22.07.2013

Об утверждении Государственного реестра регистраторов расчетных операций

Приказ от 08.07.2013 г. № 249

ГОСРЕЕСТР РРО:

все ближе к подаче отчетности в электронной форме

Приказ Министерства доходов и сборов Украины от 08.07.13 г. № 249

«Об утверждении Государственного реестра регистраторов расчетных операций»

 

Комментируемым приказом Миндоходов в очередной раз (в четвертый раз с начала года) утвердило новый Государственный реестр регистраторов расчетных операций (далее — Госреестр РРО). В связи с этим утратил силу его предшественник, утвержденный приказом Миндоходов от 04.06.13 г. № 144 (« БН», 2013, № 24, с. 5).

В этот раз налоговики провели полное обновление Госреестра РРО, направленное на приведение его в соответствие с нормами действующего законодательства, а именно требованиями абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона об РРО* об обязательном предоставлении отчетности об использовании регистраторов расчетных операций (далее — РРО) в органы ГНС по проводным или беспроводным каналам связи, и принуждение производителей РРО как можно быстрее наполнить рынок пригодными для этого моделями РРО.

* Закон Украины «О применении регистраторов расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг» в редакции от 01.06. 2000 г. № 1776-III.

В соответствии с внесенными изменениями:

1) в І разделе нового Госреестра РРО (в нем, напомним, перечислены РРО, разрешенные к первичной регистрации) содержатся лишь модели РРО, обеспечивающие передачу контрольно-отчетной информации в органы ГНС в электронном виде.

В связи с этим в І разделе Госреестра РРО осталось лишь 56 моделей (до изменений 101 модель), представляющих лишь такие виды РРО: портативные и стационарные электронные контрольно-кассовые аппараты, электронные контрольно-кассовые регистраторы и специализированные электронные контрольно-кассовые аппараты для автозаправочных станций (АЗС). Эти модели РРО оборудованы программным обеспечением со встроенным или с внешним модемом.

Заметим, что после изменений в I разделе Госреестра РРО не содержится ни одной модели РРО, относящейся к числу компьютерно-кассовых систем, специализированных регистраторов расчетных операций, специализированных компьютерно-кассовых систем для автозаправочных станций (АЗС), электронных таксометров, автоматов по продаже товаров (услуг) и специализированных электронных контрольно-кассовых регистраторов для проведения операций по покупке-продаже иностранной валюты. Отсутствие в I разделе Госреестра РРО таких модификаций РРО говорит о том, что на сегодняшний день первичную регистрацию таких РРО налоговики проводить вообще не будут;

2) в ІІ разделе Госреестра РРО (в нем, напомним, перечислены РРО, первичная регистрация которых не осуществляется) содержатся также РРО, срок первичной регистрации которых еще не завершен, но они по техническим причинам не в состоянии в полной мере выполнить требования абз. 2 и 3 п. 7 ст. 3 Закона об РРО. Эти РРО были перенесены из I раздела старого Госреестра РРО.

Несмотря на то что срок первичной регистрации таких моделей РРО не аннулирован, фактически налоговики не будут их регистрировать, поскольку они теперь не указаны в І разделе Госреестра РРО.

То есть субъекты хозяйствования, приобретшие такие модели РРО до вступления в силу комментирующего приказа (когда их первичная регистрация еще была разрешена), лишены теперь возможности провести их первичную регистрацию и, как следствие, использовать в своей хозяйственной деятельности в фискальном режиме.

Кроме этого, стоит обратить внимание, что в п. 3 комментируемого приказа содержится указание, в соответствии с которым все модели РРО, не обеспечивающие передачу контрольно-отчетной информации в органы ГНС в электронном виде, с 01.10.13 г. вообще должны быть исключены из Госреестра РРО. В связи с этим использовать в своей хозяйственной деятельности такие модели РРО после этой даты субъекты хозяйствования уже не смогут (п. 3 ст. 3 Закона об РРО).

На наш взгляд, перенесение РРО из І во ІІ раздел нового Госреестра РРО можно расценивать как первый конкретный шаг налоговиков по внед-рению механизма передачи в налоговые органы отчетности об РРО в электронном виде. Такой шаг должен заставить производителей РРО в кратчайшие сроки провести модернизацию действующих моделей РРО, перенесенных во II раздел, или обеспечить производство достаточного количества новых моделей РРО, обеспечивающих передачу контрольно-отчетной информации в органы ГНС в электронном виде. Для этого у производителей РРО есть меньше трех месяцев.

Напомним, что Законом Украины от 21.06.13 г. № 357-VII* (вступил в силу 14.07.13 г.) перенесен срок привлечения к ответственности субъектов хозяйствования за неподачу в налоговые органы отчетности о работе РРО в электронной форме на 01.01.14 г.

* См. «БН», 2013, № 28, с. 13.

Но если налоговики исключат с 01.10.13 г. из Госреестра РРО модели РРО, не обеспечивающие передачу в органы ГНС отчетности в электронной форме, то субъектам хозяйствования для последующего проведения расчетов придется приобрести новые модели РРО, соответствующие требованиям действующего законодательства, а действующие на сегодняшний день модели вывести из эксплуатации, не дожидаясь истечения установленного срока их эксплуатации.

За использование моделей РРО, не указанных в Госреестре РРО, субъекты хозяйствования могут быть привлечены к ответственности по п. 1 ст. 17 Закона об РРО (за непроведение расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы), а их должностные лица — к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 1551 КУоАП (за нарушение установленного законом порядка проведения расчетов в сфере торговли, общественного питания и услуг).

Комментируемый приказ вступил в силу 08.07.13 г.

 

Сергей ДЕЦЮРА