03.02.2014
Страховые свидетельства работников: нужно менять на удостоверения, но, похоже, не сейчас
Страховое свидетельство для граждан многих стран — очень серьезный документ. Оно дает право на получение помощи от государства, бесплатного или льготного медобслуживания, да и просто является равноправным документом по удостоверению личности. У нас пока этот документ такой силы не имеет. Более того, скоро его заменит удостоверение застрахованного лица. Обсудим, что об этом должен знать работодатель.
Жанна СЕМЕНЧЕНКО, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», bn@id.factor.ua
История или реалии?
Начнем с того, что страховые свидетельства в нашей жизни появились в уже далеком 2000 году. Свидетельства выдаются в соответствии с Порядком № 1306, который разработан во исполнение ст. 8 Закона № 16/98.
Уверены, что многие граждане Украины имеют такой документ (заламинированное «Свідоцтво про загальнообов’язкове державне соціальне страхування» светло-зеленого цвета). Номер свидетельства соответствует номеру учетной карточки плательщика налогов (идентификационному номеру физлица).
Для чего оно нужно? Как сказано в п. 2 Порядка № 1306, свидетельство подтверждает право застрахованного лица на получение услуг и матобеспечения по соцстрахованию. Свидетельство предъявляется застрахованным лицом в случае получения услуг и матобеспечения за счет соцстраха, во время заключения трудового договора (контракта), договора гражданско-правового характера на выполнение работ, услуг, во время приема на учебу, а также в иных случаях, предусмотренных законодательством (п. 17 Порядка № 1306).
Получить свидетельство на работающих граждан обязаны их работодатели. Для этого они подают в орган Пенсионного фонда анкету застрахованного лица. Через три недели со дня получения анкеты орган Пенсионного фонда обязан выдать свидетельство (п. 8 Порядка № 1306).
Однако ввиду массовости обращений работодателей, свидетельства выдавались со значительным опозданием. При этом де-факто отсутствие свидетельства не являлось основанием для увольнения работника или для отказа в приеме на работу. Для целей налогообложения (НДФЛ, ЕВС, а ранее соцвзносов) и персонифицированного учета достаточно наличия у работника идентификационного номера (он же является номером его страхового свидетельства).
Важно! Штрафы за отсутствие свидетельства действующим законодательством не предусмотрены.
Единственная опасность заключалась в том, что без свидетельства работник не сможет получить соцпособия (например, в случае болезни или отпуска по беременности и родам). Но эти опасения не подтвердились. Аргумент — свидетельство не указано в перечне документов, дающих право на пособия согласно Закону № 2240. Это подтвердил и ФВПТ в своем письме от 01.03.11 г. № 01-16-345.
Обратите внимание. В данном письме ФВПТ разъясняет, как заполнить заявку-расчет на получение пособие в случае, если у работника нет страхового свидетельства (об этом в конце данного материала).
Польза свидетельства (и, на наш взгляд, главное его предназначение) — возможность физлица бесплатно получить сведения о себе в системе персонифицированного учета в любом органе ПФУ (письмо ПФУ от 06.12.05 г. № 15407/03-02).
Реалии или будущее?
С 1 января 2011 года начал действовать Закон о ЕВС. В нем о свидетельстве ничего не говорится. Речь идет уже об удостоверении застрахованного лица. Это специальный документ в виде электронной смарт-карты с визуальными персонифицированными признаками. Предназначение удостоверения — документирование, сохранение и использование индивидуальной информации о приобретенных застрахованным лицом правах в сфере общеобязательного государственного соцстрахования.
Как мы понимаем, удостоверение должно выглядеть, как банковская платежная карточка, с данными о физлице и штрихкодом для считывания информации. Номер удостоверения (как и свидетельства) опять же должен соответствовать идентификационному номеру физлица.
Переходными положениями Закона о ЕВС (п. 1 раздела VIII) дата внедрения удостоверений была назначена на 01.01.14 г. Эта дата уже наступила. Однако Кабмин, которого законодатель обязал в течение 3 лет обеспечить внедрение удостоверений, до сих пор не утвердил ни образец, ни порядок выдачи удостоверения.
Итог. Можно утверждать, что норма о переходе на удостоверения пока мертва.
Важно! Сейчас на рассмотрении в Верховной Раде находится законопроект под № 3266 о переносе начала действия этой нормы на 1 января 2015 года. Причина — дефицит средств соцстрахования. «Обилетить» удостоверениями надо 14 млн человек. На это нужны «неподъемные» суммы.
Поэтому, скорее всего, еще год удостоверения так и не увидят свет. И это, наверное, в лучшем случае.
Поэтому, как представляется, нужно продолжать «жить» по свидетельствам. А там, где речь идет об удостоверении, видеть свидетельство.
Напомним, с 01.01.14 г. работодатель обязан (ч. 2 ст. 6 Закона о ЕВС):
• проверять во время приема на работу наличие у физлица удостоверения;
• сообщать в составе отчетности о приеме на работу физлица, сведения о котором отсутствуют в Госреестре соцстрахования или которое не предъявило по требованию работодателя удостоверение, и подавать необходимые сведения и документы для взятия его на учет;
• получать в территориальном органе Пенсионного фонда удостоверения и выдавать их застрахованным лицам.
Выводы
Пока действует страховое свидетельство, а не удостоверение.
Внедрять удостоверение, скорее всего, начнут с 01.01.15 г.
Даже если у работника нет свидетельства, он не лишается права на соцпособия.
Документы статьи
Закон № 16/98 — Закон Украины «Основы законодательства Украины об общеобязательном государственном социальном страховании» от 14.01.98 г. № 16/98-ВР.
Порядок № 1306 — Порядок выдачи свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании, утвержденный постановлением КМУ от 22.08.00 г. № 1306.
Это Вам пригодится
Извлечение из письма Исполнительной дирекции ФВПТ от 01.03.11 г. № 01-16-345
«Страхователи-работодатели, в случае отсутствия у застрахованного лица страхового свидетельства, в виде исключения, могут в графе 3 обратной стороны заявления-расчета указать номер учетной карточки застрахованного лица… номер учетной карточки застрахованного лица — это номер персональной учетной карточки застрахованного лица, соответствующий идентификационному номеру физического лица согласно ГРФЛ. Для застрахованных лиц, которые из-за религиозных убеждений отказались от идентификационного номера, о чем имеют соответствующую отметку в паспорте, указываются данные свидетельства об общеобязательном государственном социальном страховании: серия и номер (NNN XXXXXX — три буквы, пробел, шесть цифр); если у такого застрахованного лица отсутствует свидетельство об общеобязательном государственном социальном страховании, указываются серия и номер паспорта (БКNNXXXXXX — «БК» — константа, указывающая на регистрацию по паспортным данным; «NN» — две украинские буквы серии паспорта (верхний регистр); «XXXXXX» — шесть цифр номера паспорта (с ведущими нулями). Для лиц, не являющихся гражданами Украины, но работающих на территории Украины и не имеющих идентификационного номера, указываются серия и номер документа, удостоверяющего личность». |