15.09.2025

Улучшаем компьютерную технику: документальное оформление + бухучет

Бюджетное учреждение планирует отремонтировать системный блок собственными силами, а именно заменить материнскую плату и процессор, а также добавить оперативную память. Как правильно документально оформить такую операцию? Как показать в бухучете?

Как классифицировать операцию: ремонт или улучшение?

Любая техника (в т. ч. компьютерная) требует периодического обслуживания и ремонта. Осуществляют такие операции, в частности, с целью налаживания, устранения дефектов, замены неисправных запчастей и комплектующих на новые, а также для увеличения мощности (производительности) компьютера.

Поэтому в зависимости от цели выполнения такие работы могут быть классифицированы как обычный ремонт или как улучшение.

Так, если работы связаны лишь с заменой неисправных запчастей и комплектующих на новые, тогда учреждение имеет дело с ремонтом. Если же замена комплектующих направлена на повышение технико-экономических возможностей такой техники, в таком случае речь идет о ее улучшении (модернизации).

В случае нашего читателя планируется замена материнской платы и процессора, которые являются основными составляющими системного блока. Кроме того, будет добавлена оперативная память, которая однозначно увеличит мощность такого компьютера.

Учитывая это, учреждение 100-процентно имеет дело с улучшением (модернизацией), ведь после выполнения указанных работ повысятся эксплуатационные возможности системного блока. Поэтому дальше рассмотрим порядок документального оформления и отражения в бухучете хозяйственных операций с учетом характера работ.

Какой порядок документального оформления?

Приведем основные правила документального оформления операций по улучшению (модернизации) компьютерной техники.