06.08.2018
Интерес к вопросу, подлежат ли налогообложению денежные переводы, получаемые физическими лицами — резидентами Украины из-за границы, время от времени искусственно подогревают сами фискалы.
То здесь, то там на региональных сайтах главных управлений ГФС появляются сообщения примерно такого содержания: согласно НКУ средства, перечисленные из-за границы на текущие или карточные счета граждан, считаются иностранными доходами, и при их получении гражданин должен подать годовую декларацию, в которой указать полученную сумму и, соответственно, уплатить с нее налог на доходы физических лиц (НДФЛ).
Но всегда ли денежные переводы из-за границы являются иностранными доходами, подлежащими налогообложению?
По нашему мнению, здесь все будет зависеть от того, кем приходится отправитель средств их получателю — физлицу — резиденту Украины.
Объясним свою позицию.
Согласно Семейному кодексу Украины от 10.01.02 г. № 2947-III (далее — СКУ) установлена обязанность:
• жены и мужа материально поддерживать друг друга (ст. 75 СКУ). При этом заработная плата, пенсия, стипендия, другие доходы, полученные одним из супругов, являются объектом права общей совместной собственности (ч. 2 ст. 61 СКУ);
• родителей содержать своих несовершеннолетних детей (до 18 лет) (ст. 180 СКУ), совершеннолетних детей, продолжающих обучение (до 23 лет) (ст. 199 СКУ), совершеннолетних нетрудоспособных детей, нуждающихся в материальной помощи (при условии, что родители ребенка имеют возможность оказывать такую помощь) (ст. 198 СКУ);
• совершеннолетних детей содержать нетрудоспособных родителей, нуждающихся в материальной помощи (ст. 202 СКУ).
Учитывая наличие такой обязанности, можно утверждать, что перечисление средств из-за границы женой (мужем) для мужа (жены), матерью (отцом) для детей в указанных выше случаях, а также совершеннолетними детьми нетрудоспособным родителям является, по сути, передачей денежных средств внутри семьи. А это должно рассматриваться как выполнение обязанностей по содержанию, установленных СКУ, а не как получение дохода с источником происхождения из-за границы.
То есть, если физлицо получает денежные средства от своего мужа (или жены, или родителя), работающего за рубежом, то сумма таких средств не будет для этого физлица доходом.
А если заробитчанин перечисляет денежные средства лицам, в отношении которых СКУ не установлена обязанность по их содержанию? Очень дальнему родственнику, скажем. Или любовнице.
Для таких лиц этот доход будет иностранным. По итогам года такой доход должен быть задекларирован и с него должен быть уплачен НДФЛ.
Кстати, и сам заробитчанин также должен задекларировать в Украине доход, полученный за рубежом. Об особенностях такого декларирования читайте далее.
Начнем с того, что физлицо-резидент, получающее иностранные доходы, обязано включить сумму таких доходов в общий годовой налогооблагаемый доход и подать налоговую декларацию об имущественном состоянии и доходах (далее — налоговая декларация) по результатам отчетного налогового года, а также уплатить налог с таких доходов (п.п. 168.2.1 НКУ).
Причем, поскольку мы с вами говорим об официальных доходах, то ясно, что с них иностранные работодатели удержали «иностранные» налоги. Чтобы не платить дважды, заробитчанин вправе воспользоваться механизмом избежания двойного налогообложения, предусмотренным п.п. 170.11.4 НКУ, т. е. зачесть налог с дохода, уплаченный за рубежом, в счет НДФЛ, подлежащего уплате в Украине.
Такой зачет проводят, если:
• во-первых, между Украиной и страной — источником выплаты дохода заключен договор об избежании двойного налогообложения, согласие на обязательность которого дано ВР Украины*;
* Последний перечень таких договоров см. в письме ГФСУ от 02.01.18 г. № 78/7/99-99-01-02-02-17.
• во-вторых, у заробитчанина есть справки о суммах уплаченного налога (сбора), о базе и/или объекте налогообложения, выданные государственным органом страны, которая является источником выплаты дохода (прибыли), уполномоченным взимать такие налоги (далее — «зачетная» справка) (см. п. 13.5 НКУ).
В общем случае «зачетная» справка подлежит легализации. Вместе с тем не требуют легализации официальные документы стран — участниц Гаагской конвенции, отменяющей требование легализации иностранных официальных документов от 05.10.61 г., удостоверенные апостилем, проставленным уполномоченным органом страны, в которой составлен документ.
Также не требуют ни легализации, ни удостоверения апостилем документы, выданные странами — участницами двусторонних договоров о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских и уголовных делах, и документы стран — участниц многосторонней Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях в гражданских, семейных и уголовных делах от 22.01.93 г. (см. «Вестник налоговой службы Украины», 2012, № 6, с. 21).
Но будьте бдительны! Не всегда наличие двустороннего договора о правовой помощи освобождает от легализации всех официальных иностранных документов. Порядок применения таких договоров разъяснял Минюст в письмах от 11.05.10 г. № 26-26/291 и от 29.11.12 г. № 11891-0-4-12/12.2.
Но вернемся к налоговой декларации.
Ее необходимо подать до 1 мая года, следующего за отчетным. А если предельный срок подачи декларации о доходах уже близок, а «зачетных» справок нет? Ничего страшного.
Вы можете подать в свой налоговый орган заявление о переносе срока подачи налоговой декларации до 31 декабря года, следующего за отчетным, и потом заниматься «зачетными» справками.
Такое право предусмотрено п.п. 170.11.2 НКУ.
Кстати, зачастую заробитчанину выгодно подтвердить на чужбине свой статус налогового резидента Украины (и соответственно — налогового нерезидента той страны, в которой он трудоустроился). В таком случае с него уже при выплате заработной платы будет удерживаться «подоходный» по той ставке, которая прописана в «избегательной» конвенции. А она, как правило, меньше той, по которой облагают доходы в виде зарплаты работников-аборигенов.
За получением такой справки заробитчанин может обратиться в свой центр обслуживания плательщиков (по месту регистрации в паспорте) с заявлением в произвольной форме (категория 140.06 ЗІР ГФСУ). Форма справки-подтверждения статуса налогового резидента Украины** предусматривает указание конкретной страны, к положениям соответствующего договора об избежании двойного налогообложения с которой, очевидно, будет прибегать резидент-заробитчанин.
** Утверждена приказом ГНАУ от 12.04.02 г. № 173.
Такая справка действует в пределах одного календарного года.
Рассмотрим для примера Польшу (по данным НБУ, оттуда валюты заходит больше всего). Соответствующая Конвенция между Правительством Украины и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и предупреждении налоговых уклонений от 12.01.93 г. действует с 11.03.94 г. А польский налог на доходы физических лиц — это так называемый PIT (Personal Income Tax).
Допустим, заробитчанин в Польше славно потрудился, заработал на «хатинку», получил «зачетную» справку и подает годовую налоговую декларацию в Украине.
Не будем подробно излагать порядок ее заполнения, а лишь заметим, что пересчитанная в гривню по обменному курсу НБУ на момент начисления (получения) величина иностранного дохода найдет свое место в стр. 10.6 (с соответствующими суммами НДФЛ по ставке 18 % и ВС по ставке 1,5 %).
В отсутствие других облагаемых доходов сумма НДФЛ, подлежащая уплате с иностранных доходов, сформирует показатель стр. 18 декларации. Тогда как сумма PIT, уплаченная в Польше (подтвержденная «зачетной» справкой) — с целью уменьшения суммы НДФЛ, подлежащей уплате в бюджет Украины, — включается в стр. 21 декларации.
Отметим несколько нюансов.
Во-первых, если в Польше вы уплатили PIT больше, чем составил НДФЛ, начисленный на сумму иностранного дохода за один и тот же год, то из бюджета вам все равно ничего не вернут.
Поскольку значение стр. 21 декларации не должно превышать значения стр. 18 декларации. Это соответствует п.п. 170.11.4 НКУ.
Во-вторых, с иностранного дохода от добросовестного заробитчанина налоговики потребуют уплатить ВС, так как он не упомянут в конвенциях об избежании.
Об этом идет речь в письме ГФСУ от 12.04.16 г. № 3734/П/99-99-17-02-03-14 (ср. ).
Расчет суммы ВС проводится также в налоговой декларации.
Наконец, в-третьих, выданная «зачетная» справка об уплате PIT не требует ни легализации, ни проставления апостиля. Дело в том, что в украинско-польских отношениях с 14.08.94 г. действует Договор между Украиной и Республикой Польша о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским и уголовным делам.
Но заробитчанину таки придется потратиться на перевод «зачетной» справки с языка оригинала на украинский язык и нотариальное заверение такого перевода.
Отдельно заметим, что с иностранных доходов ЕСВ не уплачивается.
По таким же правилам должны декларировать денежные переводы из-за границы от заробитчан и те лица, в отношении которых СКУ не установлена обязанность по их содержанию. По итогам года с этого иностранного дохода они тоже должны уплатить НДФЛ и ВС, однако такие получатели уже не смогут уменьшить годовое налоговое обязательство по НДФЛ, поскольку непосредственно они налог за рубежом не уплачивали.
Для фискалов ключевым моментом системы контроля за получением физическими лицами — резидентами Украины доходов из-за границы является возможность централизованно получать сводную информацию о международных транзакциях физлиц, осуществляемых с помощью банков или международных платежных систем (Western Union, MoneyGram и т. п.).
Отметим главное: в отношении «обычного» физлица банк обязан раскрывать налоговикам по их письменному требованию информацию лишь о наличии банковских счетов (п.п. «а» п. 4 ч. первой ст. 62 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 07.12.2000 г. № 2121-III).
А внутрибанковская отчетность предусматривает передачу подобной информации лишь в обезличенном виде — во всяком случае, пока…
Разумеется, по решению суда банку придется раскрыть всю информацию о состоянии счета клиента.
Однако все будет так безмятежно, только если сумма банковской транзакции не превышает эквивалент 150 тыс. грн. Иначе о ней узнает финмониторинг и, вероятно, поделится такой информацией с налоговиками… А тогда, получатель, жди гостей из налоговой…
Впрочем, не желая оправдываться перед налоговиками или геройствовать в суде, очевидно, подавляющее большинство заробитчан и их адресатов предпочтет «не отсвечивать»…
Также нужно быть осторожными получателям льгот и субсидий. Хотя при условии декларирования заробитчанином своих доходов и — внимание! — добровольной уплаты ЕСВ соцчиновники сулят ему не отказывать в праве на жилищную субсидию по уплате коммунальных услуг (подробности ее предоставления см. в статье «Жилищные» субсидии по-новому» // «БН», 2018, № 26). Вот счастье-то!
Подведем итог. Несмотря на жесткую риторику налоговиков относительно налогообложения иностранных доходов физических лиц в Украине, на сегодня у них нет действенных способов массового контроля подобных доходов. Так же, как нет и оснований для налогообложения большей части перечислений в пользу физических лиц в Украине (конечно, речь идет о переводах между членами одной семьи).
Очевидно, что дальнейшее усиление фискального давления в этой сфере приведет к тенизации денежных переводов, а их официальный рынок, вероятнее всего, сократится.
На сегодня, на наш взгляд, существует единственный законный способ переслать заработанные за рубежом деньги своим родственникам в Украину, не привлекая внимания контролирующих органов.
Речь идет об открытии карточного счета в зарубежном банке. Вариант подойдет для тех, кто легально проживает и законно трудоустроен в другой стране, которая дает возможность открыть в банке страны проживания счет, на который оформляется несколько платежных карточек. Одна из них передается лицу, которое находится в Украине и может снимать деньги в банкоматах или использовать карточку для расчетов в торговых сетях.
Для этих же целей можно открыть счет и в одном из крупных украинских банков (желательно с иностранным капиталом), с возможностью пополнения счета через банкоматы за рубежом, хотя этот вариант будет несколько дороже описанного выше.
И напоследок еще такая информация.
К сожалению, законопроект № 2535а, где предлагалось доработать ст. 170 НКУ с целью установления нулевой ставки налогообложения для физических лиц — плательщиков налогов, которые получили доход с иностранным источником происхождения от членов семьи первой степени родства, год провалялся в Верховной Раде и был отозван. Поэтому единственная ваша возможность отбиться от налогообложения переводов, полученных от своих родственников-заробитчан, — настоящая статья.