07.06.2010

Установление ненормированного рабочего дня водителю

Ответы на вопросы

Установление ненормированного рабочего дня водителю

 

Может ли водителю поликлиники, работающему на 1,5 ставки с 8 до 19 часов, быть установлен режим работы на условиях ненормированного рабочего дня? Имеет ли такой водитель право на получение доплаты за ненормированный рабочий день и дополнительный отпуск 7 календарных дней?

(г. Запорожье)

 

Законодательные основания для заключения работниками, наряду с основным трудовым договором, трудовых договоров на работу по совместительству дает ст. 21 Кодекса законов о труде Украины (далее — КЗоТ).

Работники, работающие по совместительству, получают заработную плату за фактически выполненный объем работ и в соответствии с принятой в учреждении системой оплаты труда. Это предусмотрено ст. 1021 КЗоТ. Начисление заработной платы внутренним совместителям осуществляется отдельно по основной должности и по совместительству.

Что касается установления ненормированного рабочего дня водителю, работающему в учреждении по основному месту работы и по совместительству, то отметим следующее.

В соответствии с пунктом 2.7 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автотранспортных средств, утвержденного приказом Минтранса от 17.01.02 г. № 18, водителям легковых автомобилей при необходимости может устанавливаться ненормированный рабочий день, т. е. сверх нормальной продолжительности рабочего времени. Эта работа не считается сверхурочной и за нее не осуществляется дополнительная оплата переработанного времени.

Определение термина «ненормированный рабочий день» содержится в Рекомендациях по порядку предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденных приказом Минтруда от 10.10.97 г. № 7 (далее — Рекомендации № 7).

Так, ненормированный рабочий день — это особый режим рабочего времени, устанавливаемый для определенной категории работников при невозможности нормирования времени трудового процесса. В случае необходимости эта категория работников выполняет работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени (эта работа не считается сверхурочной). Мера труда в данном случае определяется не только продолжительностью рабочего времени, но также кругом обязанностей и объемом выполненных работ (нагрузкой).

В случае, описанном в вопросе, особый режим рабочего времени водителю не установлен, его режим работы четко регламентирован, что наверняка подтверждается данными графиков работы водителя.

Согласно п. 5 Рекомендаций № 7 ненормированный рабочий день на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от формы собственности может применяться для руководителей, специалистов и рабочих, а именно:

лиц, труд которых не поддается точному учету во времени;

— лиц, рабочее время которых по характеру работы делится на части неопределенной продолжительности (сельское хозяйство);

— лиц, распределяющих время для работы по своему усмотрению.

Ни под одну из указанных категорий работа водителя, упомянутого в вопросе, не подпадает.

Установить водителю ненормированный рабочий день по основному месту работы невозможно, потому что в данном случае он не работает по основному месту работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени и у него фактически нет такой возможности, потому что в это время он работает по совместительству.

Таким образом, возможности установить режим работы на условиях ненормированного рабочего дня водителю, работающему на 1,5 ставки с 8 до 19 часов, а также другим работникам, работающим на 1,5 ставки, не существует.

В связи с тем, что водителю не может быть в данном случае установлен режим работы на условиях ненормированного рабочего дня, он соответственно не имеет права и на получение доплаты за ненормированный рабочий день и дополнительного отпуска.

 

Татьяна СТАШКИВ,
 начальник отдела режимов труда,
 нормирования и профессиональной квалификации
 Департамента по вопросам государственного
 регулирования заработной платы
 и условий труда Министерства труда
 и социальной политики Украины