Напомним: с 01.01.16 г. минимальным пределом базы обложения НДС для самостоятельно изготовленных товаров/услуг стала обычная цена на такие товары/услуги ( п. 188.1 НКУ).
Определение термина «обычная цена» приведено в п.п. 14.1.71 НКУ. Если проанализировать данную норму, можно прийти к выводу, что НКУ (кроме контролируемых операций, обязательной оценки, аукциона, принудительной продажи и т. п.):
• устанавливает, что обычная цена соответствует рыночной цене;
• устанавливает ряд обязательных условий соответствия цены поставки рыночной цене, одно из которых является владение сторонами достаточной информацией о ценах, сложившихся на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров/услуг в сопоставимых экономических условиях;
• предусматривает возможность доказательства несоответствия договорной цены уровню рыночных (обычных) цен.
Исходя из этого, ГФСУ советует налоговикам в ходе проведения документальных проверок обращать внимание на правильность определения базы обложения НДС:
1. Выяснять источники информации о ценах, которые сложились на рынке идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров/услуг в сопоставимых экономических условиях.
2. Определять рыночные цены исходя из данных источников и обязательно учитывать идентичность (сопоставимость) содержания исследуемой операции.
Например, при определении рыночных цен на услуги по аренде недвижимости учитывать: принадлежность зданий и сооружений одинаковым классификационным типам (с учетом их функционального назначения) согласно ДК 018-2000*, их площадь; местонахождение и т. д.
* Государственный классификатор зданий и сооружений ДК 018-2000, утвержденный приказом Госстандарта от 17.08.2000 г. № 507.
3. Определять, соответствует ли цена поставки рыночным ценам.
4. В случае занижения цены поставки по сравнению с рыночными ценами — фиксировать в актах документальных проверок:
• факт такого несоответствия, отмечая источники информации о рыночных ценах, их уровень и расчет несоответствия;
• вывод о том, что с учетом положений пп. 14.1.71 и 14.1.219 НКУ цена поставки не является обычной ценой, соответствующей рыночной и которая должна учитываться при определении базы обложения НДС;
• вывод о нарушении норм абз. второго п. 188.1 НКУ, в результате чего занижена база обложения НДС и, как следствие, занижены налоговые обязательства (завышены бюджетное возмещение, отрицательное значение) по НДС.
Сформировав таким образом доказательства, подтверждающие факт занижения базы НДС, в акте проверки контролеры также обязаны будут указать факты (при их наличии) о:
• юридической и фактической связанности лиц, что нарушает условие соответствия рыночной цены цене поставки ( п.п. 14.1.219 НКУ);
• неосуществлении и/или невозможности осуществления «посредником» или другим контрагентом производителя (в цепи между «посредником» и производителем) хозяственной деятельности, что свидетельствует о привлечении такого «посредника» или другого контрагента только для документального оформления операций.
Кроме того, если проверка проводится в соответствии с требованиями уголовно-процессуального кодекса, для формирования и документирования доказательной базы фискалам потребуется также:
• заключение эксперта (о несоответствии цены поставки производителя рыночным ценам);
• показания должностных лиц производителя (об исчерпывающем владении информацией о рыночных ценах на товары/услуги и сознательном документальном оформлении их продажи по существенно заниженным ценам фиктивному «посреднику» с целью уклонения от уплаты налогов и завладения денежными средствами) и др.
Так что будьте осторожны!