25.03.2013

Об особенностях формирования налогового кредита перерабатывающими предприятиями при приобретении основных фондов

Письмо от 11.02.2013 г. № 3371/7/15-33-17-16

ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ
 ПРЕДПРИЯТИЯ:

особенности распределения
 налогового кредита по НДС

Письмо Государственной налоговой службы Украины от 11.02.13 г. № 3371/7/15­33­17­16

«Об особенностях формирования налогового кредита перерабатывающими предприятиями при приобретении основных фондов»

 

Напомним, что перерабатывающие предприятия, осуществляющие операции, которые подпадают под действие п. 1 подразд. 2 разд. XX Налогового кодекса Украины (далее — НКУ)*, сумму уплаченного (начисленного) налогового кредита по изготовленным и/или приобретенным товарам/услугам, основным средствам, используемым частично для изготовления мясо­молочной продукции, а частично — для изготовления других товаров/услуг, должны распределять исходя из доли использования таких товаров/услуг, основных средств в операциях по поставке мясо­молочной продукции и соответственно в операциях по поставке других товаров/услуг, с учетом требований разд. V НКУ (п.п. 4 п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ).

* В соответствии с этой нормой на период с 01.01.12 г. до 01.01.15 г. при осуществлении перерабатывающими предприятиями операций по поставке собственной произведенной продукции (молока, молочного сырья, молочных продуктов, мяса, мясопродуктов, другой продукции переработки животных (шкур, субпродуктов, мясокостной муки), изготовленной из поставленных молока или мяса в живом весе субъектами хозяйствования, которые самостоятельно выращивают, разводят, откармливают продукцию животноводства (далее — мясо­молочная продукция), суммы НДС, которые должны уплачиваться в бюджет, должны распределяться между спецфондом госбюджета и специальным счетом, открытым перерабатывающими предприятиями в органах Госказначейства, в порядке, предусмотренном п.п. 6 п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ.

Механизм проведения такого распределения в п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ не определен, поэтому налоговики в комментируемом письме разъяснили порядок такого распределения (см. «Распределение налогового кредита перерабатывающими предприятиями»).

 

Распределение налогового кредита
перерабатывающими предприятиями

Извлечение из письма ГНСУ от 11.02.13 г. № 3371/7/15­33­17­16

«Как указано в запросе, согласно данным бюджетных деклараций за сентябрь и октябрь 2012 года, объемы обложенных налогом операций отсутствуют, другая хозяйственная деятельность не задекларирована.

Таким образом, все суммы налога на добавленную стоимость, уплаченные при приобретении перечисленных в запросах основных средств, должны быть отражены в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке продукции (перерабатывающего предприятия).

В отчетных периодах, в которых плательщик начнет осуществлять деятельность, которая должна отражаться в бюджетной декларации, и использовать ранее приобретенные основные фонды частично в такой деятельности, сумма налога на добавленную стоимость, приходящаяся на их использование, должна быть исключена из налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость по деятельности по поставке продукции (перерабатывающего предприятия) и перенесена в налоговый кредит (если осуществляет обложенные налогом операции), или на увеличение стоимости основных фондов (если осуществляет операции, которые не являются объектом налогообложения или освобождается от налогообложения) в декларацию, по которой осуществляются расчеты с бюджетом с последующим проведением перерасчета по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором они начали использоваться (введены в эксплуатацию)».

 

1. Отражение налогового кредита в декларации. Из рекомендаций, предоставленных в комментируемом письме, следует, что в случае если предприятие на момент приобретения основного средства осуществляет только спецоперации, отражаемые в декларации по НДС перерабатывающего предприятия (код 0140), то налоговый кредит, уплаченный на приобретение такого основного средства, нужно отражать именно в этой декларации по НДС.

По общим правилам формирования налогового кредита порядок отнесения суммы НДС в налоговый кредит определенного вида декларации зависит от ожидаемого направления использования приобретенного объекта, а не от видов деятельности, осуществляемых на момент его приобретения. Однако если на момент приобретения (как в случае, описанном в комментируемом письме) невозможно определить доли операций, облагаемых налогом по разным правилам (потому что операций, облагаемых налогом по общим правилам, не было), то, несмотря на то что приобретенное основное средство планируется использовать как в облагаемых налогом операциях, так и в подпадающих под спецрежим, отражать налоговый кредит, действительно, логичнее в декларации по НДС перерабатывающего предприятия.

В общей декларации по НДС часть налогового кредита будет отражена только тогда, когда перерабатывающее предприятие начнет осуществлять операции, облагаемые налогом по общим правилам.

Если же основное средство планируют использовать исключительно в операциях, облагаемых налогом по общим правилам, то налоговый кредит, уплаченный при его приобретении, в полном размере следует отражать в общей декларации по НДС. В то же время в случае изменения направления использования такого объекта (использовании его также в спецрежимных операциях) перерабатывающее предприятие должно перенести часть налогового кредита в спецрежимную декларацию.

2. Правила распределению налогового кредита. На наш взгляд, вспомнив о периодических перераспределениях (по итогам одного, двух и трех календарных лет, следующих за годом, в котором начали использоваться необоротные активы), налоговики указали на то, что распределение налогового кредита между спецрежимной и общей деятельностью должно производиться по правилам, установленным в ст. 199 НКУ. Однако налоговики не указали, как рассчитать коэффициент распределения — долю использования (за какой период), нужно ли осуществлять перераспределение налогового кредита в конце года, как документально оформить и отразить такие операции в отчетности по НДС.

На наш взгляд, для такого распределения следует применять все правила, установленные в ст. 199 НКУ, но при этом вместо распределения между облагаемыми и не облагаемыми налогом операциями, отражающимися в одной общей декларации по НДС, будет производиться распределение между спецрежимной и общей деятельностью, которые отражаются в разных декларациях по НДС.

Заметим, что специальных строк в декларациях по НДС и специального приложения (аналогичного приложению Д7), в котором можно было бы рассчитать показатель «мясо­молочной» доли и сумм корректировки, не существует. Поэтому перерабатывающему предприятию, которое будет осуществлять распределение по рекомендациям налоговиков, нужно будет делать это в своем учете в произвольной форме (в бухгалтерской справке). Конечно, логично воспользоваться для этого формой приложения Д7 к декларации по НДС.

Заметим, что в НКУ о распределении налогового кредита также упоминается и в п.п. 209.15.1 НКУ. Правила распределения, прописанные в этом подпункте, применяются сельхозпредприятиями, избравшими спецрежим по НДС, предусмотренный ст. 209 НКУ, при распределении налогового кредита между спецрежимной и общей деятельностью, которые отражаются в разных декларациях по НДС.

На наш взгляд, использование перерабатывающими предприятиями правил распределения, содержащихся в п.п. 209.15.1 НКУ, было бы намного более целесообразным (ими определено распределение налогового кредита именно между спецрежимной и общей деятельностью) и более простым в применении.

Почему налоговики не обратили внимание на этот механизм распределения, а предложили пользоваться правилами распределения, содержащимися в ст. 199 НКУ, сказать трудно. Хотя в п.п. 4 п. 1 подразд. 2 разд. XX НКУ содержится только упоминание о том, что распределение следует осуществлять с учетом требований разд. V НКУ, но о том, что это должны быть именно правила, определенные в ст. 199 НКУ, в этом подпункте нет ни слова.

И все­таки, несмотря на то, каким механизмом будет пользоваться перерабатывающее предприятие, отражать распределение налогового кредита между общей декларацией по НДС (код 0110) и декларацией по НДС перерабатывающего предприятия (код 0140), формы которых утверждены приказом МФУ от 25.11.11 г. № 1492 (в редакции приказа от 17.12.12 г. № 1342), перерабатывающие предприятия, на наш взгляд, должны в стр. 16.2 «коригування податкового кредиту внаслідок часткового використання товарів/послуг, необоротних активів в операціях сільськогосподарського або переробного виробництва».

 

Сергей ДЕЦЮРА