03.10.2016

Недопуск к проверке: что угрожает плательщику налогов?

Письмо ГФСУ от 14.09.16 г. № 9679/М/99-99-13-04-02-14

В комментируемом письме налоговики рассказали о последствиях недопуска контролеров к выездной или фактической проверке. Напомним, что отказать контролерам субъект хозяйствования имеет право только в случае, когда ему не предъявили или не прислали надлежащим образом оформленных копий ( п. 81.1 НКУ):

приказа и направления на проведение проверки;

служебного удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки.

Налоговики отметили, что недопуск к проверке при наличии законных оснований для ее проведения может быть основанием для:

ареста имущества, отличного от средств плательщика налогов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа ГФС, обоснованность которого должна быть проверена судом в течение 96 часов ( ст. 94 НКУ);

• обращения в админсуд с иском (представлением) о применении ареста средств на счетах в банке плательщика налогов ( п.п. 94.6.2 НКУ).

В то же время оформить акт о результатах выездной проверки в случаях недопуска к проверке исключительно на основании налоговых деклараций плательщика налогов и информации АИС «Налоговый блок» проверяющие не могут. Дело в том, что факты выявленных нарушений должны излагаться в акте четко, объективно и в полной мере, со ссылками на первичные или другие документы, зафиксированные в учете и подтверждающие наличие указанных фактов. А поскольку такие документы не были исследованы, то и оснований для оформления акта нет.

Хотя контролеры могут провести документальную невыездную проверку такого плательщика при условии наличия обстоятельств для ее проведения, определенных ст. 77 и 78 НКУ, и с соблюдением требований по ее организации согласно ст. 79 НКУ.