24.02.2020

Экономия госбюджетных средств: есть ли послабление?

Кабмин постановлением от 29.01.2020 г. № 52 внес изменения в свое постановление «Об эффективном использовании государственных средств» от 11.10.2016 г. № 710.

Благодаря этому с 14.02.2020 г. (дата вступления в силу постановления № 52) подкорректированы Мероприятия по эффективному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов госвласти и других госорганов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства госбюджета. Отныне в указанных Мероприятиях:

1) нет запрета приобретать мобильные телефоны;

2) нет требования об обеспечении зачисления в общий фонд госбюджета средств от реализации государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных заведений, автомобилей, находящихся на балансе органов государственной власти и других госорганов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства госбюджета;

3) нет запрета устанавливать и осуществлять начисление повышений к должностным окладам (ставкам), надбавкам, доплатам, пособиям, вознаграждениям, премиям, другим поощрительным выплатам работникам исключительно в пределах фонда оплаты труда, утвержденного в общем и специальном фондах бюджета с учетом требований бюджетного законодательства, или собственным доходам, полученным от осуществления хозяйственной деятельности;

4) нет требования об обеспечении внутреннего контроля за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств более низкого уровня и получателями бюджетных средств и расходованием ими бюджетных средств.

Но не торопитесь расслабляться!

На страже эффективного использования бюджетных средств, как и раньше, стоят БКУ и Закон о Госбюджете на 2020 год.

Так, что касается средств от реализации автомобилей и госзданий, то они и в дальнейшем должны попадать в общий фонд Госбюджета. Основание — ст. 10 Закона о Госбюджете на 2020 год.

В этой норме указано, что в общем фонде Госбюджета на 2020 год к доходам относятся, в частности, поступления от реализации автомобилей, наземных, водных и воздушных транспортных средств, сельскохозяйственной техники, оборудования и устройств, которые находятся на балансе органов государственной власти и других госорганов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства госбюджета.

Также указано, что в общем фонде Госбюджета источниками формирования в части финансирования являются поступления от реализации государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных заведений, другого недвижимого имущества, находящихся на балансе органов государственной власти и других госорганов, образованных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства госбюджета.

Думаете, если в Мероприятиях нет запрета № 3 из указанного выше перечня, то можно делать начисления сверх предела фонда оплаты труда? Вовсе нет! Загляните в ст. 51 БКУ. В ней предусмотрено, что руководители бюджетных учреждений должны содержать численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, полицейских, сотрудников Службы судебной охраны и осуществлять фактические расходы на зарплату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, исключительно в пределах бюджетных ассигнований на заработную плату (денежное обеспечение), утвержденных для бюджетных учреждений в сметах.

Так что делайте выводы сами.

Кстати, внутренний контроль должен быть! Такое требование остается в п. 9 ч. 5 ст. 22 БКУ. Согласно этой норме главный распорядитель бюджетных средств должен осуществлять внутренний контроль за полнотой поступлений, взятием бюджетных обязательств распорядителями бюджетных средств более низкого уровня и получателями бюджетных средств и расходованием ими бюджетных средств.

Поэтому остается лишь радоваться снятию запрета на приобретение мобильных телефонов. Конечно, если сметой предусмотрено такое приобретение. И при условии, если его стоимость не более 1200 грн, а содержание в месяц — не более 1500 грн. Потому что Предельные суммы расходов на приобретение легковых автомобилей, мебели, другого оборудования и устройств, компьютеров, приобретение и содержание мобильных телефонов государственными органами, а также учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета, утвержденные постановлением КМУ от 04.04.2001 г. № 332, никто не отменял.

Госорган ликвидируется — выходное пособие выплачивается! Да еще и в два раза больше

Много споров вызвала ситуация с выплатой выходного пособия при ликвидации государственного органа. После того, как такое основание для прекращения госслужбы выделили в п. 11 ч. 1 ст. 87 Закона Украины «О государственной службе» от 10.12.2015 г. № 889-VIII (далее — Закон о госслужбе), появился вопрос: следует ли в таком случае выплачивать выходное пособие по ч. 4 этой же статьи? Аргументом «против» было то, что п. 11 ч. 1 ст. 87 Закона о госслужбе не упомянут в ч. 4 этой статьи, а значит, выходное пособие не предоставляется.

Право на выходное пособие приходилось буквально отвоевывать.

Однако теперь можно вздохнуть с облегчением благодаря Закону Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины в связи с проведением административной реформы» от 14.01.2020 г. № 440-IX (далее — Закон № 440).

Теперь в ч. 4 ст. 87 Закона о госслужбе четко и ясно сказано, что в случае увольнения с государственной службы на основании пунктов 1 и 11 ч. 1 этой статьи госслужащему выплачивается выходное пособие в размере двух среднемесячных заработных плат.

Да, вам не показалось. Выходное пособие еще и увеличили в два раза.

И это еще не все.

Напомним: недавно законодатели ослабили защиту госслужащих на уровне КЗоТ. Изменения, которые внес Закон Украины «О внесении изменений в Кодекс законов о труде Украины» от 12.12.2019 г. № 378-IX, коснулись и государственных служащих. В частности, в случае изменений в организации производства и труда, в том числе ликвидации, реорганизации, банкротства или перепрофилирования предприятия, учреждения, организации, сокращения численности или штата о предстоящем высвобождении работников персонально предупреждают не позднее чем за 30 календарных дней, а не за 2 месяца, как в общем случае. А также в этом случае по КЗоТ госслужащим нет необходимости предлагать другую должность (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2020, № 6, с. 2).

Благодаря Закону № 440 в ч. 3 ст. 87 Закона о госслужбе также добавили норму, согласно которой субъект назначения или руководитель государственной службы предупреждает госслужащего о предстоящем увольнении на основании пунктов 1 и 11 ч. 1 этой статьи в письменной форме не позднее чем за 30 календарных дней. При этом субъект назначения или руководитель государственной службы может предлагать госслужащему любую вакантную должность государственной службы в том же государственном органе (при наличии).

В то же время не действуют нормы общего трудового законодательства относительно необходимости получения согласия на увольнение выборного органа первичной профсоюзной организации (профсоюзного представителя).

Параллельно еще и уточнили: в случае, если приказ (распоряжение) об увольнении госслужащего издается в период временной нетрудоспособности госслужащего или его отпуска, то оформление и выдача трудовой книжки, а также расчет при увольнении проводятся в течение 7 дней со дня увольнения. Напомним, что датой увольнения является первый рабочий день, следующий за днем окончания временной нетрудоспособности, указанным в документе о временной нетрудоспособности, или первым рабочим днем после окончания отпуска.

Указанные изменения действуют с 13.02.2020 г.

Остатки образовательной субвенции будут использовать на противопожарные мероприятия в школах

По информации МОН (mon.gov.ua), одним из приоритетов для использования остатков образовательной субвенции будет пожарная безопасность в школах. Соответствующее постановление Кабмин принял 19 февраля 2020 года.

«Этим решением наше Правительство акцентирует внимание, что пожарная безопасность школ должна быть одним из приоритетов для местной власти. Ведь она напрямую касается безопасности учащихся, учителей и всех, кто находится в заведениях. Наше решение дает возможность использовать больше ресурса на противопожарные мероприятия и повышать их эффективность», — отметила Министр образования и науки Анна Новосад.

Среди приоритетов для закупок за остатки образовательной субвенции также: приобретение школьных автобусов, обновление учебной и материально-технической базы, приобретение учебников и пособий (в том числе электронных), оснащение заведений образования средствами обучения по физике, химии, биологии, географии, математике, учебными компьютерными комплексами с мультимедийными средствами обучения, подключение заведений образования к Интернету, строительство, реконструкция, капитальный и текущий ремонт туалетных помещений.

По состоянию на 1 января 2020 года свободные остатки образовательной субвенции составляют 3 млрд 355 млн 866,3 тыс. грн. Справочно. Образовательная субвенция — это средства, предоставляемые местным бюджетам из госбюджета для выполнения переданных на места полномочий.

По большей части из образовательной субвенции финансируются зарплаты педагогов. Остатки образовательной субвенции — средства, которые не использовали до конца года, — можно использовать на материально-техническое обеспечение заведений (ремонты, закупку оборудования и т. п.).

К сведению главных бухгалтеров бюджетных учреждений

Главбухи бюджетных учреждений должны до 1 марта согласовать в учреждениях более высокого уровня анкету ежегодного оценивания. Этого требует Порядок проведения оценки выполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий, утвержденный приказом Минфина от 01.12.2011 г. № 1537.

Так, согласно п. 7 этого Порядка анкета о выполнении главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий до 1 марта года, в котором проводится оценка, направляется на согласование к руководителю и главному бухгалтеру бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, в случае когда такое учреждение является распорядителем средств более низкого уровня государственного или местного бюджета.

Согласованная анкета возвращается главному бухгалтеру не позднее 15 марта. После этого анкету следует подать в комиссию органа Казначейства. Сделать это следует не позднее 1 апреля.

Заметим, что форма анкеты, приведенная в приложении к Порядку № 1537, и в 2020 году она не изменилась.

Подробнее о ежегодном оценивании главных бухгалтеров бюджетных учреждений — в следующем номере нашего журнала.