11.03.2024
Закупка строительных работ - задача со звездочкой для каждого бухгалтера. Прежде всего, это обусловлено тем, что такие работы проводятся в несколько этапов, каждый из которых имеет определенные особенности и урегулирован рядом нормативно-правовых актов.
На что именно стоит обратить внимание при планировании расходов на разработку проектной документации и осуществление закупок, расскажем в нашем материале.
Без сомнения, строительство любого объекта предусматривает обязательное наличие проектной документации. Такая документация представляет собой утвержденные текстовые и графические материалы, которыми определяются градостроительные, объемно-планировочные, архитектурные, конструктивные, технические, организационные, технологические решения, а также сметы объектов строительства.
Разрабатывают такую документацию на объект строительства сертифицированные исполнители с учетом требований ДБН А.2.2-3-2014 "Состав и содержание проектной документации на строительство", утвержденных приказом Минрегиона от 04.06.2014 № 163. Также при этом учитывают нормы Порядка разработки проектной документации на строительство объектов, утвержденного приказом Минрегионразвития от 16.05.2011 № 45. После чего такая документация требует соответствующего утверждения и экспертизы с учетом требований Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденного постановлением КМУ от 11.05.2011 № 560.
Но главное - разработка проектной документации на строительство защитного сооружения осуществляется на каждый объект строительства отдельно. Соответственно в ситуации читателя отдел образования должен заключить два договора на разработку такой документации для строительства каждого защитного сооружения.
Объясним, по каким правилам заказчик (отдел образования) должен осуществлять закупку разработки проектной документации. Понятно, что этот вопрос следует решать с позиции требований закупочного законодательства.
Во-первых, разработка проектной документации является разновидностью работ. И это четко следует из терминологии, приведенной в п. 27 ч. 1 ст. 1 Закона Украины "О публичных закупках" от 25.12.2015 № 922-VIII.
Следовательно, в такой ситуации заказчик имеет дело с закупкой работ.
Во-вторых, при закупке работ предмет закупки следует определять с учетом особенностей, предусмотренных Порядком определения предмета закупки, утвержденным приказом Минэкономики от 15.04.2020 № 708.
В частности, предмет закупки работ заказчики определяют по объектам строительства и с учетом положений Сметных норм Украины "Руководство по определению стоимости строительства", утвержденных приказом Минрегиона от 01.11.2021 № 281.
Соответственно предмет закупки работ по разработке проектной документации необходимо определять, исходя из общего объема работ, запланированных по такому объекту строительства (защитного сооружения).
Заметьте: на порядок определения предмета закупки никоим образом не влияет характер и источники финансирования такого строительства. Поэтому независимо от того, каким способом будет выделено финансирование на разработку проектной документации, заказчику необходимо определять предмет закупки по каждому объекту строительства. И в ситуации читателя это будут две отдельные закупки.
В-третьих, заказчик выбирает код закупки по ДК 021:2015*, который больше всего подходит тому или иному предмету закупки. В основном в случае закупки работ по разработке проектной документации заказчики выбирают такие коды ДК 021:2015, как:
- 71320000-7 "Услуги по инженерному проектированию";
или
- 71240000-2 "Архитектурные, инженерные и планировочные услуги".
Чтобы определиться с закупочной процедурой, прежде всего нужно проверить, не превышает ли ожидаемая стоимость каждого предмета закупки стоимостные пределы, определенные постановлением № 1178*.
ВАЖНО!
Стоимостной предел для применения открытых торгов в случае закупки работ составляет 1,5 млн грн.
В ситуации, описанной в вопросе, ожидаемая стоимость разработки проектной документации для строительства каждого объекта (укрытия) не превышает 1,5 млн грн.
Это означает, что отдел образования может заключить два прямых договора без применения электронной системы закупок (далее - ЭСЗ). И даже не сомневайтесь, в таких действиях нет нарушения требований постановления № 1178. Более того, принять решение о заключении прямых договоров заказчику позволяет п. 11 постановления № 1178. И помните: на принятие такого решения не влияют особенности финансирования таких работ.
В этой ситуации заказчик должен действовать так:
1) добавить две закупки в годовой план. Такую информацию следует обнародовать в течение пяти рабочих дней со дня утверждения изменений в годовой план;
2) заключить два прямых договора на выполнение работ по разработке проектной документации с исполнителем работ;
3) обнародовать отчет о договоре о закупке, заключенном без использования ЭСО, по каждой закупке. Срок обнародования - 10 рабочих дней со дня заключения договора. Тогда как сам договор обнародовать не обязательно.