06.11.2017

Аннулируем НДС-регистрацию: как выбрать базу для начисления «условных» НО

Письмо ГФСУ от 25.10.17 г. № 2370/6/99-99-15-03-02-15/ІПК

В комментируемом письме налоговики разъяснили тонкости начисления «условных» налоговых обязательств (НО) в связи с НДС-аннулированием.

Проблемность ситуации заключается в том, что п. 184.7 НКУ обязывает при НДС-аннулировании начислять «условные» НО по товарам/услугам, необоротным активам, суммы НДС по которым были включены в состав налогового кредита, но не были использованы в облагаемых операциях в пределах хоздеятельности исходя из их обычной цены. А этот «эфемерный» показатель определить не просто. Особенно для необоротных активов.

Безусловно, можно создать специальную комиссию и провести анализ цен на рынке с учетом требований пп. 14.1.71, 14.1.219, 14.1.131 и 14.1.80 НКУ. На его основании — определить обычную цену необоротного актива, подкрепив свой выбор распорядительным актом руководителя, а дополнительно — прайсами на аналогичные активы из СМИ.

В то же время при начислении «компенсирующих» НО согласно п. 198.5 НКУ база налогообложения определяется по четким правилам, описанным в п. 189.1 НКУ. Для необоротных активов — исходя из их остаточной стоимости, а для товаров/услуг — исходя из цены приобретения.

У многих плательщиков НДС при начислении «условных» НО возникает соблазн: не заморачиваться с обычными ценами, а использовать простые правила, которые применяют для начисления «компенсирующих» НО. Ведь по сути эти ситуации похожи.

В комментируемом письме контролеры развеяли все сомнения. Они заявили: поскольку во время НДС-аннулирования не происходит ликвидации необоротных активов, основания для применения п. 189.1 НКУ отсутствуют.

Формально налоговики правы. Но мы уверены: если база налогообложения, рассчитанная согласно п. 189.1 НКУ, не сильно отличается от обычных цен (занижение НО не очевидно), то налоговики при проверке вряд ли рискнут доказывать «необычность» такой базы.