25.07.2016

«Таможня дает добро»… через «единое окно»

О внедрении автоматизированного «единого окна» на таможне мы сообщали в «БН», 2016, № 27-28, с. 10. Как заявляют чиновники, эта система должна упростить таможенные процедуры и сократить время на их проведение. Ну а поскольку новая система стартует уже в августе, самое время разобраться с особенностями ее функционирования. Не обойдем вниманием и другие нововведения на таможне.

Принцип «единого окна»

Забытое старое

Первая попытка ускорить и оптимизировать мероприятия таможенного контроля и таможенного оформления товаров путем организации работы таможенников по принципу «единого окна» была предпринята еще в 2005 году. Для этого был издан приказ Гостаможслужбы от 20.04.05 г. № 314, который предусматривал создание Единой автоматизированной информационной системы Гостаможслужбы.

Но на практике принцип «единого окна» реализовать не удалось. Причин тому несколько: и устаревшая материально-техническая база, и отсутствие унифицированной информационной системы для субъектов ВЭД, и неопытность работников таможни, и обычный для Украины дефицит финансирования.

Но не все было напрасно. Важным результатом попытки введения «единого окна — 2005», пожалуй, стало появление комплексной системы «Электронная таможня», которая позволяет осуществлять электронное декларирование товаров. Благодаря ей все документы, которые необходимы для таможенного оформления, хозсубъекты могут предоставлять в электронном виде.

Как будет внедряться система «единого окна» образца 2016 года и будут ли возникать такие же препятствия, как в далеком 2005-м, покажет время. А пока давайте разберемся, что же собой представляет так рекламируемое правительством «единое окно».

«Единое окно» — что это?

Система «единого окна» на украинской таможне должна заработать уже в августе текущего года. Данные меры являются частью реализации Соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли между Украиной и Евросоюзом (DCFTA — Deep and Comprehensive Free Trade Areas). Это Соглашение предусматривает, в частности, приведение налогового и таможенного законодательства Украины в соответствие со стандартами и процедурами, принятыми в Евросоюзе.

Рекомендация № 33 Европейской экономической комиссии ООН («Рекомендация и руководящие принципы по созданию механизма «единого окна») определяет «единое окно» как механизм, который позволяет сторонам, участвующим в торговых и транспортных операциях, представлять стандартизированную информацию и документы с использованием единого пропускного канала в целях выполнения регулирующих требований, касающихся импорта, экспорта и транзита.

Проще говоря, «единое окно» — это электронная система обмена данными между таможенными органами и другими службами контроля. Концепция «единого окна» предусматривает, что таможенный, санитарно-эпидемиологический, ветеринарно-санитарный, фитосанитарный, экологический и другие виды контроля будут производиться с помощью электронного обмена данными, без бумажных документов, печатей и штампов.

Таким образом, «единое окно» помогает решить ключевую проблему для упрощения процедур торговли — множество документов (порой с повторяющимися данными) подаются хозсубъектом только один раз, в одно место и в стандартном формате.

Система «единого окна» предоставляет выгоды как государственным органам контроля, так и частному бизнесу. Так, частные компании смогут снизить расходы, связанные с торговыми операциями, сократить сроки поставки товаров благодаря ускорению получения разрешительных документов. Кроме того, повышение транспарентности* и предсказуемости должно привести к ограничению возможностей для коррупции как в частном, так и в государственном секторе.

* Транспарентность — ясность, открытость, прозрачность.

Эти и другие выгоды уже ощутили более 30 стран, в которых функционирует система «единого окна». Посмотрим, каким образом будет осуществляться, в общем-то, неплохая задумка законотворцев на украинском поприще. А сейчас давайте рассмотрим механизм работы «единого окна», который предлагает нам Минфин.

Механизм действия «единого окна»

Принцип действия

В мире существует множество подходов к созданию системы «единого окна». Но какими бы ни были особенности этой системы в разных странах, общим для всех является тесное сотрудничество между всеми участвующими государственными органами и учреждениями и торговыми предприятиями. Как представляет действие механизма «единого окна» Минфин, покажем на рис. 1.

Рис. 1. Действие механизма «единого окна»

Из данной схемы видно, что субъект ВЭД предоставляет все документы, необходимые для таможенного оформления товаров и для проведения контроля различными госорганами, сразу в одном месте — так называемом едином окне. Весь процесс оформления, включая получение разрешительных документов от других контролирующих органов, должен занимать не более 4 часов (для импорта). Если в отведенное время контролеры не внесли в информационную систему какое-либо решение, система автоматически формирует решение соответствующего вида госконтроля, которое является основанием для завершения таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины. То есть действует принцип «молчаливого согласия».

Основным нормативным документом, который определяет механизм взаимодействия органов государственного контроля и предприятий по принципу «единого окна», является Порядок № 364.

Действие этого Порядка распространяется на операции по ввозу товаров на таможенную территорию Украины и вывозу товаров за пределы таможенной территории Украины.

Согласно Порядку № 364 решение об осуществлении санитарно-эпидемиологического, ветеринарно-санитарного, фитосанитарного, экологического и радиологического контроля предприятие принимает в случае электронного декларирования товаров. Для этого нужно направить органу доходов и сборов электронное уведомление.

Налоговики и другие контролирующие органы взаимодействуют между собой по принципу «единого окна» с помощью информационно-телекоммуникационной системы органов доходов и сборов (далее — ИТС) с использованием специального программно-информационного комплекса (далее — веб-интерфейс), который разрабатывается ГФСУ.

Поскольку администратором ИТС и разработчиком веб-интерфейса является ГФСУ, она же и предоставляет средства ЭЦП и права пользования программным обеспечением уполномоченным должностным лицам других контролирующих органов.

ИТС хранит документы и протоколы действий пользователей в течение 1095 дней. В течение этого срока контролеры вправе перепроверить документы, информация о которых содержится в системе.

Предприятия взаимодействуют с ИТС с использованием информационных, телекоммуникационных и информационно-телекоммуникационных систем и средств их обеспечения, которые используются предприятиями для подачи органам доходов и сборов документов и сведений, предусмотренных ТКУ, через автоматизированную систему таможенного оформления. ИТС направляет предприятиям уведомления с ЭЦП должностного лица органа доходов и сборов.

Пункт 12 Порядка № 364 обязывает предприятия хранить не менее 1095 дней документы и сведения, которые вносятся в ИТС в виде сканированных копий.

Ввоз через «единое окно»

Схематически механизм таможенного оформления товаров, ввозимых на территорию Украины, через «единое окно» будет выглядеть так, как это показано на рис. 2.

Рис. 2. Механизм действия «единого окна» при ввозе товаров на таможенную территорию Украины

Вывоз через «единое окно»

Алгоритм действия «единого окна» для экспортеров (в соответствии с Порядком № 364) представим на рис. 3.

Рис. 3. Алгоритм действия «единого окна» при вывозе товаров за пределы таможенной территории Украины

Как мы уже говорили, автоматизированная система «единого окна», предусмотренная Порядком № 364, должна начать функционировать уже 1 августа этого года. При этом для полноценного функционирования ИТС Минфин должен утвердить перечни:

• мест таможенного оформления товаров, в которых будет применяться Порядок № 364;

• пунктов пропуска через государственную границу Украины, в которых будут функционировать комплексы автоматизированного контроля за перемещением радиоактивных веществ и ядерных материалов;

• документов, которые необходимо подать соответствующему контролирующему органу для завершения соответствующего вида госконтроля.

Дополнительные «сервисы»

Внимание, вас снимают!

Конечно, мы не можем обойти вниманием п. 27 Порядка № 364, который предусматривает, что при наличии в местах осмотра товаров или отбора образцов стационарных или портативных технических средств таможенного контроля, обеспечивающих видеонаблюдение, такой осмотр проводится с обязательной его видеофиксацией.

Просматривать и анализировать материалы видеонаблюдения обязаны руководители органов доходов и сборов и руководители структурных подразделений ГФС, в компетенцию которых входит организация таможенного контроля и оформления, профилактики и предупреждения коррупционных деяний, мониторинга деятельности органов доходов и сборов.

Порядок ведения видеонаблюдения, обработки, анализа и хранения материалов видеонаблюдения должен установить Минфин.

На сегодня подобного Порядка от Минфина пока нет. Зато есть Порядок № 370 от Кабмина, который действует с 1 июля 2016 года.

Порядок № 370 определяет процедуру осуществления фото-, видеофиксации таможенных и других формальностей, которые проводятся контролирующими органами по отношению к товарам, транспортным средствам, перемещаемым через таможенную границу Украины.

Согласно п. 3 Порядка № 370 объектом фото-, видеофиксации являются:

любые товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу Украины;

должностные лица органов доходов и сборов, других контролирующих и правоохранительных органов, участвующих в проведении осмотра (переосмотра), во время которого осуществляются фото-, видеофиксация;

документы, необходимые для осуществления таможенного контроля, в том числе документы, не поданные декларантом органу доходов и сборов, в частности вместе с ТД, но предоставленные должностному лицу органу доходов и сборов непосредственно при проведении осмотра (переосмотра), или выявленные таким лицом самостоятельно во время его проведения;

средства обеспечения идентификации, наложенные на документы, товары, транспортные средства и другие места, являющиеся объектами таможенного контроля;

• территории и помещения складов временного хранения, таможенных складов, магазинов беспошлинной торговли, территории свободных таможенных зон и других мест, в которых размещаются товары, транспортные средства коммерческого назначения, подлежащие таможенному контролю, или проводится деятельность, контроль за которой возложен на органы доходов и сборов.

Средства фото-, видеофиксации применяются:

• должностным лицом органа доходов и сборов в случае, когда по результатам применения системы управления рисками необходима фото-, видеофиксация во время проведения таможенных формальностей, а также при необходимости зафиксировать проведение таможенных формальностей на любом этапе таможенного контроля;

• должностным лицом органа доходов и сборов в случае проведения осмотра (переосмотра) по инициативе контролирующих и правоохранительных органов;

• должностными лицами ГФС, Администрации Госпогранслужбы и Национальной полиции, включенными в состав Межведомственного целевого центра и совместных мобильных групп по предупреждению и выявлению фактов нарушений законодательства по вопросам государственного таможенного дела, на всех этапах проведения мероприятий по выполнению поручения Межведомственного целевого центра;

• должностным лицом органа доходов и сборов в случае проведения физического осмотра товаров, предусмотренного ст. 266 ТКУ.

Важно! Полученная информация (фотоснимки, видеозаписи) может использоваться органами доходов и сборов исключительно для таможенных целей и не может передаваться третьим лицам без разрешения субъекта, лиц или органа, которыми перемещаются товары, транспортные средства, зафиксированные на фотоснимках и в видеозаписях, в том числе другим органам государственной власти, кроме случаев, предусмотренных ТКУ и другими законами (п. 7 Порядка № 370).

Порядок № 370 определяет процедуру осуществления фото-, видеофиксации товаров, транспортных средств во время проведения их осмотра (переосмотра).

По результатам проведения осмотра (переосмотра) товаров, транспортных средств с фото-, видеофиксацией должностное лицо органа доходов и сборов должно обеспечить:

• внесение в акты о проведении осмотра, их электронные копии достоверных и полных сведений об осуществлении фотографирования, видеосъемки;

• сохранение файлов с результатами осуществления фото- и/или видеосъемки на сервере ГФС и прикрепление таких файлов к ТД или к информации о перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу Украины (при наличии технической возможности).

Заметьте! Порядок № 370 фактически вводит обязательную фото-, видеосъемку товаров и транспортных средств, перемещаемых через границу Украины. Возможности отказаться от фото-, видеофиксации субъекты ВЭД не имеют.

Законность таких правительственных инициатив вызывает сомнения у многих специалистов. Практически тотальная фото- и видеосъемка товаров, транспорта, документов, действий должностных лиц не предусмотрена ТКУ. Часть 2 ст. 326 ТКУ разрешает лишь изготавливать фотографии в качестве одной из мер идентификации товаров, транспортных средств коммерческого назначения, помещений и т. д.

Наряду с повальной фото-, видеофиксацией бороться с контрабандой и коррупцией на таможне призваны мобильные группы, созданные во исполнение постановления № 371.

Мобильные группы

При Минфине создается Межведомственный целевой центр по противодействию и выявлению нарушений законодательства по вопросам государственного таможенного дела (далее — Центр), который организовывает и направляет действия 20 совместных мобильных групп из представителей ГФСУ, Госпогранслужбы и Нацполиции.

Круг полномочий мобильных групп впечатляет. Они имеют право, в частности:

беспрепятственного доступа ко всем зонам таможенного контроля и пунктов пропуска на всей таможенной территории Украины. Так, п. 5 постановления № 371 предписывает ГФСУ, Администрации Госпогранслужбы, Министерству инфраструктуры обеспечить беспрепятственный доступ членов Центра и мобильных групп ко всем зонам таможенного контроля и пунктов пропуска для автомобильного, железнодорожного, морского (речного) и авиационного сообщения;

• по согласованию с Центром принимать решения о проведении осмотра (переосмотра), создавать временные зоны таможенного контроля, осуществлять осмотр (переосмотр) членами мобильной группы и/или с привлечением должностных лиц органа доходов и сборов, в зоне деятельности которого проводятся мероприятия;

• привлекать при необходимости к проведению мероприятий по противодействию и выявлению нарушений таможенного законодательства представителей территориальных органов служб;

• использовать средства связи, технические средства таможенного контроля, средства фото, видеофиксации;

инициировать составление протоколов о нарушении таможенных правил таможней, в зоне деятельности которой выявлены нарушения (при наличии признаков таких нарушений);

составлять протоколы о нарушении таможенных правил по согласованию с Центром (при наличии признаков таких нарушений).

Предполагается, что мобильные группы будут функционировать круглосуточно. Каждая мобильная группа будет состоять из 4 человек (из ГФС — двое, из Госпогранслужбы и Нацполиции — по одному человеку).

Безусловно, и «единое окно», и фото-, видеофиксация, и мобильные группы призваны противодействовать коррупции, нарушениям таможенного законодательства. Но насколько безупречно будут функционировать все эти нововведения и приведут ли они к реальному упрощению таможенного оформления и контроля, покажет жизнь.

А в заключение несколько слов скажем о создании в Украине института уполномоченных экономических операторов (УЭО), который уже многие годы функционирует в развитых странах мира.

Уполномоченные экономические операторы

В Верховной Раде зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно уполномоченного экономического оператора и упрощений таможенных формальностей» от 03.06.16 г. № 4777. Суть этого законопроекта в том, чтобы продемонстрировать высшую степень доверия таможни к субъекту ВЭД и, как следствие, предоставить льготы и упрощения таможенных формальностей для такого субъекта.

Наделять предприятия статусом УЭО будет ГФСУ путем выдачи сертификата на упрощение таможенных процедур и/или сертификата по надежности и безопасности. Предприятие сможет по своему выбору получить либо один из сертификатов, либо сразу оба. Каждый из сертификатов предоставляет владельцу особые преимущества. Подробно о них мы поговорим после принятия упомянутого законопроекта.

Документы и сокращения Темы недели

ТКУ — Таможенный кодекс Украины от 13.03.12 г. № 4495-VI.

Порядок № 364 — Порядок информационного обмена между органами доходов и сборов, другими государственными органами и предприятиями по принципу «единого окна» с использованием электронных средств передачи информации, утвержденный постановлением КМУ от 25.05.16 г. № 364.

Порядок № 370 — Порядок осуществления фото-, видеофиксации таможенных и других формальностей, которые проводятся контролирующими органами, утвержденный постановлением КМУ от 08.06.16 г. № 370.

Постановление № 371 — постановление КМУ «Вопросы противодействия незаконному перемещению товаров через государственную границу Украины» от 08.06.16 г. № 371.

ИТС — информационно-телекоммуникационная система органов доходов и сборов.

ТД — таможенная декларация.

ЭЦП — электронная цифровая подпись.

УЭО — уполномоченные экономические операторы.