09.07.2018

Централизованное водоснабжение: есть ли объект обложения для рентной платы?

Письмо ГФС в Тернопольской обл. от 13.06.18 г. № 2587/ІПК/19-00-12-02-28

В комментируемом письме налоговики в очередной раз затронули вопрос уплаты рентной платы за специальное водопользование субъектами хозяйствования, предоставляющими услуги по централизованному водоснабжению.

Контролеры опять «затянули» свою привычную песню о едином тарифе на водоснабжение, в который заложена рентная плата, а также о том, что объектом налогообложения для такого плательщика налога является общий объем воды, изъятой из водного объекта для целей, которые определены в соответствующем разрешении, в частности и для поставки ее другим лицам.

В то же время радует, что налоговики дали «зеленый свет» исключению (уменьшению) объекта налогообложения на объем воды, поставляемой отдельным категориям потребителей, например, населению и субъектам хозяйствования для удовлетворения собственных санитарно-гигиенических нужд (п. 255.4 НКУ). Учитывая это, они советуют плательщикам рентной платы при отчетности воспользоваться разъяснениями, предоставленными в письме ГФСУ от 08.05.18 г. № 1388/4/99-99-12-02-03-13* и категории 121.06 ЗІР ГФСУ. То есть рассчитывать налог с помощью аж трех приложений 5 к декларации. По одному приложению на каждый вид целевого использования воды.

* См. консультацию «За воду, поставленную населению, рента не уплачивается: лояльное разъяснение фискалов» // «БН», 2018, № 23.

Достаточно лояльный вывод, который можно применять, чтобы достичь желаемого результата.

В то же время, как свидетельствует практика, на местах налоговики часто игнорируют такие разъяснения и требуют от поставщиков воды рассчитывать рентную плату за весь объем добытой воды независимо от того, кому она поставляется. Поэтому первичным водопользователям и приходится получать в свой адрес индивидуальные консультации, аналогичные комментируемому письму.