются недействительными.

Дополнительно акцентируем внимание на том, что в соответствии с подпунктом 9 пункта 3 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона «после вступления в силу этого Закона размер заработной платы педагогических работников не может уменьшиться, если эти работники продолжают занимать соответствующие должности, исполнять соответствующие обязанности и сохраняют соответствующую квалификационную категорию».

Кроме того, согласно части третьей статьи 24 Закона педагогическая деятельность учителя может включать также «другие виды педагогической (учебной, воспитательной, методической, организационной) деятельности, предусмотренные этим Законом и другими актами законодательства, трудовым договором и/или должностной инструкцией. За другие виды педагогической деятельности законодательством, учредителем и/или заведением образования могут устанавливаться доплаты. Также в соответствии с пунктом 13 Положения в контракте могут быть предусмотрены дополнительные льготы, гарантии и компенсации, не установленные действующим законодательством, за счет средств работодателя.

Согласно пункту 19 Положения контрактом могут быть установлены дополнительные гарантии работнику на случай досрочного прекращения контракта по независимым от работника причинам.

4. В соответствии со статьей 2411 Кодекса законов о труде Украины срок, исчисляемый годами, заканчивается в соответствующие месяц и число последнего года срока. Если последний день срока приходится на праздничный, выходной или нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший рабочий день.

V. О заключении контрактов с директорами заведений общего среднего образования

1. Еще Законом Украины «Об образовании» (часть вторая статьи 25) было определено, что учредитель заведения образования или уполномоченное им лицо «заключает срочный трудовой договор (контракт) с руководителем заведения образования, избранным (назначенным) в порядке, установленном законодательством и учредительными документами заведения образования», а также «расторгает срочный трудовой договор (контракт) с руководителем заведения образования по основаниям и в порядке, определенным законодательством и учредительными документами заведения образования». Эта норма является общей для всех учредителей всех заведений образования, если иное не указано в специальном законе.

Таким образом, с 28 сентября 2017 года со всеми новыми руководителями всех заведений образования всех уровней учредители должны были уже заключать контракты.

Вопрос о заключении срочных трудовых договоров (контрактов) с руководителями заведений образования, с которыми были заключены бессрочные трудовые соглашения до вступления в силу Закона Украины «Об образовании», решался в каждом случае отдельно между учредителем и руководителем заведения образования в соответствии с законодательством.

2. Согласно подпункту 1 пункта 3 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона «вступление в силу этого Закона является основанием для прекращения бессрочного трудового договора с руководителями государственных и коммунальных заведений общего среднего образования согласно пункту 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины.

До 1 июля 2020 года учредители государственных и коммунальных заведений общего среднего образования или уполномоченные ими органы обязаны прекратить бессрочные трудовые договоры с руководителями таких заведений и одновременно заключить с ними (с их согласия) трудовые договоры сроком на шесть лет (с руководителями, которые получают пенсию по возрасту, — на один год) без проведения конкурса.

В случае их несогласия с продолжением трудовых отношений на условиях срочного трудового договора — уволить их согласно пункту 9 части первой статьи 36 Кодекса законов о труде Украины.

По завершении срока трудового договора такие лица имеют право избираться на должность руководителя того же заведения образования на еще один срок в соответствии со статьей 39 этого Закона».

С лицом, которое получает пенсию по возрасту, но стало победителем конкурса, контракт заключается сроком на шесть лет (или на два года, если это лицо будет занимать должность руководителя заведения общего среднего образования впервые). Достижение пенсионного возраста руководителем заведения образования, с которым заключен контракт на определенный срок, не является основанием досрочного прекращения срока действия контракта.

Все другие вопросы о процедуре перевода на контракт изложены выше.

О содержании контрактов с директорами заведений общего среднего образования.

Кроме тех вопросов, которые очерчены выше, стоит обратить внимание на то, что в соответствии со статьей 39 Закона дополнительными основаниями для досрочного увольнения руководителя заведения общего среднего образования, которые должны быть предусмотрены в трудовом договоре, являются:

нарушение требований этого Закона относительно языка образовательного процесса;

нарушение требований статей 30 и 31 Закона Украины «Об образовании»;

нарушение прав учащихся или работников, установленное решением суда, которое вступило в законную силу;

систематическое ненадлежащее выполнение других обязанностей руководителя, определенных этим Законом;

неустранение в определенный срок нарушений требований законодательства, обнаруженных во время институционального аудита или внепланового мероприятия государственного надзора (контроля).

В этом контексте стоит также обратить внимание на то, что Законом внесены изменения и в Закон Украины «Об образовании», в частности, часть третья статьи 31 Закона Украины «Об образовании», определяющая особенности отношений между заведениями образования и политическими партиями (объединениями), изложена в новой редакции и содержит перечень запретов, соблюдение которых стоит обеспечивать в любом заведении образования.

4. В соответствии с частью первой статьи 38 Закона «руководителем заведения общего среднего образования может быть лицо, которое… прошло конкурсный отбор и признано победителем конкурса в соответствии с этим Законом». Это положение Закона применяется к тем лицам, которые претендуют на занятие вакантных должностей руководителей заведений общего среднего образования после вступления в силу этого Закона. При этом Закон не дает никаких преимуществ лицам, которые занимали должность руководителя заведения образования до вступления в силу Закона и теперь продолжают занимать указанную должность. По завершении срока действия контракта такие лица участвуют в конкурсном отборе на общих принципах. Согласно абзацу первому части двенадцатой статьи 39 Закона после окончания срока, на который заключен срочный трудовой договор, трудовые отношения прекращаются и не могут быть продолжены на неопределенный срок.

Таким образом, любые формы «перезаключения» срочных трудовых договоров без прохождения конкурсного отбора Законом запрещены.

Учредителям заведений образования следует обратить внимание на то, что конкурсный отбор нужно организовывать в соответствии с требованиями статьи 39 Закона, в которой достаточно подробно выписана новая процедура. В частности, стоит обратить внимание на формирование состава конкурсных комиссий, которые должны состоять из представителей трех сторон — учредителя (как правило, это местные советы разных уровней), государства (в лице представителей местной государственной администрации или Государственной службы качества образования Украины — государственных служащих) и представителей институтов гражданского общества. Все три стороны входят в состав конкурсной комиссии на паритетных принципах, что означает одинаковое (равное) количество представителей от каждой стороны. Минимальное количество представителей от каждой стороны — 2 лица, а максимальное — 5 лиц. Общий состав конкурсных комиссий — от 6 до 15 лиц.

5. Согласно подпункту 4 пункта 3 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона со дня вступления в силу этого Закона положение абзаца третьего части двенадцатой статьи 39 этого Закона применяется к должностям, которые стали вакантными в установленном законодательством о труде порядке. В соответствии с положением абзаца третьего части двенадцатой статьи 39 этого Закона лицо не может быть руководителем одного и того же заведения общего среднего образования более чем два срока подряд (кроме тех, которые расположены в населенных пунктах с одним заведением общего среднего образования).

Следовательно, лицо, которое занимало должность руководителя заведения образования на день вступления в силу этого Закона, по завершении срока действия действующего контракта имеет право занимать должность руководителя этого же заведения образования еще два срока подряд в случае признания его победителем конкурсов. Кроме того, в населенных пунктах с одним заведением общего среднего образования количество сроков пребывания на должности не ограничено. Однако при любых условиях по завершении каждого срока пребывания на должности руководителя заведения общего среднего образования должен происходить новый конкурс на занятие соответствующей должности.

Кроме того, стоит иметь в виду, что для учета особенностей и специфики функционирования каждого заведения образования или региона, каждый учредитель должен утвердить свое положение о конкурсе на должность руководителя заведения общего среднего образования, в котором, в частности, прописать требования к членам конкурсной комиссии и порядок ее формирования.

6. В соответствии с абзацем вторым части двенадцатой статьи 39 Закона с лицом, которое назначается на должность руководителя заведения общего среднего образования впервые, заключается трудовой договор сроком на два года.

После окончания срока действия такого срочного трудового договора и при условии надлежащего его выполнения стороны имеют право продлить срок действия соответствующего срочного трудового договора еще на четыре года без проведения конкурса, ведь согласно абзацу третьему части двенадцатой этой статьи в первый шестилетний срок включается двухлетний срок пребывания на должности руководителя заведения общего среднего образования, назначенного впервые.

Под словом «впервые» понимают назначение на должность руководителя заведения общего среднего образования лица, которое не занимало ранее аналогичной должности ни в одном заведении общего среднего образования.

VI. О сети заведений общего среднего образования

Учредителям и руководителям заведений общего среднего образования в дальнейшей деятельности относительно формирования сети и обеспечения функционирования соответствующих заведений нужно учитывать такое:

1) в Законе не употребляются термины «I степень» или «I — II», «I — III степени». Зато Закон содержит термины «начальная школа», «гимназия», «лицей». В соответствии с абзацем восьмым части первой статьи 35 Закона заведение общего среднего образования, осуществляющее образовательную деятельность на нескольких уровнях общего среднего образования, имеет тип заведения высшего уровня, на котором осуществляется образовательная деятельность (это значит, что если, например, заведение образования осуществляет свою образовательную деятельность на первом и втором уровнях полного общего среднего образования, то оно должно называться «гимназией», если на втором и третьем — «лицеем»);

2) не все положения Закона вступили в силу со дня, следующего за днем его опубликования, то есть с 18 марта 2020 года. Так, в частности, с 1 сентября 2024 года вступают в силу такие требования Закона:

количество учащихся в классе (наполняемость класса) государственного, коммунального заведения образования не может составлять более 24 учащихся, получающих начальное образование (абзац второй части второй статьи 12). До 1 сентября 2024 года наполняемость в классе не может превышать 30 лиц (подпункт 11 пункта 3 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона);

начальная школа должна функционировать как отдельное юридическое лицо или как структурное подразделение гимназии (абзац пятый части первой статьи 35);

гимназия и лицей должны функционировать как отдельные юридические лица (абзац шестой части первой статьи 35);

для создания и проведения образовательной деятельности коммунального лицея в его составе должны быть созданы и функционировать не менее четырех 10 классов (абзац восьмой части первой статьи 32);

3) как исключение, по решению учредителя лицей может также обеспечивать получение базового среднего образования (абзац седьмой части первой статьи 35). Эта норма вступает в силу одновременно со вступлением в силу всего Закона, однако она не вынуждает учредителей заведений образования принимать сейчас какие-то специальные решения о функционировании лицеев. Это положение Закона определяет вектор в вопросе формирования сети лицеев: лицей с возможностью получения в нем базового среднего образования — это скорее исключение, чем правило. Кроме того, Закон предусматривает утверждение Кабинетом Министров Украины отдельного положения о лицее;

4) одновременно на всех уровнях полного общего среднего образования могут осуществлять свою образовательную деятельность лишь заведения общего среднего образования, особенности образовательной деятельности которых определены международными договорами Украины, частные и корпоративные заведения образования (абзац девятый части первой статьи 35), а также художественный и спортивный лицеи (часть пятая статьи 35);

5) в Заключительных и переходных положениях Закона предусмотрены изменения к Закону Украины «Об образовании», в частности к части второй статьи 13, в соответствии с которыми опорные заведения образования должны обеспечивать на должном уровне получение исключительно начального и базового среднего образования. В контексте положения абзаца шестого части первой статьи 35 Закона, согласно которому «гимназия и лицей должны функционировать как отдельные юридические лица», который вступает в силу с 1 сентября 2024 года, опорные школы должны не позднее 1 сентября 2024 года прекратить обеспечивать получение профильного среднего образования;

6) в соответствии со статьей 32 Закона:

— сеть заведений общего среднего образования формируется в соответствии с законодательством с учетом социально-экономической и демографической ситуации, а также в соответствии с культурно-просветительными и другими потребностями территориальной громады и/или общества;

— решения о создании коммунальных начальных школ, гимназий как отдельных юридических лиц, их реорганизации, ликвидации или перепрофилировании (изменении типа) принимают районные, городские, сельские, поселковые советы;

— решения о создании коммунальных лицеев как отдельных юридических лиц, их реорганизации, ликвидации или перепрофилировании (изменении типа) принимают Верховная Рада АР Крым, областные, городские советы (городов с населением более 50 тысяч);

— лицеи могут быть созданы и осуществлять образовательную деятельность при условии соблюдения требований этого Закона, лицензионных условий и положения о лицее, утвержденного Кабинетом Министров Украины;

— в случае реорганизации или ликвидации заведения общего среднего образования учредитель обязан обеспечить учащимся возможность продолжить получение общего среднего образования на соответствующем уровне образования;

— реорганизация и ликвидация заведений общего среднего образования в сельской местности допускаются лишь после общественного обсуждения проекта соответствующего решения учредителя.

Следовательно, Закон не предусматривает возможности дальнейшего функционирования школ «I — III степеней», кроме заведений общего среднего образования, особенности образовательной деятельности которых определены международными договорами Украины, а также частных, корпоративных заведений образования и заведений специализированного образования — художественных и спортивных лицеев (Закон не предусматривает функционирования начальных школ в составе военных и научных лицеев).

То есть, начиная со дня вступления в силу Закона, сельские, поселковые, районные, городские (городов с населением менее 50 тысяч) советы не имеют права создавать новые коммунальные лицеи. Такие коммунальные лицеи могут образовываться областными, городскими советами (городов с населением более 50 тысяч), а также Верховной Радой АР Крым.

Однако, если лицей (заведение общего среднего образования III, II — III или I — III степеней) был образован сельским, поселковым, районным, городским советом (города с населением менее 50 тысяч) до вступления в силу этого Закона, соответствующий совет должен обеспечить функционирование такого лицея, но не более чем до 1 сентября 2024 года.

Потеря права «образовывать» не означает потерю права оставаться учредителем таких заведений до 1 сентября 2024 года, когда вступит в силу абзац шестой части первой статьи 35 Закона, согласно которому «гимназия и лицей должны функционировать как отдельные юридические лица». У учредителя заведения образования остается общее право, предусмотренное абзацем первым части первой статьи 32 Закона, относительно принятия решения об образовании, реорганизации, ликвидации или перепрофилировании (изменении типа) заведения общего среднего образования. Кроме того, учредитель имеет предусмотренную этой же статьей 32 Закона обязанность обеспечить учащимся возможность продолжить получение общего среднего образования на соответствующем уровне образования в случае реорганизации или ликвидации заведения общего среднего образования.

Следовательно, до 1 сентября 2024 года сельские, поселковые, районные, городские (городов с населением менее 50 тысяч) советы должны принять одно из таких управленческих решений относительно каждого из основанных ими ранее заведений общего среднего образования «I — III», «II — III» или «III» степеней, в том числе опорных:

а) изменить тип таких заведений на начальную школу («I степень») или гимназию, которая будет обеспечивать получение исключительно базового среднего образования («II степень») или начального образования и базового среднего образования («I — II степень»);

б) для обеспечения получения профильного среднего образования инициировать передачу заведения общего среднего образования в управление областному совету путем изменения его учредителя.

Учитывая указанные выше положения, учредители таких заведений общего среднего образования имеют достаточно времени «переходного» периода, чтобы проанализировать сеть заведений образования, учесть демографические показатели, миграционные процессы на определенной территории, связанные в том числе с активной застройкой территории, спланировать эффективную, доступную и способную сеть начальных школ и гимназий и закрепить за ними территорию обслуживания. Областным советам необходимо начать работу над формированием сети лицеев, которые при условии наличия стандарта профильного среднего образования и соответствующей типовой образовательной программы и на основании соответствующего решения Кабинета Министров Украины смогут с 2024 года ввести трехлетние образовательные программы в пределах двенадцатилетнего полного общего среднего образования (подпункт 4 пункта 3 раздела XII «Заключительные и переходные положения» Закона Украины «Об образовании»).

VII. О центрах профессионального развития педагогических работников

Важной новеллой Закона является начало деятельности центров профессионального развития педагогических работников (абзац второй части третьей статьи 52 Закона).

Пунктом 5 раздела X «Заключительные и переходные положения» Закона определено задание органам местного самоуправления и местным государственным администрациям до 1 сентября 2020 года «обеспечить создание районных, городских (районных в городах) центров профессионального развития педагогических работников путем реорганизации научно-методических (методических) учреждений (центров, кабинетов), кроме заведений последипломного образования, и организовать и обеспечить отбор работников в указанные центры на конкурсных принципах».

Обращаем внимание на то, что принципы формирования и функционирования сети центров профессионального развития педагогических работников, их основные функции и задачи будут определены соответствующим Положением, которое должен утвердить Кабинет Министров Украины.

<…>

В. и. о. Министра Л. Мандзий