24.08.2009

Обзорное письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами

Письмо от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417

ЕДИНЫЙ НАЛОГ С ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

в свете обзорного письма ГНАУ

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 10.07.2009 г. № 14487/7/15-0417

«Обзорное письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами»

 

Комментируемый документ приведен в приложении «Документы»

 

В комментируемом

письме ГНАУ рассмотрела ряд вопросов, касающихся обложения единым налогом юридических лиц. Хотя новшеств в этом письме практически нет, само по себе изложение устоявшихся позиций главного налогового органа по достаточно обширному перечню вопросов в одном документе удобно для пользования как налоговиками на местах, так и для плательщиков.

Следует обратить внимание на следующие принципиальные моменты.

1. Порядок перехода на упрощенную систему

Поскольку ГНАУ в комментируемом письме не уточнила, за какой календарный год (текущий или предшествующий) следует рассчитывать объем выручки для решения вопроса о возможности применения упрощенной системы, судя по всему, остается актуальной позиция, изложенная в

письмах ГНАУ от 04.11.2004 г. № 21435/7/17-3117 и от 04.09.2008 г. № 8352/Х/17-0714, суть которой сводится к следующему: если в 2008 году единоналожник превысил установленный лимит выручки, то такой субъект может перейти на упрощенную систему только с 1 января 2010 года.

Следует заметить, что форма заявления о выдаче Свидетельства о праве уплаты единого налога предусматривает указывать в ней выручку текущего года.

Среди видов деятельности, на которых не распространяется упрощенная система, ГНАУ не указала оптовую и розничную продажу

подакцизных горюче-смазочных материалов*.

* В комментируемом письме слова «горюче-смазочные материалы» опущены, судя по всему, в связи с допущенной опечаткой при цитировании положений п. 4 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2005 год» и некоторые другие законодательные акты Украины» от 25.03.2005 г. № 2505-IV.

Обратите внимание: если в уставе предприятия указаны «запрещенные» виды деятельности, но на момент подачи заявления о переходе на единый налог такие виды деятельности

не осуществлялись и не получена соответствующая лицензия, о чем предприятие письменно уведомляет налоговый орган, оно может перейти на упрощенную систему налогообложения.

ГНАУ совершенно справедливо заметила, что все юрлица-нерезиденты не являются субъектами малого предпринимательства. Поэтому если доля таких учредителей в уставном фонде предприятия превышает 25 %, то такое предприятие не может быть плательщиком единого налога. А вот наличие среди учредителей физических лиц — нерезидентов не является основанием для отказа в переходе на единый налог.

Не могут быть плательщиками единого налога:

— предприятия, основанные на государственной и коммунальной формах собственности, поскольку их учредители не являются субъектами малого предпринимательства. Такой позиции налоговики придерживаются с момента выхода

обобщающего налогового разъяснения, утвержденного приказом ГНАУ от 23.06.2006 г. № 352;

— филиалы (обособленные подразделения) отдельно от головного предприятия;

— неприбыльные организации, поскольку не являются субъектами малого предпринимательства (их деятельность не является предпринимательской).

Авторы комментируемого

письма совершенно справедливо заметили, что при наличии задолженности по штрафным санкциям по РРО, которые не являются налоговым долгом, плательщик может перейти на единый налог. А вот при наличии рассроченных сумм налогового долга основания для перехода отсутствуют, поскольку при этом налоговый долг не исчезает.

К сожалению, в комментируемом

письме не изложена позиция ГНАУ о возможности перехода на единый налог при наличии налоговых обязательств, которые находятся в стадии апелляционного согласования. В этом вопросе мы присоединяемся к позиции Госпредпринимательства, который считает, что в такой ситуации нет ограничений в применении упрощенной системы, поскольку нет задолженности по налогам, срок уплаты которых наступил (см. письмо от 27.02.2002 г. № 2-221/1166).

Применение 6-процентной ставки единого налога возможно только при условии обязательной регистрации плательщиком НДС. В случае исключения предприятия из категории плательщиков НДС оно

теряет право на применение упрощенной системы по ставке 6 % и обязано перейти на общую систему налогообложения либо изменить ставку на 10 %.

Заметим, что среди оснований для аннулирования НДС-регистрации по инициативе налогового органа наиболее реальным является

абз. «ґ» п. 9.8 Закона Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР, т. е. отсутствие облагаемых поставок в течение 12 последовательных налоговых месяцев. Чтобы не допустить этого, плательщику, осуществляющему исключительно операции, не являющиеся объектом налогообложения, достаточно периодически проводить облагаемые НДС операции хотя бы на символическую сумму.

2. Обложение единым налогом

ГНАУ напомнила, что плательщики единого налога — юридические лица не имеют права осуществлять вексельные и бартерные расчеты за отгруженную продукцию. За такое нарушение предприятие теряет право применять упрощенную систему со следующего квартала.

При поступлении

выручки в иностранной валюте единый налог уплачивается из суммы, зачисленной на текущий счет плательщика, поскольку транзитные счета выполняют сугубо технические функции.

Выручка 6-процентных единоналожников определяется

с учетом полученного НДС.

В состав выручки комиссионеров включается только комиссионное вознаграждение, поскольку право собственности на транзитные суммы к ним не переходит.

При реализации

основных средств выручкой считается разница между суммой полученных средств и остаточной стоимостью объекта на момент продажи*.

* Подробнее см. статью «Выручка единоналожника от продажи основных фондов» // «БН», 2009, № 15, с. 37.

Средства, внесенные учредителем в уставный фонд в обмен на корпоративные права, не являются выручкой.

ГНАУ подтвердила свои прежние позиции о включении в состав облагаемой выручки:

— средств, полученных из бюджета в виде дотаций, субсидий, в целях государственного регулирования цен;

— сумм, полученных за возвратную тару (при возврате залоговых сумм выручку можно откорректировать);

— процентов банка.

При этом ГНАУ продолжает настаивать на весьма фискальных позициях в отношении обложения единым налогом таких поступлений, как возвратная и безвозвратная финансовая помощь, суммы штрафов и пени, а также суммы полученного страхового возмещения, которые не подпадают под определение выручки согласно

ст. 1 Указа Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99 (далее — Указ № 746), поскольку не связаны с реализацией продукции (товаров, работ, услуг). С такой позицией мы не можем согласиться. Подробнее о включении/невключении в состав облагаемой выручки единоналожника различных поступлений см. Шпаргалку бухгалтера «Начисление единого налога юрлицом» // «БН», 2009, № 10, с. 21.

3. Сроки уплаты и порядок заполнения Расчета

Безусловно, Расчет уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом (далее — Расчет) является налоговой декларацией в понимании

Закона Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III (далее — Закон № 2181), поскольку на его основе производится начисление налоговых обязательств.

Предельный срок подачи Расчета —

19 число месяца, следующего за отчетным кварталом (установлен ст. 4 Указа № 746). Если последний день такого срока попадает на выходной или праздничный день, то последним днем считается следующий операционный (банковский) день.

За непредоставление или несвоевременное предоставление Расчета применяются штрафные санкции на основании

п.п. 17.1.1 Закона № 2181 (в комментируемом письме ошибочно сделана ссылка на п.п. 17.1.7).

По поводу приведенных в комментируемом письме примеров заполнения Расчета следует обратить внимание на порядок обложения единым налогом некоторых поступлений, которые не упоминались в тексте письма.

Так, в Ситуации 1 речь идет о включении в базу налогообложения суммы кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности. Мы с таким подходом не согласны. О том, что такие суммы не включаются в состав выручки, свидетельствует и судебная практика (см.

постановление ВАСУ от 15.02.2007 г. по делу № 5/916-9/129).

В Ситуации 3 речь идет о включении в состав выручки положительной разницы от реализации ценных бумаг. По-видимому, авторы письма руководствовались позицией ГНАУ, изложенной в письмах от 11.01.2006 г. № 71/6/15-0416 и от 02.04.2009 г. № 3842/5/16-1516. О проблемах, которые могут возникнуть у плательщика, последовавшего таким рекомендациям, мы говорили в редакционном комментарии «Вопросы единого налога: продажа ценных бумаг и выход участника из ООО» // «БН», 2009, № 17, с. 7.

 

 

Государственная налоговая администрация Украины

 

Обзорное письмо по вопросам применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами

 

От 10 июля 2009 года

№ 14487/7/15-0417

(

извлечение)

 

<...>

1. О порядке перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства — юридических лиц

<...>

Вопросы, возникавшие при применении термина «год» в понимании

Указа*, урегулированы принятием постановления № 507**, которым определено, что в понимании Указа под термином «год» применяется термин «календарный год», который начинается 1 января и продолжается по 31 декабря включительно.

* Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» в редакции от 28.06.99 г. № 746/99. —

Примеч. ред.

** Постановление КМУ «О разъяснении Указа Президента Украины от 3 июля 1998 г. № 727» от 16.03.2000 г. № 507. —

Примеч. ред.

Субъект малого предпринимательства — юридическое лицо при переходе на упрощенную систему налогообложения должен учитывать ряд условий, определенных

ст. 7 Указа и другими законодательными актами, а именно плательщиками единого налога не могут быть:

доверительные общества, страховые компании, банки, ломбарды, другие финансово-кредитные и небанковские финансовые учреждения;

субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие обмен иностранной валюты;

субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса (в том числе деятельность, связанную с устройством казино, других игорных мест (домов), игровых автоматов с денежным или имущественным выигрышем, проведением лотерей (в том числе государственных) и розыгрышей с выдачей денежных выигрышей в наличной или имущественной форме), осуществляющие обмен иностранной валюты;

субъекты предпринимательской деятельности, являющиеся производителями подакцизных товаров, осуществляют хозяйственную деятельность, связанную с экспортом, импортом и оптовой продажей подакцизных товаров, оптовой и розничной продажей подакцизных [горюче-смазочных материалов. —

Примеч. ред.];

субъекты предпринимательской деятельности, осуществляющие: добычу и производство драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования; оптовую, розничную торговлю промышленными изделиями из драгоценных металлов, подлежащие лицензированию в соответствии с

Законом № 1775***;

*** Закон Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III. —

Примеч. ред.

Действие

Указа также не распространяется на субъектов предпринимательской деятельности, в уставном фонде которых доли, принадлежащие юридическим лицам — участникам и учредителям данных субъектов, не являющихся субъектами малого предпринимательства, превышают 25 процентов.

<...>

Следовательно, принятие

Закона № 523**** не привело к изменению критериев определения права на применение упрощенной системы налогообложения, установленных Указом. При этом увеличение граничного предела объемов годового валового дохода (с 500 тыс. евро до 70 млн грн.) для субъектов малого предпринимательства предоставило право на расширение учредительного круга юридических лиц — субъектов малого предпринимательства, желающих перейти на упрощенную систему налогообложения.

**** Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам регулирования предпринимательской деятельности» от 18.09.2008 г. № 523-VI. —

Примеч. ред.

<...>

По вопросу распространения действия

Указа на предприятия, основанные на государственной и коммунальной формах собственности, у которых не сформирован (отсутствует) уставный фонд, предоставлено Обобщающее налоговое разъяснение, утвержденное приказом № 352*****, в котором дается разъяснение о запрете применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности субъектами малого предпринимательства с государственной и коммунальной формами собственности.

***** Приказ ГНАУ «Об утверждении Обобщающего налогового разъяснения по применению положений Указа Президента Украины от 3 июля 1998 года № 727/98 «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства» от 23.06.2006 г. № 352. —

Примеч. ред.

<...>

Если в уставе субъекта малого предпринимательства указаны виды деятельности, на которые не распространяется действие

Указа, а на момент подачи заявления о выдаче указанного выше Свидетельства он не осуществляет указанную деятельность и не получил соответствующую лицензию, о чем он в письменном виде уведомляет орган ГНС, такой субъект может получить Свидетельство о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом.

Одним из условий перехода на упрощенную систему налогообложения является отсутствие задолженности по уплате установленных налогов и обязательных платежей, срок уплаты которых наступил на дату подачи заявления. Но случается так, что налоговые обязательства по основным налогам и сборам уплачены, однако существует задолженность по уплате штрафных санкций, начисленных органами ГНС за нарушение требований

Закона № 265******, которые не являются налоговыми обязательствами в понимании Закона № 2181*******, а поэтому нормы этого Закона не распространяются на такие штрафные санкции.

*****

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» от 06.07.95 г. № 265/95-ВР. — Примеч. ред.

******* Закон Украины «О порядке погашения обязательств плательщиков налогов перед бюджетами и государственными целевыми фондами» от 21.12.2000 г. № 2181-III. —

Примеч. ред.

Следовательно, в случае неуплаты таких штрафных санкций они не приобретают статус налогового долга, и соответственно не являются основанием для отказа в применении упрощенной системы налогообложения.

Одним из условий перехода на упрощенную систему налогообложения субъекта предпринимательской деятельности является уплата им всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период, а предоставление рассрочки налогового долга не ликвидирует задолженности плательщика налогов, в таком случае основания для перехода на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъекта предпринимательской деятельности отсутствуют.

Отдельно следует остановиться на вопросах, связанных с применением норм

Закона № 168* при переходе на упрощенную систему налогообложения.

* Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР. —

Примеч. ред.

Если плательщик перешел на уплату единого налога по ставке 10 процентов, то он должен аннулировать

Свидетельство о регистрации плательщика НДС, и соответственно утрачивается право на начисление налога при осуществлении операций по продаже товаров (работ, услуг), выписку налоговых накладных, получение налогового кредита при осуществлении операций по приобретению товаров (работ, услуг), получение бюджетного (экспортного) возмещения.

Процедура снятия с учета плательщика НДС при переходе на упрощенную систему налогообложения регламентируется

Положением № 79**. При этом указанные плательщики обязаны сдать в налоговый орган по месту регистрации оригинал Свидетельства плательщика НДС и все заверенные налоговым органом его копии, а также подать в налоговый орган налоговую декларацию по НДС, в которую должны быть включены все операции за последний отчетный период, по которым возникали налоговые обязательства (в том числе с условной продажей товарных остатков и основных фондов) и внести в бюджет суммы НДС, подлежащие уплате согласно указанной декларации.

** Приказ ГНАУ «Об утверждении Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость» от 01.03.2000 г. № 79. —

Примеч. ред.

Кроме того, в соответствии с

п. 12.2 указанного Положения не зарегистрированное плательщиком налога на добавленную стоимость юридическое лицо, которое согласно Указу переходит на упрощенную систему налогообложения и выбрало ставку единого налога 6 процентов, подлежит обязательной регистрации как плательщик налога на добавленную стоимость, начиная с первого числа того отчетного периода (квартала), с которого осуществлен переход на упрощенную систему налогообложения по ставке единого налога 6 процентов.

<...>

В случае исключения субъекта хозяйствования из категории плательщиков налога на добавленную стоимость такой плательщик единого налога утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения по ставке 6 процентов и должен перейти на общую систему налогообложения или изменить ставку единого налога на 10 процентов.

Но изменение ставки разрешено только в этом случае, в других случаях изменять ставку в течение календарного года не разрешается.

Следует иметь в виду, что свидетельство действует только до конца календарного года, выписывается на бланке строгой отчетности и подлежит возврату в орган налоговой службы, который его выдал.

<...>

Поскольку теперь действующее законодательство обязывает плательщиков налогов до конца бюджетного года уплачивать налоги в бюджет по предыдущему месту регистрации, то для перехода на упрощенную систему налогообложения в следующем календарном году субъект предпринимательства — юридическое лицо в установленные сроки подает заявление в налоговый орган по предыдущему месту регистрации. В этой же налоговой инспекции в установленном порядке выдается

свидетельство. Это свидетельство предоставляет право на применение упрощенной системы налогообложения и действует по новому месту пребывания, но по окончании срока его действия возвращается в налоговый орган, который его выдал.

<...>

Если субъект предпринимательства, имеющий учредителя-нерезидента — юридическое лицо, который не является субъектом малого предпринимательства и которому принадлежит более 25 процентов уставного фонда предприятия, такой субъект предпринимательства не может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога.

Еще одним вопросом, на котором следует остановиться, такой: может ли перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности субъект малого предпринимательства — юридическое лицо, который имеет учредителя — физическое лицо, доля взносов которого в уставный фонд предприятия превышает 25 процентов. Ограничения в отношении учредителей — физических лиц

Указом не предусмотрены.

Таким образом, если учредителем предприятия выступает физическое лицо, то независимо от его доли в уставном фонде предприятия и в случае соответствия требованиям

Указа по объему выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и среднеучетной численности работающих, а также при условии уплаты всех установленных налогов и обязательных платежей за предыдущий отчетный (налоговый) период, предприятие может перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности с уплатой единого налога.

Актуальным является вопрос перехода на упрощенную систему налогообложения субъектов хозяйствования, имеющих филиалы. В этом случае следует обратить внимание на то, что плательщиком единого налога может быть только субъект предпринимательской деятельности со статусом юридического лица, поэтому филиалы без статуса юридического лица не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности отдельно от юридического лица.

Если предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности вместе с филиалами, то при подаче заявления о выдаче

Свидетельства о праве уплаты единого налога в орган ГНС указывается также идентичная информация по филиалам. Перечень филиалов указывается в Свидетельстве о праве уплаты единого налога.

Что касается неприбыльных учреждений и организаций, то они также не могут перейти на упрощенную систему налогообложения, поскольку такие учреждения не являются субъектами хозяйствования.

2. О порядке ведения налогового учета для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, применяющих упрощенную систему налогообложения, и порядке обложения единым налогом

Прежде всего следует заметить, что

Порядок*** предусматривает необходимость отражения в доходной части Книги****, кроме выручки, поступившей на текущий счет или (и) в кассу, а также внереализационных доходов и выручки от других операций (графа 5 Книги).

*** Порядок ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденный приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 477 (в редакции приказа ГНАУ от 12.10.99 г. № 554). —

Примеч. ред.

**** Книга учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, утвержденная приказом ГНАУ от 13.10.98 г. № 477 (в редакции приказа ГНАУ от 12.10.99 г. № 554). —

Примеч. ред.

Применение упрощенной системы налогообложения не позволяет субъектам предпринимательской деятельности — юридическим лицам применять другой способ расчетов за отгруженную продукцию, кроме наличного и безналичного расчетов средствами.

<...>

Учитывая указанное, плательщики единого налога — юридические лица не имеют права осуществлять вексельные и бартерные расчеты за отгруженную продукцию.

При этом, согласно

статье 5 Указа в случае нарушения указанных требований плательщик единого налога должен перейти на общую систему налогообложения, начиная со следующего отчетного периода (квартала).

Если за реализованную продукцию получена выручка в валюте, следует обратить внимание на такие особенности.

<...>

Следовательно, учитывая то, что распределительные счета выполняют сугубо техническую функцию, расчет базы обложения единым налогом осуществляется исходя из суммы валютной выручки, зачисленной на текущий счет субъекта хозяйствования.

<...>

Напоминаем, что базой для исчисления единого налога согласно

статье 3 Указа для юридических лиц является сумма выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг). То есть плательщики единого налога с целью определения выручки применяют кассовый метод, при котором налоговые обязательства отражаются не по первому событию, а только при поступлении денежных средств на текущий счет или (и) в кассу в связи с осуществлением операций по продаже.

Также обращаем внимание, что предприятия, применяющие ставку единого налога в размере 6 %, должны включать в сумму выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) и суммы НДС. Это связано с тем, что на основании

ст. 3 Указа единым налогом по этой ставке облагается выручка без учета только акцизного сбора. На это указывают также положения п. 6 Порядка ведения Книги учета доходов и расходов (приказ № 554*).

* Приказ ГНАУ «Порядок ведения Книги учета доходов и расходов субъекта малого предпринимательства — юридического лица, применяющего упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности» от 13.10.98 г. № 477 (в редакции приказа ГНАУ от 12.10.99 г. № 554). —

Примеч. ред.

** Приказ ГНАУ «Об утверждении формы Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом и Порядка его составления» от 28.02.2003 г. № 98. —

Примеч. ред.

Следовательно, суммы НДС входят в состав выручки и включаются в базу обложения единым налогом.

Необходимо обратить внимание на налогообложение операций особого вида.

Обложение единым налогом транзитных средств

Обложение единым налогом выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на основании договоров комиссии и других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские предприятия, комиссионная торговля), осуществляется следующим образом.

Поскольку средства, поступающие на расчетный счет таких плательщиков единого налога, являются транзитными и они не имеют права собственности на такие средства, то при определении суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) для начисления единого налога эти средства не включаются в базу налогообложения.

Таким образом, для субъектов малого предпринимательства — юридических лиц, осуществляющих свою деятельность на основании договоров комиссии и других гражданско-правовых договоров (экспедиторские, брокерские предприятия, комиссионная торговля), обложению единым налогом подлежит выручка от реализации своей продукции (товаров, работ, услуг), а именно сумма комиссионного вознаграждения, остающаяся в распоряжении этих субъектов малого предпринимательства.

Налогообложение дотаций и субсидии, полученных из бюджета и использованных для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители

Статьей 1 Указа

определено, что выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг). То есть при применении упрощенной системы налогообложения применяется кассовый метод исчисления выручки, при котором учитываются все поступления средств, полученные на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства.

<...>

Доход плательщика налога, полученный им из бюджета в виде дотаций, субсидий в целях государственного регулирования цен, считается доходом от внереализационных операций и включается в базу налогообложения.

Учитывая приведенное, субъект хозяйствования — юридическое лицо для обложения единым налогом должен учитывать все поступления средств, полученные на расчетный счет и в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, включая средства, полученные из бюджета и использованные для частичного финансирования фонда заработной платы и платы за энергоносители, выручку от другой реализации.

Обложение единым налогом возвратной тары

Согласно

Порядку составления Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом, утвержденному приказом № 98**, в строке 4 Расчета отражается общая сумма средств, полученная на расчетный счет или (и) в кассу субъекта малого предпринимательства с учетом средств, полученных от реализации основных фондов.

В соответствии с

пунктом 5.1 статьи 5 Закона № 2181, если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных статьей 15 этого Закона) плательщик налогов самостоятельно выявляет ошибки в показателях ранее поданной налоговой декларации, такой плательщик налогов имеет право предоставить уточняющий расчет или отразить уточненные показатели в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

То есть согласно

приказу № 98 плательщик единого налога — продавец в строке 7 Расчета сможет отразить возвращенные средства покупателю за возвращенную ему тару или подать уточняющий расчет согласно приложению.

Таким образом, поскольку применяется кассовый метод исчисления выручки, то предприятие для обложения единым налогом должно учитывать все поступления средств на расчетный счет или (и) в кассу от продажи продукции (товаров, работ, услуг), суммы внереализационных доходов, выручки от другой реализации, включая средства, поступившие на расчетный счет или (и) в кассу предприятия за тару.

<...>

3. О сроках уплаты единого налога и порядке заполнения Расчета уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом

<...>

Статьей 4 Указа

установлено, что по результатам хозяйственной деятельности за отчетный (налоговый) период (квартал) субъектами малого предпринимательства — юридическими лицами в соответствующий орган государственной налоговой службы подается Расчет об уплате единого налога с подачей платежных поручений на уплату единого налога за отчетный период с отметкой банка о зачислении этих средств в срок до 20 числа месяца, следующего за отчетным (налоговым) периодом.

То есть окончательным сроком для подачи таких расчетов является 19 число месяца, следующего за отчетным кварталом. Следует отметить, что в случае просрочки или неподачи в установленный срок

Расчета Законом № 2181 предусмотрена ответственность в виде штрафа (десять не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или 170 гривень) за каждую такую просрочку или неподачу (подпункт 17.1.7 [17.1.1 — Примеч. ред.] пункта 17.1 статьи 17 Закона № 2181).

Если последний день срока подачи

налоговой декларации приходится на выходной или праздничный день, то последним днем срока считается следующий за выходным или праздничным операционный (банковский) день.

<...>

Субъект малого предпринимательства — плательщик единого налога может самостоятельно принять решение об отказе от применения упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности и возвратиться на общую систему налогообложения с начала следующего отчетного (налогового) периода (квартала) в случае подачи соответствующего заявления в орган государственной налоговой службы не позднее чем за 15 дней до окончания предыдущего отчетного (налогового) периода (квартала).

Разъяснения, предоставленные по индивидуальным запросам плательщиков единого налога

Акционерное общество — субъект малого предпринимательства (далее — СМП), с момента регистрации находится на упрощенной системе, на 2008 год получило свидетельство о праве уплаты единого налога по ставке 10 процентов, причем в 2007 году работало по ставке 6 процентов, основной вид деятельности — розничная торговля продуктами питания, отчетный период — I квартал 2008 года, численность работающих — 7 чел.

Ситуация 1.

В I квартале получена выручка от реализации товаров в сумме 54117 грн., осуществлена продажа не нужного для использования торгового оборудования, причем результат такой реализации является убыточным (-320 грн.), в феврале выплачены учредителям дивиденды (по результатам 2007 года), на которые начислен и уплачен авансовый взнос с налога на прибыль в сумме 400 грн., исправлена ошибка, допущенная в поданном за III квартал прошлого года Расчете (не учтена при определении базы налогообложения сумма кредиторской задолженности, по которой в августе 2007 года истек срок исковой давности) на сумму 2000 грн.

Ситуация 2.

При данных ситуации 1 исправление ошибки осуществлено не в отчетном Расчете, а путем подачи Уточненного расчета.

Ситуация 3.

В I квартале по сложившимся обстоятельствам СМП не осуществлял торговую деятельность. Вместе с тем получены проценты банка на депозиты в сумме 425 грн., проданы акции, разница от продажи которых имеет положительной показатель — 3000 грн., и выявлена допущенная в Расчете за II квартал 2007 года ошибка (допущена арифметическая ошибка при исчислении общей суммы выручки в сторону завышения на общую сумму 100 грн.).

Ситуация 4.

При данных ситуации 3 исправление ошибки осуществлено не в отчетном Расчете, а путем подачи Уточненного расчета.

Практическое заполнение

Расчета за отчетный период (I квартал 2008 года) в указанных выше ситуациях приводится в табличной форме.

 

(грн.)

Расчет за I квартал 2008 года

Показатели

Код строки

Значение

Ситуация 1

Ситуация 2

Ситуация 3

Ситуация 4

Середнеучетная численность

01

7

7

7

7

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) без учета акцизного сбора

02

54117

54117

3425

3425

Выручка от реализации основных фондов

03

0

0

4300

4300

Всего выручка от реализации (стр. 2 + стр. 3)

04

54117

54117

7725

7725

Сумма единого налога по ставке (10) %

05

5412

5412

773

773

Взносы, начисленные на сумму дивидендов

06

400

400

0

0

Сумма самостоятельно выявленных ошибок по результатам прошлых налоговых периодов

07

120(2000 х 6 : 100)

0

-6(-100 х 6 : 100)

0

Налоговые обязательства к уплате (стр. 5 + стр. 6 + (-) стр. 7)

08

5932

5812

767

773

Сумма штрафа, самостоятельно начисленная плательщиком в связи с исправлением ошибки

09

6

0

0

0

Уточненный расчет за I квартал 2008 года

Показатели

Код строки

Сумма

Сумма ошибки, не учтенной или излишне учтенной в предыдущих отчетных налоговых периодах, которая привела к занижению (-) или завышению (+) объекта налогообложения (строка 4 Расчета)

1

Х*

2000

Х*

-100

Сумма заниженного (-) или завышенного (+) единого налога в предыдущих отчетных налоговых периодах по ставке (6) % (строка 5 Расчета)

2

Х

120

Х

-6

Сумма заниженных (-) или завышенных (+) взносов, начисленных на сумму дивидендов в предыдущих отчетных налоговых периодах (строка 6 Расчета)

3

Х

0

Х

0

Сумма заниженного (-) или завышенного (+) налогового обязательства, начисленного в связи с исправлением ошибки (стр. 2 + стр. 3)

4

Х

120

Х

-6

Сумма штрафа, самостоятельно начисленная плательщиком единого налога в связи с исправлением ошибки

5

Х

6

Х

0

* В ситуациях 1 и 3 Уточненный расчет не подавался.

 

Некоторые особенности заполнения Расчета

В приведенных ситуациях СМП в 2008 году является плательщиком единого налога по ставке 10 процентов, что отражается в

стр. 05 Расчета.

Вместе с тем в отчетном периоде, за который осуществляется исправление допущенной ошибки, СМП работало по ставке 6 процентов. Указанную особенность не следует забывать, когда осуществляется расчет обязательства за отчетный период (

стр. 05) и при определении корректирующей суммы обязательства (стр. 07).

В

стр. 06 Расчета отражается сумма авансовых взносов по налогу на прибыль, начисленная (и уплаченная) на общую сумму дивидендов.

Отметим, что значение

стр. 08 Расчета может быть как положительным, так и отрицательным, поскольку в отдельных случаях значение стр. 07 может иметь отрицательное значение (когда допущенная в предыдущем отчетном периоде ошибка привела к завышению налогового обязательства), причем сумма такого завышения превышает начисленную сумму в отчетном периоде (стр. 05 + стр. 06).

Данные

стр. 04 Уточненного расчета также могут быть как положительными, так и отрицательными.

Обязательства по уплате единого налога, начисленные за отчетный период, заносятся в карточку лицевого счета плательщика исключительно на основании данных

стр. 08 Расчета и данных стр. 04 и стр. 05 Уточненного расчета в случае его подачи.

Все другие предоставленные налоговые разъяснения действуют в части, не противоречащей настоящему обзорному письму.

 

Заместитель председателя ГНА Украины С. ЧЕКАШКИН