10.02.2014

«Инвалидный» норматив: «вспомнить все»

Статья

«Инвалидный» норматив: «вспомнить все»

Только «забыли» об одной «квотно-трудоустройственной» отчетности («БН», 2014, № 2, с. 39) — на очереди другая.

Не за горами весна. Так что по неизменной традиции работодатели, имеющие 8 и более работников, подводят итог выполнения «инвалидного» норматива. А до 1 марта подают в Фонд соцзащиты инвалидов отчетность с результатами такого подсчета.

Помощь в расчете такого «инвалидного» норматива и правила подачи отчетности ищите здесь.

Сергей ДЕЦЮРА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор», s.detsyura@id.factor.ua

 

«Инвалидный» норматив: что это такое?

Государство помогает инвалидам реализовать свое право на труд, в частности через установление работодателям обязательного норматива рабочих мест для трудоустройства инвалидов (ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов).

Это уже давняя «история». Но все равно напомним, что такие нормативы установлены работодателям (юрлицам и ФЛП), у которых работает по основному месту работы 8 и более лиц, в размере:

4 % среднеучетного количества штатных работников (далее — СКШР) учетного состава за год, если работает 25 и более человек;

одно рабочее место, если работает от 8 до 25 человек.

«Инвалидный» норматив обязаны выполнять все работодатели, за исключением:

1) работодателей (юрлиц и ФЛП), у которых количество наемных работников, для которых место работы у этого работодателя является основным, за год менее 8 человек;

2) представительств иностранных компаний, не являющихся юрлицами (п. 3 письма Фонда инвалидов от 11.09.07 г. № 1/6-417).

Контролирует соблюдение работодателями такого норматива Фонд соцзащиты инвалидов (далее — Фонд) на основании полученного от работодателя отчета. Чтобы подать его в Фонд, работодатель, который обязан соблюдать «инвалидный» норматив, прежде всего в нем регистр ируется (ст. 19 Закона о соцзащите инвалидов).

 

Регистрация в Фонде

Работодатели регистрируются в Фонде по месту своей госрегистрации (п. 2 Порядка регистрации). Делать это нужно вновь созданным субъектам хозяйствования и тем, у которых количество основных (с трудовой книжкой) работников перевалило за 7 (8 и более) — до 1 февраля года, следующего за годом создания или увеличения количества работающих (п. 3 Порядка регистрации).

Заметим, что регистрация в Фонде напрямую связана с необходимостью подачи отчетности в этот Фонд. При этом Отчет о занятости и трудоустройстве инвалидов (форма № 10-ПI, далее — Отчет) работодатели подают в Фонд, если СКШР учетного состава за год составило 8 и более человек.

Поэтому считаем, что вновь созданным работодателям и тем, кто ранее не был зарегистрирован в Фонде и в каком-либо месяце отчетного года достиг показателя «8 и более человек по основному месту работу», не следует торопиться с выводами. Нужно дождаться окончания отчетного года и посчитать СКШР учетного состава за 2013 год. Если этот показатель не превысил 7 человек, то регистрироваться в Фонде не нужно. Если превысил, вы должны были зарегистрироваться в Фонде с 1 января по 1 февраля 2014 года.

Важно! За нарушение срока регистрации в Фонде наказать вас не могут. Поскольку никаких санкций за это законодательством не предусмотрено (см. письмо Фонда от 26.02.08 г. № 1/6-43/06).

А потому, если не зарегистрированный в Фонде работодатель свое­временно подаст Отчет (о сроках подачи отчета читайте на с. 15 этого номера), его должны зарегистрировать без применений любых санкций за нарушение порядка регистрации.

Чтобы зарегистрироваться в Фон- де, следует подать (направить заказным письмом) в отделение Фонда (п. 3 Порядка регистрации) заявление по форме, утвержденной приказом Минтруда от 14.03.07 г. № 98.

В отдельных случаях вместе с такими обязательными документами работодатели должны подать дополнительные документы, перечень которых приведен в п. 3 Порядка регистрации. Так, в частности, если работодатели имеют отделенные подразделения, то, регистрируясь в Фонде, они должны дополнительно подать (направить) сведения о таких подразделениях, а именно Перечень предприятий, вошедших в состав хозяйственного объединения и/или обособленных подразделений работодателя, имеющего обособленные подразделения, по форме, утвержденной приказом Минтруда от 10.02.07 г. № 42. Отдельно регистрировать обособленные подразделения в Фонде не нужно.

Если вы зарегистрированы, то Фонд направляет в течение 10 рабочих дней после регистрации заказным письмом уведомление о регистрации. Датой регистрации считается дата подачи работодателем документов, а в случае отправления их по почте — дата на почтовом штемпеле.

 

Правила подачи Отчета

Работодатели, у которых показатель СКШР учетного состава за год составляет 8 и более человек, подают в Фонд Отчет по форме № 10-ПІ (годовая), утвержденной приказом Минтруда от 10.02.07 г. № 42.

Важно! Не подают этот Отчет:

1. Обособленные подразделения юридических лиц. Дело в том, что эти подразделения отдельно не регистрируются в Фонде, а по окончании года главное предприятие учтет данные из такого подразделения в сводном Отчете (п. 1.2 Инструкции № 42, п. 3 Порядка подачи отчета и письмо Фонда от 15.09.10 г. № 1/6-301/06).

2. Представительства иностранных компаний, не являющихся юрлицами (см. выше).

3. Работодатели, у которых СКШР учетного состава за год менее 8 человек.

Подается Отчет ежегодно до 1 марта в отделения Фонда, в которых вы зарегистрированы (п. 2 Порядка подачи отчета и п. 2.1 Инструкции № 42).

Важно! В самой форме Отчета фигурирует другая дата — не позднее 1 марта после отчетного периода.

Фонд (письма от 27.04.10 г. № 1/6-69/03-01 и от 09.02.10 г. № 1/6-20/06) считает, что последним днем подачи Отчета можно считать 1 марта, т. е. срок, указанный в форме Отчета.

Это хорошо, но советуем отчитаться раньше — подать Отчет за 2013 год не позднее 28 февраля (пятница) 2014 года.

Подавать Отчет можно двумя способами: лично; отослать по почте (заказным письмом). Датой поступления Отчета считается дата подачи его работодателем, а в случае отсылки Отчета по почте — дата на почтовом штемпеле (п. 2 Порядка подачи отчета).

Внимание! В электронном виде Отчет не подается, так как это не предусмотрено нормами действующего законодательства (письмо Фонда от 15.09.10 г. № 1/6-299/03-01).

 

Ответственность

Работодатели, не выполнившие «инвалидный» норматив, обязаны уплатить административно-хозяйственные санкции (далее — АХС) за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом.

Размер АХС определяется исходя из размера среднегодовой зарплаты работника, работающего на таком предприятии:

• если у работодателя работает от 8 до 15 человек — половина среднегодовой зарплаты за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом;

• если у работодателя работает 15 человек и более — одна среднегодовая зарплата за каждое рабочее место, предназначенное для трудоустройства инвалида и не занятое инвалидом.

Важно! Фонд настаивает, что обязанность трудоустраивать инвалидов возложена именно на работодателей. А поэтому сам факт невыполнения «инвалидного» норматива делает работодателя нарушителем и обязывает уплатить АХС.

Но это не так. И это подтверждают суды*. Они считают, что обязанность предприятия — создать рабочие места для инвалидов, а поиском инвалидов для трудоустройства должен заниматься Фонд. Во избежание наказания необходимо доказать, что вы выполнили все действия по обеспечению трудоустройства инвалидов. В частности проинформировали о потребности в инвалидах в отчете по ф. № 3-ПН (об этой форме читайте в «БН», 2013, № 44, с. 42).

* См. постановления ВСУ от 17.09.13 г. № 21-232а13 («БН», 2013, № 2, с. 7 ), от 26.06.12 г. по делу № 21-105а12, от 20.06.11 г. по делу № 21-60а11, от 02.02.10 г. по делу № 21-1982во09 и т. п.

Внимание! Кроме АХС, можно получить и админштраф в размере от 10 до 20 ннмдг (от 170 до 340 грн.) (ч. 2 ст. 1881 КУоАП).

Документы к статье см. на с. 17 этого номера.