20.09.2010

Об исключении из реестра плательщиков НДС

Письмо от 12.08.2010 г. № 16293/7/16-1417

АННУЛИРОВАНИЕ НДС-РЕГИСТРАЦИИ

единоналожников: ГНАУ разъяснила процедурные моменты

 

Письмо Государственной налоговой администрации Украины от 12.08.10 г. № 16293/7/16-1417

«Об исключении из реестра плательщиков НДС»

 

Комментируемым

письмом ГНАУ разъяснила порядок аннулирования НДС-регистрации юридических лиц — плательщиков единого налога по ставке 6 % на основании п.п. «е» п. 9.8 Закона об НДС* (внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц и физических лиц — предпринимателей об отсутствии плательщика по его местонахождению).

* Закон Украины «О налоге на добавленную стоимость» от 03.04.97 г. № 168/97-ВР.

По мнению ГНАУ, при наличии оснований аннулирование НДС-регистрации таких единоналожников осуществляется на общих основаниях, установленных

Законом об НДС, и в порядке, установленном Положением № 79**. При этом ГНАУ заявила, что в случае аннулирования регистрации плательщика НДС субъекту хозяйствования — плательщику единого налога по ставке 6 % он утрачивает право на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности по ставке 6 % и должен перейти на общую систему налогообложения либо изменить ставку единого налога на 10 %. Хотя ГНАУ не указала на момент, с которого плательщик утрачивает право на применение упрощенной системы, судя по всему, речь идет о дате аннулирования.

** Положение о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденное приказом ГНАУ от 01.03.2000 г. № 79.

Такой подход формально соответствует требованиям

Закона об НДС, однако не учитывает, а точнее, полностью игнорирует требования Указа № 746***.

*** Указ Президента Украины «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства»

в редакции от 28.06.99 г. № 746/99.

Напомним, что субъект малого предпринимательства — юридическое лицо самостоятельно выбирает одну из ставок единого налога:

— 6 % суммы выручки в случае уплаты НДС;

— 10 % суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) в случае включения НДС в состав единого налога (ст. 3 Указа № 746).

При этом в п. 7 Порядка № 555**** предусмотрено, что Свидетельство о праве уплаты единого налога (далее — Свидетельство единоналожника), в котором указывается выбранная ставка единого налога (6 % или 10 %), выдается субъекту малого предпринимательства сроком на один год.

**** Порядок выдачи Свидетельства о праве уплаты единого налога субъектом малого предпринимательства — юридическим лицом в редакции, утвержденной приказом ГНАУ от 12.10.99 г. № 555.

Кроме того, в ст. 4 Указа № 746 предусмотрено, что решение о переходе на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности может быть принято не более одного раза за календарный год, а отказаться от уплаты единого налога и перейти на общую систему налогообложения можно только с начала следующего квартала в случае подачи соответствующего заявления.

Как видите, налоговые органы не наделены полномочиями аннулировать Свидетельство единоналожника, поэтому аннулирование НДС-регистрации не приводит к автоматическому аннулированию Свидетельства единоналожника.

Аннулирование НДС-регистрации в середине квартала может привести к тому, что единоналожник, с одной стороны, не обязан уплачивать НДС, но не имеет права уплачивать единый налог по ставке 10 % (у него нет соответствующего Свидетельства единоналожника). С другой стороны, вроде бы имеет право уплачивать единый налог по ставке 6 % (у него есть действующее Свидетельство единоналожника, которое дает ему такое право), но ст. 3 Указа № 746 предусматривает выбор ставки 6 % только в случае уплаты НДС.

В такой ситуации непонятно, какой порядок налогообложения должен применять плательщик, заметьте, что такая ситуация может возникнуть у работающего плательщика (см. статью

«Аннулирование НДС-регистрации: процедурные моменты» // «БН», 2010, № 31, с. 16).

Эта проблема не нова, налоговики ранее подходили более взвешенно к решению этого вопроса и аннулировали НДС-регистрацию (по другим основаниям) только после окончания срока действия

Свидетельства единоналожника (с начала следующего года) или после перехода его на общую систему (с начала следующего квартала).

Дело в том, что

Закон об НДС дает налоговому органу право аннулировать НДС-регистрацию в случаях, указанных в п. 9.8 Закона об НДС, но не устанавливает временных рамок для такого аннулирования. То есть наличие Свидетельства единоналожника можно рассматривать как некую индульгенцию от аннулирования НДС-регистрации, что вполне логично.

Надеемся, что комментируемое письмо будет воспринято на местах как рекомендация, которой нужно пользоваться осмотрительно, а не как безоговорочное руководство к действию, которое может привести к непредсказуемым результатам.