26.10.2015

Учет налогоплательщиков: новинки для «совместных» договоров

Приказ Минфина Украины от 31.08.15 г. № 747 «Об утверждении Изменений к Порядку учета плательщиков налогов и сборов и Положению о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость»

После того, как с 01.01.15 г. «прибыльный» разд. III НКУ «отформатировали», он не содержит положений о ведении отдельного учета договоров о совместной деятельности, управления имуществом (далее — договоры) и соглашения о распределении продукции. А потому такие договоры не являются отдельными плательщиками налога на прибыль предприятий. Об этом ГФСУ сообщила в  письме от 29.07.15 г. № 27555/7/99-99-15-02-01-17.

С целью освежить Порядок учета плательщиков налогов и сборов (далее — Порядок) и  Положение о регистрации плательщиков НДС Минфин внес в них поправки. Об изменениях в упомянутом Положении вы можете прочесть в статье на с. 27 номера. А о поправках в  Порядке расскажем прямо сейчас.

Для начала переписали определения уполномоченного лица и управителя имущества — без упоминания о плательщике налога на прибыль.

На учет в контролирующих органах ставят:

• соглашения о разделе продукции, на которые распространяются положения разд. V и XVIII НКУ (они зарегистрированы плательщиками НДС);

• договоры управления имуществом и договоры о совместной деятельности на территории Украины без создания юрлиц, по которым осуществляются операции по поставке товаров/услуг, подлежащие налогообложению согласно разд. V НКУ.

Основанием для взятия на учет договоров теперь является решение о регистрации плательщиком НДС уполномоченного лица или управителя имущества. Соответственно все необходимые документы подаются одновременно с регистрационным заявлением плательщика НДС (ф. № 1-ПДВ). Если НДС-заявление не подать или если в НДС-регистрации откажут, то документы на регистрацию договоров вернут. А договоры и соглашение снимаются с учета также и в случае аннулирования НДС-регистрации при условии отсутствия денежных обязательств и налогового долга или после их погашения (для договоров).

Теперь налогоплательщика по основному месту учета контролеры возьмут на учет уже не на следующий день, а сразу в день получения сведений от госрегистратора или заявления от налогоплательщика. Такие же сокращенные сроки предусмотрены и для взятия на учет ФЛП (в день получения от госрегистратора уведомления о проведении госрегистрации ФЛП) и независимых профессионалов (в день получения от независимого профессионала заявления по ф. № 5-ОПП).

Добавили полезную норму: сведения в отношении лиц, ответственных за ведение бухгалтерского и/или налогового учета юрлица, также обновляются контролирующими органами в Едином банке данных юрлиц на основании регистрационного заявления плательщика НДС. В этом случае налогоплательщик не должен подавать заявление по ф. № 1-ОПП в связи с изменением сведений относительно ответственных лиц.

Налогоплательщик может обратиться в контролирующий орган по основному месту учета, чтобы тот предоставил перечень контролирующих органов, в которых такой плательщик находится на учете по неосновному месту учета.

Появилось еще одно основание для того, чтобы контролирующий орган возражал против госрегистрации прекращения юрлица, — если не завершены все таможенные процедуры.

После госрегистрации прекращения предпринимательской деятельности ФЛП, местом жительства которых является временно оккупированная территория или зона АТО, такие экс-ФЛП могут провести окончательные расчеты и подать годовую декларацию, а также принять налоговиков с проверкой по месту своего пребывания.

Уточнили, что снимает с учета юрлиц в связи с их прекращением, которые в течение года изменили местонахождение в связи с изменением административного района, контролирующий орган, в котором такие налогоплательщики состоят на учете по основному месту учета на момент получения «ликвидационных» документов.

Приказ действует с 16.10.15 г.