14.07.2025
В БКУ* нет запрета использовать средства субвенции для приобретения ОС, если такая цель четко определена в решении о предоставлении субвенции и средства при этом используются в соответствии с их целевым назначением.
* Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 № 2456-VI.
Поэтому расходы на закупку зарядных станций должны быть запланированы и осуществлены по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования» при условии, если:
— такие активы отвечают критериям признания ОС (стоимость, срок полезного использования и тому подобное);
— расходы отвечают цели субвенции;
— оформлено соответствующее решение, в котором прямо указано, что средства предназначены для закупки именно зарядных станций.
В период действия военного положения важно выяснить, в какую именно очередь возможно осуществить запланированные расходы. Для этого необходимо обратиться к нормам Порядка № 590*.
Первоочередными в условиях военного положения неизменно остаются расходы на национальную безопасность и оборону. Зато подавляющее большинство расходов возможно осуществлять во вторую очередь. Исчерпывающий перечень таких расходов приведен в п. 19 Порядка № 590.
Зарядная станция — это альтернативный источник энергии, который работает благодаря встроенным аккумуляторам.
Проанализировав расходы второй очереди, видим, что проблем с приобретением зарядных станций быть не должно. Ведь среди второочередных расходов п. 19 Порядка № 590 предусмотрены расходы на приобретение и установку источников резервного питания. Поэтому приобрести зарядные станции во вторую очередь возможно.
Также напомним, что любые расходы возможно осуществить во вторую очередь в пределах реализации проектов, выполнения программ помощи при поддержке ЕС, правительств иностранных государств, иностранных финансовых и донорских учреждений и международных финорганизаций, в т. ч. на условиях софинансирования.
Обычно субвенции от местных бюджетов в государственный бюджет передаются на выполнение программ социально-экономического, культурного развития регионов и тому подобное.
Также теперь достаточно распространенным является предоставление субвенции из местного бюджета в государственный в поддержку подразделений ЗСУ. Такое предоставление средств, по большей части, осуществляется на выполнение соответствующей местной программы.
И традиционно, во время определения КЭКР необходимо исходить из экономической сути платежа и руководствоваться нормами Инструкции № 333*.
Текущие трансферты из государственного бюджета местным бюджетам, из местных бюджетов в государственный бюджет и межбюджетные трансферты между местными бюджетами осуществляются по КЭКР 2620 «Текущие трансферты органам государственного управления других уровней» (п.п. 2.4.2 Инструкции № 333).
Капитальные трансферты из государственного бюджета местным бюджетам, из местных бюджетов в государственный бюджет и межбюджетные трансферты между местными бюджетами проводятся по КЭКР 3220 «Капитальные трансферты органам государственного управления других уровней» (п.п. 3.2.2 Инструкции № 333).
Таким образом, если точно известно, что средства субвенции будут потрачены на приобретение ОС, то сельский совет должен планировать и предоставлять субвенцию именно по КЭКР 3220.
А вот потратить средства субвенции, предоставленной по КЭКР 2620, на приобретение ОСА не выйдет, ведь такая субвенция предоставляется исключительно на текущие расходы, а не на капитальные.
И несколько слов о применении КЭКР во время приобретения зарядных станций. Так, в случае если такие активы в дальнейшем будут зачислены в состав именно ОС, то расходы на их приобретение следует планировать и осуществлять по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов долгосрочного пользования».
Впрочем, если зарядные станции подлежат к зачислению в состав малоценных необоротных материальных активов, тогда расходы на их приобретение стоит планировать и проводить по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».