16.02.2015

Арендная плата за госкомземли: НКУ «побеждает» договор

Письмо ГФСУ от 03.02.15 г. № 3340/7/99-99-10-02-02-17

Фискалы заручились поддержкой Верховного Суда Украины (ВСУ) и в комментируемом письме пришли к выводу, что арендная плата за земли государственной и/или коммунальной собственности в любом случае не может быть меньше предела, установленного в п.п. 288.5.1 НКУ.

Дело в том, что с момента появления НКУ и за время его действия законные границы арендной платы за земли госкомсобственности не раз менялись. Согласно последним правкам с 01.04.14 г. установили единый нижний предел арендной платы за все виды земель госкомсобственности — 3 % нормативной денежной оценки (Закон Украины от 27.03.14 г. № 1166-VII), а с 01.01.15 г. (внимание!) — и единый верхний предел — 12 % нормативной денежной оценки (Закон Украины от 28.12.14 г. № 71-VIII).

Есть одна деталь: выводы из комментируемого письма и постановления ВСУ от 02.12.14 г. № 21-274а14 привязаны к моменту появления НКУ, который стал регулировать пределы арендной платы за земли госкомсобственности.

Однако это совсем не мешает применять выводы суда и налоговиков и сегодня. Поэтому нужно учесть, что с момента вступления в силу новых предельных рамок размер арендной платы не может выходить за их рамки. Если размер аренды за земли госкомсобственности в договоре выходит за установленные п.п. 288.5.1 НКУ рамки (меньше или больше), то условия договоров нужно подкорректировать. При этом до момента внесения соответствующих изменений в договор арендную плату нужно уплачивать с учетом пределов из п.п. 288.5.1 НКУ (ни больше, ни меньше).

Также читайте статью «Плата за землю: главное — суть, а не форма» // «БН», 2015, № 5, с. 27.