16.05.2016

Продлеваем действие товарного знака: как учесть расходы?

Предприятие продлило действие товарного знака (уплачена госпошлина, оплачены услуги патентного поверенного). Как правильно отразить эти расходы в учете?

Товарный знак — это обозначение, по которому товары и услуги одних лиц отличаются от товаров и услуг других лиц. Это могут быть, в частности, слова, в том числе собственные имена, буквы, цифры, изобразительные элементы, цвета и комбинации цветов, а также любая комбинация таких обозначений.

Торговые марки (знаки для товаров и услуг) относятся к объектам права интеллектуальной собственности ( ст. 420 ГКУ).

Отношения, которые возникают в связи с приобретением и осуществлением права собственности на знаки для товаров и услуг, регулирует Закон № 3689*. Согласно ч. 3 ст. 5 этого Закона и  ст. 496 ГКУ право собственности на знак удостоверяется свидетельством. Срок действия свидетельства составляет 10 лет от даты подачи заявки в Госслужбу интеллектуальной собственности Украины и продлевается Госслужбой по ходатайству собственника свидетельства каждый раз на 10 лет, при условии уплаты установленного сбора.

* Закон Украины «Об охране прав на знаки для товаров и услуг» от 15.12.93 г. № 3689-XII.

Порядок учета товарных знаков зависит от того, каким образом они были получены предприятием: самостоятельно созданы или приобретены у других лиц.

1. Товарные знаки, которые предприятие создает и регистрирует самостоятельно, в бухучете не признают нематериальными активами, а стоимость их создания согласно п. 9 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» списывается сразу на расходы периода. Это же подтверждает и МСБУ 38 «Нематериальные активы», где указано, что расходы на «внутригенерированные» товарные знаки по своей сути нельзя отделить от расходов на развитие всего предприятия. Поэтому такие объекты не признаются нематериальными активами.

На наш взгляд, такие расходы следует отражать на счете 93 «Расходы на сбыт», ведь целью производства продукции под определенным товарным знаком является прежде всего успешное продвижение на рынке.

А коль затраты на создание товарного знака (в том числе на его регистрацию) были включены в текущие расходы, то и затраты на продление действия свидетельства на этот товарный знак тоже нужно включать в расходы того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

2. С приобретенным товарным знаком другая ситуация. Здесь мы имеем дело уже с нематериальным активом, который нужно учитывать и амортизировать в бухучете по правилам П(С)БУ 8.

Налоговый учет нематериальных активов ведут с оглядкой на  ст. 138 НКУ, с учетом возникающих корректировочных разниц.

Продлевая действие свидетельства на товарный знак, учитываемый в составе нематериальных активов, предприятие, по сути, увеличивает срок его использования. А это можно считать усовершенствованием (модернизацией) нематериального актива.

Такие расходы в бухучете капитализируются. При этом они предварительно собираются на субсчете 154 «Приобретение (создание) нематериальных активов», а затем увеличивают первоначальную стоимость объекта нематериальных активов (товарного знака) (Дт 123 — Кт 154).

Не забудьте также о забалансовом учете. По дебету забалансового счета 09 «Амортизационные отчисления» отражается сумма накопленной амортизации необоротных активов. Использование амортизации на капитальные инвестиции отражают по кредиту этого счета.

Таким образом, стоимость модернизации нематериального актива (увеличение срока использования товарного знака) нужно отразить по кредиту счета 09 (в пределах дебетового остатка по нему).